602
Встреча доктора юридических наук, заслуженного адвоката России, писателя и телеведущего Павла Алексеевича Астахова с учащимися школ Дзержинска, которая прошла 8 апреля 2025 г. в Сретенской духовной академии в рамках совместного Просветительского проекта с Финансовым университетом.
Наша же с вами сегодняшняя встреча посвящена не чуду (хотя о чуде я могу вам рассказывать долго и много), впрочем, есть и чудо рукотворное в нашей жизни, называется оно законами. Об этом мне и хотелось с вами поговорить, поэтому тема для обсуждения сегодня: «Детям о праве».
Тема, о которой нам с вами предстоит поговорить, меня всегда по-настоящему волновала, связано это с тем, что я почти сорок лет (до ровно счета не хватает, может быть, нескольких месяцев) занимаюсь законами, правом, одним словом, юриспруденцией (из них более тридцати лет связано именно с практикой адвокатской), и за все это время не было дня, когда я не обращался бы к законам, не смотрел, что нового произошло в области правового регулирования, издания, изменения законов.
В свое время, наверное, уже шестнадцать или семнадцать лет назад вдруг у нас в стране возник вопрос: «А чего же нам не хватает, чтобы всем быть законопослушными? Чего не достает нам в жизни, чтобы все мы соблюдали закон?» Мы можем задать этот вопрос себе: «Все ли мы и всегда ли выполняем правила, требования, законы?» И можем дружно ответить на этот вопрос: «Нет». А почему так устроено, что вроде бы понятно: «На красный свет не переходи» («Красный свет – дороги нет»), «Газоны не топчи», «Руки мой перед едой»… Но человек так устроен, что ему все время нужно найти какой-то способ обойти эти правила.
Есть такая поговорка, как мне кажется, не очень хорошая и правильная, но она забавная: «Законы придумывают единицы, а миллионы думают, … как их обойти». Вот я стремлюсь к тому, чтобы все же люди как можно раньше узнавали о том, что закон – это друг, товарищ, защитник, и его не надо бояться. Так бывает в ситуации с незнакомым человеком: мы его не знаем и можем остерегаться, сторониться его, потому что не понимаем, чего от него ожидать, может быть, он и улыбается, а вместе с тем что-то недоброе замыслил. А еще страшнее, когда в каком-нибудь анимационном парке к вам подходит некий персонаж в маске, и мы не видим, кто там под маской озорного и улыбчивого Микки Мауса или утенка Билли, Вилли или Дилли Дак, может быть, там совсем не добрый человек. В жизни так бывает, что незнакомый человек воспринимается нами как человек в маске с непонятными намерениями. А ведь так хочется, чтобы только добрые люди встречались в жизни. Но так не бывает. И даже если вокруг добрые люди, вы, например, все добрые, все хорошие, да, немного иногда нарушаете правила, но тем не менее, основные же из них вы знаете? «Не укради»: не будем же мы что-то друг у друга красть; «Не убей»: не будем же мы друг друга лишать жизни, не дай Бог, это – самое страшное, что может произойти: лишить другого человека жизни. То есть в целом мы – хорошие.
Человек родился, и у него уже немалое количество прав. Что у него уже есть, например? Человеческое достоинство, так что даже совсем крошечного малыша можно обидеть. И никто не имеет права этого делать, потому что в Конституции записано: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления» (часть 1 статьи 21), но есть и законы неписаные, то есть законы нравственности, морали. И мы знаем, что обижать маленького, беззащитного ребенка безнравственно. Нельзя малышей обижать, тем более что они не смогут постоять за себя, не смогут ответить. Если мы отступаем от этих законов, мы можем оказаться в заблуждении: «Как бы здорово показаться “крутым”: я сейчас его по носу щелкну, а он будет плакать и ничего мне не сделает», но это будет самоутверждением за счет другого, конечно, так себя вести нельзя. Уверен, что это вы точно знаете и этих правил не нарушаете. И эти неписаные нравственные законы тоже очень важны. Так жизнь устроена, что когда-то было достаточно самого осознания этих законов, правил, но потом люди поняли, что нужно с изобретением письменности зафиксировать некие общие правила, которые нас всех поставят в равные условия.
И в связи с этим возникает вопрос, как нам жить так, чтобы соблюдать, с одной стороны, зафиксированные в документах законы, а с другой стороны, и неписаные законы нравственности и морали, то есть быть добрыми, уважительными, вежливыми, поскольку это именно неписаный закон, нет такого установления задокументированного: «Вот ты, Вася Иванов, должен быть вежливым, ты всегда должен говорить “Спасибо”, когда тебе что-то когда-то дают, и делиться тем, что тебе дают». Нет закона и о том, чтобы желать всем своим домашним «Спокойной ночи», когда идешь ко сну. А еще лучше перед сном помириться со всеми, потому что мы будем спать хорошо только тогда, когда нас ничто не будет мучать, когда наша совесть будет спокойна.
А совесть – это наш внутренний закон, который живет в каждом человеке, в каждом из нас. «Совесть – когтистый зверь, скребущий сердце», – сказал Александр Сергеевич Пушкин. Совесть – это очень серьезный наш контролер, который внутри каждого из нас сидит и покоя не дает. Уроки не выучил – ага! Все время будет напоминать. Ручку о товарища утащил – ага! Вместо того чтобы идти в школу, пошел в кино, прогулял – снова совесть все время будет напоминать, каким нехорошим является этот поступок; и ничем совесть не заглушить. Поэтому, как сказал Марк Тулий Цицерон: «Внутри каждого человека живет закон – это его совесть», то есть совесть – это внутренний закон человека, а внешний закон, тот самый, о котором мы говорим, – это как бы «внешняя совесть» человека. Можно только удивиться, как и просто, и вместе с тем мудро это устроено. Вот наша «внешняя совесть», то есть закон, дается нам в помощь, для тех случаев, когда нам «не хватает» своей, когда мы все же пытаемся ее заглушить, отстраниться от нее. А если у нас совесть на месте, мы прислушиваемся к ее голосу, то руководством нам в полной мере служит именно внутренний закон.
