Пастырские встречи. Об отношениях с Богом

Московская Сретенская  Духовная Академия

Пастырские встречи. Об отношениях с Богом

525



Как наладить отношения с Богом? Какой смысл заключается в определенных словах молитвы? Почему святая вода бесценна? Как воспитать любовь к ближнему? Об этом и о многом другом на одной из Пастырских встреч рассказывал иеромонах Платон (Кудласевич).

Как полюбить Господа? Как наладить отношения с Богом? 

– Эти два вопроса взаимосвязаны. Апостол Иоанн Богослов говорит, что любить Бога, Которого не видим, не любя при этом ближнего, которого видим, невозможно. Ведь делая добро ближнему, мы делаем добро Господу Богу. Сам Господь даже к язычникам относился с любовью: исцелял их, вразумлял. Он сказал блуднице: «И Я не осуждаю тебя; иди, и впредь не греши» (Ин. 8: 11). Наше отношение к ближнему – это наше отношение к Богу. Если мы действительно любим Бога, мы любим и Его создание. 

Господь от любви к человеку посылает дождь или солнечные лучи на праведных и неправедных, ждет покаяния и исправления от всех. Он милосерд, долготерпелив, но почему-то нам кажется, что мы имеем право упрекать ближнего, вразумлять, считать себя более святым и праведным, чем близкий нам человек. Если мы научимся терпеть, прощать, молиться, то мы действительно сыны Божии, подлинные христиане. 

Наше отношение к ближнему – это наше отношение к Богу

Полюбить Господа можно через любовь к ближнему и полюбить ближнего – через любовь к Богу. Эти две заповеди произносит в Евангелии Сам Христос: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим… возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22: 37–40).  Нам нужно стараться любить. Это добродетель особая, сложная, но очень важная в нашей жизни. Лучше ошибиться в милости, чем в строгости: лучше помиловать того, кто достоин наказания, чем наказать того, кто наказания не заслуживает. 

Как понимать слова святых отцов «Не доверяй себе, не слушай себя, свои мысли, чувства»? Как тогда в своем сердце услышать слова Бога, обращенные к тебе?

– Слова святых отцов «Не доверяй себе» означают, что мы после грехопадения имеем искаженную природу: мы уже удобопреклонны ко греху, во многие наших добродетели подмешаны разные греховные страсти. Например, хотим сделать что-то хорошее, но при этом нами управляют тщеславие и гордость. Поэтому святые отцы предлагают себе не доверять. 

Если Господь что-то положил нам на сердце, то Он и во второй раз, и в третий, и через разные обстоятельства, и через какие-то события подскажет нам, что нужно делать. 

Святые отцы также рекомендуют не верить снам. Даже если одно и то же снится два-три раза, необходимо относиться к снам с большим недоверием. 

Как воспитать любовь к ближнему? Ведь часто в коллективах кого-то игнорируют, например, библиотекарь в одной школе намерена оставить свою работу из-за того, что коллеги злословят в ее адрес. 

– Действительно, иногда лучше поменять работу, чем мучиться, пытаться как-то выживать. Господь не хочет, чтобы мы в жизни мучились и страдали. Он хочет, чтобы в первую очередь мы радовались о Боге. Апостол Павел говорит в Первом послании к Фессалоникийцам: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5: 16–18). Господь попускает испытания, которые нам по силам. Поэтому к ним нужно относиться с разумением, услышать свое сердце, которое подскажет, что нужно сделать: примириться со своими обидчиками или найти другое место работы. 

Как объяснить строку из вечерней молитвы «Служащим и милующим нас грехов оставление даруй. Заповедавших нам недостойным молитися о них помилуй по велицей Твоей милости»? 

– Служащие, которые служат и милуют нас, – это священники. Мы обязательно молимся за тех, кто нам близок, за кого нам подают записки. Когда пишем записку, уже в момент написания имени обращаемся к Богу и молимся за этого человека. 

Когда пишем записку, уже в момент написания имени обращаемся к Богу и молимся за этого человека

Священник в алтаре вынимает частицу, потом, в конце Литургии, все частицы погружаются в Чашу, и священник говорит слова: «Отмый, Господи, грехи всех зде поминавшихся Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих». 

Наша молитва является выражением нашей любви к человеку. И даже если человек нам неприятен, мы все равно должны за него молиться. Рано или поздно мы его простим и будем желать ему спасения. Нам нужно уже здесь подготовиться к Царствию Небесному, постараться жить с людьми в мире, любви и согласии, потому что знаем, что первый, кто попал в Царствие Небесное, был разбойник. Необходимо, чтобы Царство Небесное уже было в нашем сердце, чтобы Господь воцарился в нашей душе. 

Слова «Заповедавших нам недостойным молитися о них помилуй по велицей Твоей милости» – это слова о тех, кто, возможно, просил нас о нем молиться, а мы об этом забыли, поэтому мы всегда недостойные и знаем свою греховность. Но молитва об этих людях должна звучать, какими бы грешниками мы ни были. Это проявление нашей любви к человеку.

– Насколько вероятно создать семью людям разведенным, имеющим по одному браку в прошлом? 

– Христа спросили: «Позволительно ли разводиться?» (см.: Мк. 10: 2). Он ответил: «Моисей дал вам такую возможность по жестокосердию вашему» (см.: Мк. 10: 5). Дальше Он говорит, что можно разводиться по греху прелюбодеяния. Конечно, это все даровано, но второй, третий и последующие браки – по нашей греховности. Если мы посмотрим чинопоследование второго или третьего брака (четвертого – не существует), то увидим, что они больше похожи на покаянные молитвословия. Наша задача – спасать свои души. Ведь Христос говорит, что «в Царствии Божием не женятся, не выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии и небесах» (см.: Мф. 22: 30). 

