Радость быть христианином

15 мая 2024

Публикации

Радость быть христианином

240196.b (1).jpg

Ключевой жизненной установкой христианина должна быть радость. Эта радость появляется в результате действия Святого Духа в нашей жизни. Не могу представить себе грустных святых, таких, которые не излучают мужества и желания жить, несмотря на множество страданий. Святой – это не кто иной, как истинный христианин. 

Христианская радость – это не сиюминутная психологическая эмоция, которую человек может создать по своей воле. Она также не является результатом чувственных греховных желаний, личного и социального удовлетворения, которым наслаждаются в той или иной степени все люди, верующие или нет. Христианская радость – это плод Духа Святого в жизни христианина, находящегося на пути к совершенству: «Плод же духа: любовь, радость» (Гал. 5: 22). Такая радость принадлежит сугубо сердцу человека: «Веселье сердца – жизнь человека» (Сир. 30: 23). Следовательно, это естественное, онтологическое состояние человека, обновленного во Христе.

Все христиане, крещенные во имя Пресвятой Троицы, во время таинств Крещения и Миропомазания (что является личной Пятидесятницей каждого человека) получают благодать Святого Духа. Это то семя, которое Бог сеет в почву наших сердец в надежде, что оно принесет плоды. Итак, в таинстве Крещения в человеческое сердце вкладывается семечко Божественной благодати. По мнению святых отцов, сердце – центральное место нашего существа, средоточие деятельных способностей нашего разума и воли, где осуществляется вся наша духовная жизнь. 

Как учил святитель Игнатий (Брянчанинов), сердце – источник чувств и духовного понимания, через который человек непосредственно познает Бога. 

Сердце – источник чувств и духовного понимания, через который человек непосредственно познает Бога

Это подобно тому, как мозг является обиталищем интеллекта. Но и он имеет свое начало в сердце, потому что ум также является его энергией. Грех раздробляет единство человеческой природы, центром которой является сердце, отделяя ум человека от сердца. И тогда его ум влечется больше во внешний мир, а его собственный внутренний мир становится для него все более чуждым. Поэтому человек, потерявший это равновесие, подвержен тревоге и страху. Он больше не может вести полноценную жизнь, какой ее задумал для него Бог, и человеческая жизнь оказывается отделенной от Бога, истинного источника жизни. 

Грех является постоянным источником внутренних конфликтов человека и напряженности с окружающим миром, в котором он находится. Разрешение этого противоестественного, конфликтного состояния не может быть реализовано иначе, как через рождение внутреннего человека: «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5: 17). Это происходит посредством возвращения ума в сердце.

Святые говорят, что наш ум можно сравнить с путешественником, который странствует где-то далеко в чужих краях. Пока он находится в отъезде, он постоянно думает и беспокоится о своей семье, жене, детях, друзьях. Но как только он возвращается домой, успокаивается и радуется пребыванию с ними. То же самое происходит и с умом. Его домом является сердце, и он чувствует себя комфортно и спокойно только дома. Когда он туда возвращается, все посторонние мысли исчезают, и остается только мысль о Боге. И это единственное, что действительно необходимо христианам: «Одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее» (Лк. 10: 42).

Вся внутренняя жизнь христианина – это фактически путешествие человека к своему сердцу, непрерывное возвращение домой, постоянное обращение к своему внутреннему «я», которое соединяет нас с источником благодати. Только через это в нашем существе может начать свободно пульсировать истинная жизнь, «ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим 14: 17). Только так мы можем быть по-настоящему живыми. 

Даже самое величайшее религиозное знание не имеет никакой ценности, если оно не назидает сердце, не служит возвращению нашего ума домой, во внутреннюю сердечную клеть, и не наполняет нас истинной жизнью во Святом Духе. Это «возвращение домой» прежде всего осуществляется через молитву, которая должна сопровождаться аскетизмом с нашей стороны, то есть борьбой с грехом, воздержанием чувств через пост и добрым расположением к людям вокруг нас. Однако и сама молитва – это уже аскетическое делание, до тех пор, пока она еще не укоренилась в сердце и не бьет оттуда, как чистая живая вода из горного источника. 

Да, вначале молитва требует усилий. Нам нужно поначалу заставлять себя молиться усилием воли. Иначе ум, рассеянный во внешних чувствах и вещах, никогда не сподвигнется на это без волевого принуждения, которое исходит от веры. Однако со временем ум привыкнет к молитве, освободившись от господства рассеянных мыслей, и установится на мысли о Боге. Преподобный Иоанн Лествичник увещевает нас заключать наш ум в слова молитвы и церковных песнопений, находимся ли мы дома или в церкви, и не думать ни о чем другом. Если человек молится всем своим существом, всей душой и сердцем, то только так он может почувствовать радость молитвы. Потому что свободная от помыслов, чистая молитва становится для него величайшей радостью. 

