«Инок-простец, прикрытый архиерейским саном»: о Патриархе Тихоне и его монашеских добродетелях

Московская Сретенская  Духовная Академия

«Инок-простец, прикрытый архиерейским саном»: о Патриархе Тихоне и его монашеских добродетелях

603



Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России, избранный на Патриарший Престол в ноябре 1917 года, возглавляет Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Мы воспринимаем его как Отца-Патриарха, как борца за единство Русской Церкви, ее защитника и исповедника веры Христовой. Гораздо меньше мы знаем его как монаха-подвижника, как наставника в святости. Между тем сохранившиеся материалы свидетельствуют, что Патриарх Тихон был прежде всего монахом, и монахом истинным, настоящим.

Азы веры и благочестия были заложены еще в детстве Василия Беллавина (мирское имя Патриарха Тихона) его родителями – иереем Иоанном и его супругой Анной, и приумножены самим святителем. Задумываться о монашеском пути он начал еще во время учебы в Санкт-Петербургской духовной академии. Есть такая монашеская поговорка, что никто не может отречься от мира, если не увидит в глазах, на лице хоть одного человека сияние вечной жизни. В год поступления Василия в Академию монашество принимают сразу несколько студентов, хотя до этого в течение 20 лет среди учащихся не было ни одного монаха. Эти события не могли не повлиять на Василия. Однако он не стал принимать постриг в годы студенчества. В письме своему другу Петру Булгакову, будущему протоиерею, он так объяснял свой выбор: «…в бытность в Академии я по складу душевному тяготел к монашеству, но постригаться тогда я не решался, во­-первых, потому что хотелось поиспытать себя; во всяком случае, тогда я себя знал меньше, чем теперь, а во­-вторых, постригись я в Академии, пожалуй, сразу по окончании курса меня, как и других молодых монахов, несмотря на отсутствие опытности, назначили бы на пост начальнический, а это в большинстве случаев, кажется, сопровождается некоторым вредом и для лица, и для дела. Конечно… опытность и теперь не Бог знает какая у меня! Однако ты сам по опыту знаешь, что все же лучше прослужить хотя [бы] года два, чем нисколько не служить». Василий Беллавин при постриге получил имя святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца, память которого празднуется Церковью 26 августа (н. ст.). Василий очень любил этого святого, отличавшегося кротостью и смирением. Монашеский постриг имел большое значение в жизни будущего святителя. С тех пор он стал еще более внимателен к своему «внутреннему человеку» (2 Кор. 4: 16), предельно строг к себе. Всего себя он посвятил служению Церкви. После пострига отец Тихон возводится в сан архимандрита и становится ректором Холмской духовной семинарии. Но несет он свой подвиг в миру. При этом тяготеет к монашескому строю жизни и монастырскому богослужению.

Так, по почину отца Тихона в Холме, где не было ни одного монастыря, появилось нововведение – пение с канонархом, принятое в православных обителях. В это же время он пишет статью «О подвижничестве», которая обнаруживает не только его прекрасное знакомство с жизнью святых монахов подвижников, но и понимание сути их подвига, сути монашества. «Главное величие человека заключается в силе его духа, и такое величие и проявляли в себе подвижники. Это – люди, которые избирают себе единую цель жизни, единый путь – Христа. Все свои стремления, помыслы и деяния они направляют к тому, чтобы приготовить своего внутреннего человека ко вселению в него Христа. Снедаемые желанием Божественного, распаляемые стремлением к истинному свету и вечной жизни, они оставляют все, что может задерживать их на избранном пути. …Подвижники ведут упорную и ожесточенную брань с нечистыми помыслами и распинают плоть свою со страстями и похотями. В этой борьбе ветхий, плотской человек, тлеющий в похотях прелестных, умирает и в них обновляется новый духовный, созданный по образу Божию. Жизнь их теперь всецело управляется духом. Всякое слово их, всякий взгляд, каждое действие, мысли, чувство, – все это проникнуто духом, который все земное преобразует в духовное во Христе и приносит обильный плод духовный: "любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание" (Гал: 5: 22–23)»,– писал он. Святитель часто читал святоотеческую литературу. Об этом упоминается в воспоминаниях настоятеля Свято-Тихоновского монастыря в Пенсильвании игумена Арсения (Чаговцова): «Не для отдыха, верно, назначена и келия Архипастыря. Там с пяти, а иногда и с четырех часов утра письменный стол заполняется бумагами; в позднюю ночь скрипит перо и приводит в жизнь многосложную машину разбросанной Американской Миссии; рядом с сим не без движения лежат: "Отечник", "Творения святителя Тихона Задонского", "Невидимая брань" Никодима Святогорца и многие другие плоды из садов подвижников».

