432
Сегодня, 20 ноября, исполняется 78 лет Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. Сложно подобрать одно слово, которое бы могло охарактеризовать Святейшего. Многогранность и любовь, острый ум и доброта. Каждый раз просматривая биографию Святейшего, не перестаешь удивляться тому, как возможно столько успевать. При стопроцентной загруженности никогда не забывать своей паствы, твердо веруя, что истинный пастырь тот, кто заботится о своих овцах.
Пример такой заботы мы видим повсеместно, в том числе и в проповедях Святейшего. Он не устает обращаться к нам с призывом любить друг друга и терпеть. Наверно, если посчитать, то проповедей на эту тему будет больше всего. И сложно это переоценить. Святейший – мудрейший, образованный и опытный пастырь, который знает – без любви не будет ничего.
Он как пастырь взывает к нам, зовет, уговаривает, увещевает, приводит примеры.
*
Если же вы вдруг проявляете внимание к человеку, к растению, к животному, к Богом созданному миру, если вы вдруг чувствуете нежность и теплоту в сердце, берегите это чувство – это отображение Божественной любви.
Мы должны беречь наши чувства в общении друг с другом. Добро должно быть основой наших взаимоотношений, а там, где добро, там и любовь.
*
Постепенно Божественная заповедь о любви, закон жизни, который есть любовь, несомненно, отобразится и в нашей жизни, в наших мыслях, в наших поступках, если начнем с малого делать добрые дела. Пусть наши добрые дела сперва увидят наши родные, близкие, родители, муж или жена, наши дети, наши друзья. А дальше? А дальше каждый человек, который попадается на нашем жизненном пути, – давайте встретим его добром, а не злом, испытаем, посмотрим, какой будет его реакция. Может быть, через это маленькое добро мы сможем так повлиять на человека, что и он будет делать добро. К этому Господь нас призывает, и другого пути у нас нет. Другой путь – это путь зла, страданий, скорби, болезней, войн, уничтожения, преступлений, всего того, чего сторонится психически нормальный человек, потому что все это страшно, все это ведет к погибели.
*
Любовь всегда связана с жертвой. Если человек не способен жертвовать для другого здоровьем, деньгами, временем, вниманием, то это значит, что он не любит. О любви же можно говорить тогда, когда человеку в радость жертвовать собой ради другого.
Для меня как для верующего человека любовь – это чудо и Божий дар, но дар не избирательный. Это не так, как таланты: Бог одарил человека, и один стал музыкантом, другой – математиком, третий – врачом. Любовь – это как воздух для всех.
*
Это совершенно удивительный Божий дар, потому что любовь сама по себе способна соединять людей.
*
А теперь, может быть, о самом главном. Любовь – это Божий дар, но ведь на этот дар мы отвечаем, и отвечаем в первую очередь некими волевыми установками. Поэтому любовь – это одновременно и направление человеческой воли, воли к добру. Приведу простой пример. Вы плохо думаете о человеке, он вам не нравится – внешне или внутренне; существует масса факторов, которые одного человека часто отталкивают от другого. Можно поддаться этому чувству и жить с ним, а можно постараться это чувство преодолеть. И ведь есть способ преодолеть – это начать думать хорошо о человеке. А есть еще одно совершенно поразительное средство – сделать этому человеку добро.
*
Те, кому мы делаем добро, навсегда остаются в нашем сердце. Меняется отношение к человеку, если вы делаете ему добро. Так вот, любовь – это в том числе такая ориентация человеческой воли, которая направляет поступки человека к совершению добра.
Любовь, с одной стороны, дар, а с другой стороны, задача, которую Бог ставит перед каждым из нас. И пока это в роде человеческом существует, то существует и такое понятие, как общность людей, существует даже такое понятие, как добро, потому что в основе добра всегда любовь.
Бог есть любовь, и пребывающий в любви в Боге пребывает (1 Ин. 4: 16). Удивительные слова. С одной стороны, такие простые, а с другой – невероятно сложные для понимания. Дай Бог, чтобы наши люди сегодня не поддались искушению разрушить этот дар. Если он будет разрушен, думаю, на этом закончится человеческая история.
Любовью Бог ведет нас по пути к совершенству. «Для чего заповедал Господь любить врагов (см.: Мф. 5: 44)? Для того, чтобы освободить тебя от ненависти, огорчения, гнева, памятозлобия и сподобить величайшего стяжания совершенной любви, которую невозможно иметь тому, кто не всех человеков равно любит по примеру Бога, всех людей равно любящего и хотящего, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2: 4)», – утверждает преподобный Максим Исповедник.
Любовь — это жертва, это общение и это единство.
*
Подлинная любовь человека к Богу обнаруживается в «обстоятельствах стесненных, связанных с гонениями и даже с ненавистью и злобой».
*
Именно гонение и страдание, и ненависть извне помогают измерить каждому из нас нашу верность Господу, нашу любовь к Нему.
Источник: Сретенский монастырь