286
Почему мы должны терпеливо переносить скорби и беды? Как избежать ропота – признака неверия в Бога? Можно ли молиться о человеке, если не знаешь его имени? Почему Господь забирает то, что ты успел полюбить? Почему с годами теряется благоговение при посещении храма? Можно ли заказывать молебны ветхозаветным святым? Об этом и о многом другом на одной из Пастырских встреч рассказал иеромонах Афанасий (Дерюгин).
– Как бороться с мнительностью? Постоянно выясняется, что не сделала что-то, упустила и вообще пошла не тем путем, начинается сожаление и мучение.
– Хочу вас обрадовать, что так будет всю жизнь. Кто-то из святых, по-моему, из Глинских старцев, говорил: «Будь уверен в том, что до самого конца своей жизни ты будешь впадать в какие-то мелкие грехи». И к этому нужно относиться спокойно, сказать: «Господи, такие мы, несовершенные, далеко не всегда понимаем, как правильно поступить, что сделать, что не упустить». Нужно покаяться и идти дальше, сделать вывод на будущее: «Я поняла, что в этом случае я поступила неправильно, значит, в следующий раз я поступлю не так, а наоборот». Вся наша жизнь – это и есть школа исполнения заповедей Божиих, а в школе человек не всегда все делает на «отлично» и получает пятерки. К этому нужно относиться спокойно: с одной стороны – замечать свои недостатки и греховные ошибки, а с другой – не загонять себя в уныние из-за них.
– Действительно, Господь все для нас сделал, Господь за нас умер на Кресте, распялся, мы имеем от Него спасение как дар. При этом люди, старающиеся вести христианскую жизнь, знают, что порой нелегко это спасение достигается. Почему так происходит? Есть несколько причин.
С одной стороны, Господь дал человеку все необходимое для спасения, но это не значит, что человек не должен ничего делать сам. Более того, если Господь ради нас сошел на землю, стал Человеком, распялся на Кресте, то мы тем более должны стараться в ответ Ему делать хотя бы что-то. Небольшие скорби и трудности, которые настигают нас в жизни, ничего не стоят в сравнении с тем, что претерпел за нас Господь. Никого из нас не распинают же на кресте. Поэтому теми маленькими скорбями, маленькими трудностями, маленькими проблемами, которые у нас есть, мы хоть как-то ответим Богу на Его бесконечную любовь, которую Он проявил в Своем распятии на Кресте.
С другой стороны, думаю, немалая проблема заключается в том, что мы очень мало думаем, размышляем и переживаем о том, что с нами совершается в Церкви. Если бы мы каждый раз, подходя ко Причастию, по-настоящему глубоко вспоминали и чувствовали, с Кем мы сейчас соединяемся, то, наверное, мы бы и жили совсем по-другому, и благодать Божия нас касалась бы гораздо больше.
Литургия, как пишут святые, – это самое главное дело на земле. Ничего нет важнее литургии. Как говорил священномученик Серафим (Звездинский), мир только потому и существует, что совершается литургия. И давайте подумаем, всегда ли мы сами внимательно и благоговейно относимся к литургии, понимая, что это самое важное дело жизни? Если мы позволяем себе на литургии отвлечься на телефон, на разговоры с кем-то рядом стоящим, то какое же это для нас самое важное дело в жизни, если для нас земные дела оказываются важнее литургии? Это ответ на вопрос, почему мы не получаем сразу полного спасения, свободы от страстей и бесов через Причастие и другие церковные таинства. Потому что, наверное, не так к ним относимся, как нужно было бы относиться. И пусть это будет всем нам уроком благоговения и правильного отношения ко всему этому.Мир только потому и существует, что совершается литургия

– Почему мы должны именно скорбями, а не радостью проявлять свою любовь ко Господу?
– Я говорю не столько о демонстрации своей любви, сколько о нашей готовности пожертвовать чем-то ради Бога. Когда человеку радостно, значит, у него все хорошо. Когда человеку тяжело, он показывает себя, какой он на самом деле. Господь ради нас не только пришел на землю, учил, творил чудеса, но и на Кресте распялся. Поэтому нам, чтобы ответить на Его любовь, тоже хочется принести какую-то жертву: что-то сделать ради другого человека, пожертвовать чем-то ради него. И нашей маленькой жертвой может быть терпение трудностей и скорбей, которые Господь нам попускает.
