388
Студент 1 курса магистратуры Сретенской духовной академии Николай Герасимов родился в священнической семье. По стопам отца пошел старший брат, уже принявший сан, учится в духовном учебном заведении младший брат. Сам же Николай уже наметил, что станет главным в его служении, когда по милости Божией он будет рукоположен. А пока он учится в любимой Сретенке, набирается опыта и несет послушание иподиакона Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. И в день интронизации Святейшего говорим с Николаем, чему он учится у Предстоятеля Русской Православной Церкви.
– Вы с братьями сравниваете высшие духовные заведения?
– Конечно, сравниваем, причем не только СДА и МДА, но и ПСТГУ, потому что отец Иоанн, мой старший брат, закончил как раз Свято-Тихоновский. Везде есть свои сильные и слабые стороны. Что касается Сретенской духовной академии, здесь активная научная жизнь, современный подход к обучению. В ближайшем доступе разные культурные локации, которые можно посещать, своего рода уникальное расположение. Здесь уделяют много времени каждому студенту.
![]()
В Сретенской духовной академии активная научная жизнь, современный подход к обучению
![]()
Для меня еще со школьной скамьи важнее всего было получить образование. Я думаю, что священнослужитель – это человек, который должен проповедовать Христа и просвещать людей, и, возможно, это делать в современных реалиях при условии хорошего образования. Он не должен просто отслужить литургию и поехать домой. Постоянно должно присутствовать некое развитие. Мне показалось, что в Сретенской академии будут акцентировать на этом внимание.
Зная, насколько владыка Тихон (Шевкунов) радеет о своем детище, я подумал, что должен поступить именно сюда. Здесь мы соборно молимся, вместе завтракаем, затем идем на совместные послушания, на учебу. Такая обстановка помогает влиться в церковную среду, чтобы потом было легче в ней жить. Священнику так или иначе нужно в себе воспитывать делание в молитве, в послушаниях. Здесь ты воспринимаешься, в первую очень, как воспитанник, а не как студент. Для меня было важно жить в семинарской среде, мне советовал это отец и другие священники, с которыми я общался.
– Плюс – здесь Вы всегда находитесь в монастырской среде, общаетесь с братией…
– Взаимодействие с монахами – это тоже своего рода обучение духовной жизни. Когда у нас есть богослужебные послушания, ты должен пономарить на вечернем богослужении, утром – на литургии, ты взаимодействуешь со священниками, и это тоже настраивает на будущее священническое служение. В Академии, в том числе, преподают иеромонахи. Они делятся своим опытом духовной аскезы, и ты набираешься от них опыта.
Здесь все друг друга поддерживают. Например, на втором курсе у меня была очень большая нагрузка. И, заметив, что я расстроен, отец Лавр, который в тот момент исполнял послушание келаря, расспросил, в чем причина моего состояния, а потом, чтобы поддержать меня, дал целую корзину фруктов. Время было великопостное, витаминов не хватало, и эти фрукты я принес в келию и угостил ребят, для нас это стало большим утешением. Очень здорово, что в монастыре есть такая поддержка.
– Вы уже задумывались о дальнейшем пути? Вам ближе монашество или семейная жизнь?
– Для меня, как мне кажется, полной реализацией моего служения Богу в Церкви будет путь семейной жизни. Я смотрю на пример родителей, как отец воспитывал нас, своих сыновей, и понимаю, что хотел бы создать свою семью. Я чувствую необходимость заниматься миссией. Нужно, чтобы голос Церкви, голос Христа звучал громче, ярче, выразительнее. И уже, будучи семинаристом, нужно потихонечку начинать дело.
– Вы как-то уже начинаете проповедовать?
– Я являюсь ответственным за молодежное объединение при храме, где служит мой отец, в храме преподобного Серафима Саровского в Дегунино. На самом деле ты не можешь этого не делать, когда видишь потребность в духовной жизни у молодых ребят. Они ходят в храм на службы, но никакого общения после нет, а оно необходимо.
