Сокровенная миссия Церкви: от земного к вечному

Московская Сретенская  Духовная Академия

Сокровенная миссия Церкви: от земного к вечному

282



Трудно, крайне трудно, чтобы бесконечная, вечная жизнь вошла в тесную человеческую душу и в еще более ограниченное человеческое тело. Заключенные в рамки земного, человеческие существа с подозрением относятся ко всему, что находится за его пределами. Находящиеся в рамках времени и места, люди не могут вынести ничего, что находится за пределами времени и пространства, ничего, что относится к вечности. Если вечность приближается к ним, они противоборствуют этому. Человеку не нравится вмешательство вечности в его жизнь, и он с трудом к ней приспосабливается.

Он часто считает это вмешательство чем-то насильственным. Иногда против вечности человек становится суровым бунтарем, потому что видит свое ничтожество перед ней. Он смотрит на вечность через свою человеческую, приземленно-мирскую призму. Погруженный в материальную телесность, связанный силой тяжести во времени и пространстве, его дух оторван от вечности. Человек мира сего не хочет приближения к потустороннему и вечному. Пропасть между временем земным и вечностью для него непреодолима, у него нет необходимой способности и силы, чтобы перешагнуть через нее. Осажденный смертью со всех сторон, человек смеется, когда слышит, что он в действительности бессмертен и вечен. Бессмертен относительно чего? Своего смертного тела? Вечен относительно чего? Своего хилого духа?

Чтобы человеку понять, что он бессмертен и вечен, он должен чувствовать и осознавать себя таковым в центре своего существа. Без этого и бессмертие, и вечность являются для него условиями, навязанными извне. И если у человека когда-то и было это чувство бессмертия и осознание вечности, то это было так давно, что уже атрофировалось под тяжестью смерти. И в самом деле оно атрофировалось: об этом говорит нам все строение человеческого бытия. И наша проблема состоит в том, чтобы возродить это угасшее чувство, чтобы воскресить это атрофированное осознание. Это не могут сделать ни сами люди, ни трансцендентные философские боги. Это может сделать только живой Бог, воплотившийся в человеческом естестве. 

Именно это сделал Христос Бог, став Богочеловеком по Своем Воплощении. Только во Христе, и в Нем одном, человек почувствовал свое бессмертие и осознал, что он вечен. 

Только во Христе человек почувствовал свое бессмертие и осознал, что он вечен
Богочеловек Христос преодолел пропасть между временем и вечностью, которую ощущал человек, и восстановил отношения между ними. Поэтому только тот по-настоящему чувствует свое бессмертие и осознает себя вечным, кто соединяется с Богочеловеком, с Телом Христовым, с Церковью. Для человека и всего человечества Христос стал единственной переправой от земного и временного к вневременному и внеземному, то есть к вечности. По этой причине в Православной Церкви Христос Бог является единственным Проводником для человека из времени в вечность. Через Христа человек приходит от осознания своей смертности к осознанию своего бессмертия, от ощущения конечности своего бытия к пониманию, что оно бесконечно.

Вечно живая Личность Богочеловека Христа по сути и есть Церковь. Определение Церкви, ее жизнь, цель, Дух и Домостроительство – все дано в этой дивной, непостижимой для нас Христовой Личности. Поэтому миссия Церкви состоит в том, чтобы взаимозависимо и личностно объединить всех ее верующих с Личностью Христовой, претворить их сознание в Христосознание и их самопознание в Христознание. Дабы жизнь их стала жизнью во Христе и через Христа, дабы жили они не сами в себе, но Христос бы жил в них: «И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2: 20). 

Миссия Церкви состоит в том, чтобы верующие могли достигнуть бессмертия и вечности, чтобы они «соделались причастниками Божеского естества» (2 Пет. 1: 4). Ее миссия заключается также в том, чтобы каждое ее чадо убедилось в своем бессмертии, чтобы человек понял, что он есть странник на земле, который через смертность и временность движется к бессмертию и вечности. Церковь – это богочеловеческий институт, существующий в земных границах времени и пространства. Она находится в этом мире, но она не от мира сего: «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18: 36). Она находится в этом мире, чтобы возвысить сей мир до мира горнего, из которого она сама и произошла.

