Любовь все переносит

Московская Сретенская  Духовная Академия

Любовь все переносит

446



Беседа 20 из цикла «Гимн любви в Послании апостола Павла к Коринфянам»

Мы сейчас читаем 7 стих. Апостол Павел говорил, что «любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется» (1 Кор. 13: 4–7), а далее: любовь «все переносит» (1 Кор. 13: 7). Если сегодня человеку сказать: «Потерпи всё», он подумает, будто ты предлагаешь ему: «Стань безумцем». Он возмутится: «Неужели всё будем терпеть? Всё принимать? Всё выносить? Всё перетерпим?» Человеческая логика нелегко воспринимает такие вещи. Особенно сегодняшняя мирская логика непросто воспринимает слова «любовь все переносит». Конечно, смысл этих слов не совсем такой, как может показаться на первый взгляд. «Всё переносит» – это не значит, что человек, который имеет любовь, сидит, страдая и бездействуя, терпит все негативное, как лишение. Но терпит, подобно Богу, как Он терпит очень многое от каждого из нас без исключения не потому, что Он затрудняется совершить что-либо (проявить энергию), а потому, что Он нас любит. Благодаря этой любви, превозмогая столько всего, что нам даже сложно представить и уловить нашим умом, Он являет нам безграничное боголепное терпение. Так и человек, который есть образ Божий, который подобен Ему, старается проявить терпение. 

Что означает терпение? Терпеть – это значит оставаться постоянным и стойким, что бы ни происходило перед тобой, не теряя дерзновения, храбрости, не теряя энтузиазма, не теряя готовности и расположения, не теряя мира, не теряя своей души. Ты остаешься твердым. По-гречески «терпеть» – «υπομένω» («μένω» – «оставаться, пребывать, оставаться верным»; «υπο» – «под»). Под разными обстоятельствами и состояниями человек остается непоколебимым, твердым, устойчивым, неизменным. Это непросто. 

А когда человек остается стабильным, непоколебимым? Когда он любит Бога, тогда он всецело верит, что Бог – с ним. А когда с нами Бог, мы имеем доверие к Нему. Такая вера – это доверие Богу. Тогда в нас нет колеблющихся помыслов, переживаний, что с нами что-то случится: настолько трагичное, настолько ужасное, настолько сильное, что это нас сокрушит. «Я потеряюсь, исчезну, меня больше не станет…» Человек Божий не останавливается на таких помыслах. Наоборот, что бы ни случилось, он обращается к Богу и говорит: «Раз Бог все знает, все видит, все это попускает, то я доверяю Богу себя. Значит, я смогу преодолеть сложности, смогу преодолеть страшные испытания, смогу преодолеть очень трагичные вещи. Но Бог меня не оставит. А поскольку Бог не оставит меня (Он пообещал мне, что не оставит), то я не смущаюсь, не теряю хладнокровия, не паникую, меня не охватывают страх и ужас, я не теряю мирного настроения и стойкости, которую дает мне присутствие Божие в моем сердце». 

Это особенно важно сегодня, когда мы видим, как все становится сложнее день ото дня: то, что происходит вокруг нас, мировые события. Вы видите, насколько сложно их разрешить. И мы не знаем, что произойдет дальше, особенно в нашей стране. Мы в «пасти у волка». Если были бы у волка – хорошо: волк поест, насытится в какой-то момент. Сколько он может съесть? Географический узор нашей страны напоминает открытую пасть, в которой вишенка внутри. «Золотисто-зеленый лист, брошенный в море». Золотисто-зеленый лист в пасти у волка. Этот «золотисто-зеленый лист» сейчас среди огромных сложностей и обстоятельств, мы не знаем, что с нами может случиться. Видим, что происходит с людьми вокруг, сегодняшние трагедии. Мы должны думать и сопереживать тем людям, которые сейчас вовлечены в страшные войны. Не будем все это разъяснять в политических, геополитических критериях, говорить на таком языке. Это в первую очередь люди, души людей, которые пропадают в морях, в кораблекрушениях, в войнах, в своем безумии (можно и так сказать). Ведь от тех, кто опоясывает себя «поясами смертника», при взрыве не остается даже пыли. Они, несчастные, попали в очень сложное положение. Будем молиться обо всем этом, потому что только молитва способна остановить такой ход дел и изменить ситуацию. Все остальное – суетное. Эти войны с бомбами, ракетами, взрывами… Пусть государства, армии делают, что хотят, но все эти процессы не победишь такими методами. Терроризм не победишь насилием и войнами, от этого станет только хуже. Мы можем помочь, если будем много молиться. Если в наши дни есть молящиеся люди, если существуют среди нас люди такой духовной зрелости, достигшие высокого духовного состояния, которые могут молиться по-настоящему, они смогут изменить мировую обстановку и историю мира. А если таких людей не будет, то все будет продолжаться развиваться в том же направлении – по человеческой логике и математике, а тогда всем нам будет очень тяжело. 

