Встреча-беседа «Справедливость и милосердие». Часть 1

Московская Сретенская  Духовная Академия

Встреча-беседа «Справедливость и милосердие». Часть 1

275



В стенах Сретенской духовной академии в рамках совместного Просветительского проекта с Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации состоялась встреча протоиерея Игоря Фомина, настоятеля храма благоверного князя Александра Невского при МГИМО с учащимися школ Самары.

Дорогие мои, сегодня мы беседуем о справедливости. И, чтобы быть справедливым, поставлю таймер: у нас занятие рассчитано на 45 минут, поставлю его на 40 минут, чтобы справедливо подойти к этому вопросу. Сейчас мы с вами поговорим о справедливости не относительно закона, а – относительно религиозного чувства милосердия.

Сначала нам нужно определиться, что такое справедливость вообще? Перед этим предлагаю вам посмотреть мультфильм на основе детской считалочки «Мы делили апельсин», думаю, он вам понравится.

Замечательный и добрый мультфильм. А что вы больше любите, апельсины или мандарины? –Мандарины? Тогда будем делить мандарин и говорить о справедливости и милосердии.

«Справедливость – это личностное понимание добра»

Что же такое справедливость? Сразу обозначим тезис, к которому мы, наверное, придем: справедливость – это личностное понимание добра. Как человек лично понимает добро, так он в целом понимает и справедливость. В мультфильме утята, ежата и котята решили, что справедливо у волка все забрать, а волк считал, что справедливо забрать все у них. Нам нужно разобраться, кто из них принял решение справедливое, а кто – нет?

Вопрос о справедливости постоянно встает в истории. Еще Аристотель и Платон искали справедливость. В 2018 году слово «справедливость» стало словом года по количеству поисковых запросов, на международном уровне. Люди всегда ищут справедливость. Во время нашего разговора прошу вас держать в памяти то определение справедливости, которое было предложено: «Справедливость – это личностное понимание добра».

Справедливость – философское понятие, которое касается абсолютно всех сфер нашей жизни, куда бы мы с вами ни посмотрели. В школе мы ищем справедливость, например, нам поставили оценку, мы думаем, справедливо это или нет. Мы пришли домой, с нас что-то требуют родители, мы снова оцениваем, справедливо это или несправедливо. Точно так же оценивают и нас с вами.

«Справедливость касается абсолютно всех сторон нашей жизни. При этом мы с вами являемся трехсоставными: мы люди духовные, душевные и телесные»

Справедливость касается абсолютно всех сторон человеческой жизни, а она трехсоставная:

  •             мы с вами духовные люди (тот уровень, когда мы будем говорить о религии),

  •             мы с вами душевные люди (тот случай, когда мы будем говорить о наших эмоциях),

  •             мы с вами телесные люди (физическая сторона природы человека, о которой мы тоже поговорим). Справедливо или несправедливо уступать бабушке место в автобусе? Кто больше устал? Бабушка, которая ничего не делает? Или мы, когда мы столько бегаем, волонтерствуем, помогаем той же бабушке? 

С несправедливостью мы всегда будем сталкиваться, поэтому мы должны определить, что же такое справедливость. Один из величайших философов – Платон, который оставил после себя философскую школу – Академию, тоже размышлял на эту тему. Справедливость, по Платону, – это не черта отдельных людей, а черта государственного устройства в целом. Это такое состояние, при котором общественные интересы ставятся на первое место, а индивидуальные отходят на второй план. Платон понимает справедливость как нечто общегосударственное. «Заниматься каждому своим делом – это, пожалуй, и будет справедливостью, – говорит Платон и продолжает, – кроме тех свойств нашего государства, которые мы рассмотрели, – его рассудительности, мужества и разумности – в нем остается еще то, что дает возможность присутствия их там и сохранения. И мы утверждали, что остаток, после того как мы нашли эти три свойства, и будет справедливостью». Справедливость, по Платону, является суммой всех добродетелей, все добрые качества человеческих дел, – на уровне физическом, эмоциональном и духовном, – поддерживаются справедливостью.

«Каждый человек от самого момента своего появления в этот мир уже является личностью, в совокупности всех свойств и качеств»»

Но мы с вами помним и предложенное вам определение: справедливость – это личностное понимание добра. И потихонечку будем расшифровывать это понятие. Прежде всего, почему же это понимание «личностное»? Потому что каждый человек от самого момента своего появления в этот мир уже является личностью, при этом его воспитание, образование, увлечения, хобби – влияют на него.

Но перейдем к нашему замечательному мандарину и все-таки попробуем его поделить.

«Вариант поделить что-то на всех поровну не подходит под понятие справедливость, поскольку это математический подход, не учитывающий отдельные особенности обстоятельств и самих людей»

Давайте рассмотрим первый вариант: как поделить мандарин поровну? В этом случае, казалось бы, все будет по справедливости: каждому по дольке раздал, а если не хватило, то ножом порезал поровнее. Но равенство не гарантирует справедливость, это еще Аристотель говорил: «Справедливость, как кажется, есть равенство, и так оно и есть, но только не для всех, а для равных; и неравенство также представляется справедливостью, и так оно и есть на самом деле, но опять-таки не для всех, а лишь для неравных». Принцип равенства хорошо подходит в борьбе с расовой несправедливостью. Но будет ли справедливым экономическое равенство? Допустим, на государственном уровне принято, что всем будет выплачиваться одинаковая зарплата в пятьдесят тысяч рублей, не больше. Что произойдет с таким государством через два поколения? Не ослабнет ли оно, не развалится ли от несправедливости?

Кроме того, в ситуации с равным распределением долек мандарина обнаруживается еще одно несоответствие. Представим, что мы с вами поровну поделим наш мандарин, а у кого-то аллергия, он скажет: «Мне не нужен мандарин, дайте вместо мандарина яблоко». Иначе человек останется обделенным. Значит, вариант поделить мандарин на всех поровну не очень вписывается в понятие справедливости, поскольку это упрощенный математический подход.

«Человек не может самостоятельно определить критерий заслуг для наделения кого-то чем-то, то есть обществу нужен некий авторитет, который бы мог что-то справедливо разделить по заслугам так, чтобы никто не обиделся»

Второй вариант: мы поделим этот мандарин по заслугам, по труду. Первый ряд трудился на мандариновой плантации больше, чем второй, и первый ряд заслуживает большей доли урожая. А во втором ряду скажут: «Мы не трудились весь рабочий день на плантациях, но удобрения изобрели такие, что урожай мандаринов вырос в два раза». То есть распределение по заслугам – тоже спорное. Не каждый человек может самостоятельно определить этот критерий заслуг, то есть обществу нужен некий авторитет, который бы мог что-то справедливо распределить по заслугам так, чтобы никто не обиделся. Справедливость сталкиваться с ситуациями реального мира, в котором существует неравенство. Причем это неравенство может быть неожиданным. Например, кто-то скажет: «Я родился в Ханты-Мансийске, у нас не растут мандарины». А другой скажет: «Я родился в Абхазии, у нас мандаринов полно». И при распределении чего бы то ни было по заслугам справедливость снова «не работает».