«Не вы Меня избрали, а Я вас избрал»

Московская Сретенская  Духовная Академия

«Не вы Меня избрали, а Я вас избрал»

757



Студент 4-го курса бакалавриата Сретенской духовной академии Николай Небратенко ходил в храм с детства, но мысль о том, чтобы встать на священнический путь, подсказал папа. Это произошло после чуда, случившегося в алтаре. Сегодня беседуем с Николаем о том, что же там произошло, чем его привлекла Сретенка, и как цитаты святых отцов в коридорах Академии помогают делать правильный выбор. 

– Николай, к священству Вы начали свой путь достаточно давно. Если можно, расскажите о том, почему из всех предлагаемых Господом путей Вы выбрали именно этот?

– Я с детства верующий, всегда ходил в храм с родителями. Но я никогда не думал о том, чтобы быть священником. Если такие мысли и приходили, я думал, что это совсем не про меня. 

Однажды священник, друг семьи, попросил меня помочь ему в алтаре на вечернем богослужении, потому что в тот день никого из пономарей не было. Для меня в 14 лет это стало большим событием. Та всенощная для меня была особенной по ощущениям, и на ней случилось чудо. 

У меня была болезнь – нервные тики, и врачи не могли мне ничем помочь. После службы священник сказал, что за все время пребывания в алтаре у меня ни разу не было проявления болезни. Вся моя семья очень удивилась. Тогда у родителей возникла мысль, что если я буду помогать в алтаре постоянно, то болезнь может пройти. 

Мы обратились к нашему духовнику с просьбой взять меня в алтарь, и он согласился. В алтаре моя болезнь никогда не проявлялась, хотя стоило мне выйти из храма, и тики возвращались. Нужно сказать, что постепенно их стало меньше, а затем они исчезли совсем.

В алтаре моя болезнь никогда не проявлялась

Так я стал пономарить, глубже проникая в богослужение. Мне это очень нравилось. Я стал намного чаще ходить в церковь, ездил в храм за городом, даже иногда пропуская ради этого школу. Но мне это прощали, потому что учился я на «отлично». И уже в классе восьмом папа спросил, куда я хочу пойти учиться. Я в то время хотел быть врачом и готовился сдавать химию с биологией, а папа спросил, не хочу ли я стать священником. Для меня это был очень неожиданный вопрос, ведь я об этом никогда всерьез не задумывался. Но папа спросил, видимо, потому что увидел, как мне нравится быть в храме. Я стал думать. В течение года я много размышлял об этом и, наконец, решил, что хочу пойти учиться в семинарию, и, если Господь сподобит, быть священником. Папа очень обрадовался этому решению, а мама немного встревожилась. Она, наверное, как-то иначе видела мой путь, но вскоре приняла мой выбор.

– Почему в итоге Сретенка?

– Когда в я поступил учиться в православную Варницкую гимназию в 11-й класс, мы с ребятами обсуждали обучение в разных семинариях. Нас возили в Троице-Сергиеву лавру и в Сретенскую семинарию, проводили экскурсии как потенциальным абитуриентам. 

Когда мы приехали в Сретенку и нам открыли ворота, а это было в мае, когда все цветет, я вдохнул и не смог выдохнуть до тех пор, пока мы не выехали из монастыря. Он произвел на меня какое-то особенное впечатление. Райский зеленый уголок совершенной тишины, внешней и внутренней, в самом центре шумной Москвы. И запомнилось очень теплое отношение тех ребят, которые нам проводили экскурсию, и преподавателей, а также рассказы студентов, которые говорили о том, насколько владыка Тихон любит семинарию, свое детище, и с каким вниманием и заботой он к ней относится. Это чувствуется даже теперь, хотя владыку Тихона перевели из Сретенского монастыря еще до моего поступления. И для меня самым важным фактором при поступлении была именно эта семейность, камерность. Наша семинария небольшая, и здесь могут быть интересные послушания. Можно себя попробовать в самых разных сферах, приобрести большой опыт, и этим я сейчас пользуюсь и радуюсь этому.

– А Вы когда-нибудь пожалели, может быть, в глубине души о том, что приняли решение идти по пути священства? Мне кажется, что в юношеском возрасте очень сложно сделать правильный выбор. Тебе хочется и того, и этого, а когда ты начинаешь глубже погружаться в предмет твоих интересов, ты понимаешь, что, может быть, где-то не хватает знаний, где-то не хватает терпения, и вообще не того хотелось?