Мы можем помочь, если будем много молиться
Мы имеем упование на Бога именно потому, что обстоятельства очень сложные, а для молодых людей – все еще сложнее. Ведь мы можем себе представить, каково сегодня молодому человеку в этом мире, когда он готовится пойти учиться, поехать за границу (а мы до сих пор полны мечтаний: «Поеду за границу! В Великобританию, во Францию, в Швейцарию, в Германию». Но картина там уже совсем иная, не такая, какая была раньше в наших умах). Теперь иной образ – пугающий, сложный, и, вероятно, усложнится еще больше. 

Но жизнь человеческая продолжается, не останавливается. И нам необходимо иметь огромную веру в Промысл Божий. Потому что только когда человек верит в то, что с ним – Бог, что Бог – его Отец, что Бог есть и будет всегда рядом с ним, верит в то, что Бог никогда не оставит человека, он обретает мир. Даже когда человек оставляет Бога, Бог его не оставляет. 

Когда мы молимся каждый день с огромной болью и любовью нашему Богу Отцу, тогда мы сможем все претерпеть и перенести, тогда ничто не сможет нас испугать. Как говорит пророк Давид в Псалтири: «Не убоимся, внегда смущается земля и прелагаются горы в сердца морская» (Пс. 45: 3). Когда на земле произойдут страшные события, когда весь мир поколеблется, горы потонут в море, сердце не убоится. Почему? Потому что «Ты со мною еси» (Пс. 22: 4). Это очень важно, это бесстрашие нам приносит вера, Церковь, Евангелие – ощущение Божия присутствия в нашей жизни. Только верующий человек умеет терпеть. 

Сегодня мы подвергаемся опасности со стороны джихада, со стороны его последователей. Поймают нас, сделают что-нибудь нехорошее – все возможно, судя по тому, как мы живем, ничего нельзя исключить. Но если отмотать время назад, взглянуть на Кипр до 1870 года, увидим, какую непростую жизнь прожили наши предки, прадеды. 400 лет наша страна была в рабстве у мусульман, у турков. И еще столько же – у франков, и это было еще худшее рабство, чем туркократия. Всего 800 лет, а потом еще 100 лет под англичанами, которые были «благородными»: убивали тебя под звуки симфонии Бетховена. Спрашивали: «Что хочешь услышать? «Дунайские волны», «Аллилуйя» Бетховена?» Включали и отправляли тебя в мир иной под «Дунайские волны».

Если вы почитаете историю, написанную серьезными учеными, вы увидите, что происходило в стране, с какими трудностями сталкивались люди, какие были боль, нищета, угнетение. В те времена существовало самое настоящее рабство. Вы проникнетесь великой выдержкой наших отцов. Но почему они смогли все перенести? Потому что они обладали огромным терпением, они умели терпеть. А почему они умели терпеть? Потому что они доверяли Богу. Нетерпеливый человек, который не имеет терпения, – это человек, который не имеет веры в Бога и доверия Ему, который желает все сделать сам. Хочет все уладить по своей логике, делает заключения по собственному разумению. Хотя в нашей жизни существует очень значимый фактор, и этот фактор – Бог, Которого невозможно ввести как функцию в электронный компьютер, как переменную в математическую формулу, потому что Он может перевернуть и трансформировать все данные. А поскольку человек есть образ Божий и похож на своего Бога Отца, то и человеческий фактор невозможно предсказать и с точностью предвидеть. 

Человек непредсказуем, но гораздо более непредсказуем Бог, Его действия сложно учесть. Бог способен в любую минуту все перевернуть. По этой причине человек, обладающий верой, умеет потерпеть испытания в своей жизни, как и наши отцы и предки. Они прошли через серьезные испытания в своей жизни не как бедные и несчастные, но очень мужественно. Наши предки в период туркократии, когда им было очень тяжело, сумели построить разные сооружения: красивые храмы, здания, школы (в основном они строили церкви и школы), они танцевали красивые народные танцы, грациозные, от которых исходили красота, грация и благодать, они пели, устраивали праздники, свадьбы. И ведь все это происходило среди того мрака! Но они проживали свою жизнь в благодати и красоте, потому что черпали терпение из своей веры в Бога и выдерживали все тяготы сквозь векá. 

