Мы о самом главном

Московская Сретенская  Духовная Академия

Мы о самом главном

296



1 февраля 2025 года Русская Православная Церковь отмечает 16-летие со дня интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Будучи прилежным студентом в юности, Святейший Патриарх окончил семинарский курс Ленинградской Духовной Семинарии за два года. Затем последовал курс академический, который талантливый молодой человек закончил за три года, получив степень кандидата богословия. Такую характеристику дал ему ректор академии в 1969 году: «Отличных способностей, хорошо воспитан, отличается интеллигентностью; дисциплинирован». Вскоре будущий Патриарх становится помощником инспектора академии и, наконец, через некоторое время – ректором, пробыв на этой должности десять лет. 

В своих проповедях и выступлениях Святейший Патриарх Кирилл уделяет вопросам духовного образования и воспитания будущих пастырей особое внимание, подавая пример чрезвычайной активности и работоспособности не только студентам духовных школ, но и всей полноте Русской Православной Церкви. Прислушаемся к мудрым советам и мыслям нашего Предстоятеля относительно духовного образования и пастырства, которые в разное время были опубликованы на портале patriarchia.ru.

В свое время, когда я был ректором, люди светские задавали мне такой, казалось бы, простой вопрос: «А вы в этой школе вообще о чем? О чем вы говорите, чему вы учите?» Наверняка и вас, особенно молодых людей, спрашивают те, кто не вполне воцерковлен: «Ты что, из семинарии? А что вы там делаете, вы о чем?» Я вас научу, как ответить двумя словами: мы о законе жизни, ни больше ни меньше. Мы о самом главном. Существует закон жизни, хотя большинство людей не знают, что это такое; но мы, верующие, знаем, что закон жизни – это то, что повелел совершать людям Господь наш Иисус Христос. Он дал нравственный закон Нового Завета, и мы знаем, что нас ждет, если мы этот закон исполняем, и что с нами произойдет, если мы откажемся его исполнять. 

*

Господь никогда не будет помогать лентяю. Сколько бы студент или школьник, не желающий учиться, ни просил у Бога помощи для благополучной сдачи экзаменов, ничего не получится. Господь не потакает нашим слабостям, нашей лени, нашей неспособности к самоорганизации. Но когда мы по-человечески трудимся и стараемся делать то, что можем делать, тогда в ответ на нашу молитву Господь и помогает.

*

Огромное значение имеет в духовном образовании самостоятельная работа: она прививает самостоятельность, ответственность и, конечно, развивает творческое мышление.

*

Нужно научиться самостоятельно мыслить, анализировать прочитанное, излагать свои мысли и устно, и письменно. Такая работа над самим собой требует много времени, и если отдаваться этой работе, то не будет времени на пустоту, на праздное и опасное для души времяпрепровождение. А если эту творческую созидательную работу соединить с молитвой, с реальным религиозным опытом, то духовная школа станет поистине школой мысли и школой духа.  

Все мы – ученики Христовы, и Он призывает нас быть совершенными, как совершен Отец наш Небесный (ср. Мф. 5: 48). Перед нами стоит весьма непростая задача, но Сам Господь указывает на путь ее решения. Через молитву и добрые дела мы должны взращивать в себе любовь к людям и к Богу, стремиться к общению с Ним, иначе все усилия на поприще учебы, да и в целом, на всем пространстве жизни, становятся бессмысленными. 

*

Преподобному Ефрему Сирину принадлежат замечательные слова: «Как тело без духа мертво, так и знание без деятельности праздно» (прп. Ефрем Сирин. В подражание притчам). Во время обучения в духовных школах вам следует помнить о важности приобретения практических навыков, которые будут востребованы в дальнейшем на местах вашего служения. Стремитесь также получать необходимые знания для миссионерской и катехизаторской работы, учитесь вести диалог с молодежью.

*

Обстоятельства жизни могут быть очень суровыми для Церкви, но это не значит, что они должны снижать уровень преданности нашему выбору служить Господу, служить Церкви. Чем больше трудностей, тем больше необходимы энтузиазм, сосредоточение сил… Мы должны максимально мобилизоваться, мы должны получить хорошее образование, мы должны показать молодежи, что такое Церковь, мы должны показать им новое лицо Церкви. Мы должны обеспечить интерес молодежи к Церкви – это наша задача. Тогда мы обретаем внутреннюю энергию, и надо идти по этому пути – замечательному жизненному пути, говорю вам на основании своего опыта.