– Изначально я осознал, что на любом пути у любого человека всегда бывают трудности. И важно настроиться на то, чтобы их преодолевать, какими бы они ни были, потому что рано или поздно трудности заканчиваются. И с семинарией было то же самое. Тут есть свои трудности. Они бывают продолжительными, бывают короткими. Наверное, самое тяжелое испытание, искушение, было во время поступления. Когда мы были абитуриентами, в течение недели жили в Академии и выполняли разные послушания. Они были простыми: подмести улицу или вымыть коридор. И хотя этот коридор был совсем небольшим, какие-то там 15–20 квадратных метров, почему-то в тот момент для меня это было ужасно сложно. Сейчас бы я этот коридор помыл за несколько минут. Тогда я тратил на него очень много времени.

Я, уже сдав ЕГЭ, конечно, переживал о своем будущем и, стоя на пороге семинарии, раздумывал, войти или не войти в эту жизнь во всеми ее тогда еще непонятными трудностями и радостями. И в этот момент я для себя все-таки решил, что нужно идти до конца, несмотря на сложности. Меня на это вдохновила одна из цитат святых отцов, которые висят у нас в коридоре. Там было сказано, что трудности будут всегда и нужно их просто преодолевать. Эти цитаты, расположенные в коридорах нашей Академии и на лестницах, очень вдохновляют, подбадривают. Если наступает какое-то такое искушение, уныние, обычно пойдешь, прочтешь несколько изречений, и как-то уже легче становится.

Трудности будут всегда, и нужно их преодолевать

– Вам удалось достаточно быстро понять, что это действительно Ваше место? Вы подружились с ребятами? Вам понравились преподаватели?

– Понимание приходило медленно, я бы сказал, двигалось по синусоиде. На первом курсе, когда мы поехали в скит, мне было, с одной стороны, просто, потому что со мной поступило шестеро моих одноклассников из Варниц. И даже, как оказалось, вместе со мной поступил парень, с которым мы вместе учились с четвертого класса и даже жили в соседних домах. Это все, конечно, облегчало процесс адаптации. С другой стороны, антиковидные меры накладывали свой отпечаток, по-своему усложняли жизнь. Я привыкал к системе все четыре года, выстраивал взаимоотношения с однокурсниками и преподавателями.

К преподавателям, к предметам отношение время от времени менялось. До поступления ты читаешь расписание и думаешь: «Как классно, что будет так много разных занятий». А с началом учебы понимаешь, что много пар – это не так здорово, когда на них приходится ходить, и далеко не все просты в изучении. Особенно если дисциплина узконаправленная, совсем тебе неизвестная. Или видишь интересное название предмета и представляешь одно, а получаешь другое. Расстраиваешься. Но случается и наоборот: предмет с непонятным названием раскрывается неожиданным образом, и ты получаешь очень много радости от его изучения, очень много полезного. Один предмет не оправдывает ожиданий, а другой их превосходит. И последних гораздо больше.

– А какой предмет для Вас самый сложный? Вы упомянули, что есть что-то, что тяжело дается. Что Вы имели ввиду?

– Наверное, это история Русской Церкви. Почему-то для меня этот предмет оказался самым сложным. Может быть, потому что много разных фактов и сведений, о которых раньше не слышал. Но так получилось, что дипломную работу я как раз пишу по истории Русской Церкви.

– А какой предмет доставляет наибольшую радость? 

– Это лекции Александра Николаевича Ужанкова. На его занятиях мы рассматриваем произведения русских классиков с духовной точки зрения. Еще лекции отца Вадима Леонова по догматике. Это мои любимые занятия. Если я одно пропускаю, то потом об этом жалею. 

– Общаясь со студентами других духовных учебных заведений, Вы, наверное, спрашиваете, как у кого происходит процесс обучения. Можете сравнить, как проходит обучение, например, в Московской духовной академии, в Коломенской семинарии? 

– Да, конечно, так всегда и происходит. Это, наверное, один из первых вопросов, когда мы общаемся между собой. Точно могу сказать, что каждое духовное учебное заведение прекрасно по-своему. Я знаю людей, которые, как и я, чувствуют себя прекрасно в Сретенке. В Московской духовной академии нам было бы очень трудно учиться и жить. А есть ребята, которые благодарят Бога за то, что поступили в МДА. И для них наша Сретенка была бы чем-то сложным, неродным. И так с каждой духовной академией или семинарией. Понятно, что есть рейтинги духовных учреждений. Но они не отображают всей полноты учебного процесса. Он не измеряется в цифрах, в оценках, он более глубокий, более интересный и более личный, поэтому важно выбрать то, что подходит именно тебе. Слава Богу, я понял, что мое место здесь, в Сретенке.

– Что именно Вас привлекает? Возможно, какие-то послушания для Вас особенно интересны, например, миссионерские поездки. Возможно, это обучение в самом центре столицы, или это какие-то интересные предметы, которые отсутствуют в других вузах, или обучение на первом курсе в скиту. Что Вы особенно выделили бы?

