Встреча-беседа «Детям о праве»

Московская Сретенская  Духовная Академия

Встреча-беседа «Детям о праве»

602



Встреча доктора юридических наук, заслуженного адвоката России, писателя и телеведущего Павла Алексеевича Астахова с учащимися школ Дзержинска, которая прошла 8 апреля 2025 г. в Сретенской духовной академии в рамках совместного Просветительского проекта с Финансовым университетом.

Добрый день, дорогие друзья! Приветствую вас здесь, в Сретенском монастыре, на этой исторической земле, на месте памятном, поскольку построена Сретенская обитель в память о произошедшем чуде. Это очень важно. В этом смысле очень точными являются слова митрополита Крымского и Симферопольского Тихона, в течение долгих лет (1995–2018) являвшегося наместником Сретенского монастыря, о том, что вообще историю России невозможно понять без понимания чуда.

Наша же с вами сегодняшняя встреча посвящена не чуду (хотя о чуде я могу вам рассказывать долго и много), впрочем, есть и чудо рукотворное в нашей жизни, называется оно законами. Об этом мне и хотелось с вами поговорить, поэтому тема для обсуждения сегодня: «Детям о праве».

Пусть вас не смущает слово «дети», понимаю, что передо мной сегодня собрались уже достаточно взрослые и серьезные люди в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет. Моему младшему сыну сейчас пятнадцать с половиной лет (он примерно ваш ровесник), поэтому о вашем возрасте мне известно не понаслышке, тем более что мы с супругой вырастили еще двух старших сыновей (одному из них 37 лет, а другому – 32), и с младшим сыном мы сейчас заново проходим все эти этапы взросления.

Тема, о которой нам с вами предстоит поговорить, меня всегда по-настоящему волновала, связано это с тем, что я почти сорок лет (до ровно счета не хватает, может быть, нескольких месяцев) занимаюсь законами, правом, одним словом, юриспруденцией (из них более тридцати лет связано именно с практикой адвокатской), и за все это время не было дня, когда я не обращался бы к законам, не смотрел, что нового произошло в области правового регулирования, издания, изменения законов.

Перед тем, как прийти на встречу с вами мы с моими помощниками провели эфир на популярном сейчас канале «Соловьев.Live», на котором есть моя программа «Адвокат»: эта часовая программа полностью посвящена ответам на вопросы слушателей и зрителей. Дело в том, что когда-то очень-очень давно я сам себе ответил на этот вопрос о сути своей профессии: «Профессия адвоката – это профессия, которая отвечает на вопросы». Люди приходят к адвокату, к юристу и спрашивают: «Что мне за это будет? Сколько мне за это дадут? Как мне вернуть деньги или квартиру?», и так далее – огромное количество вопросов. Поэтому, как мне кажется, суть профессии адвоката, прежде всего, состоит в том, что отвечать на вопросы и помогать, конечно. В рамках данной программы мы делаем это совершенно бесплатно, все желающие дозваниваются, задают вопросы, и мы на них отвечаем.

В свое время, наверное, уже шестнадцать или семнадцать лет назад вдруг у нас в стране возник вопрос: «А чего же нам не хватает, чтобы всем быть законопослушными? Чего не достает нам в жизни, чтобы все мы соблюдали закон?» Мы можем задать этот вопрос себе: «Все ли мы и всегда ли выполняем правила, требования, законы?» И можем дружно ответить на этот вопрос: «Нет». А почему так устроено, что вроде бы понятно: «На красный свет не переходи» («Красный свет – дороги нет»), «Газоны не топчи», «Руки мой перед едой»… Но человек так устроен, что ему все время нужно найти какой-то способ обойти эти правила.

