Братья и сестры, давайте рассмотрим, в чем смысл христианского брака. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 13). Эти несколько слов суммируют всю тайну спасения человека, ибо это тайна любви, которая происходит из любви Божией к человечеству. В этой фразе заключены отношения Христа с Церковью. Апостол Павел упоминает об этом в своем Послании. Когда он говорит о браке, он сравнивает отношения супругов с отношениями Христа с Церковью: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова» (Еф. 5: 25–26).
Цель этой любви – святость. Брак является одним путем к святости, а второй – безбрачие. Любовь суть фундамент обеих этих жизненных дорог. Поэтому, если мы хотим узнать значение любви истинной, особенно супружеской, мы должны обратить внимание на любовь Христа к Церкви и отсюда познать от Спасителя, что такое любовь совершенная. «Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию» (Рим. 15: 7). Из любви к роду человеческому Христос умер на Кресте, несмотря на глубокое несовершенство людей. Таким образом, в браке одна сторона должна принимать другую со всеми ее недостатками и несовершенствами, будучи готовой отдать себя за того, кого любит. На этом основании при совершении таинства Венчания священник возлагает два венца на главы жениха и невесты. Они символизируют мученичество.
Любовь есть движение человеческого сердца от эгоизма и индивидуализма к единству с другим. Брак по своей сути является попыткой достичь этого единства, где двое становятся единым и духовно, и телесно. Когда Бог по Своему подобию создал мужчину и женщину, Он хотел, чтобы они были едины. Брак есть Божественное установление с самого начала его возникновения, а не просто соглашение между двумя людьми, как думают некоторые. Это единство любви было нарушено грехопадением человека, и любовь приобрела тенденцию к обладанию и контролю над другими. Но Христос Бог восстановил брак в его подлинности. Это произошло через тайну искупления человеческого рода, которое Он совершил. Через любовь, которую Он излил на нас, Он восстановил тринитарную модель любви (такие отношения существуют между Отцом, Сыном и Святым Духом). Таким образом, в христианском браке, когда супруги приближаются к Небесному Отцу, живя во Христе, когда двое людей объединяются во имя Христово, и Он находится между ними, человеческая любовь прививается к Божественной. Достигается такой союз, когда становятся «два одною плотью» (Мф. 19: 5), и Христос объединяет двоих через Святого Духа.
ЦИТАТА: Христианский брак – это Божественный институт, где присутствует вечный Бог
Таинство Брака совершается в Церкви, куда приходят брачующиеся, являя свою любовь к Богу через Иисуса Христа. И Бог благословляет их брак и объединяет их в одну плоть. Христианский брак отличается от других благословением Церкви. Христианский брак – это не просто договор между двумя людьми. Это Божественный институт, где присутствует вечный Бог. Для того, чтобы благословение Божие снизошло на молодоженов, Христос должен присутствовать в их сердцах. Они также должны осознавать значение той совершенной любви, которой учил Сын Божий.
Во время Венчания на безымянный палец брачующихся надеваются обручальные кольца. Как указано в Священном Писании, кольцо есть символ, через который Бог запечатлевает взаимное обещание двух сторон. Это знак любви, честности и следования истине, которые были характерны для праведного Иосифа Прекрасного: «И снял фараон перстень свой с руки своей и надел его на руку Иосифа» (Быт. 41: 42). Кольцо есть также символ сострадания и милосердия Небесного Отца к блудному сыну: «Дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка и заколите; станем есть и веселиться» (Лк. 15: 22–23). Кольцо означает вечную связь двух сторон, будучи кругом без начала и конца.
Во время таинства Венчания поется 127-й псалом, а после каждого стиха идет славословие: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Этот псалом пелся на ступенях Иерусалимского храма, когда священники входили туда по праздникам. И содержит он упоминание о семейном счастье, которое Бог дарует Своим избранным: «Благословит тя Господь от Сиона, и узриши благая Иерусалима вся дни живота твоего» (Пс. 127: 6). Таинство Венчания начинается с возгласа: «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святого Духа». Слово «благословенно», согласно библейскому пониманию, в данном случае означает достижение Царства. Целью брака является жизнь в святости и через нее – вхождение в жизнь Царства Божия. Поэтому молодожены должны помнить о словах Христовых: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Мф. 6: 33) и стараться впоследствии жить так, чтобы вкушать Царство уже в этой жизни через союз любви между ними.