Православная Церковь является Вселенской, Кафолической, богочеловеческой и вечной. И по этой причине, если кто-то пытается сделать ее национальным институтом, сузить ее до малых, конечных и временных целей, это влечет за собой богохульство против Христа и Святого Духа. Цель Православной Церкви суть наднациональная, вселенская, общечеловеческая: всецело объединить во Христе всех людей, независимо от национальности, расы или социальной формации. «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского» (Гал. 3: 28), ибо «все и во всем Христос» (Кол. 3: 11). 

Установления этого человеческо-Божественного института Церкви даны нам в церковных таинствах и в аскезе. Таинство Божественной Евхаристии объединяет всех людей. Через него человек органически соединяется со Христом и со всеми верующими. Через личное осуществление добродетелей: веры, молитвы, воздержания, любви, кротости, сострадания и милосердия – человек утверждается в этом единении и движется к святости. Церковь есть богочеловеческий организм, а не просто человеческая организация. Церковь неразделима, как и Личность, и Тело Богочеловека Христа. Поэтому фундаментальной ошибкой людей является разделение неделимого богочеловеческого организма Церкви на мелкие этнические организации. В своем историческом путешествии многие Поместные Церкви ограничивались лишь этническими целями. Церковь приспосабливалась к народу, тогда как нормой является обратное: народ должен приспосабливаться к Церкви.

Ныне двенадцатый час, и настало время нашим церковным представителям перестать быть исключительно рабами этничности, но стать иерархами и священниками Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Миссия Церкви, данная Христом и реализованная святыми отцами, заключается в том, чтобы в душе верующих было посеяно и взращено осознание и понимание того, что каждый член Православной Церкви является личностью кафолической и вечной, принадлежащей Христу. И по этой причине каждый верующий является братом и рабом всех людей и тварей земных. Это цель Церкви, данная Христом. Чтобы всякая Поместная Церковь была Церковью Христовой и Кафолической, она должна постоянно осуществлять эту цель в своем народе.

Какими средствами это возможно? Богочеловеческими. И они есть не что иное, как аскеза и добродетели. Каждая из них вытекает из другой и дополняет другие. Первая из них – это аскеза веры. Душа верующего должна быть предана Христу без оговорок и компромиссов. У христианина должно быть сформировано осознание того, что вера Христова является наднациональной, вселенской, кафолической, тринитарной добродетелью. Он должен понимать, что для человека верить во Христа означает служить Христу, и только Ему, во всех аспектах своей жизни.

Для человека верить во Христа означает служить Христу, и только Ему, во всех аспектах своей жизни
Вторая богочеловеческая добродетель есть молитва и пост. Эта добродетель должна вкорениться в христианскую душу. Ибо молитва и пост являются всесильными средствами, данными Христом для очищения от всякой нечистоты, и не только человека, но и общества, и всякого народа, и человечества. Душа христианина должна быть наполнена молитвой не только за себя, но и за ближних, и за врагов. Ибо это то, что отличает христиан от язычников, и так говорит Господь: «Молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5: 44).

Третья богочеловеческая добродетель – это любовь, которая не имеет границ. Она не ставит вопрос, кто достоин, а кто – нет; она любит всех: друзей и врагов, грешников и преступников (но не любит их грехов и преступлений); она благословляет проклинающих и, как солнце, светит на добрых и злых. Эту любовь нужно взращивать. Она отличается от любви фарисейской, гуманистической, альтруистической и этнической. Любовь Христова приобретается молитвой, потому что она есть дар Христов. И православный человек должен молиться сердечно и с усердием: «Господь любви, дай и мне каплю Твоей любви ко всем людям и ко всему». 