Есть такая поговорка, как мне кажется, не очень хорошая и правильная, но она забавная: «Законы придумывают единицы, а миллионы думают, … как их обойти». Вот я стремлюсь к тому, чтобы все же люди как можно раньше узнавали о том, что закон – это друг, товарищ, защитник, и его не надо бояться. Так бывает в ситуации с незнакомым человеком: мы его не знаем и можем остерегаться, сторониться его, потому что не понимаем, чего от него ожидать, может быть, он и улыбается, а вместе с тем что-то недоброе замыслил. А еще страшнее, когда в каком-нибудь анимационном парке к вам подходит некий персонаж в маске, и мы не видим, кто там под маской озорного и улыбчивого Микки Мауса или утенка Билли, Вилли или Дилли Дак, может быть, там совсем не добрый человек. В жизни так бывает, что незнакомый человек воспринимается нами как человек в маске с непонятными намерениями. А ведь так хочется, чтобы только добрые люди встречались в жизни. Но так не бывает. И даже если вокруг добрые люди, вы, например, все добрые, все хорошие, да, немного иногда нарушаете правила, но тем не менее, основные же из них вы знаете? «Не укради»: не будем же мы что-то друг у друга красть; «Не убей»: не будем же мы друг друга лишать жизни, не дай Бог, это – самое страшное, что может произойти: лишить другого человека жизни. То есть в целом мы – хорошие.

Но у нас есть права, есть свободы, которые нам даны… Даже не Конституцией (о ней мы еще скоро поговорим), а самой жизнью. Мы родились, и у нас уже есть право (при этом самое главное!) – право на жизнь. Да, Конституция определяет: «Каждый имеет право на жизнь» (часть 1 статьи 20), но сам факт нашей жизни не определяется Конституцией или каким-либо другим законом. Ведь было время, когда не было никаких писаных законов, и самой письменности не было, а право это существовало. И уже тогда в человеческом обществе считалось незаконным и самым страшным преступлением, если кто-то лишил другого человека жизни, даже только что родившегося.

Человек родился, и у него уже немалое количество прав. Что у него уже есть, например? Человеческое достоинство, так что даже совсем крошечного малыша можно обидеть. И никто не имеет права этого делать, потому что в Конституции записано: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления» (часть 1 статьи 21), но есть и законы неписаные, то есть законы нравственности, морали. И мы знаем, что обижать маленького, беззащитного ребенка безнравственно. Нельзя малышей обижать, тем более что они не смогут постоять за себя, не смогут ответить. Если мы отступаем от этих законов, мы можем оказаться в заблуждении: «Как бы здорово показаться “крутым”: я сейчас его по носу щелкну, а он будет плакать и ничего мне не сделает», но это будет самоутверждением за счет другого, конечно, так себя вести нельзя. Уверен, что это вы точно знаете и этих правил не нарушаете. И эти неписаные нравственные законы тоже очень важны. Так жизнь устроена, что когда-то было достаточно самого осознания этих законов, правил, но потом люди поняли, что нужно с изобретением письменности зафиксировать некие общие правила, которые нас всех поставят в равные условия.

Что записано во всех конституциях мира, в том числе в нашей Конституции Российской Федерации? «Все равны перед законом и судом» (часть 1 статьи 19). Перед ними все равны вне зависимости от расы, национальности, увлечений, убеждений – политических и религиозных. И очень важно, что есть нечто, что делает равными всех. При этом мы не рассматриваем, что иногда бывают ситуации, когда кто-то сам считает, что он более прав, чем все правые, в этом случае происходит как раз отступление от этого установления о равенстве. Этого не должно быть, все должны быть равны.

И в связи с этим возникает вопрос, как нам жить так, чтобы соблюдать, с одной стороны, зафиксированные в документах законы, а с другой стороны, и неписаные законы нравственности и морали, то есть быть добрыми, уважительными, вежливыми, поскольку это именно неписаный закон, нет такого установления задокументированного: «Вот ты, Вася Иванов, должен быть вежливым, ты всегда должен говорить “Спасибо”, когда тебе что-то когда-то дают, и делиться тем, что тебе дают». Нет закона и о том, чтобы желать всем своим домашним «Спокойной ночи», когда идешь ко сну. А еще лучше перед сном помириться со всеми, потому что мы будем спать хорошо только тогда, когда нас ничто не будет мучать, когда наша совесть будет спокойна.