В таинстве Венчания мы просим Бога благословить совершающийся брак подобно браку в Кане Галилейской. Священник молится, чтобы супруги возвеселились «видением сынов и дщерей». Следом читаются три молитвы на благословение венцов. Первая из них хвалебная. В ней говорится о тайне творения, в которой женщина была создана из ребра Адамова, дабы они вместе властвовали над всем творением Божиим. Вот почему мужчина оставляет отца и мать и прилепляется к жене, чтобы они оба стали одной плотью. В этой молитве упоминаются браки, которые Бог благословил в Ветхом Завете: Авраама и Сарру, Исаака и Ревекку, Иакова и Рахиль. Священник просит Бога даровать молодоженам долгую жизнь, целомудрие и взаимную любовь, поддерживаемую узами мира.
Во втором прошении священник молит Бога благословить молодоженов и защитить их, как Он благословил и сохранил отцов Ветхого Завета, как благословил Он сорок святых мучеников Севастийских, которые по смерти увенчались победными венцами Царства. Священник также молится и о родителях молодоженов, которые заботились об их воспитании.
В третьей молитве суммируется то, что было сказано в предыдущих двух. В ней мы просим Бога соединить молодоженов Его дланью: «Владыко, низпосли руку Твою от святаго жилища Твоего, и сочетай раба Твоего сего (имярек) и рабу Твою сию (имярек) зане от Тебе сочетавается мужу жена». Наконец, священник берет венцы и крестит ими брачующихся со словами: «Венчается раб Божий (имярек) рабе Божией (имярек) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь». Венчание совершается во имя Святой Троицы, потому что любовь жениха и невесты к своей половине должна быть выражением тринитарной любви Троицы, которая по сути своей есть полное отдавание.
После молитв священник возлагает венцы на головы жениха и невесты со словами: «Господи Боже наш, славою и честию венчай я». Для чего он это делает? Этот обряд ввел в таинство Венчания святитель Иоанн Златоуст. Брачные венцы – это венцы мученичества, поскольку супружеская жизнь должна сопровождаться непрерывным самопожертвованием и отдачей в пользу другого. Одновременно это венцы победы и радости, которые мученики получают в Царстве Божием в качестве награды за свое терпение. В христианском браке супруги вознаграждаются венцами в результате их внутренней победы над своими желаниями, ошибками и недостатками, будь то физическими или духовными, а также в результате несения креста в совместной супружеской жизни. Своей жизнью супруги соучаствуют в победе Христовой и входят в Небесное Царство.
После чтения Евангелия молодожены произносят молитву Господню. Затем священник благословляет общую чашу с вином, преподает им ее трижды и произносит: «Чашу спасения прииму и имя Господне призову». Что означает эта чаша? Это символизирует полноту общения супругов в их будущей совместной жизни, в радостях и печалях, в трудностях, невзгодах и утешениях. Они вместе выпьют чашу жизни во всей ее полноте. И она может оказаться, как и вино, сладкой или очень горькой. После испития чаши священник трижды обводит пару вокруг аналоя. В это время хор поет: «Исаие, ликуй, / Дева име во чреве / и роди Сына Еммануила, / Бога же и Человека, / Восток имя Ему, / Его же величающе, / Деву ублажаем». Это кружение радости. Невеста и жених ходят по кругу, который означает совершенство и вечность. Круг не имеет начала и конца, это выражение полной, вечной совместной жизни, которую супруги намерены прожить.
Во время таинства Венчания также поется: «Святии мученицы, / добре страдальчествовавшии, и венчавшиися, / молитеся ко Господу, / помиловатися душам нашим». Перед новобрачными постоянно поставляется образ мучеников, дабы они прониклись тем, что брак является мученичеством во всех смыслах этого слова. Наконец, священник возлагает венцы на главы жениха и невесты, прося Бога возвеличить жениха, как Авраама, Исаака и Иакова, а невесту – как Сарру и Ревекку. Затем он молится, чтобы Бог принял венцы молодоженов в Свое Царство, ибо это есть венцы мученичества. Также молится он Святой Троице благословить их и даровать им долголетие, счастье в детях, успех в жизни и вере.
Итак, мы видим, что в христианском браке супруги призваны к тому, чтобы их жизнь была живым мученичеством. И Бог благословит это и увенчает их в Царствии Небесном, если в земной жизни они будут стойко держаться своей любви друг ко другу и к своим детям, и если любовь эта будет во имя Господа Иисуса Христа. Брак – это глубокая личная встреча двух людей, где один во всем своем существе встречает другого. Во главе же христианского брака должен быть Христос Бог, Который есть убежище для супругов в их молитвах, любви и совместной жизни. Брак – это союз двоих, но в нем есть и третья сторона – Христос. И в этом союзе все соглашения должны происходить не иначе, как через Христа. Аминь.