– Когда у нас случаются скорби и беды, мы их превозмогаем ради Христа или ради себя?
– Будет правильнее сказать: и ради Христа, и ради себя. С одной стороны, любые трудности, которые мы преодолеваем в жизни, делают нас духовно сильнее, если мы их правильно проходим. Именно поэтому в житиях святых мы встречаем описание огромного количества трудностей, которые были у этих святых, и через эти трудности они исцелили свои души.
С другой стороны, Господь сказал, что все, случающееся с нами в жизни, случается не без Его Промысла. Соответственно, любые трудности, которые мы переносим, – это трудности, попущенные нам Богом. Преодолевая их, мы совершаем волю Божию. Как мученики страдали за Христа, так каждый из нас может быть таким же мучеником. Почему? Потому что любое терпение, любые страдания в жизни, которые мы переносим, – это страдания за Христа. Господь их нам попускает, и если мы об этом помним, то терпим их, понимая, что это Господь попустил. Тогда эти страдания вменяются нам в мученичество.
Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб, которых убил их политический противник, восприняли это с терпением и пошли на мученическую смерть, чтобы не допустить междоусобной войны. Поэтому Господь и принял их как мучеников.
– Когда человек начинает роптать, это означает неверие в Бога?
– Конечно. Когда мы ропщем, значит, мы просто забываем о том, что все происходящее с нами в жизни попускает Господь. До этой мысли нужно дойти. Разумеется, теоретически мы это знаем, а практически, когда в жизни начинаются трудности, помнить об этом сложно. Но Господь для того нам эти трудности попускает, чтобы мы усвоили мысль – всё от Бога. И человек, когда старается вести христианскую жизнь, начинает глубоко понимать, что, действительно, всё от Бога и все для нашего спасения.
– Если Вы зацикливаетесь на одном месте и уже начинаете раздражаться, то, действительно, лучше перейти дальше и более глубоко помолиться далее. Святитель Феофан Затворник и святые отцы советуют нам, чтобы молитвы, которые мы читаем, мы просмотрели и продумали в свободное время заранее. Может быть, нужно посмотреть русский перевод. Когда мы начнем эту молитву читать стоя, перед иконами, благоговейно, то каждое место нам будет понятно и близко.
– Можно ли молиться о человеке, если не знаешь его имени?
– Да. Церковь молится о самых разных людях, и в литургии святителя Василия Великого есть даже такое прошение: «Ихже мы не помянухом неведением, или забвением, или множеством имен, Сам помяни, Боже». Священник молит Бога о тех, чьи имена или не вспомнил, или не знает, или забыл. «Ты их Сам всех помяни, Господи». Такая молитва Богом принимается.
– Для чего Господь дает тебе что-то полюбить, и как только ты начинаешь это любить, Он у тебя это забирает безвозвратно? И так всю жизнь. Для чего это делается?
– Господь ждет от нас, чтобы мы возлюбили Господа Бога нашего всем сердцем, всем умом, всей крепостью, всем помышлением, и чтобы ничего на земле мы не любили так, как мы любим Бога (см.: Мф. 22: 37). Часто бывает, что мы привязываемся к земному, причем речь идет даже не о греховном. Например, человек любит писать иконы. Это хорошее дело, всем приносит пользу, иконы красивые, все молятся, но здесь есть более тонкая опасность. Человек вроде бы к хорошему делу привязался, и оно, это прекрасное дело, может от него Бога заслонить, если человек не будет помнить о том, для чего ему это дело нужно. И поэтому Господь в нашей жизни нередко отнимает у нас даже хорошее, правильное и совсем не греховное, чтобы мы себе напоминали, что любить надо одного Бога.