Они проживали свою жизнь в благодати и красоте, потому что черпали терпение из своей веры в Бога и выдерживали все тяготы сквозь векá
Если у человека нет веры, он не может потерпеть, потому что он утопает в своей логике. Я слышал на днях, как один человек говорил другому: «Знаешь, что значит, когда у тебя забирают твои деньги?» Конечно, я не знаю этого, потому что у меня никогда не было своих денег, чтобы понять, что случится, если у меня их заберут. Но я полагаю, что это сложное испытание, когда у тебя забирают твои деньги. Но и это не причина, чтобы ты рушил свою жизнь, начинал думать о самоубийстве по причине того, что ты лишился своих денег. Такое возможно, если вся твоя жизнь выстроена и держится на деньгах. Как только ты их теряешь, все рушится, поскольку ты не находишь смысла жизни. И проблема не в том, что кто-то забрал твои деньги, ошибку ты допустил ранее: ты построил свою жизнь на деньгах, на личностях, на вещах, на идеологиях – на чем бы то ни было тленном и преходящем, на чем-то человеческом. А любая человеческая вещь ограничена. Поскольку же она ограничена, то она и тщетна, она оставит тебя. Придет час, когда ты потеряешь эту вещь. Где же ты можешь найти гарантию, надежность, основание, на котором можно построить свою жизнь, чтобы она была твердой, непоколебимой? Чтобы ты сумел перенести все потрясения, которые могут случится в твоей жизни? 
Ведь неизбежно и неминуемо каждый человек в определенный момент столкнется со сложностями. В этом мире не существует человека, который мог бы пройти эту жизнь, не встретив сложностей – много или мало, обязательно он встретит на пути тяжелые дни и часы. 

Есть люди, которые боятся потерять свою жизнь, боятся, что с ними произойдет что-то плохое. Они не умеют оставить свои переживания до момента, когда беда наступит, чтобы потом уже справиться с ней. И только от мысли, что в какой-то момент они столкнутся с некой проблемой, со злом или неудачей, со сложностями, трагедиями, они рушат свою жизнь, вместо того, чтобы потерпеть, пожить спокойно, пока беда не наступила, а там – видно будет. Не получается у них. А почему? Именно потому, что в них нет той спасительной веры и доверия Промыслу Божию. 

В то время как человек, который доверяет Божию Промыслу, умеет всегда сказать: «Если попустит Бог». Он имеет мир в душе, потому что на другой чаше весов есть противовес: с одной стороны – все логические доводы и обстоятельства, трагические и катастрофические (пусть так оно и есть), а на другую чашу весов он кладет действие Божиего Промысла. Тогда наступает равновесие – и перевешивают Божий Промысл и присутствие Божие, которые побеждают все логические выводы настолько уверенно, что человек не только перестает бояться, но и более того: некоторые люди сумели достичь такого высокого уровня (и такие люди существовали, такими были современные отцы, наши старцы), что они желали пережить различные тяготы, потому что они веровали и опытно знали, что через сложности и испытания возрастает и может проявиться та огромная любовь, которую они испытывали к Богу. 

Когда мы, будучи молодыми, приходили к ним и говорили: «Геронда, неужели все будет так? Неужели случится одно, другое?» Тысячу всего придумывали. Старец же отвечал: «А где же Бог? Ладно, произойдет все то, о чем ты говоришь. Случится одно, другое, третье, все эти катастрофы, которые ты описываешь. Хорошо, возможно все так и будет, как ты предполагаешь. Но где же Бог? Куда ты поместил Бога во всей этой истории? Ты свел баланс, уже вывел результат. Но в свой расчет ты не поместил один важный элемент – Бога, Который может все перевернуть. И даже если Он не станет всё переворачивать, допустим, что в итоге произойдет нечто, еще худшее того, что ты предполагал, останется тот фактор, на который мы всегда надеемся. Останется Бог, на Которого мы надеемся и Которого призываем, Которого мы любим. Он силен все изменить и обратить: горькое сделать сладким, из яда сделать лекарство, из сложного сделать легкое, неудачу претворить в успех. Этот фактор, о котором ты позабыл, называется Бог Отец наш». 

Но в свой расчет ты не поместил один важный элемент – Бога, Который может все перевернуть
Человек может достичь весомости, стать «тяжелым», перестать быть тростинкой, которую подхватывает и несет за собой ветер, он может стать скалой, укорененной в море. По ней ударяют и разбиваются о нее волны, а скала неподвижно остается на своем месте, ничего с ней не происходит. Потому что своими корнями она держится за твердый, непробиваемый грунт. Скале нечего бояться: вода есть вода. Хотя она и обладает силой, своей плотностью, но скала тверже, она гораздо устойчивее. 

