407
Преподобный Макарий Египетский:
Христиане приемлют как пищу для себя небесный огонь; он для них упокоение, он очищает, и омывает, и освящает сердце их, он содействует их возрастанию, он для них воздух и жизнь.
Преподобный авва Исайя:
В час приношения Бескровной Жертвы обуздывай свои помышления и чувства. Стой в страхе Божием, чтобы причаститься Святых Таин достойно и получить исцеление от Господа.
*
Если хочешь причаститься Тела Христова, то храни себя, чтобы не было в сердце твоем гнева или ненависти.
Преподобный Ефрем Сирин:
Духовен Хлеб сей, как и Даятель его; духовных оживотворяет он духовно.
*
Кто вкушает Хлеба Небесного, тот, без сомнения, делается небесным.
*
Не знаю, что мне делать с моими грехами, не видит мой ум, чем мне омыть и очистить себя. Если бы я вздумал омыться водами, то малы для меня моря и реки, недостаточны, чтобы очистить меня. Но если омою себя Кровию и водою из ребр Сына Божия, то очищусь, и изольются на меня щедроты Его.
С каким намерением должно вкушать Тело и пить Кровь Господню? В воспоминание Господня послушания даже до смерти, чтобы жить уже не для себя, но для Умершего за нас и Воскресшего.
Когда видишь, что священник преподает тебе Дары, знай, что это Христос простирает к тебе руку.
*
Пусть язык, приобщившись Тела Господня, не произносит ничего неприятного.
Святитель Дмитрий Ростовский:
В Чаше Господней и жизнь, и Царство, и дружба с ангелами. О, как велико приобретение Причащения от нее! Там же, где не вкушается Чаша Господня, там нет жизни, но смерть, нет Царства, но геенна; там далеко отстоят ангелы, а бесы близко. О, как велико лишение от того, что не причащаются Чаши Господней!
Святитель Тихон Задонский:
Как христиане должны приступать к причащению Тела и Крови Христовых? Апостол говорит: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 11: 28–29). Многие читают много молитв, псалмов и акафистов, но этого приготовления недостаточно. Ибо молитву от неисправного и неочищенного сердца не приемлет Бог. Страшно приступать неочистившемуся истинным покаянием; страшно и приступившему, причастившемуся снова оскверняться мирскими похотями: и то, и другое страшно.
*
Грешникам нужно себя исправить, чтобы причащаться не в суд. Блудникам, прелюбодеям и осквернителям нужно переменить свое сердце и возлюбить чистоту, когда приступают к Пречистому Агнцу Христу. Гордым и высокоумным отложить бесовскую гордость и возлюбить смирение, когда приступают к Смиренному Христу. Злобным и дышащим огнем отмщения нужно оставить злобу и возлюбить кротость и незлобие, когда приближаются к Кроткому и Незлобивому Агнцу Божию… Клеветникам, злоречивым, хульникам исправить свой язык, ибо устами восприемлют Пречистое Тело Христово. Сребролюбцам нужно оставить маммону и возлюбить Бога, когда приступают к Сыну Божию, Который есть Любовь. Жестокосердным и немилостивым следует переменить свой жестокий нрав и стараться быть милостивыми, когда приходят к Милостивому и Милосердному Господу. Пьяницам следует оставить пьянство и начать трезвую жизнь, если приобщаются Распятому и Умершему Христу. Словом, всякому должно исправить, очистить и обновить себя, чтобы неосужденно приступить.
Святое Причастие силу свою являет не от нашего достоинства, а по благости Божией. Готовность же к достойному Причастию – исповедание грехов с крепкою решимостью не уступать греху и не опускать ничего хорошего, предлежащего к деланию. Эта решимость и ревность есть корень жизни и основа. Когда это есть, дом для Господа готов.
*
Чтобы не было в грех Святое Причащение, надо грехи очистить покаянием и, приступая, приступать с верою и страхом, в сокрушении сердца, без мечтаний о каких-либо преимуществах пред другими, не причащающимися, а всегда со смиренными и самоуничиженными чувствами. Главное – иметь желание и ревность угождать Богу, а не себе. Ибо и добро делая, можно себе угождать.
Святитель Игнатий (Брянчанинов):
Прежде дерзновенного пришествия на брак к Сыну Божию да позаботится человек о своей душевной ризе: она омывается, очищается от греховных пятен, каковы бы эти пятна ни были, неизреченной милостью Господа при нашем покаянии.
*
Солнце всецело отражается в каждой смиренной, но чистой капле росы, так и Христос – в каждой христианской Православной Церкви всецело присутствует и предлагается на Священной Трапезе. Он сообщает Свет и Жизнь Своим причастникам, которые, приобщившись Божественному Свету и Жизни, сами делаются светом и жизнью.
*
Достойное причащение Святых Таин возможно только при постоянно благочестивой жизни или после решительного раскаяния в жизни греховной и решительного оставления ее, засвидетельствованного и запечатленного принесением покаяния по наставлению Святой Церкви.
Преподобный Амвросий Оптинский:
Ежели мы с верой неосужденно причащаемся таинства Тела и Крови Христовых, то все козни врагов наших душевных, стужающих нам, остаются недейственны и праздны. Неосужденно же причащаемся тогда, когда приступаем к таинству сему, во-первых, с искренним и смиренным раскаянием и исповеданием грехов своих и с твердой решимостью не возвращаться к оным, а во-вторых, если приступаем без памятозлобия, примирясь в сердце со всеми, опечалившими нас.
Праведный Иоанн Кронштадтский:
Да испытывает же себя человек, хотящий причащаться Святых Таин, и тогда пусть причащается небесного Хлеба, Тела Христова, и от Чаши жизненной да пиет, «ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 11: 28–29). Итак, желающие Причастия, испытывайте себя, свою совесть, вспоминая грехи свои, осудите себя прежде Суда Страшного, ибо если бы мы рассуждали, то есть разбирали бы подробно свою жизнь и исправлялись, тогда не были бы осуждены.
*
Чтобы достойно причаститься Животворящих Таин, нужно молитвой и сокрушением сердца очистить его от всякой, даже малейшей скверны греха и живой верой как можно глубже ввести в сердце Христа («Верою вселиться Христу в сердца ваши» (Еф. 3: 17)). Но если в сердце останется нечистота вольного греха, тогда Христос не может обитать в сердце. «Какое согласие между Христом и Велиаром?» (2 Кор. 6: 15).
*
Если Христос в тебе через частое причащение Святых Таин, то будь весь как Христос: кроток, смирен, долготерпелив, любвеобилен, беспристрастен к земному, горняя мудрствующий, послушлив, разумен; имей в себе непременно Дух Его; не будь горд, нетерпелив, пристрастен к земному, скуп и сребролюбив.
Подготовила Александра Калиновская