А совесть – это наш внутренний закон, который живет в каждом человеке, в каждом из нас. «Совесть – когтистый зверь, скребущий сердце», – сказал Александр Сергеевич Пушкин. Совесть – это очень серьезный наш контролер, который внутри каждого из нас сидит и покоя не дает. Уроки не выучил – ага! Все время будет напоминать. Ручку о товарища утащил – ага! Вместо того чтобы идти в школу, пошел в кино, прогулял – снова совесть все время будет напоминать, каким нехорошим является этот поступок; и ничем совесть не заглушить. Поэтому, как сказал Марк Тулий Цицерон: «Внутри каждого человека живет закон – это его совесть», то есть совесть – это внутренний закон человека, а внешний закон, тот самый, о котором мы говорим, – это как бы «внешняя совесть» человека. Можно только удивиться, как и просто, и вместе с тем мудро это устроено. Вот наша «внешняя совесть», то есть закон, дается нам в помощь, для тех случаев, когда нам «не хватает» своей, когда мы все же пытаемся ее заглушить, отстраниться от нее. А если у нас совесть на месте, мы прислушиваемся к ее голосу, то руководством нам в полной мере служит именно внутренний закон.

Говоря о законах, необходимо сказать, что многие законы распространяются еще не на всех из вас, в смысле ответственности, которая может наступать за несоблюдение этих законов, поскольку не все еще достигли шестнадцатилетнего возраста. Следующей такой отметкой является восемнадцатилетний возраст, – это те периоды, когда человек растет и обретает так называемую дееспособность, то есть способность приобретать и осуществлять права, распоряжаться свободами и нести ответственность за свои поступки несоблюдения или нарушения законов. Поэтому, когда вы вырастаете, после восемнадцати лет вы становитесь взрослыми и дееспособными людьми. Так говорит об этом закон.

Как правило, полную дееспособность приобретают люди с восемнадцати лет. Но иногда бывают ситуации, когда можно стать дееспособным раньше. Есть такое понятие «эмансипация», которое словарь определяет как «освобождение от какой-либо зависимости, подчиненности, угнетения, каких-л. ограничений». В правовом значении эмансипация – это объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (согласно статье 27 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В бытовом смысле это может значить, что человек стремительно (не по годам) развивается, например, это может быть связано с быстрым ростом, так что подросток выглядит возмужавшим, и кажется, что перед нами уже совсем не подросток, а молодой человек (это уже другая, следующая, возрастная категория). Но главное – не внешняя сторона, а то, что эмансипация может наступать в том случае, когда вам в силу тех или иных жизненных обстоятельств приходится, например, идти работать. Видел ребят, которые уже в четырнадцать лет работают, чтобы содержать и помогать своей семье. Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации (статья 63) с четырнадцати лет можно работать, с оговоркой, что в таком случае это должно быть выполнением «легкого труда, не причиняющего вреда <…> здоровью». И сам лично, когда был таким, как вы, в далеком советском детстве, каждый раз, когда наступало время каникул, устраивался на работу: на тяжелую работу не брали, поэтому устраивался на овощную базу, что-то перебирать, подавать ящики, и всегда свои 20–25 рублей зарабатывал, что по нынешним меркам, наверное, около 20 тысяч рублей (совсем неплохо!). Многие из вас, возможно, хотят работать как можно раньше. Так вот, если вы начинаете работать в довольно еще раннем возрасте, вам это необходимо, и вы можете себя обеспечивать, вы можете поставить вопрос о досрочном совершеннолетии – это и называется «эмансипация».

Но здесь есть и опасность. С одной стороны, да, вы сможете уже работать, за себя отвечать, не спрашивать разрешения у мамы, чтобы вечером пойти погулять, но тогда наступает в полной мере уже и ответственность: вы будете считаться совершеннолетним, если что-то вдруг произойдет и надо будет за это отвечать.

О Конституции мы сегодня уже упоминали, но еще раз необходимо сказать, что во всем мире в настоящее время нет ни одного государства (а их около двухсот на нашей планете Земля), у которого не было бы Конституции.