Как человеку достичь всего этого? Человек сумеет достичь этого, если начнет в самых малых вещах учиться терпению. От малого перейдешь к великому. Скажем, ты отправился в какое-то место и попал в пробку. Вместо того, чтобы открывать окно, кричать, сигналить, кипятиться (такие сцены порой наблюдаю на дороге, не знаю, что они говорят, не открываю окно, но по выражению лица понимаю, что они раздражаются, нервничают). 

Хорошо, ты попал в пробку, случилась где-то авария и заблокировала движение, что-то произошло. Научись терпеть в этой простой ситуации. Это не зависит от тебя. Оставь логику, которая говорит тебе: «Меня ведь ждут! У нас важные дела!» Мы ничего не можем сделать, лучше потерпим. Постараемся не потерять душевный мир. Мир – превыше всего. Наш геронда говорил нам всегда: «Будьте внимательны, не теряйте мирного духа. Что бы ни происходило, храните мир ваш». 

Когда геронда путешествовал, в билете было указано приезжать в аэропорт за два часа до вылета. Он говорил нам: «Поедем, чтобы быть там за два с половиной часа до начала регистрации, когда багаж принимают. Поедем спокойно, чтобы вовремя быть на месте, лучше там подождем». 

Со мной такое случается в Лимасоле. Приглашают митрополита на мероприятие, в приглашении указано приехать к пяти часам. Приезжаю пораньше на пять минут и прихожу вместе с уборщицами. Часто приходил, а все бывало закрыто (магазины, театры, где проходило мероприятие), ждал, пока придут организаторы. Потому что у нас на Кипре говорят, что начало в пять, а приходят к 5:30, без четверти шесть. Ну ничего, потерпим. Но я не могу попозже приходить: это некрасиво. 

Один раз я забыл про карнавал. Было дело 16 февраля. До этого я куда-то уезжал и позабыл про карнавал, не знал, когда он начнется, где будет проходить. Пришел в митрополию на беседу, а попал на карнавал. Подходили, смеялись, спрашивали: может быть, я новый митрополит? Думали, что я на карнавальной колеснице приехал.

Надо нам научиться терпеть в мелочах. В патерике есть очень хорошие примеры. Читайте, ребята, патерик! Вы увидите удивительные примеры подвигов святых отцов, которые умели потерпеть все малые испытания. 

Сломалось судно. Это было на берегу Нила. Один из отцов должен был плыть на этом корабле. Были и другие, которые приходили и уходили. Люди советовали авве: 

– Авва, поезжай и ты на другом судне, раз есть такая возможность!

– Нет, я поплыву на том корабле, который по расписанию. 

– Он же сломался. 

– Я подожду, пока починят. 

Сидел целый день и ждал. 

Надо нам научиться терпеть в мелочах

Ночью один человек провожал несколько подвижников в пустыню. Они перемещались ночью, поскольку днем стояла сильная жара. Случилось так, что они заблудились. Люди поняли это, но никто ничего не сказал провожатому. Всю ночь они бродили по пустыне и не сказали проводнику: «Знаешь, брат, ты завел нас непонятно куда. Из-за тебя мы заблудились. Куда ты нас ведешь?» Ни слова не сказали, чтобы не расстраивать его и чтобы не потерять внутреннего мира. 

Будем начинать с самых простых вещей, которые случаются с нами сотни раз. Отцы-подвижники умели все упорядочить на пути совершенства во Христе, умели извлечь огромную духовную пользу из простых вещей. 

В патерике рассказывается, как игумен поселил одного монаха в комнату с коровой, когда он только пришел в монастырь. Представьте себе: жить в одной комнате с коровой! Какое тут духовное преуспеяние? Корова есть корова. Она будет вести себя, как корова. Представьте себе! А он оставался там годы без единой жалобы и ропота на игумена. Один год, два, пять, десять, но он провел там лет 20–30, наверное, пока корова не сдохла. Кто знает, сколько коровы живут? Без ропота! Плел корзины из финиковой листвы, а корова их ела: хлап, хлап, хлап! – жевала эти листья фиников. Монах же никогда не раздражался на корову, которая была его сожительницей в комнатке. Он не протестовал. Вы спросите: «Что это за история?» Но это была огромная духовная работа, которая явила его великим перед Богом. Он мог бы пойти и сказать: «Столько лет я прожил в монастыре с коровой! Неужели не найдется комнатки для меня? Не найдется спокойного места? Как можно жить с животным в одной комнате, которое все пачкает?» А он сумел извлечь духовную пользу из этого испытания.