*

Практически у всех вас есть богословское образование – одни закончили семинарию, другие учатся заочно, кто-то академию заканчивает, это очень хорошо. Но поверьте мне, можно академию окончить и быть необразованным человеком. Память хорошая – запомнил, ответил, а через некоторое время забыл. В каком-то смысле образование – это способность человека постоянно учиться, постоянно возрастать. И вот для нас с вами, для людей, посвятивших себя Церкви, главная задача – это уметь прочитывать слово Божие… научиться читать тексты, исходя из современного контекста, – это очень важная задача. Она предполагает постоянное обучение – нужно постоянно, каждый день читать и слово Божие, и святоотеческие тексты, и богословскую литературу. Когда мысль не движется, она начинает костенеть, а закостенелая голова не способна производить ничего такого, что могло бы увлекать. 

*

Нельзя говорить «от ветра главы своея». Нельзя выходить на амвон, не зная, что сказать людям. Нельзя ни в коем случае уповать на какой-то свой опыт или на то, что можно пересказать проповедь прошлого года или еще чью-то проповедь. Вот самое важное, братия: нужно готовиться к каждому слову, которое мы произносим людям, к каждому слову! Нам кажется, что это слово могут слышать лишь немногие, стоящие перед нами, но нам неизвестно, в какие аудитории, в какие дома, в какие коллективы, в какие семьи это слово может быть принесено. 

Если священник говорит не от себя, если он говорит на основе слова Божия, то он действительно передает человеку Божественную истину… Что же нужно для того, чтобы говорить хорошо и убедительно? Нужно все время думать. Текст Евангелия, апостольские послания, Ветхий Завет никогда не должны становиться для нас мертвым текстом – мол, я знаю, что это означает, мне в семинарии говорили. Каждое слово Священного Писания, каждая его фраза имеет непреходящий и многогранный смысл. Я не перестаю поражаться тому, как иногда вдруг обычный текст, который ты тысячу раз читал, вдруг начинает передавать тебе то, что ты никогда с этим текстом ранее не связывал.

*

Чтобы наше слово всегда было актуальным, чтобы мы могли передавать слово Божие людям убедительно, нужно, чтобы оно самими нами было в глубине сердца прочувствовано. Поэтому, когда вы читаете Евангельские и апостольские тексты, когда вы готовитесь к проповеди, старайтесь все время думать: а что это сегодня может означать для людей? Ставьте все время этот вопрос, представляйте себе инженера на заводе, ученого, преподавателя, журналиста, крестьянина, обычного прихожанина с его скорбями, с небольшой пенсией, с заботами, с хлопотами, с семейными проблемами, разводами, изменами, со всем, с чем современный человек постоянно живет, с чем он борется, – с этой стихией мира, которая его захватывает. И тогда вдруг неожиданно для самих себя вы почувствуете, что этот текст помогает понять, что происходит с современным человеком, он открывает какую-то очень важную грань современной жизни, открывает смысл этой грани, помогает вам понять жизнь и дать людям правильный комментарий, чтобы вооружить их словом Божиим.

*

Священнослужитель должен быть человеком, в том числе, высокой светской культуры, он должен иметь хороший вкус, уметь видеть красоту. В этом присутствует и миссионерский императив, и пасторологический, и собственно церковный. Когда мы говорим о светской культуре, об общем образовании, которое также необходимо для священника, то относим сюда и филологическую подготовку, знание языков древних и новых, без чего очень сложно сегодня заниматься богословием.

*

Нужно повысить общий уровень богословского образования, чтобы каждый священнослужитель умел сопрягать свои богословские знания с реальной пастырской работой, чтобы каждый священник понял, что богословие – это не отвлеченные знания, но то, что ему жизненно необходимо, ибо в противном случае он не сможет дать правильного ответа на вопрошания людей... Мы должны помнить, что ничего не получится без нашей горячей веры и духовной жизни, без любви к людям. Никакое красноречие, никакие технологии, никакие деньги не помогут нам в нашем служении, если мы сами пусты. 

*

Священник не может проповедовать, используя какие-то схоластические приемы и схемы… Душа человека откликается на проповедь, когда он чувствует, что священник, говорящий нечто, сам это пережил. Если вы говорите от своего опыта, если это ваши мысли, соединенные со святоотеческими творениями, со словом Божиим, – то ваше слово становится убедительным. 

*

Священник призван быть разносторонне развитым человеком, ведь он общается с людьми разных профессий и с каждым должен уметь говорить на его языке.

Подготовила Александра Калиновская