Продолжаем публикацию текста встречи доктора юридических наук, заслуженного адвоката России, писателя и телеведущего Павла Алексеевича Астахова с учащимися школ Самары, которая прошла 22 января 2025 г. в Сретенской духовной академии в рамках совместного Просветительского проекта с Финансовым университетом.
Марк Туллий Цицерон, которого мы будем здесь цитировать, – праотец всех юристов, всех адвокатов, выдающийся оратор, ученый, юрист, говорил, что внутри каждого человека живет закон – это его совесть. А снаружи совесть общая, коллективная (у нас всех есть тоже общая совесть) – это закон, которому мы все следуем. Вот так он оценивал. Можно с этим спорить, но мне нравится это определение.
Все читали Виктора Драгунского в детстве. Мы на этих книжках выросли.
У него есть несколько произведений как раз на тему о том, слушать свою совесть или нет. Например, рассказ «Тайное становится явным». Помните, что сделал Дениска? Кашу в окно выбросил, и эта выброшенная в окно каша попала на шляпу проходившего мимо дяди. А откуда вообще эта фраза: «Все тайное становится явным», знаете, где это сказано? Это сказано в Библии! Оказывается, это было сказано тысячи и тысячи лет назад, и ничего не изменилось за это время, до сих пор все тайное становится явным. Вы в это верите? Все верят или кто-то считает, что есть какие-то тайны, которые никогда не откроются, никогда не станут явными? Есть кто-нибудь такой, честно? Допускаете, но все же есть доля сомнения.
А помните историю из рассказа «Ровно 25 кило»? Мальчишки пришли на детский праздник, и там мальчик или девочка, которые вставали на весы и показывали вес ровно в 25 килограммов, получал приз. У Дениски не хватало полкило. И что он сделал? Пошел и выпил бутылку лимонада. Пол-литра? Пол-литра. Сколько весит пол-литра? Полкило. Честно он получил этот приз или нечестно? Видите, в этом вопросе ваши мнения разделились. Да, по идее, в условиях конкурса не было сказано, как нужно было проходить взвешивание, что на пустой желудок или на полный желудок, и что у вас должно быть в карманах и так далее. Но совесть Дениски его все равно мучила, потому что, вроде бы, внешне он честно поступил, но, с другой стороны, все-таки немножко слукавил. К этому сложному процессу, который внутри каждого человека, идет, оценивает: честно или нечестно, по совести или не по совести, нужно прислушиваться.
Так что же такое совесть? Это – нравственный закон, который живет внутри нас, это наш внутренний голос, который всегда дает нам ответ, что такое хорошо и что такое плохо. Есть еще у В. Драгунского рассказ «Он живой и светится», о том, как Дениска светлячка своего поменял и переживал. По сюжету рассказа писателя «Подзорная труба» мама говорит Дениске: «Смотри, у меня есть подзорная труба, я все вижу, где бы ты ни нашалил, я все вижу». Скажу вам, что моя жена, когда у нас старшие дети росли, старший и средний, она всегда им говорила: «У меня есть подзорная труба», и они свято в это верили лет до 14–15, до того возраста, в котором вы сейчас. Потому что мама всегда чувствует, когда с ребенком что-то неладное происходит, ведь у нее «подзорная труба» здесь находится, в сердце.
Можно говорить, как сочетаются мораль, совесть, нравственный закон – очень сложно сочетаются. Хотел бы вам процитировать высказывания великих людей. Видите, здесь самые разные выдающиеся личности, которые жили в разное время.
Вот в нижнем ряду справа – Марк Туллий Цицерон, вот он говорил: «Самое главное украшение – чистая совесть». Казалось бы, какое же это украшение? Украшение – это платочек, значок, у всех вас замечательные косынки повязаны – это украшения. А какое же украшение совесть, если ее никто не видит? Как распознать человека, который сидит и молчит перед вами, есть у него совесть или нет, добрая она у него или нет? Сложно. А на самом деле не так уж и сложно, потому что внутреннее состояние человека, когда он живет нравственной жизнью, по совести, совершает хорошие дела, неизбежно отражается на его лице.
А.С. Пушкин говорит: «Совесть – это когтистый зверь, скребущий сердце». Страшно, да? «Когтистый зверь» внутри нас, который «скребет» сердце. Действительно, когда совесть болит у человека, она скребет сердце и душу.