Начинаем с малого и достигаем высокого. Потому что, терпеливо перенося разные мелкие странности, самочиния, которые все мы совершаем, маленькие причуды и капризы, мы можем достичь высокого терпения, если мы видим в своей жизни Промысл Божий. Мы говорим: «Я сейчас оказался впутанным в это течение, в эту круговерть. А где Бог? Разве Бог не здесь, не видит меня Бог, не наблюдает за всем? Разве все это вне ведения Бога?» Сейчас время проявить терпение. Потерпим и преодолеем. Если я не поддамся и не упущу эту благоприятную возможность, которая пришла ко мне по какой бы то ни было причине, даже по моей собственной глупости, это принесет свои плоды. Пусть вместо того, чтобы пойти по привычной хорошей дороге, мне пришло в голову пройти по другой, и я заблудился. Ладно, я сам виноват, но я не стану терять терпения, не буду становиться нетерпеливым, не буду волноваться, беспокоиться и возмущаться: «Что же такое со мной происходит?» Ведь такое поведение будет моим духовным падением. Знаете, если такое духовное падение повторяется каждый раз, когда оно нас побеждает, испытание становится только хуже. И наоборот. Каждый раз, когда мы побеждаем, мы становимся сильнее. Так человек, который имеет веру в Бога, доверие Ему, научается крепко держаться и не терять душевного мира и терпения.

А почему нам необходимо терпеть? Весь духовный труд человека зиждется на этом тонком равновесии, которое дает нам душевный мир. Когда мы теряем мир, тогда мы не можем ни молиться, ни общаться с Богом Отцом нашим, ни с нашими братьями, ни в себе разобраться. Поэтому нам необходимо хранить мир душевный. Мы не можем остановить внешние события. Что бы мы ни делали, вокруг нас будут происходить события, складываться ситуации, появляться люди, возникать обстоятельства негативные, сопротивляющиеся нам. Я не могу заставить весь мир уважать меня, почитать меня, заставить весь мир мыслить так же, как мыслю я. Обязательно каждый будет делать так, как ему угодно. А что же должен делать я? Постоянно пребывать в смятении, постоянно нервничать, постоянно находиться во вражде, атаковать, потому что другой человек раздражил меня, неправильно понял, один – одно, другой – другое, третье? Что это за состояние? Это я должен научиться быть мирным. Научиться быть мирным, независимо от того, что происходит вокруг. И секрет – в духовной работе. Нам нужно работать духовно и практически, чтобы стяжать этот мир, но в первую очередь, чтобы стяжать Христа в своем сердце. Потому что Сам Христос есть наш мир: «Ибо Он есть мир наш» (Еф. 2: 14), как воспевали ангелы. Вспомним о грядущем празднике Рождества Христова: «На земле мир» (Лк. 2: 14). 

Какой мир? Внешний, которого никогда не существовало? А чем дальше, тем хуже идут дела? Нет, конечно. «На земле мир» – это Христос. Он есть Мир, пришедший на землю. Когда в человеке есть мир, он обладает и терпением. Поэтому апостол Павел говорит здесь: «Любовь все переносит». 

Любовь не боится, не смущается, не чувствует, что рискует стать посмешищем. Наоборот, тот, кто терпит, – это мужественный человек, а не тот, кто выходит из себя. Не тот мужественный, кто оскорбляет. Не тот мужественный, кто противостоит. Мужественный – это тот, кто терпит, кто умеет дождаться, тот, кто умеет обличить себя, кто умет держать свою душу в мирном, покойном состоянии, потому что он любит брата своего. В этом секрет. 

Как родители терпят своих шаловливых детей? Они терпят, потому что любят. Это их ребенок, которого они любят. Терпение родителей поразительно безгранично. Человек способен выдержать многое, когда он любит. 

Так и здесь апостол говорит нам, что секрет терпения – в любви: «Любовь всё переносит». А когда мы говорим, что сил терпеть больше нет, это означает, что нам недостает любви. Проблема – в нас, в том, что мы не умеем любить. Любовь не имеет границ, хотя в ней важно и рассуждение. Терпение – беспредельно, но всегда с рассуждением. А рассуждение проистекает из любви и желания спасения нашему брату.


Митрополит Афанасий Лимасольский


Перевела с греческого Мария Орехова

Источник: www.omilies.net