Человек браузеру уподобился…

Московская Сретенская  Духовная Академия

Человек браузеру уподобился…

259



Есть такие скорбные строки в Псалтири: «Человек суете уподобился» (Пс 143:4). В этом псалме употреблено знаменитое слово «суета», которое изобличено Екклезиастом. Знаменитая «суета сует», помните? Итак, человек уподобился суете. А должен бы уподобиться Богу. В этом был замысел, когда Бог создал человека по образу и подобию Своему. И в книге Бытия и в Пс 143 употреблен один корень для слова «уподобился». Чему мы уподобляемся?

И в древности, и сейчас человек часто уподобляется суете. В наши дни эта суета принимает компьютерные формы. И современный человек браузеру уподобился. Что такое браузер? Это поисковик, а еще бродилка по интернету. В браузере открыто много вкладок, самых разных. И человек между ними переключается. Как это отражается на религиозной жизни? Об этом рассказал священник Павел Сержантов, доцент Сретенской академии, на Рождественских чтениях 30 января. 

Докладчик участвовал в конференции «Актуальные вопросы апологетической миссии» и затронул больную сейчас тему славянского неоязычества.  Он отметил, что у неоязычника в наши дни сознание браузерное. И православный апологет это должен учитывать. В начале разговора неоязычник открывает вкладку «Христианство – это религия слабых». И бодро рассказывает о том, как христианство с заповедью «подставь другую щеку» делает мужчину слабым, а язычество, напротив, культивирует силу и мужество. Апологет возражает и обращается к истории: наши предки до св. князя Владимира жили в городах и селах, имели форму государственности в виде княжеств. В общем ничего особенного при язычниках построено не было. Но с приходом христианства наши предки построили огромную империю, освоили новые земли за Уралом, на Дальнем Востоке. Это огромное достижение, весьма немногие народы оказались способны на что-то похожее. Христианство сделало наш народ сильнее, поэтому Христова религия не является «религией слабых». 

И в этот момент апологет перешел бы к трудной для него теме «другой щеки», но неоязычник вдруг переключается на другую вкладку браузера: «Христианство на Руси насаждено насильственными методами». Неоязычник не чувствует противоречия между двумя вкладками:  «Христианство – это религия слабых» и «Христианство – это религия насилия». По идее неоязычнику надо бы выбрать, или «религия слабых», или «религия насилия». И последовательно вести эту линию, но он выбирает переключаться между противоречивыми вкладками, как ему хочется. Одна вкладка отработана, не хочется на ней зависать, отрываем другую вкладку. 

Так что апологету приходиться в разговоре с неоязычником настаивать на том, что мы не успели обсудить тему «Христианство – это религия слабых», не будем с нее спрыгивать. Дообсуждаем ее до момента, когда сможем какие-то здравые выводы из нее сделать. Эти попытки апологета не уходить от темы надо настойчиво повторять. А неоязычник будет их игнорировать и переключаться на новую тему, противоположную: «Христианство – это религия насилия».

Тогда апологет напомнит неоязычнику, что христианство начиналось 2000 лет назад на периферии Римской империи, в Галилее. И уже первое поколение христиан распространило свою религию на Иерусалим, а потом на знаменитые философствующие Афины, на торговый центр – Коринф, на мощный научный центр – Александрию. А еще на дикую Галатию и даже на сам имперский Рим. Триста лет христиане были гонимы, истребляемы, но христианская община по Божьей воле росла, без всякого насилия. У христиан не было в руках государственных рычагов, боевых отрядов. И тем не менее, римская императорская семья св. Константина Великого и римские элиты в 4 веке становятся христианскими. 

Без всякого насилия христианство становится государственной религией Римской империи и попадает на Русь без навязывания. Об этом попросил греческих христиан великий князь Владимир. Распространение христианства среди славян было мирным. Если и приключались какие-то инциденты с насилием, скажем честно, они были обоюдными – и со стороны отдельных волхвов, и со стороны отдельных христиан. Не надо придумывать «альтернативных историй» с массово пострадавшими язычниками.

Наш народ искренне откликнулся на христианство, в домонгольский период талантливо копировал византийские иконы. А уже в 14 веке стал создавать древнерусскую иконопись как самостоятельное высокое искусство мирового уровня. Это лучшие люди нашего народа, такие как св. Андрей Рублев, откликнулись на Христову веру. В языческом прошлом религиозное искусство было, но ни одно дохристианское произведение славян нельзя назвать шедевром. Именно христианство позволило нашим предкам реализовать творческий потенциал, – что под гнетом насилия сделать нельзя.        

Если этот поворот в споре неоязычнику будет неудобен, он опять переключится на другую вкладку. Например, возьмет тему: «Вы исповедуете неправильное христианство». И расскажет о том, что тайное христианство содержали гностики-ведуны, только их оклеветали, объявили еретиками, их учение прокляли христианские ортодоксы, а ведь оно в главных своих идеях совпадает со «Славянскими ведами».  Дальше неоязычник даст свои трактовки понятию «староверие», знамению креста… Что тут делать? Объяснять, что такое Священное Предание по св. Иринею Лионскому, который с гностиками спорил?.. Человек браузеру уподобился, он же опять переключится с неудобной темы…

Надо каждую тему держать до принципиального ее прояснения, не давать с темы переключаться. И еще хорошо владеть не только большими миссионерскими формами, которые трудно воспринимать человеку-браузеру. Хорошо поупражняться в миссионерских миниатюрах, в краткой и емкой, убедительной аргументации, которую удобно целенаправленно употреблять в споре. Раз за разом, призывая Бога на помощь в духовном просвещении.