Сейчас, к сожалению, люди стали немощные, им сложно носить бремена друг друга и исполнять закон Христов, они быстро разводятся, не привыкли себя исправлять и принимать другого человека со своим мировоззрением. Церковь не может одобрить тот факт, что в настоящее время молодые семьи не могут долго жить в браке – разводятся. Но в Церкви нет чина «развенчания», поэтому, чтобы вступить во второй брак, нужно обратиться к архиерею и получить разрешение на это. Архиерей скажет, чтобы вы ходили в храм в течение года к назначенному им священнику, который будет вас исповедовать, а через год вы снова придете к архиерею. Эта процедура не совсем быстрая, потому что если человек вступает во второй брак, то не факт, что он не вступит в третий или четвертый. 

– Благословляет ли Церковь просмотр таких художественных фильмов, как «Страсти по Матвею», «Поп»?

– Православная Церковь считает, что все полезное для исправления нашей духовной жизни нам не мешает. Фильм «Поп» вышел в прокат довольно давно, у нас в издательстве выходила книга с таким же названием. Отец Андрей Ткачев положительно отозвался о фильме «Страсти по Матвею». Конечно, желательно, чтобы просмотр фильма служил на пользу нашей души. Фильм «Остров» с известным актером Петром Мамоновым в главной роли многих людей привел к Богу. 

Какие фильмы нужно смотреть? 

– Нужно смотреть фильмы, которые приносят духовную пользу. Возможно, это старые советские фильмы. В фильме всегда есть и хорошее, и плохое. Поэтому после просмотра нужно эти стороны обсудить в семейном кругу, особенно с детьми. При этом акцентировать внимание нужно на хорошем, добром. Все негативное необходимо тоже оговорить, чтобы знать, как выглядит зло, как нельзя поступать. 

Нужно смотреть фильмы, которые приносят духовную пользу

Это хорошая воспитательская работа, потому что наши дети растут в мире, где сталкиваются с разными ситуациями, влияющими на них. А родители не всегда имеют контроль над своими детьми и возможность правильно влиять на них.

– Скоро 225 лет со дня рождения А. С. Пушкина. Можно ли читать детям его «Сказку о попе и о работнике его Балде»? 

– Изначально эта сказка называлась «О купце и о работнике его Балде». Конечно, лучше, чтобы наши дети имели доброе представление о священниках, которые в большинстве своем добрые и отзывчивые. При чтении нашей классики ребенку нужно все правильно объяснить, растолковать и сказку, и нашу реальную жизнь. Наш преподаватель Александр Николаевич Ужанков проводит лекции о русской литературе, в частности, он рассказывает об этой сказке Пушкина. 

– Почитается ли Православной Церковью святая Рита Кашийская? 

– С Римско-Католической Церковью у нас единая история первых одиннадцати веков. В 1054 году произошло формальное разделение Восточной и Западной Церкви. Реальное разделение произошло в 1204 году, когда католики разорили Константинополь, уничтожили своих собратьев и унесли много драгоценностей на Запад. Тогда стало очевидно, что между Востоком и Западом в вопросах веры нет ничего общего. Поэтому святые первых десяти веков у нас общие с Римско-Католической Церковью, а затем – особые святые. 

Например, в нашей Православной Церкви мы признаем семь Вселенских Соборов, некоторые Поместные Соборы, но у католиков уже двадцать Вселенских Соборов. У них появились дополнительные догматы, например, один из последних – это папская непогрешимость, которая предполагает, что все, что Папа Римский говорит с кафедры, в делах веры и нравственности является непреложной истиной, которую необходимо принимать без обсуждения. Также у них существует догмат о непорочном зачатии Пресвятой Богородицы и о телесном вознесении Девы Марии. У нас этих учений нет, поэтому Римско-Католические святые, которые были до разделения Церквей, до 1054 года, – общие с нашей Православной Церковью, а после – уже разная история, которая касается и Риты Кашийской.

– Сложно ли находиться в монастыре, расположенном в самом центре Москвы, в многолюдье? 

– Находиться здесь несложно. Кто живет с Богом, тому безразлично, где быть, – в центре или на окраине. Испытания есть везде, даже на Афоне – святом месте. Если афонский монах вышел в Интернет из своей келии, то он – такой же монах, как и в любом монастыре на земном шаре. Какое это одиночество, «монос», и какое это уединение, если у нас в кармане находится вся вселенная? Если этим не пользоваться, то можно спокойно жить даже в центре Москвы. 

Если человек допускает суету в свое сердце, то ему везде будет неспокойно. Это зависит от самого человека, его духовной жизни и отношений с Богом. Можно и в гуще событий находиться пред Богом один на один, быть настоящим монахом. А можно и в уединении кипеть разными страстями, например, предаваться грехам раздражения и обиды, когда неправильно реагируешь, даже после молитвы, на чьи-то несправедливые слова или нецензурную брань, звучащую рядом с тобой из уст мирян. 

А семейные люди должны спасаться в своей семье, которая является школой любви. Как мы относимся к ближнему, так, наверное, и Христос к нам отнесется. Если мы любим ближнего, то и Господь нам тоже скажет: «Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был наг, и вы одели Меня…» (Мф. 25: 35–36). Эти строки мы слышим в Прощеное воскресенье за чтением Евангелия.


Иеромонах Платон (Кудласевич)