Он постоянно назидался наставлениями святых и их подвижнической жизнью. Святитель Тихон нигде прямо не писал о своем монашеском устроении и духовной жизни, но по некоторым его фразам, сказанным в различных условиях и применительно к разным обстоятельствам, мы можем получить представление о его внутреннем делании, духовной борьбе. Например, в 1902 году, благословляя в Америке новобрачных, он сказал: «Лишь немногие способны переносить тугу духовного одиночества – достигается это трудом не малым, и далеко не все вмещают слово сие, но кому дано (Мф. 19: 11), а для прочих – не добро быти человеку единому, без помощника». Монашество он называл «стремлением к созерцательной жизни», «идеальным порывом» души, ищущей Бога. «Монаху истинному более чем кому-либо должно запасаться терпением, смирением и менее чем кому-либо щадить и жалеть себя. Не от того ли и неуспех в наших делах, что мы больше заботимся о себе, о своей личности и меньше о деле? И если это понятно и извинительно в людях, связавших себя куплями житейскими, то чем оправдаем себя мы, отрекшиеся от мира?!», – писал он своему другу Петру Булгакову. И вот этот принцип – запастись терпением, смирением и не щадить, не жалеть себя – он реализует в своем служении в Северной Америке, когда в миссионерских поездках не ищет никаких удобств. Останавливается в домах прихожан, спит в избах с земляным полом. Один раз он даже спал на пароходе на углях, разостлав рясу. Путешествуя по Канаде в лютый мороз на простой телеге, он периодически сходит с нее и бежит за возом, чтобы согреться, при этом досадует лишь на то, что в длинной рясе бегать не очень удобно. На Аляске терпит кусания комаров и вшей – в связи с близостью к «детям природы» – алеутам. Вместе с туземцами делит кров, ест прогорклую рыбу. В поездках не позволяет (и вообще нигде не позволяет) создавать себе какие-то особые условия. Он не боится за свое здоровье и не щадит себя. Так, известие об эпидемии гриппа среди алеутов не остановило его поездки, более того, услышав о вспышках кори и оспы, он специально едет в эти селения.

Он лично навещает всех больных, не принимая во внимание «заразительность болезней». Каждого старается утешить и ободрить, для каждого находит ласковое и приветливое слово, каждого благословляет и обещает молиться о выздоровлении. Он остается верен себе и на других кафедрах. В Вильне пренебрегает пышностью архиерейских выездов, хотя к ней привыкли и католики, и православные. Митрополит Евлогий (Георгиевский) вспоминал, как однажды святитель ехал на свою архиерейскую дачу «в простой коляске и в дорожной скуфейке, к ужасу русских служащих; но все, кто его встречали и узнавали, русские, поляки и евреи, низко ему кланялись».