– Вы видите сейчас свою миссию в том, чтобы объединять вокруг себя молодых прихожан храма преподобного Серафима Саровского?
– Да, это одно из моих служений. Я делаю, что могу.
– В чем заключается Ваша работа?
– У нас много разных форматов. Мы встречаемся, обсуждаем наболевшие темы. Например, вызовы современного общества Церкви. Почему человек в лице Церкви не видит семью? Что ему мешает в этом? Бывают у нас библейские встречи, когда мы вместе читаем Библию, обсуждаем. Великим постом мы встречались еженедельно и читали Евангелие от Марка, а Рождественским постом изучали мессианские пророчества о Пришествии Христа. У меня, слава Богу, есть образование, и я могу толковать, опираясь на опыт святых отцов. Также мне очень нравятся историко-грамматический и археологический методы толкования, которыми особенно интересуется молодежь. Для себя это тоже полезно, потому что когда ты готовишься к занятию, то понимаешь, в чем у тебя есть проблемы. Ребята же не просто сидят и слушают, они задают вопросы.
– Вы можете сказать: «Ой, извините, я этого еще не проходил», если нет ответа на заданный вопрос?
– Ничего выдумывать ни в коем случае нельзя. Здесь нужно прямо, не смущаясь, сказать: «Этого я не знаю». И это совершенно нормально: всё знать невозможно. Затем мне нужно подготовить ответ к следующей встрече. Если ответ появляется раньше, я высылаю информацию в наш чат сразу.
– Вы не стесняетесь признаться, что какие-то моменты не можете растолковать?
– Нет, в этом нет ничего страшного. Плюсы этих совместных бесед в том, что ты тоже образовываешься, потихоньку напитываешься опытом и знанием. Главная цель встреч для меня заключается в том, чтобы все участники приходской молодежки начали участвовать в таинстве Евхаристии.
![]()
Главная цель встреч для меня заключается в том, чтобы все участники приходской молодежки начали участвовать в таинстве Евхаристии
![]()
– Какой Ваш любимый предмет?
– Наверное, история Русской Православной Церкви. Когда ты изучаешь в ее контексте историю России, то понимаешь, насколько всё было тесно переплетено и насколько роль Церкви была важна в истории страны. Также мне очень нравится догматика, нравится разбираться в этих нюансах.
– Вы достаточно долго занимались вольной борьбой, показывали неплохие результаты. Но большой спорт всегда про эгоцентризм: победить должен ты и никто иной. У Вас еще и вид спорта контактный – один на один со своим соперником. И как найти правильную грань между желанием победить и желанием не навредить?
– Интересный момент. Я с отцом был на Афоне, и там у нас была встреча с русским старцем. Когда папа пошел исповедоваться, я за трапезой разговорился с келейником того монаха. Он рассказал, что в молодости тоже занимался спортом, и когда противник выходил против него, он просто читал Иисусову молитву, и ему это помогало держать себя в руках и дисциплинированно побеждать. И злости у этого послушника не было. У меня, кстати, тоже не было никогда злобного отношения к сопернику. Было желание не огорчить тренера, потому что он воспринимается как отец, тем более, когда он на тебя возлагает большие надежды. Но я понимал, что большой спорт – это постоянные травмы и отсутствие свободного времени.
– В какой момент произошел перелом в понимании, что нужно идти не по спортивному пути, а искать Бога и служить Ему?
– Я на самом деле никогда не хотел становиться профессиональным спортсменом, но понимал пользу спорта, который дал мне понимание ответственности. И мой тренер, ребята, с которыми я занимался, – это была своего рода семья, с которой было трудно расставаться. Я понимаю, что если бы не было спорта в моей жизни, то я был бы совсем другим человеком. В спорте есть дисциплина, честность, трудолюбие и уважение к партнеру, с которым ты тренируешься. В каждом человеке нужно видеть Бога. Ты понимаешь, насколько человек ранимый, какие чувства могут выплескиваться во время поражений и побед. У тебя меняется мировосприятие, потому что являешься свидетелем этого.