Почему? Поскольку это – основной закон, так и определяется: «Конституция – основной закон Российской Федерации», она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации (аналогично и в отношении Конституции любой другой страны). Тогда как все остальные законы, правила, постановления Правительства, указы (существует очень много разных видов юридических документов) находятся в подчинении Конституции. И нет сегодня ни одного такого закона или нормативного акта, который бы противоречил Конституции. А если это происходит, то решает этот вопрос и вообще следит за этим Конституционный Суд Российской Федерации.

В Конституционном Суде есть судьи, которые рассматривают суть дела и определяют, соответствует ли Конституции тот или иной новый закон или нет? Или если вдруг вы столкнулись с тем, что, как вам кажется, какой-либо закон не соответствует Конституции, вы можете пойти в Конституционный Суд и обжаловать этот закон. Сам лично как минимум два раза обжаловал в Конституционном Суде два закона: один раз закон об избирательных правах наших граждан, а в другой раз 125-ю статью Уголовно-процессуального кодекса, говорил: «Она не соответствует Конституции Российской Федерации», и Конституционный Суд, рассмотрев представленные аргументы, принимал решение, которое я просил принять. Так что два таких дела у меня было в Конституционном Суде, и мне как юристу в профессиональном плане, конечно, приятно, что меня услышали, законы поправили, и теперь они соответствуют Конституции.

Несколько слов хотелось бы вам сказать (наверное, в школьном курсе «Обществознание» вы это изучали), что в нашем государстве имеется три ветви власти: исполнительная, законодательная и судебная. И надо понимать, что эти три основные ветви власти, как три точки, которые определяют плоскость, так как устойчивой является конструкция на трех (минимально!) точках опоры. Табуретка на трех ножках вполне устойчива, а если это будет не табуретка, а «бибуретка» (на двух ножках), она не сможет стоять. При этом лучше всего, надежнее и устойчивей конструкция на четырех точках опоры.

Так и три ветви власти – это достаточно устойчивая система. То же самое мы увидим, если рассмотрим устройство судебного процесса. Сколько сторон участвует в суде? Две. Но есть судья как самостоятельная третья сторона, которая принимает решение. Опять же мы видим «треугольник», снова три точки обеспечивают устойчивость. И только то судебное решение будет устойчивым (справедливым), в котором участвовали все: и сторона обвинения, и сторона защиты, и судья, который принял независимое решение. А если мы уберем одну из составляющих, одного участника, получится беззаконие, страшный произвол. Этого допускать нельзя. Поэтому здесь все должно быть четко сбалансировано. Баланс вообще очень важен, в том числе, если это касается нас самих: баланс позволяет не выходить из себя, не раздражаться, не нервничать, поэтому всегда стремитесь к балансу во всем, в своих решениях, в том, что вы думаете и в том, как вы себя ведете.

Есть у нас исполнительная власть – это Правительство Российской Федерации, оно выполняет все решения, которые принимает законодательная власть. Законодательная власть – это та, которая принимает все законы. Над ними стоит глава государства – Президент. И посмотрите, как интересно устроена эта система: ветви власти независимы друг от друга, но, например, законодательная власть может принять закон, который изменит порядок формирования Правительства, то есть напрямую повлияет на исполнительную власть. Или законодательная власть примет решение о том, как будут теперь назначаться в нашей стране судьи. Например, есть страны, в которых судей не назначает Президент, как у нас, а их выбирают. Такая система существует в Америке, где окружных судей выбирают граждане посредством голосования. До революции и у нас (тогда – в Российской империи) мировых судей выбирали. Но при этом судебная власть, например, может вынести решение и признать какой-нибудь акт Правительства незаконным. То есть данные ветви власти друг друга сдерживают и друг другу помогают, постоянный баланс поддерживается в этой системе, все очень сбалансировано, а над всем этим стоит Президент. Он может и наложить вето на любой законопроект, и сам принять закон через свой указ прямого действия. Поэтому баланс, о котором мы сейчас говорим, – это очень важно.