Святитель Афанасий Ковровский, один из новомучеников, очень любил совершать уставное богослужение, любил храм и при этом большую часть своей жизни провел в тюрьмах, лагерях и ссылках, где, разумеется, никакого богослужения быть не могло. И к концу своей жизни он так и пишет: «Я понимаю, что Господь от нас ждет в жертву самое дорогое. Для меня самым дорогим было богослужение, и Господь это у меня забрал. Слава Ему за Его Промысл».
Это действительно тяжело, но это помогает нам правильно воспитать себя через трудности, проблемы, слезы, ропот. Но если мы будем видеть и понимать цель – для чего эти страдания, то тогда все это будет не бесполезно.
– Эту проблему, я думаю, в большей или меньшей степени переживают все верующие люди по прошествии нескольких лет, а тем более десятилетий хождения в храм. К этому благоговению нужно себя принуждать. Заходя в храм, напомним себе, куда мы пришли: это место, где живет Господь, место непосредственного общения с Богом. Очень помогает и правильное внешнее поведение: зашли в храм, сделали три благоговейных поклона, прошли вперед, также с тремя поклонами приложились к центральной иконе, приложились к святыням. Нужно стараться прийти в храм не впритык, а заранее, до службы, пока еще стоит благоговейная тишина.
Соблюдая все это, можно свою душу настроить на благоговение, на правильное отношение к храму Божиему. Конечно, это непросто, а с годами бывает сложнее. Но если понуждать себя к этому, то можно выработать правильную привычку.Нужно стараться прийти в храм не впритык, а заранее, до службы
В храмах существует хорошая традиция: мужчины встают справа, женщины – слева. Если же где-то такой традиции нет, тогда выберите себе такое место, где вас ничто не будет отвлекать от молитвы.
– Мы распинаем своими грехами вместе с Сыном и Отца?
– Если говорить о Лицах Святой Троицы, то понятно, что пострадал за нас один Бог Сын. С другой стороны, насколько остальные Лица Святой Троицы сострадали Сыну при этом? Думаю, что человеку верующему того, что он распинает Бога Сына своими грехами, вполне достаточно, чтобы постараться не грешить.
– Распинаем и опустошаем ли мы Бога стяжанием Духа Святого и благодати?
– Нет, от того, что мы стяжаем благодать, Бог ничего не теряет. Святые отцы это сравнивают с огнем: когда мы от маленького огня зажигаем другой, то первый меньше не становится. Так и Господь: когда Он Себя нам отдает, Он Сам от этого ничего не теряет. Господь – огонь в этом смысле, поэтому Сам Господь от того, что мы принимаем в себя благодать Божию, общаемся с Духом Святым, ничего не теряет.
– Если человек уже умирает от болезни, десница Господа уже положена на болящего, может ли он сам себя спасти покаянием? Придет ли спасение, чтобы отвести карающую руку Господа, если он уже в агонии смерти?
– Всех нас спасает Господь. Это важно помнить. Если человек верит в Бога, принадлежит к Церкви, тогда его страдания пойдут ему на пользу и приблизят к Богу. А если этого нет, то может быть по-разному. Два разбойника были распяты со Христом, оба страдали одинаково, но одному эти страдания послужили ко спасению, а другому – к погибели. Так что само по себе то, что человек страдает, мучается, еще не спасает его, если он делает это не в Господе.
– Конечно, через природу мы также можем познать Бога. И эта мысль встречается у святых неоднократно. Апостол Павел говорит, что сила Божия бывает видима через творения Божии. В этом плане эта мысль Ломоносова – вполне в духе святых отцов.
Другое дело, что, изучая природу, человек изучает ее уже после грехопадения. Мы не знаем, что непосредственно было в раю. Поэтому с абсолютной точностью не получится познать Бога на основе природы, потому что природа стала другой после грехопадения человека. Она может принести много пользы, многих людей изучение природы привело к Богу, но при этом только на одном изучении природы нельзя основывать свою веру в Бога, потому что мы с ее помощью не можем познать Бога полноценно, как из Священного Писания.Сила Божия бывает видима через творения Божии
Действительно, многие ученые были людьми глубоко верующими. Даже, например, Дарвин, которого потом оклеветали в советских учебниках. Конечно, ученых к вере привело познание Бога через природу, но ставить их на один уровень со святыми отцами, священнослужителями нельзя по двум причинам. Во-первых, природа не дает нам полноценного знания о Боге. Во-вторых, у каждого – свое служение. Если человек не священник, а занимается изучением природы, это не значит, что он хуже, просто у него другое служение, которое смешивать не надо.