– Вы говорили на тему Бога со своими одноклассниками? Были ли Вы «белой вороной», когда Вы вдруг говорили, что были на литургии, исповедуетесь и не поедете, к примеру, с ними гулять?
– У меня, как и всех ребят, в школе был свой круг, в которым я общался. Были времена, в классе 7–8, когда я начал спорить с преподавателем по истории, любившим время Советского Союза и не принимавшим ничего, связанного с религией. У нас были дискуссии с ним на уроках. Кто-то поддерживал мою точку зрения, кто-то – преподавателя, но большинство ребят вообще не понимало сути вопроса.
С ребятами я пытался как-то общаться на тему Бога, но они были невосприимчивы. Да и мне тоже, наверное, с ними было интереснее проводить время иначе. Вот почему нужно нам заниматься просветительской деятельностью. Если будем доносить какую-то полезную информацию не мы, то кто-то другой займет нашу нишу и будет представлять нарратив совсем другого характера.
– Николай, Вы несете послушание иподиакона Святейшего Патриарха Кирилла. Когда Вам только об этом сказали, как Вы отреагировали?
– Отреагировал относительно спокойно, так как это все-таки благословение. Я вижу все события своей жизни как посылаемые Богом. Если меня благословляют, значит, нужно сделать это качественно. Впервые моя служба в качестве иподиакона была 27 сентября 2022 года. Архиерейское богослужение мне очень понравилось и впечатлило меня. И потихоньку меня начали брать на службу. Через полгода мне уже дали орарь.
– Как строится Ваш день, когда Вы знаете, что у вас литургия с Патриархом?
– Я заранее готовлюсь к богослужению, узнаю какие-то нюансы. Я стою на рипидах, которые напоминают верующим, что во время литургии в храме невидимо присутствуют святые ангелы. Уточняю перед службой особенности богослужения. И, конечно, готовлюсь непосредственно к Евхаристии, вычитываю все молитвы, потому что для меня любое посещение литургии – это призыв к Причастию.
– Вы исповедуетесь накануне или непосредственно в алтаре и там же причащаетесь?
– В зависимости от того, как могу. Иногда накануне исповедуюсь в монастыре у наших иеромонахов либо исповедуюсь непосредственно перед литургией у кого-то из служащих священников. Приезжаем мы на богослужение за два часа до начала, чтобы спокойно подготовиться.
Что касается учебного дня, пропускаю ли я занятия, то, как правило, нет, потому что Святейший служит по праздничным и воскресным дням, когда и в Академии нет занятий. Выезды у нас случаются в основном в летнее время или в конце учебного года.
– А если в этот день экзамен, то как быть?
– Здесь нужно договариваться с учебной частью и заранее предупреждать. У меня только один раз, наверное, было такое, что совпадала выездная служба и экзамен по каноническому праву. Но у меня тогда «автомат» выходил, так что всё легко разрешилось.
– Командировки со Святейшим, учитывая учебу, тяжело даются?
– Для меня, честно, не тяжело. Я вижу в этом только один позитив, потому что можно познакомиться со святыми местами, открыть новые локации, узнать что-то интересное, набраться опыта, взаимодействуя со священнослужителями, с иерархами. В принципе, видеть богослужение в разных монастырях, как оно совершается в традиции, очень важно.
– Каким Вы видите Святейшего? Мы его знаем одним, видя его по телевизору, слушая его проповеди. Каким его знаете Вы?
– Для меня, как для будущего пастыря, важно видеть, как Предстоятель нашей Церкви совершает богослужение, как он к нему относится. Для меня это своего рода школа. Я вижу, как Патриарх Кирилл молится, какая у него, действительно, живая молитва. Хотя в условиях Патриаршего богослужения это сложно, поскольку много людей рядом, камеры снимают, наверняка столько много разных церковных дел и проблем в голове. Но при этом видишь живую молитву.