– Мне нравится, что Академия находится в центре Москвы. Ты можешь вечером выйти в город, если свободен, и погулять. Можешь посетить какие-то культурные места, хотя это, к сожалению, удается редко, в том числе из-за очень большой нагрузки. Можно выбрать интересные послушания, хотя от менее интересных это тебя не освобождает. 

Я нашел себя в просветительской деятельности, в миссионерских поездках, в работе с детьми. У нас для этого широкие возможности. 

Нравится камерность: мы здесь как одна большая семья

Конечно же, преподаватели очень хорошие. Нравится камерность: мы здесь как одна большая семья. Такая атмосфера хороша тем, что о тебе всегда все знают, тебе могут помочь, подсказать, могут тебя поддержать. Но с другой стороны, если ты провинишься, это не останется без внимания. Меры примут очень быстро. При этом дважды за одно не наказывают, долго грехов не помнят. Важен процесс воспитания и исправления, а не наказание как таковое. Бывает, что за небольшую провинность, например, если ты опоздал, тебя могут сильно наказать. И от этого становится очень обидно. Но ты понимаешь, что из тебя просто пытаются выкорчевать страсть опаздывать. Если удается исправиться, стать лучше, понимаешь, что все это для тебя полезно.

– Соборное служение с участием выпускников, где есть возможность поговорить с теми, кто уже прошел Вашим путем, как-то Вам помогает? В священническом служении ответственность очень большая. Мне кажется, что, когда ты понимаешь, на что ты решаешься, возникает некий страх. И возможность пообщаться с теми, кто уже этим путем идет, этот страх помогает преодолевать.

– Мы не воспринимаем это как какое-то особенное избранничество. Этим путем могли бы пойти многие, главное – желание. Но Господь сказал: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Ин. 15: 16), то есть Он нас позвал, а мы только откликнулись на Его призыв. Это благословение Божие. Порой ты даже забываешь, для чего сюда пришел. Говорю в том смысле, что ты не ходишь целый день, думая, что потом будешь диаконом или священником, а живешь обычной жизнью. Вокруг тебя люди тоже собираются идти этим путем. И ты понимаешь, что они такие же обычные люди, как и все вокруг. Может быть, чем-то отличаются, но все же обычные. И это по-хорошему заземляет. 

Когда общаешься с людьми, которые уже рукоположены, стали священниками, диаконами или даже епископами (уже несколько наших выпускников стали архиереями), ты понимаешь, что священство – что-то близкое, родное. Когда в обычной жизни ты видишь священника на богослужениях, его фигура воспринимается по-особенному. А здесь ты воспринимаешь его живо, неформально. И вот это ощущение для меня очень важно.

– Думаете о предстоящем служении, каким оно будет?

– Господь, как мне кажется, видит желания людей и, наверное, выполняет большинство из них. Не всегда то, что мы хотим, нам полезно или действительно нужно, поэтому часто бывает, что ты чего-то хочешь, а с тобой случается другое. Ты можешь расстроиться, думать, что же с тобой не так. А потом ты понимаешь, что Господь о тебе предусмотрел и подал тебе лучшее, самое замечательное, что только можно было дать тебе в этой ситуации. Но ты это видишь только спустя некоторое время, поэтому я сильно не загадываю, где и каким будем мое служение. Я просто живу, занимаюсь тем, что мне интересно в данный момент. Я, наверное, иду каким-то средним путем, совмещая свои желания с пониманием, что всем управляет Господь и нужно быть открытым к принятию воли Божией. И если ты построишь слишком много планов, то потом может быть больно в них разочаровываться, если все пойдет по Божиему плану, а не по-твоему.

– В Академии у студентов очень много послушаний. Тяжело совмещать с учебой?

– Уметь распределять правильно время – это самое сложное, чему ты учишься. Может быть, обилие послушаний и учебных занятий как раз имеет цель научить нас правильно распоряжаться своим временем и ресурсами. Из-за множества послушаний не всегда удается уделять столько времени учебе, сколько хотелось бы. Но при этом не знаю, смог ли я уделять больше времени учебе, если бы не было этих послушаний. Возможно, я бы просто слишком много отдыхал. Господь о нас промышляет и посылает каждому только полезное.

– Чему самому главному Вы научились в стенах Сретенки? Понятно, что еще продолжается обучение. Но что самое главное Вы с собой унесете, выйдя за стены вуза?

– Самое главное, наверное, – это знания о Боге, о человеке. Знания, которые мы получаем на занятиях, а также опытное знание, которое рождается из попыток применять изученное в своей жизни. И хотя нельзя сказать, что у меня какой-то большой жизненный или церковный опыт, но даже этот опыт, наверное, – это самое главное и самое ценное, что я имею.

Беседовала Наталья Рязанцева