63
Ключевой жизненной установкой христианина должна быть радость. Эта радость появляется в результате действия Святого Духа в нашей жизни. Не могу представить себе грустных святых, таких, которые не излучают мужества и желания жить, несмотря на множество страданий. Святой – это не кто иной, как истинный христианин.
Христианская радость – это не сиюминутная психологическая эмоция, которую человек может создать по своей воле. Она также не является результатом чувственных греховных желаний, личного и социального удовлетворения, которым наслаждаются в той или иной степени все люди, верующие или нет. Христианская радость – это плод Духа Святого в жизни христианина, находящегося на пути к совершенству: «Плод же духа: любовь, радость» (Гал. 5: 22). Такая радость принадлежит сугубо сердцу человека: «Веселье сердца – жизнь человека» (Сир. 30: 23). Следовательно, это естественное, онтологическое состояние человека, обновленного во Христе.
Все христиане, крещенные во имя Пресвятой Троицы, во время таинств Крещения и Миропомазания (что является личной Пятидесятницей каждого человека) получают благодать Святого Духа. Это то семя, которое Бог сеет в почву наших сердец в надежде, что оно принесет плоды. Итак, в таинстве Крещения в человеческое сердце вкладывается семечко Божественной благодати. По мнению святых отцов, сердце – центральное место нашего существа, средоточие деятельных способностей нашего разума и воли, где осуществляется вся наша духовная жизнь.
Как учил святитель Игнатий (Брянчанинов), сердце – источник чувств и духовного понимания, через который человек непосредственно познает Бога.
Это подобно тому, как мозг является обиталищем интеллекта. Но и он имеет свое начало в сердце, потому что ум также является его энергией. Грех раздробляет единство человеческой природы, центром которой является сердце, отделяя ум человека от сердца. И тогда его ум влечется больше во внешний мир, а его собственный внутренний мир становится для него все более чуждым. Поэтому человек, потерявший это равновесие, подвержен тревоге и страху. Он больше не может вести полноценную жизнь, какой ее задумал для него Бог, и человеческая жизнь оказывается отделенной от Бога, истинного источника жизни.Сердце – источник чувств и духовного понимания, через который человек непосредственно познает Бога
Грех является постоянным источником внутренних конфликтов человека и напряженности с окружающим миром, в котором он находится. Разрешение этого противоестественного, конфликтного состояния не может быть реализовано иначе, как через рождение внутреннего человека: «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5: 17). Это происходит посредством возвращения ума в сердце.
Святые говорят, что наш ум можно сравнить с путешественником, который странствует где-то далеко в чужих краях. Пока он находится в отъезде, он постоянно думает и беспокоится о своей семье, жене, детях, друзьях. Но как только он возвращается домой, успокаивается и радуется пребыванию с ними. То же самое происходит и с умом. Его домом является сердце, и он чувствует себя комфортно и спокойно только дома. Когда он туда возвращается, все посторонние мысли исчезают, и остается только мысль о Боге. И это единственное, что действительно необходимо христианам: «Одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее» (Лк. 10: 42).
Вся внутренняя жизнь христианина – это фактически путешествие человека к своему сердцу, непрерывное возвращение домой, постоянное обращение к своему внутреннему «я», которое соединяет нас с источником благодати. Только через это в нашем существе может начать свободно пульсировать истинная жизнь, «ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим 14: 17). Только так мы можем быть по-настоящему живыми.
Даже самое величайшее религиозное знание не имеет никакой ценности, если оно не назидает сердце, не служит возвращению нашего ума домой, во внутреннюю сердечную клеть, и не наполняет нас истинной жизнью во Святом Духе. Это «возвращение домой» прежде всего осуществляется через молитву, которая должна сопровождаться аскетизмом с нашей стороны, то есть борьбой с грехом, воздержанием чувств через пост и добрым расположением к людям вокруг нас. Однако и сама молитва – это уже аскетическое делание, до тех пор, пока она еще не укоренилась в сердце и не бьет оттуда, как чистая живая вода из горного источника.
Да, вначале молитва требует усилий. Нам нужно поначалу заставлять себя молиться усилием воли. Иначе ум, рассеянный во внешних чувствах и вещах, никогда не сподвигнется на это без волевого принуждения, которое исходит от веры. Однако со временем ум привыкнет к молитве, освободившись от господства рассеянных мыслей, и установится на мысли о Боге. Преподобный Иоанн Лествичник увещевает нас заключать наш ум в слова молитвы и церковных песнопений, находимся ли мы дома или в церкви, и не думать ни о чем другом. Если человек молится всем своим существом, всей душой и сердцем, то только так он может почувствовать радость молитвы. Потому что свободная от помыслов, чистая молитва становится для него величайшей радостью.