В патриаршестве он также живет скромно. «Простота его домашнего быта доходила до таких пределов, что казалась некоторым излишней и даже неудобной в положении главы Русской Церкви. Его старались убедить в том, что отныне он лицо историческое – хочет ли, не хочет он этого, что ему необходимо поэтому создать вокруг себя такую внешнюю обстановку, какая соответствовала бы его высокому сану. Святейший Тихон, однако, остался верен себе и своим правилам блюсти простоту и скромность во всем. Он ни в чем не изменял внутреннего строя своей жизни, сравнительно с тем временем, когда был митрополитом Московским. Последующие обстоятельства нашей церковной жизни показали, что он был прав в своем стремлении упростить свой быт: нельзя было Церковному Жениху облекаться в пышные одежды в то время, когда самая Церковь шла на страдания, возвращаясь к временам первохристианским», – писал митрополит Анастасий (Грибановский). Нестяжательность святителя подтверждали даже обновленцы. Так, один из их лидеров, С. Калиновский, как-то сказал о нем: «Пойдите к Патриарху, попросите у него денег, и он вам отдаст все, что у него есть, несмотря на то что ему – Патриарху, в его возрасте, измученному после богослужения, придется идти пешком, что и было недавно».

Говоря о монашеской жизни святителя, стоит упомянуть и о его сугубых наставлениях монахам. В Свято-Тихоновском монастыре в Пенсильвании он увещает их жить жизнью, достойной монахов, говорит о том, что постриг – это еще не монашество, что монахами им еще надлежит стать. В 1919 году в Новодевичьем монастыре, обращаясь к сестрам обители и прихожанам, он проповедует о том, что, помимо целомудрия, для спасения необходимы дела милосердия и любви: «Много раз говорит Господь Своим ученикам о девстве и часто восхваляет: "Многую славу девство имать, велико бо есть яко воистину". Но чтобы кто-либо, заботясь о сохранении девства, не стал небречь о других добродетелях, паче же о милостыне, Христос и предлагает притчу о десяти девах. У пяти из них светильники были полны елея, а другие пять не имели его. Елей означает милость, и милостыней именно и "просвещается свеща девства"». В том же году, увещевая братию Троице-Сергиевой Лавры терпеливо нести скорби и страдания, он сказал: «Трудно вам, братие; может быть, будет и еще труднее. Не смущайтесь, – перед вами ваш игумен. Подражайте его мужеству. Благолепие церковной службы не умалится, если придется служить при лучине и в холщовых ризах». Будучи монахом, святитель очень тонко чувствовал духовные потребности иноков, живущих вне монастыря. Так, в 1905 году он писал, что каждый монах, по долгу службы живущий «на приходах, в миру, среди молвы и суеты житейской… по временам испытывает тяготение к прежнему привычному монастырскому житию». И что каждому такому иноку можно «по временам проживать в монастыре, чтобы освежиться от суеты приходских дел, чтобы укрепиться и набраться духу и сил для дальнейшего… служения». Святитель всецело предавал себя в волю Божию, благую и совершенную, стремился ее одну искать и исполнять. Он всегда был послушен высшему начальству и ревностно исполнял послушания, возложенные на него Матерью-Церковью. Высокий патриарший сан он также принял по послушанию, неоднократно подчеркивая, что он этого не искал. Хотя сомнения у него, безусловно, были. Об этом он сказал братии Троице-Сергиевой Лавры, когда перед возведением на Патриарший престол приехал туда укрепиться духовно, подготовиться к предстоящему служению.

Митрополит Тихон тогда вспомнил эпизод из жития преподобного Сергия, когда святителем Алексием тому был предложен сан митрополита Московского, от которого преподобный, однако, отказался. «Хорошо ли я поступил, не отказавшись от избрания в Первосвятителя Русской Церкви? Единственным ответом на это с моей стороны может служить только то, что я, будучи избран по жребию, должен подчиниться Божественной воле, поставившей меня на столь ответственное дело», – сказал Святейший. «Радуйся, от жребия патриаршего, яко от монашеского послушания не уклонивыйся», – поется в акафисте Патриарху Тихону. Современники характеризовали святителя как необыкновенно скромного, простого человека, при этом очень тактичного и деликатного. Подводя итог вышесказанному, характеристике монашеской жизни и сугубо монашеских добродетелей Святейшего Патриарха Тихона, хочется привести слова игумена Арсения (Чаговцова), обращенные к святителю: «Вы инок-простец, прикрытый архиерейским саном».

Мария Артюшенко

Источник: «Монастырский вестник» №1 (62) 2025 г.