Если человек молится всем своим существом, всей душой и сердцем, то только так он может почувствовать радость молитвы

Когда человек чисто молится, его сердце начинает ощущать тепло, которое распространяется по грудной клетке. Это тепло благодати, которая начинает прорастать в сердце человека, потому что земля его сердца из каменной стала теплой. Бог сказал: «И дам им сердце ино и дух нов дам им, и исторгну каменное сердце от плоти их и дам им сердце плотяно» (Иез. 11: 19). До этого момента человек жил вне своего сердца, думал и поступал согласно своему разуму и чувственным побуждениям. Но у сердца есть свои законы, которые являются законами самого Бога: «Правду твою не скрых в сердцы моем» (Пс. 39: 11). 

Вслед за теплотой сердца у молящегося человека появляется радость. Он видит ее в людях, в животных, в растениях – во всем творении Божием. Его сердце исцеляется благодаря благодати Божией. И человек обретает себя вновь в качестве венца творения, целостного Адама, как микрокосм, который уже не отделен ни от кого и ни от чего и включает в себя всё. Сила, соединяющая всё во Вселенной, есть не что иное, как любовь. В человеке это проявляется, в первую очередь, как сострадание и ходатайство через молитву за всю тварь, подверженную греху. «Признак святости – сострадательное сердце», – говорит преподобный Исаак Сирин.

Но любое усилие по достижению чистой молитвы, воссоздающей и освящающей сердце, немыслимо вне Церкви. Это результат личного аскетического подвига человека и одновременно результат синергии Божественной благодати и нашего личного усилия. Церковь в мистическом смысле – это место встречи человека с Богом, место их воссоединения. Это происходит через святые таинства и особенно через Евхаристию, которая соединяет всех нас в единое Тело Христово и делает нас Его членами и братьями друг другу, «потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его» (Еф. 5: 30). 

Мера, которую должен достичь христианин, есть мера самого Христа: «Доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4: 13). Вот почему нам следует постоянно соединяться со Христом в Евхаристии, чтобы в конечном итоге прийти в меру полного возраста Христова. Тело и Кровь Христовы, которых мы причащаемся, актуализируют в нас благодать, которую мы получили в момент Крещения. Причащение Святых Христовых Таин помогает нам поддерживать аскетическое молитвенное напряжение и воздержание и постепенно преображает нас. Сохраняя все качества, принадлежащие человеческой, тварной природе, наше существо через Тело и Кровь Христовы очищается, возвышается и освящается. Таким образом, сакраментальная жизнь Церкви представляет собой жизнь во Христе, поскольку Церковь отождествляет себя со Христом по своей сути. В ней действует Христос через освящающего все Святого Духа. 

Молитва Церкви несет в себе особую силу. Литургия и церковные праздники – это не просто воспоминание о событиях, которые уже произошли, но и продолжение их в Святом Духе. Поэтому мы поем на Рождество: «Христос рождается – славите! Христос с небес – срящите! Христос на земли – возноситеся!» А на всенощных под воскресенье мы обычно слышим: «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, Единому Безгрешному». 

Если мы посмотрим на Пентикостарион, то это прежде всего песенная книга радости. Она заключает в себя пасхальную радость, охватывающую все наше бытие, потому что Своим Воскресением Христос победил диавола и грех со всеми его печальными последствиями, победил смерть. Но победа Христа является и нашей победой, потому что мы принадлежим Ему и соединены с Ним через Крещение, молитву и аскетические труды, через пост и причащение Святых Христовых Таин, через нашу любовь к Нему.

По мнению праведного Николая Кавасилы, христианская жизнь – это проживание человеком через свою земную жизнь Христову жизнь, от Его Рождества до Вознесения, через Крест и Воскресение. И наши нынешние беды и скорби не могут сравниться с грядущей славой, которую мы узрим в жизни будущей. Все треволнения нашего земного бытия принадлежат человеческой падшей природе и попущены Богом для того, чтобы через них мы могли умертвить в себе ветхого человека и воскресить нового человека во Христе. Радость о Христовом Воскресении, возникающая из веры в окончательную победу жизни над смертью, преодолевает и преображает всякий гнев и печаль. Христианская жизнь – это на самом деле постоянная радость, постоянный праздник. Давайте же уподобимся детям, найдем в христианстве чувство светлой радости и будем уверенными в том, что торжество жизни через нас уже началось, «и Царству Его не будет конца» (Лк. 1: 33).


Митрополит Серафим (Жоантэ) 

Перевела с немецкого Александра Калиновская 

Сайт Mitropolia-ro.de

https://mitropolia-ro.de/de/die-freude-am-christsein/ 

https://mitropolia-ro.de/de/die-freude-am-christsein/

Картинка для анонса: Array

Количество показов: 225

Теги: