Профессор СДА П. К. Доброцветов принял участие в Девятых Международных Рупышеских чтениях в Москве

Московская Сретенская  Духовная Академия

Профессор СДА П. К. Доброцветов принял участие в Девятых Международных Рупышеских чтениях в Москве

310



23–24 января 2025 года состоялись Восьмые Международные Рупышеские чтения, посвященные жизни и духовному наследию прот. Понтия Рупышева (1877–1939) и истории основанной им и уже около века непрерывно существующей поныне уникальной церковной общины в с. Михново в Литве.     Первый день Рупышевских чтений состоялся на территории Храма Живоначальной Троицы с. Горетово Можайского района Московской области, а второй день — в Москве — в центре «Открытие» (Малый Златоустинский переулок д. 5 стр. 1). В Чтениях приняли участие известные ученые, преподаватели, священнослужители и иные докладчики из России (Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда, Томска), а также из других стран: Сербии, Хорватии, и Литвы.

Профессор Сретенской Духовной академии, руководитель Научного Центра патрологических исследований им. проф. А. И. Сидорова кафедры богословия СДА, главный редактор научного журнала СДА «Диакрисис» П. К. Доброцветов выступил на Чтениях 23 января с докладом на тему: «Прот. Понтий Рупышев о христианской свободе».

Тема свободы была актуальной как во время жизни о. Понтия, которая пришлась на революционную смену эпох в русском обществе и государстве, так и в наше время, когда под свободой подразумевают часто свободу политическую, национальную, социальную, экономическую, личностную, творческую, самовыражения и т.п., что составляет некоторое «внешнее» ее понимание. Докладчик, обратив внимание на ее христианское понимание как свободы во Христе от греха (Ин. 8:31–36), для достижения полноты совершенства в Боге, для богоуподобления как предназначения человека, отметил, что эта свобода базируется на важном принципе свободы воли, признаваемой в православной антропологии существенным элементом образа Божия в человеке.

Далее докладчик на основании анализа текстов о. Понтия показал, что главным его пониманием свободы является свобода внутренняя, а не внешняя, и прежде всего это свобода духа. Этот вывод был подкреплен и статистикой употребления о. Понтием слова «свобода» в составе ряда устойчивых выражений и смыслов (всего приблизительно 130 раз). Было установлено что наиболее часто данное важное понятие о. Понтием употреблялось в контекстах антропологическом, аскетическом и мистическом: чаще всего как «свобода духа»  (64 раза), свобода от грехов и страстей (15 раз), свобода воли (8 раз), свобода от мучений после смерти (6 раз), свобода ума (6 раз) и т.д.,

При этом докладчик отметил, что контекст высказываний о. Понтия о свободе неоднозначен. Свобода и «от чего» и «для чего» у о. Понтия может приобретать и нравственно положительный и нравственно-нейтральный и нравственно-отрицательный смысл в зависимости от контекста. В заключение докладчик остановился на наиболее содержательных и перспективных для дальнейшего исследования случаях упоминания о свободе в текстах прот. Понтия Рупышева.