Четвертая богочеловеческая добродетель есть кротость и смирение. «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11: 29). Только тот, кто кроток сердцем, может сделать мятежные и дикие сердца кроткими. Только тот, кто смирен сердцем, смирит гордые и надменные души. «Никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам» (Тит. 3: 2). Человек становится по-настоящему кротким и смиренным, когда он вселяет кроткого и смиренного Господа Иисуса в свое сердце. Душа христианина должна содержать в себе кротость Христову. Всем нам следует молиться так: «О, кротчайший Господи, сотвори кроткой мою дикую и необузданную душу». Господь величайше смирил Себя: Он воплотился в человеческой плоти. Если ты воистину Христов, смирись до предела. Воплотись и ты в боли каждого болящего, в скорби каждого скорбящего, в страданиях каждого истязаемого, в горести всякой твари. Смирись ниже всех: будь всем для всех через Христа и по слову Его. Когда ты один, молись: «О, смиренный Господи, смири же меня через неизглаголанное смирение Твое!»

Пятая богочеловеческая добродетель есть терпение и смирение. Это означает терпеть зло, не воздавать злом за зло, прощать проклятия, клеветы, нанесенные раны с состраданием к другим. Сие суть Христово: постоянно чувствовать себя распятым в мире, гонимым, проклятым и оплеванным им. Мир не может вынести христоносных людей, как не мог вынести и Самого Христа. Через личное мученичество христианин приносит плоды. Для православных христиан мученичество – это очищение. Христианин не только с радостью переносит страдания, но и с полным состраданием прощает тех, кто их причиняет, и молится за них Богу по примеру Спасителя и архидиакона Стефана. Поэтому молитесь так: «Долготерпеливый Господи, даруй ми долготерпение, великодушие и кротость». 

Миссия Православной Церкви – сделать эти богочеловеческие христоподражательные добродетели-аскезы жизнью людей и вплести их в людские души. Обязанность Церкви – создавать христоносных подвижников. Поэтому, братие и сестры, нам крайне необходимо возвратиться к подвигам и добродетелям святых отцов. Вернитесь же к добродетелям святых Антония и Афанасия, святых Василия и Григория, святых Иоанна Златоуста и Иоанна Дамаскина, русских святых Сергия и Серафима, святых сербов Саввы, Прохора и Гавриила и многих других! Потому что эти богочеловеческие аскезы и добродетели сформировали святого Антония, святого Григория и святого Савву. И только такие добродетели способны освятить каждую душу. 

Вот в чем разница между миром человеческим и миром Христовым: мир человеческий конечен и ограничен, а мир Христов неизменен и вечен. Православная Церковь есть единственный носитель и хранитель совершенной и всесветлой Личности Богочеловека Христа в этом мире. Для Православия характерна личная, семейная и приходская аскеза, особенно в молитве и посте. Настоящий христианин убежден, что всякая нечистота, всякая нечистая мысль, всякое нечистое желание, всякий нечистый дух могут быть изгнаны из человека «только молитвою и постом» (Мф. 17: 21). 

Подвижники есть истинные миссионеры православия, а подвижничество – истинная ее миссионерская школа. Молитва и пост, церковная жизнь прихода, литургическая жизнь и личная аскеза – вот главные средства, которыми православие возрождает людей. Приходская община должна быть наполнена христолюбивой и братолюбивой любовью, где верующие смиренно служат Христу и друг другу с кротостью и смирением, с самопожертвованием и самоотречением. Такое служение должно быть питаемо молитвой и литургической жизнью. Это абсолютно необходимо. Но в качестве предварительного условия крайне важно, чтобы иерархи, священники и монашествующие стали подвижниками, а следом за ними – и остальные. Об этом давайте же помолимся Господу.


Преподобный Иустин (Попович) 


Перевела с английского Александра Калиновская 

Сайт Johnsanidopoulos.com

https://www.johnsanidopoulos.com/2010/06/from-time-to-eternity-internal-mission.html