Виктор Гюго, который написал роман «Отверженные», говорил так: «Высший суд – суд совести».
«Берегись всего того, что не одобряется твоей совестью», – отмечал Л.Н. Толстой. Вы покажете мне, где здесь изображен Лев Николаевич Толстой? В нижнем ряду слева, верно. Это его портрет в молодости, когда он служил на Кавказе. Видите, какой он бравый офицер, без привычной бороды.
Вот что интересно, мы говорим о совести и о законе. Поступать по совести или по закону, по справедливости или по закону… А если мы, например, возьмем Уголовный кодекс и посмотрим, есть ли такое понятие «совесть», закрепленное в законе? Как вы считаете? Чтобы именно в законе было написано: «Поступайте по совести, принимайте решения по совести»? Сложно сформулировать.
Но, есть, например, принцип справедливости. Об этом говорит статья 6 Уголовного кодекса Российской Федерации, и ни одно решение по уголовным делам, а мы упоминали о детских колониях, о детях, которые совершают преступления, еще не понимая, что это преступления, но уже оценивая внутри себя, что все-таки они не по совести поступают, не принимается без учета этого принципа. Так что ни одно уголовное преследование в нашей стране (впрочем, этот принцип является определяющим во всех государствах) не происходит по несправедливости. Только принцип справедливости: «Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми», – это интересно.
Дальше откроем Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, ведь помимо Уголовного кодекса у нас много других законов.
И опять посмотрите: «Статья 9. Законность и справедливость при усмотрении и разрешении административных дел». Опять мы видим, что справедливость – это составляющая часть законности. То есть давайте уберем эту статью из этого Кодекса, эту статью из Уголовного кодекса, и что получится? Получится, что не будет законного решения, если оно не основано на принципе справедливости.
Еще посмотрим: Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, который выстраивает всю систему расследования дел, привлечения к ответственности, рассмотрения в суде, вынесения приговора.
Знаете, как у нас в судах выносятся приговоры? Именем кого, от чьего имени судья говорит? От имени Российской Федерации. То есть каждый судья выступает от имени всего государства, когда провозглашает свое решение: «Именем Российской Федерации…» и дальше приговор. Так вот именем Российской Федерации – государства, в котором мы живем, этот приговор «должен быть законным, обоснованным и справедливым». Посмотрите, как интересно, опять «справедливость». Какой бы кодекс, какой бы закон мы не открыли, в каждом из них говорится о справедливости.
Небольшой тест для самопроверки: как вы считаете, что лучше, оправдать десять виновных или осудить одного невиновного?
Десять виновных людей сидит, следует ли оправдать их, вместо того чтобы осудить одного невиновного. Десять жизней на чаше весов и одна. Что лучше? Вы склоняетесь ко второму варианту или считаете, что нельзя выбрать ни то, ни другое… Это сложная дилемма. На этот вопрос окончательно не могут ответить даже будущие юристы, студенты юридического вуза на 3 или 4 курсе, потому что они уже начинают мыслить другими категориями. Вы сейчас оцениваете, исходя из своего внутреннего убеждения и жизненного опыта за 15–16 лет, то есть у вас есть некое внутреннее отношение. Вот десять виновных, которых надо оправдать и отпустить на свободу, десять преступников могут выйти. Может быть, все-таки одного невиновного лучше наказать? Хотелось бы, чтобы ни то и ни другое, конечно, хотелось бы, чтобы и виновные были наказаны и невиновного отпустили, но так не всегда бывает.
Хорошо, упростим задачу: вы знаете о своем товарище, однокласснике или друге какую-то правду, которую он не знает. И вот вы думаете, сказать ему эту правду, что, например, его товарищ или девушка обманывает, или промолчать и жить дальше спокойно? Сказать? Нет и у вас однозначного решения: сказать или промолчать? А это вопросы, которые нас мучают и будут мучить. Скажем – будем мучиться: зачем сказал? Не скажем – будем мучиться: «А что же я промолчал?» И кто же нас мучает этим вопросом дальше? Сами себя, совесть, которая внутри нас живет.
Ответ, оказывается, есть в законах.