Баланс должен существовать не только внутри системы управления государством, но и у каждого из нас. Есть такое понятие «кислотно-щелочной баланс организма», если этот баланс нарушается, то человек сразу начинает болеть. Чего-то не хватает в организме – от этого болезни. «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли», – это сказал А.П. Чехов. И как в человеке все должно быть сбалансировано, так же и в государстве все должно находиться в балансе. При этом каждый человек представляет собой не только некий красивый организм, одетый в прекрасную одежду, но еще и обладает гармоничным внутренним устройством за счет баланса свобод и обязанностей, своих прав и того, что он должен делать или, напротив, делать не должен.

А наша свобода до каких пор распространяется: на всю вселенную, или только в рамках страны, или только в рамках этого помещения, как определить это?

Наша свобода распространяется до … другого человека. То есть моя свобода заканчивается там, где начинается ваша свобода. И вот здесь происходит неизбежное соприкосновение, хотим мы этого или не хотим, мы все живем в человеческом обществе, никто из нас в квартирах поодиночке не проживает. Хотя сейчас опасность такая есть, когда мы стали увлекаться общением с искусственным интеллектом, ведь он не обидит, не нагрубит, говоришь ему: «Включи мне фильм, подбери мне музыку, закажи мне еду в какой-нибудь лавке…» – и он заказывает и все делает. Не наругается на нас, не обидится. Казалось бы, замечательно! Зачем нужны друзья, когда у нас есть такой электронный помощник, правда? А если целое поколение молодых людей, таких, как вы, вырастет в одиночестве с искусственным интеллектом? Куда в таком случае пойдет дальше наше человеческое общество? Ведь человек – создание общественное, ему нужны другие люди. Даже этот интеллект, хотя он и искусственный, но говорит человеческим (!) голосом. Однако он никогда не станет человеком, потому что у него нет самого главного… души. Той самой Божественной частицы, которая есть в каждом из нас, потому что душа – это «частица Божественного». Наша душа сотворена Богом, и нам, конечно же, надо ее беречь. Итак, наша свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека, и это важно очень понимать.

Для чего вообще существуют права, а также уже обозначенный нами баланс прав и обязанностей?

Чтобы мы жили в согласии, чтобы всегда отстаивали наши интересы, для того, чтобы, с одной стороны, свои права защищать, но, с другой стороны, соблюдать и права других людей, которые нас окружают. Потому что только так можно создать этот баланс в развитом человеческом обществе.

И конечно все наши права, свободы и обязанности зависят, прежде всего, от сферы жизни, в которой в том или ином конкретном случае мы их осуществляем.

Не могу не показать вам эту книгу «Детям о праве» по той простой причине, что с этого, можно так сказать, началось мое исследование. В 2008 году я уже был юристом, и когда, как мы уже с вами говорили, возникла тема правового просвещения у нас в стране, я на это очень живо откликнулся, потому что задумался: «А как же нам создать такое законопослушное общество, чтобы не было ни у кого разногласий в плане соблюдения закона, ведь закон написан, мы же все голосовали за него, принимали его в лице наших депутатов, законодателей, сенаторов». А чего не хватает нам для соблюдения законов? Дисциплины. Но думаю, что, прежде всего, надо начинать не с дисциплины, а с простых вещей: с того, чтобы узнать эти законы, ведь если ты не знаешь законов, ты и не понимаешь, как их соблюдать, о чем они вообще говорят… 

Сколько у нас в стране законов, знаете? Примерно десять тысяч сто, и этого достаточно. Но вы же все эти десять тысяч законов не знаете? Мог бы сказать вам, что я знаю все десять тысяч законов, но это будет неправдой. Однако я неплохо знаю Конституцию, неплохо знаю законы, которые непосредственно касаются профиля моей деятельности – гражданских прав, также долгое время я занимался уголовными делами, то есть неплохо знаю уголовное право. В принципе для всех специалистов характерна определенная профильность.


Продолжение следует...