Как правило, полную дееспособность приобретают люди с восемнадцати лет. Но иногда бывают ситуации, когда можно стать дееспособным раньше. Есть такое понятие «эмансипация», которое словарь определяет как «освобождение от какой-либо зависимости, подчиненности, угнетения, каких-л. ограничений». В правовом значении эмансипация – это объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (согласно статье 27 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Но здесь есть и опасность. С одной стороны, да, вы сможете уже работать, за себя отвечать, не спрашивать разрешения у мамы, чтобы вечером пойти погулять, но тогда наступает в полной мере уже и ответственность: вы будете считаться совершеннолетним, если что-то вдруг произойдет и надо будет за это отвечать.
О Конституции мы сегодня уже упоминали, но еще раз необходимо сказать, что во всем мире в настоящее время нет ни одного государства (а их около двухсот на нашей планете Земля), у которого не было бы Конституции.
Несколько слов хотелось бы вам сказать (наверное, в школьном курсе «Обществознание» вы это изучали), что в нашем государстве имеется три ветви власти: исполнительная, законодательная и судебная. И надо понимать, что эти три основные ветви власти, как три точки, которые определяют плоскость, так как устойчивой является конструкция на трех (минимально!) точках опоры. Табуретка на трех ножках вполне устойчива, а если это будет не табуретка, а «бибуретка» (на двух ножках), она не сможет стоять. При этом лучше всего, надежнее и устойчивей конструкция на четырех точках опоры.
Есть у нас исполнительная власть – это Правительство Российской Федерации, оно выполняет все решения, которые принимает законодательная власть. Законодательная власть – это та, которая принимает все законы. Над ними стоит глава государства – Президент. И посмотрите, как интересно устроена эта система: ветви власти независимы друг от друга, но, например, законодательная власть может принять закон, который изменит порядок формирования Правительства, то есть напрямую повлияет на исполнительную власть. Или законодательная власть примет решение о том, как будут теперь назначаться в нашей стране судьи. Например, есть страны, в которых судей не назначает Президент, как у нас, а их выбирают. Такая система существует в Америке, где окружных судей выбирают граждане посредством голосования. До революции и у нас (тогда – в Российской империи) мировых судей выбирали. Но при этом судебная власть, например, может вынести решение и признать какой-нибудь акт Правительства незаконным. То есть данные ветви власти друг друга сдерживают и друг другу помогают, постоянный баланс поддерживается в этой системе, все очень сбалансировано, а над всем этим стоит Президент. Он может и наложить вето на любой законопроект, и сам принять закон через свой указ прямого действия. Поэтому баланс, о котором мы сейчас говорим, – это очень важно.
Баланс должен существовать не только внутри системы управления государством, но и у каждого из нас. Есть такое понятие «кислотно-щелочной баланс организма», если этот баланс нарушается, то человек сразу начинает болеть. Чего-то не хватает в организме – от этого болезни. «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли», – это сказал А.П. Чехов. И как в человеке все должно быть сбалансировано, так же и в государстве все должно находиться в балансе. При этом каждый человек представляет собой не только некий красивый организм, одетый в прекрасную одежду, но еще и обладает гармоничным внутренним устройством за счет баланса свобод и обязанностей, своих прав и того, что он должен делать или, напротив, делать не должен.
Наша свобода распространяется до … другого человека. То есть моя свобода заканчивается там, где начинается ваша свобода. И вот здесь происходит неизбежное соприкосновение, хотим мы этого или не хотим, мы все живем в человеческом обществе, никто из нас в квартирах поодиночке не проживает. Хотя сейчас опасность такая есть, когда мы стали увлекаться общением с искусственным интеллектом, ведь он не обидит, не нагрубит, говоришь ему: «Включи мне фильм, подбери мне музыку, закажи мне еду в какой-нибудь лавке…» – и он заказывает и все делает. Не наругается на нас, не обидится. Казалось бы, замечательно! Зачем нужны друзья, когда у нас есть такой электронный помощник, правда? А если целое поколение молодых людей, таких, как вы, вырастет в одиночестве с искусственным интеллектом? Куда в таком случае пойдет дальше наше человеческое общество? Ведь человек – создание общественное, ему нужны другие люди. Даже этот интеллект, хотя он и искусственный, но говорит человеческим (!) голосом. Однако он никогда не станет человеком, потому что у него нет самого главного… души. Той самой Божественной частицы, которая есть в каждом из нас, потому что душа – это «частица Божественного». Наша душа сотворена Богом, и нам, конечно же, надо ее беречь. Итак, наша свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека, и это важно очень понимать.
Для чего вообще существуют права, а также уже обозначенный нами баланс прав и обязанностей?
И конечно все наши права, свободы и обязанности зависят, прежде всего, от сферы жизни, в которой в том или ином конкретном случае мы их осуществляем.
Сколько у нас в стране законов, знаете? Примерно десять тысяч сто, и этого достаточно. Но вы же все эти десять тысяч законов не знаете? Мог бы сказать вам, что я знаю все десять тысяч законов, но это будет неправдой. Однако я неплохо знаю Конституцию, неплохо знаю законы, которые непосредственно касаются профиля моей деятельности – гражданских прав, также долгое время я занимался уголовными делами, то есть неплохо знаю уголовное право. В принципе для всех специалистов характерна определенная профильность.
Продолжение следует...