![]()
Я вижу, как Патриарх Кирилл молится, какая у него, действительно, живая молитва
![]()
Для меня, как для будущего пастыря, действительно, ценно видеть, насколько трепетно Святейший относится к богослужению. Лично нам Патриарх неоднократно говорил, насколько важно готовиться к проповеди, прорабатывать материал и переосмысливать его, обращаться к тем или иным святым отцам и молитвенно погружаться в проповедь.
– Во время литургии, когда Вы помогаете на службе, Вы успеваете молиться или Вы сосредоточены на внешних, скажем так, аспектах богослужения?
– Есть некоторые промежутки во время тех или иных богослужений, когда у меня есть время помолиться. Бывают моменты во время Евхаристического канона, когда я не задействован и могу спокойно стоять и молиться, класть поклоны. Очень важно, чтобы к богослужению у тебя не было холодного отношения, потому что если ты будешь постоянно на архиерейских богослужениях суетиться, отвлекаться, то это очень негативно может повлиять на твои взаимоотношения со Христом. Кстати, поэтому важно посещать храм как мирянин и молиться, ни на что не отвлекаясь. Еще для любого христианина важна личная молитва. Я считаю, что именно во время личной молитвы происходит наибольшее развитие человека в духовном плане.
– Вы этому учитесь у Патриарха? Ведь Вы наблюдаете за ним, как он молится.
– Да, этому можно научиться у него.
– Он дает Вам какие-то советы? Вы можете с ним пообщаться, например? Или это не предполагается?
– Иногда бывают моменты, когда он у нас что-то спрашивает или мы у него. Святейший может дать пастырские наставления, к которым ты действительно начинаешь прислушиваться.
– Есть какой-то совет, который Вы особенно запомнили и применяете в жизни?
– У Патриарха есть такое особое свойство: он смотрит на человека и чувствует, в чем проблема, в каком наставлении он нуждается.
Мы с моей девушкой готовимся к таинству Венчания, и Святейший Патриарх Кирилл дал нам совет, как преодолевать семейные проблемы. Для этого нужно придерживаться принципа, при котором и муж, и жена должны отдавать себя другому. Они должны проявлять жертвенность. Именно так Христос возлюбил Свою Церковь, что отдал жизнь ради Нее. И когда Святейший Патриарх дал такой совет, меня осенило, потому что, действительно, семья и любые близкие взаимоотношения прежде всего строятся на жертвенности.
Патриарх еще рассказал про своих родителей, про ссылку отца Михаила Васильевича и жертвенность матери Раисы Владимировны. Этот пример, которым он поделился, не из Священного Писания, не от святых отцов, а из личного опыта, особенно ценен.
При этом Патриарх понимает молодежь. Он хорошо воспринимает аудиторию и адаптируется к слушателям. Я заметил, что Святейший не просто шаблонно поздравляет тех или иных церковных иерархов, чиновников и служащих со значимыми датами или событиями. Он обращается индивидуально к каждому, привлекает информацию о человеке и его работе. Тем самым Предстоятель показывает, что ценит этого человека. Меня впечатляет, что у Святейшего при таком объеме работы находится время уделять внимание каждому человеку.
Патриарх много работает, мало отдыхает. Очень часто на проповеди он акцентирует внимание на том, чтобы священники усердно трудились и не формально относились к работе с людьми. Сейчас пришло время, говорит он, когда нужно мобилизовать все силы. Сейчас не время для отдыха.
Когда вижу тот объем работы, который Патриарх совершает, то приходит мысль, что без поддержки Церкви, без соборной молитвы о нем, наверное, собственными усилиями он бы не смог нести подвиг Первосвятителя. Поэтому так важно молиться за Патриарха, чтобы Святой Дух его укреплял.
Святейший стал для меня примером ревностного служителя Церкви Христовой. Именно благодаря ему я начал глубоко осознавать необходимость проповеди в современном мире. Его деятельность невольно и подсознательно направляет на такие же труды.
Беседовала Наталья Рязанцева