Есть Гражданский кодекс Российской Федерации – замечательный свод законов, который говорит, что «добросовестность всех участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются». То есть ко всем нам закон относится, исходя из того, что мы все добросовестные, разумно и справедливо поступаем. То есть закон – наш друг, он не рассматривает всех нас как преступников, подозреваемых: «Кто-то из вас точно что-то в жизни совершил». На самом деле, может быть и так, но это находится внутри нашей оценки, мы со своей совестью этот вопрос решаем. Пока мы внешне не совершили каких-то противоправных действий, предполагается, что мы добросовестно себя ведем. И даже если мы что-то совершили, нас не могут признать виновными в чем бы то ни было, пока приговор суда не состоялся, пока не рассмотрели все наши действия, не дали им оценки и не сказали, что это незаконно, потому что даже в законе о судопроизводстве мы вновь найдем фразу, что судьи принимают решение на основании закона и совести. Представляете, даже судья основывается на совести, не говорю уже о суде присяжных. Знаете, что такое суд присяжных? Это избранные двенадцать человек, которые принимают решения в суде (они не юристы, они не знают законов, более того, удивительно, но профессиональному юристу запрещается быть в числе присяжных), при этом они руководствуются именно совестью. И вот эти двенадцать человек – это такая коллективная совесть, они рассуждают и принимают решение, например: «Да, может быть, этот обвиняемый и совершил что-то такое нехорошее, но его надо оправдать» и оправдывают. Поэтому получается, что «по совести» даже выше закона иногда бывает. А совесть и справедливость – это составная часть закона.
Мы уже говорили, что многие святые эту тему изучали. Причем, знаете, у нас есть святые, которые раньше были разбойниками. Они совершали разбойные действия, были преступниками, но потом в какой-то момент они поняли, что они живут страшной жизнью, что встали они на эту дорожку на скользкой горочке, ведущую вниз, и катятся по ней в пропасть, и тогда они каялись, совершали много добрых дел и своими добрыми делами пытались загладить то, что прежде сделали. Поэтому это очень важно.
Так, например, преподобный Марк Подвижник говорил: «Добрая совесть приобретается молитвой, а чистая молитва – совестью». Вот это касается тех, кто идет по этому пути.
И вот опять Марк Туллий Цицерон: «Моя спокойная совесть важнее мне, чем все пересуды».
О чем говорит Цицерон? Неважно, кто и что за вашей спиной может говорить, надо слушать не то, что делается за вашей спиной, не то что про вас кто-то сплетничает, а внутри со своей чистой совестью быть в ладу, и вот это гораздо важнее. Это говорит великий человек.
Нравственный закон – это в принципе то же самое, что совесть, только нравственный закон имеет, конечно, больше различных источников. Источников нравственности очень много мы можем найти.
Как мы вначале говорили об этой «ромашке», в виде которой изобразили нравственный иммунитет: доброта, участие, взаимопомощь, любовь – это все приятные слова, а особенно приятные действия, особенно, когда это к вам направлено. Но надо получать удовольствие и от того, когда вы проявляете любовь, участие, уважение.
У нравственности много источников:
это и тот самый патриотизм, о котором мы говорил, когда вспоминали, как Левша отказался в Англии оставаться, поехал домой;
гражданственность;
социальная солидарность;
семья, потому что в семье формируется все, ребенок видит, как родители друг с другом живут, как относятся к нему;
труд и творчество (не знаю, сделал ли труд из обезьяны человека, но точно знаю, что отсутствие труда точно из человека сделает обезьяну, когда человек не трудится, он точно превратиться в обезьяну);
искусство и литература: искусство должно призывать нас к чему-то доброму, вечному, искусство должно в человеке пробуждать лучшие чувства, чтобы было приятно посмотреть. Очень люблю классическую музыку. Почему? Казалось бы, классическая музыка и профессия адвоката, но когда я слушаю концерт классической музыки, у меня появляются решения юридические. Потому что когда вокруг тебя гармония, порядок, то и внутри у тебя гармония и порядок. Запомните это правило. Почему так важно застилать кровать, мыть руки, полотенца вешать ровно, расчесываться каждое утро и чистить зубы? Помните сказку «Маленький принц»? Какое там было правило: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету». Приводя в порядок мир вокруг нас, мы наводим порядок внутри себя – это непреложный закон.
А вот Источником нравственного закона является Бог, потому что Он дал нам жизнь, Он нам дал этот закон. В каждой душе есть этот внутренний закон, потому что именно этот закон указывает, что такое добро, а что такое зло, что такое хорошо и что такое плохо, как следует поступать и как не следует поступать.