– Можно ли заказывать молебны ветхозаветным святым, например, царю Давиду?
– Да, конечно. Ветхозаветные святые так же прославлены и почитаемы, как и новозаветные, они есть в наших календарях. Царь Давид оставил нам Псалтирь.
– Если человек согрешил, но покаялся, то Господь его прощает. Но он за этот грех несет какое-то наказание, как и царь Давид?
– Если человек истинно покаялся в грехе, то он наказания за грех нести не будет. Но если человек согрешил, покаялся, Господь его простил, но в душе человека остался шрам, и этот шрам нужно вылечить. А для того, чтобы его вылечить, человеку, может быть, придется претерпеть какие-то трудности и страдания. Это не значит, что Господь его не простил, но значит, что эти страдания помогут исцелить его душевную рану.
Так было и с царем Давидом. Как только царь Давид покаялся, пророк Нафан ему сказал: «Господь простил твой грех». Но потом в жизни царя Давида начались трудности, чтобы он осознал себя иначе, чем до этого, и окончательно исцелил свою душевную рану.
Преподобная Мария Египетская покаялась, осознала свою жизнь, но потом в пустыне страдала и мучилась много лет. Понятно, что грех прощен, но его последствия порой нужно лечить довольно долго.
Я знаю людей, которые привыкли к каким-то грехам, они поверили в Бога, покаялись, а отстать от своего греха не могут. Человек старается, кается, мучается, особенно это касается плотских грехов, блудного характера, курения. Человек искренне кается, мучается, но сделать с собой ничего не может. Поэтому грешить – это страшное дело: последствия греха могут оказаться очень тяжелыми.
– Что же делать такому человеку? Продолжать каяться?
– Продолжать каяться, и ничего больше. И Господь, конечно, принимает покаяние человека, если он искренне делает все возможное, чтобы не грешить, искренне кается. Страшно приобрести в себе привычку хотя бы к одному греху.
– Во-первых, постоянной работой над собой. Когда ты к чему-то привык, например, к осуждению, ты все равно начинаешь осуждать, даже если принял решение этого не делать. Каждый раз, как заметил это, сразу: «Господи, прости меня и помоги мне».
Во-вторых, конечно, молитвой. Есть еще и третий момент. Мы очень часто не можем справиться со своими грехами и страстями, потому что не знаем, как правильно с ними бороться, а эту стратегию борьбы с каждой страстью для нас больше тысячи лет назад разработали святые отцы. Например, беспокоит нас осуждение. Интернет сейчас есть у всех, и вместо того, чтобы читать какую-то ерунду или новости, от которых никакой пользы нет, открываем библиотеку творений святых отцов и ищем, что они писали про осуждение: «Чтобы не осуждать, нужно поработать над этим…, над этим…». И выписать себе первое, второе, третье, четвертое, стараться выполнять все это. И каждый день или каждую неделю эту стратегию перечитывать. Если так будем делать, если приложим к этому достаточно решимости, то можно быстро победить страсти.
– Почему в разные периоды нашей жизни нам ближе тот или иной святой? Со временем близость к одному святому ослабевает. Это мы удаляемся от него?
– Нет, это не мы удаляемся. Ведь те или иные святые нам близки по разным причинам. Бывает так, что тот или иной святой связан с нашим образом жизни, бывает, что живем рядом или в паломничестве побывали, где он произвел на нас особое впечатление. А потом это впечатление проходит. Ведь если мы не чувствуем близость какого-то святого, это не значит, что мы его не любим. Просто кто-то ближе нашей душе, кто-то – нет. Поэтому, когда в нашей жизни сменяется какой-то период, мы начинаем заниматься чем-то другим, ходить в другой храм или что-то еще, то другой святой становится нам ближе. Главное, чтобы это не означало бы презрение и непочтение к тем святым, которых вы раньше почитали.
Иеромонах Афанасий (Дерюгин)