462
Роман Михайлович отметил, что термин «неопротестанты» определяется через термин «протестанты», который появился в 1529 году, как презрительная кличка, данная католиками людям, исповедующим лютеранство, но впоследствии термин «протестант» приняли лютеране как самоназвание, а затем его распространили и на англикан, как разделявших идеи континентальной Реформации. На почве Реформации стали возникать другие вероисповедания, усвоившие себе основные концепции Реформации («только Писание», «только верою», только благодатью»), но имевшие свои отличительные особенности.
Во главе угла у неопротестантизма лежит идея рождения свыше: по мнению неопротестантов, человек обретает спасение в момент так называемого обращения, которое предполагает покаяние, обретение спасающей веры и оправдание. Только обретя спасение в момент рождения свыше, неопротестант допускается к крещению. Крещение, согласно неопротестантам, таинством не является, благодати не сообщает, спасения не дарует и совершается во имя Святой Троицы в одно погружение. Смысл крещения в неопротестантизме фактически сводится к презентации еще одного спасенного перед общиной, которая состоит из уже спасенных, и совершается крещение в одно погружение во имя Святой Троицы. По вопросу понимания рождения свыше и смысла крещения неопротестанты отличаются от протестантов. Так, Лютер считал, что рождение свыше происходит в самом Таинстве крещении, оно сообщает благодать (так как ее понимал сам Лютер) и должно совершается в три погружения во имя Святой Троицы. Таким образом, по вопросу крещения и рождения свыше неопротестанты отличаются от протестантов и, следовательно, неопротестанты не могут считаться протестантами. Православная Церковь признает крещение протестантов при их присоединении к Православию, а крещение неопротестантов в одно погружение не признает согласно 50-му Апостольскому правилу, 7-му правилу Второго Вселенского Собора и 95-му правилу Шестого Вселенского Собора. Поэтому неопротестанты присоединяются к Церкви как некрещенные через Таинство Крещения. Отсюда следует, что неопротестантизм полностью безблагодатный. Кроме того, Православная Церковь учит, что рождение свыше совершается в Таинстве крещения, которому должно предшествовать научение истинам Православия и искреннее покаяние. Таким образом, то, что в Православии рассматривается условием спасения (покаяние), в неопротестантизме выдается за рождение свыше и само спасение.
Роман Михайлович выделил семь основных отличий неопротестантизма от Православия. Первое отличие состоит в разном учении о Боге и благодати: у неопротестантов Бог - это непостижимая сущность, с которой они отождествляют ее свойства, поэтому Бог в неопротестантизме трансцендентен, и верующие не могут участвовать в Его жизни. Тогда как православное учение реально различает, но не отделяет в Боге сущность и нетварные энергии, благодаря которым возможно участие в Божественной жизни христиан и их обожение. Во-вторых, отрицание православного учения о нетварной благодати ведет к тому, что человечество, воспринятое Логосом в Его Ипостась, не обожено, следовательно, в Воплощении не преодолевается онтологический разрыв между Богом и человеком, поэтому из христологии неопротестантов следует, что ни наше человечества во Христе не обожено, ни верующие в Него не могут спастись. В-третьих, как следствие отрицания учения о нетварной благодати, неопротестанты отвергают опытное Богопознание, а признают только рациональный путь Богопознания, который сводится к вычитыванию истин веры из Священного Писания. В тесной связи с вышеизложенным стоит отрицание неопротестантами православного предания.
В-четвертых, отличие в сотериологии: неопротестанты считают, что юридическая теория оправдания является единственно возможной для объяснения тайны Спасения. По их мнению, для спасения необходима только вера во Христа как личного Спасителя, Который принял на Себя гнев Бога Отца вместо кающегося грешника и тем самым избавил грешника от вечных мучений. В неопротестантской сотериологии изменяется отношение Бога Отца к человеку: вместо гнева – милость, но сам человек каким был отделенным от Бога до покаяния из-за потери благодати через грех прародителей, таким же лишенным нетварной благодати он остался после покаяния и крещения, т.е. ни то, ни другое спасения ему не дарует. Православное учение о спасении имеет своей целью приобщение верующего Божественному естеству (2Петр.1,4) благодаря синергии нетварной Божественной благодати и тварных усилий верующего. В-пятых, различие в экклесиологии: неопротестанты верят, что Церковь апостольская была разрушена в нач. 4 века, а они ее воссоздали на основании чтения Писания и крещения самих себя, тогда как православные верят, что Церковь ничто не может разрушить и она непрерывно существует с момента Пятидесятницы. В-шестых, существуют принципиальные отличия в эсхатологии. В-седьмых, отношение ко Крещению и Евхаристии: неопротестанты считают, что эти Таинства ни благодати не сообщают, ни спасения не даруют.
Гость также ответил на вопрос о возможных формах общения с неопротестантами и о возможности их спасении.