Когда человек чисто молится, его сердце начинает ощущать тепло, которое распространяется по грудной клетке. Это тепло благодати, которая начинает прорастать в сердце человека, потому что земля его сердца из каменной стала теплой. Бог сказал: «И дам им сердце ино и дух нов дам им, и исторгну каменное сердце от плоти их и дам им сердце плотяно» (Иез. 11: 19). До этого момента человек жил вне своего сердца, думал и поступал согласно своему разуму и чувственным побуждениям. Но у сердца есть свои законы, которые являются законами самого Бога: «Правду твою не скрых в сердцы моем» (Пс. 39: 11).Если человек молится всем своим существом, всей душой и сердцем, то только так он может почувствовать радость молитвы
Вслед за теплотой сердца у молящегося человека появляется радость. Он видит ее в людях, в животных, в растениях – во всем творении Божием. Его сердце исцеляется благодаря благодати Божией. И человек обретает себя вновь в качестве венца творения, целостного Адама, как микрокосм, который уже не отделен ни от кого и ни от чего и включает в себя всё. Сила, соединяющая всё во Вселенной, есть не что иное, как любовь. В человеке это проявляется, в первую очередь, как сострадание и ходатайство через молитву за всю тварь, подверженную греху. «Признак святости – сострадательное сердце», – говорит преподобный Исаак Сирин.
Но любое усилие по достижению чистой молитвы, воссоздающей и освящающей сердце, немыслимо вне Церкви. Это результат личного аскетического подвига человека и одновременно результат синергии Божественной благодати и нашего личного усилия. Церковь в мистическом смысле – это место встречи человека с Богом, место их воссоединения. Это происходит через святые таинства и особенно через Евхаристию, которая соединяет всех нас в единое Тело Христово и делает нас Его членами и братьями друг другу, «потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его» (Еф. 5: 30).
Мера, которую должен достичь христианин, есть мера самого Христа: «Доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4: 13). Вот почему нам следует постоянно соединяться со Христом в Евхаристии, чтобы в конечном итоге прийти в меру полного возраста Христова. Тело и Кровь Христовы, которых мы причащаемся, актуализируют в нас благодать, которую мы получили в момент Крещения. Причащение Святых Христовых Таин помогает нам поддерживать аскетическое молитвенное напряжение и воздержание и постепенно преображает нас. Сохраняя все качества, принадлежащие человеческой, тварной природе, наше существо через Тело и Кровь Христовы очищается, возвышается и освящается. Таким образом, сакраментальная жизнь Церкви представляет собой жизнь во Христе, поскольку Церковь отождествляет себя со Христом по своей сути. В ней действует Христос через освящающего все Святого Духа.
Молитва Церкви несет в себе особую силу. Литургия и церковные праздники – это не просто воспоминание о событиях, которые уже произошли, но и продолжение их в Святом Духе. Поэтому мы поем на Рождество: «Христос рождается – славите! Христос с небес – срящите! Христос на земли – возноситеся!» А на всенощных под воскресенье мы обычно слышим: «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, Единому Безгрешному».
Если мы посмотрим на Пентикостарион, то это прежде всего песенная книга радости. Она заключает в себя пасхальную радость, охватывающую все наше бытие, потому что Своим Воскресением Христос победил диавола и грех со всеми его печальными последствиями, победил смерть. Но победа Христа является и нашей победой, потому что мы принадлежим Ему и соединены с Ним через Крещение, молитву и аскетические труды, через пост и причащение Святых Христовых Таин, через нашу любовь к Нему.
По мнению праведного Николая Кавасилы, христианская жизнь – это проживание человеком через свою земную жизнь Христову жизнь, от Его Рождества до Вознесения, через Крест и Воскресение. И наши нынешние беды и скорби не могут сравниться с грядущей славой, которую мы узрим в жизни будущей. Все треволнения нашего земного бытия принадлежат человеческой падшей природе и попущены Богом для того, чтобы через них мы могли умертвить в себе ветхого человека и воскресить нового человека во Христе. Радость о Христовом Воскресении, возникающая из веры в окончательную победу жизни над смертью, преодолевает и преображает всякий гнев и печаль. Христианская жизнь – это на самом деле постоянная радость, постоянный праздник. Давайте же уподобимся детям, найдем в христианстве чувство светлой радости и будем уверенными в том, что торжество жизни через нас уже началось, «и Царству Его не будет конца» (Лк. 1: 33).
Митрополит Серафим (Жоантэ)
Перевела с немецкого Александра Калиновская
Сайт Mitropolia-ro.de
https://mitropolia-ro.de/de/die-freude-am-christsein/
https://mitropolia-ro.de/de/die-freude-am-christsein/