711
Разве возможно представить себе Россию без церквей и колокольного звона? Каждый человек, живущий в городе или в деревне, где есть храм, знаком с этим явлением с детства. С уверенностью можно сказать, что у русского человека это серебряное звучание течет в крови. У поэта сказано, что на чужбине при колокольном звоне все равно вспоминается «край Отчизны милой».
Колокола попали на Русь вместе с принятием христианства. В летописях находим упоминания о колоколах при Десятинной церкви в Киеве, а также в Софии Новгородской уже с конца X века. Таким образом, важнейшие богослужебные собрания обладали этим культурным феноменом. Откуда пришли они к нам, трудно сказать, однако есть основания полагать, что из Западного мира.
Само слово «колокол» имеет германское происхождение. Более того, на Востоке, например, в Греции, до сих пор используются другие предметы для приглашения людей к молитве – било; а сами колокола в Византии появляются в XII веке. По некоторым полулегендарным историям, на Западе их начинают использовать еще с IV–V веков. Но, несмотря ни на что, этот поистине прекрасный музыкальный инструмент глубоко вошел в богослужебную традицию Русской Православной Церкви. Трудно представить себе воскресное утро в Москве без радостного восклицания колоколов!
Колокола попали на Русь вместе с принятием христианства
Мало того, что колокола тесно вошли в традицию, но еще они представляют собой особый вид культурной ценности. Из-за того, что материалом служит металл, эти произведения искусства сохраняются на многие века.
Особым колокольным звоном обладала Сретенская обитель. Путеводитель Петрова 1915 года говорит об этом так: «Монастырская колокольня славится по Москве весьма искусно подобранными колоколами». В начале XX века самый крупный колокол обители, отлитый еще в 1745 году, весил 195 пудов, что в наши дни составляет 3,2 тонны.
Однако в постреволюционное время замечательный колокольный ансамбль Сретенской обители разделил судьбу многих христианских ценностей: был уничтожен. В наши дни сохранился один колокол, который находится в отдельной нише в храме Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников российских.
История этого колокола очень интересна: после революции при проведении мероприятий по изъятию церковных ценностей колокола с надвратной звонницы были утрачены. По некоторым данным, часть колоколов была продана за границу. Однако колокол, о котором идет речь, был отправлен в запасники МХАТа. Оттуда он попадает в Троице-Сергиеву лавру, где хранился на колокольне вплоть до подготовки к празднованию 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского в 2014 году. При разборе верхних ярусов колокольни был обнаружен небольшой колокол, на котором надпись свидетельствовала о принадлежности к Сретенскому монастырю, а затем передан в родную обитель, где и находится по сей день. Вот такой невероятной судьбой обладает святыня нашей обители, как и сам монастырь.
В настоящее время, правда, трудно представить богослужение без колокольного звона. Он употребляется в важнейшие моменты службы, например, на полиелее, при пении песни Богородицы, на Евхаристическом каноне. Также важной функцией колокольного звона является созыв людей на молитву. Так и в нашем монастыре эта благочестивая богослужебная традиция соблюдается ежедневно.