583
Пример такой заботы мы видим повсеместно, в том числе и в проповедях Святейшего. Он не устает обращаться к нам с призывом любить друг друга и терпеть. Наверно, если посчитать, то проповедей на эту тему будет больше всего. И сложно это переоценить. Святейший – мудрейший, образованный и опытный пастырь, который знает – без любви не будет ничего.
Он как пастырь взывает к нам, зовет, уговаривает, увещевает, приводит примеры.
*
Если же вы вдруг проявляете внимание к человеку, к растению, к животному, к Богом созданному миру, если вы вдруг чувствуете нежность и теплоту в сердце, берегите это чувство – это отображение Божественной любви.
*
Постепенно Божественная заповедь о любви, закон жизни, который есть любовь, несомненно, отобразится и в нашей жизни, в наших мыслях, в наших поступках, если начнем с малого делать добрые дела. Пусть наши добрые дела сперва увидят наши родные, близкие, родители, муж или жена, наши дети, наши друзья. А дальше? А дальше каждый человек, который попадается на нашем жизненном пути, – давайте встретим его добром, а не злом, испытаем, посмотрим, какой будет его реакция. Может быть, через это маленькое добро мы сможем так повлиять на человека, что и он будет делать добро. К этому Господь нас призывает, и другого пути у нас нет. Другой путь – это путь зла, страданий, скорби, болезней, войн, уничтожения, преступлений, всего того, чего сторонится психически нормальный человек, потому что все это страшно, все это ведет к погибели.
*
Любовь всегда связана с жертвой. Если человек не способен жертвовать для другого здоровьем, деньгами, временем, вниманием, то это значит, что он не любит. О любви же можно говорить тогда, когда человеку в радость жертвовать собой ради другого.
*
Это совершенно удивительный Божий дар, потому что любовь сама по себе способна соединять людей.
*
А теперь, может быть, о самом главном. Любовь – это Божий дар, но ведь на этот дар мы отвечаем, и отвечаем в первую очередь некими волевыми установками. Поэтому любовь – это одновременно и направление человеческой воли, воли к добру. Приведу простой пример. Вы плохо думаете о человеке, он вам не нравится – внешне или внутренне; существует масса факторов, которые одного человека часто отталкивают от другого. Можно поддаться этому чувству и жить с ним, а можно постараться это чувство преодолеть. И ведь есть способ преодолеть – это начать думать хорошо о человеке. А есть еще одно совершенно поразительное средство – сделать этому человеку добро.
*
Те, кому мы делаем добро, навсегда остаются в нашем сердце. Меняется отношение к человеку, если вы делаете ему добро. Так вот, любовь – это в том числе такая ориентация человеческой воли, которая направляет поступки человека к совершению добра.
Любовь, с одной стороны, дар, а с другой стороны, задача, которую Бог ставит перед каждым из нас. И пока это в роде человеческом существует, то существует и такое понятие, как общность людей, существует даже такое понятие, как добро, потому что в основе добра всегда любовь.
Любовью Бог ведет нас по пути к совершенству. «Для чего заповедал Господь любить врагов (см.: Мф. 5: 44)? Для того, чтобы освободить тебя от ненависти, огорчения, гнева, памятозлобия и сподобить величайшего стяжания совершенной любви, которую невозможно иметь тому, кто не всех человеков равно любит по примеру Бога, всех людей равно любящего и хотящего, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2: 4)», – утверждает преподобный Максим Исповедник.
Любовь — это жертва, это общение и это единство.
*
Подлинная любовь человека к Богу обнаруживается в «обстоятельствах стесненных, связанных с гонениями и даже с ненавистью и злобой».
*
Именно гонение и страдание, и ненависть извне помогают измерить каждому из нас нашу верность Господу, нашу любовь к Нему.
Источник: Сретенский монастырь