347
Святые – о важности исполнения заповедей Господних.
Священномученик Киприан Карфагенский:
Если мы хотим ходить во свете Христовом, то да не отступаем от заповедей Его и наставлений.
Преподобный Нил Синайский:
Не говори: не могу соблюсти заповедь Божию, по причине препятствия от отца, или от матери, или от жены, или от чад, или от другого кого; ибо они не избавят тебя от гнева грядущего, и от червя неусыпающего. Да будет же тебе всякий препятствующий тебе в стяжании Бога и добродетелей мерзостен и ненавистен.
Не избавят от вечного огня вера и Крещение, без дел правды. Если ты сочетался со Христом, соблюдай заповеди Его, и если веришь в будущее, старайся заработать вечную славу и бойся меча огненного. Если же ты не соблюдаешь заповедей Божиих, то не называй себя верным.
Преподобный Исаак Сирин:
Господь требует не одного делания заповедей, но паче исправления души, для которого узаконил заповеди.
Душа не в состоянии сделаться чистой, если не хранит заповеди.
Если любишь чистоту и духовную мудрость – прилепись к Владычним заповедям из любви к Давшему их, а не из страха и не ради воздаяния.
Целью пришествия Спасителя, когда Он дал нам животворящие заповеди Свои, как очистительные врачевства в нашем страстном состоянии, было то, чтобы очистить душу от повреждения, произведенного первым преступлением, и восстановить ее в первобытное ее состояние. Что врачевства для больного тела, то заповеди для страстной души. И явно, что заповеди постановлены вопреки страстям, для уврачевания преступной души.
Должно нам хранить заповеди Его и разуметь, что ветхие заповеди хранит страх, а животворные заповеди Христовы хранит любовь, как говорит Господь: «Аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите. И Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам» (Ин. 14: 15–16).
Заповеди Божии выше всех сокровищ мира. Кто стяжал их, тот внутри себя обретает Бога.
Преподобный Ефрем Сирин:
Не пренебрегай заповедью Божиею, хотя и нет обличителей, но ничто не укроется от Бога.
Кто соблюдает заповеди, тот любит себя, а кто пренебрегает ими, тот вредит своей душе.
Тяжко слышит душевное ухо наше, и не внятно ему учение Твое. А если бы послушало оно заповедей Твоих, то не обольщало бы нас земное имущество.
Сохранением заповедей очищается душа.
Для тебя мерою должны быть заповедь и Бог.
Мы, только думая, что исполнили какую-нибудь одну из заповедей, – ибо не могу сказать, что исполнили действительно, потому что все они, по здравопонимаемому намерению Писания, состоят между собой в такой связи, что нарушением одной необходимо нарушаются все прочие.
Невозможно спастись, не творя дел, сообразных с заповедью Божией, и не безопасно пренебрегать чем-нибудь из заповеданного.
Заповедь Божию нужно исполнять не из угождения людям и не по какой-нибудь другой страсти, но имея во всем целью угодить Богу и прославить Бога.
Kонец заповеди Божией – жизнь вечная.
Заповеди Божии прекрасны и тогда, как только хвалят их, но они оказываются еще прекраснее, когда их исполняют.
Послушай Бога в заповедях, чтобы и Он услышал тебя в молитвах.
Заповеди Божии к тому и направлены, чтобы нам пребывать в мире с людьми, и вся наша жизнь хороша тогда, когда мы в мире друг с другом.
Если изберешь заповеди Господни, у тебя будет все прекрасное: свет, жизнь, покой, благословение, венец правды.
Где заповедь Божия, там, конечно, и искушения, и вражеские козни.
Решись и ты лучше терпеть голод, чем преступить какую-либо из заповедей Божиих.
Преподобный Симеон Новый Богослов:
Как изумительна сила заповедей Божиих и в какое дивное состояние приводят они тех, которые творят и исполняют их.
Преподобный Максим Исповедник:
«Любящий Меня, – говорит Господь, – заповеди Мои соблюдет» (Ин. 14: 15). «Заповедь же Моя сия есть, да любите друг друга» (Ин. 15: 12). Итак, не любящий ближнего не соблюдает заповеди: а не соблюдающий заповеди не может любить и Господа.
Кто с Господом? Живет и действует в духе Его тот, кто не позволяет себе ни мыслей, ни чувств, ни желаний, ни намерений, ни слов, ни дел, которые были бы неугодны Господу и противны Его явным заповедям и определениям.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Если христианин будет стараться жить по заповедям и ежедневно проверять себя, то мало-помалу стяжает сокрушение духа.
Если хочешь быть верным, ревностным сыном Православной Церкви, то достигай этого исполнением евангельских заповедей относительно ближнего.
Желающий быть чистым исполнителем заповедей Христовых должен крайне храниться от пристрастий. Когда сердце заражено пристрастием, оно не может исполнить чистой и святой воли Христовой с подобающей святостью и чистотой.
Исполнение евангельских заповедей вводит человека в истинное богопознание и самопознание, в истинную любовь к себе, к ближнему, к Богу, в общение с Богом, которое развивается тем обильнее, чем усерднее и точнее исполняются евангельские заповеди.
Делание душевное спасительное заключается в усвоении уму и сердцу святого евангельского учения. К великому прискорбию, часто люди (как иноки, так и мирские, считающие себя христианами), любящие читать Святое Евангелие, ходить в церковь и вообще принадлежащие к Святой Православной Церкви или считающие себя таковыми, не хотят или не стараются во всех вопросах и обстоятельствах жизни применять к себе заповеди евангельские, зная их, как будто они, то есть заповеди, даны для всех, кроме них.
«Закон Бога его в сердце его, и не запнутся стопы его» (Пс. 36: 31). Когда человек, так сказать, положит закон Божий, святые заповеди Божии в сердце своем, полюбит их, тогда он возненавидит грех, возгорится желанием жизни о Господе, будет удерживать себя от всякого греха.
Надо оградить себя железным кольцом заповедей. Каждое свое действие надо совершать только после того, как проверишь, согласно ли с заповедями, со Святым Писанием. И даже слова надо произносить после того, как помолишься и проверишь.
Подготовила Александра Калиновская