О страсти винопития

Московская Сретенская  Духовная Академия

О страсти винопития

980



Плачьте и рыдайте, все пьющие вино!.. (Иоиль. 1: 5).

Прислушаемся к тому, что говорили достигшие святости подвижники о пагубном винопитии.

Преподобный авва Исайя Отшельник:

Вино возобновляет все страсти и изгоняет из души страх Божий.

*

Не употребляй вино до упоения, чтобы не лишиться Божественной радости.

Святитель Василий Великий:

Огонь, заключенный в вине, перейдя в тело, делается воспаляющим веществом для разжженных стрел врага; потому что вино потопляет собою и рассудок, и ум, а похоти и сластолюбие воспламеняет, как масло – огонь.

*

Постящегося приемлет Господь внутрь священных оград, но не допускает туда упивающегося, как скверного и чуждого святыне.

*

Вино было у нас причиной погибели душ, вино, по дару Божиему данное целомудренным к облегчению в немощи, но сделавшееся ныне для похотливых оружием невоздержания. Как вода враждебна огню, так неумеренность в вине угашает рассудок.

Преподобный Ефрем Сирин:

Не принуждай брата своего пить вино до опьянения, ибо корабль строится долгое время, а сокрушается мгновенно от одного удара.

*

Не пей вина до упоения, возлюбленный, хотя упрашивают тебя находящиеся с тобою друзья, ибо если одолеет тебя вино, то упрашивавшие тебя прежде всех соблазнятся тобою.

*

Блажен, кто не упивался вином, как распутный, но всегда увеселяется памятованием о Господе, Kоторым непрестанно увеселяются все святые.

*

Не прельщайся, брат, пресыщением чрева и не упивайся вином, от которого бывает распутство (см.: Еф. 5: 18). Ни в чем нет тебе пользы, кроме одного – исполнять волю Господню.

*

Не пей вина до опьянения, иначе сердце твое с неистовством устремится к удовольствиям.

*

Во всякое время бойся вина, юный; потому что вино никогда не щадит тела, возжигает в нем огонь худого пожелания.

*

Кто с мудрою умеренностью воздерживался от вина, того преимущественно ожидают к себе райские виноградники, и каждая лоза простирает к нему свои грозди.

Святитель Григорий Богослов:

Вино, по природе своей, не знакомо с целомудрием.

*

Вода – прекрасный напиток, она не нарушает ясности мыслей, а выпитая чаша вина мутит ум.

Святитель Иоанн Златоуст:

Вино дано для того, чтобы восстанавливать силы слабого тела, а не для того, чтобы разрушать силу души.

*

Чрезмерно упивающиеся бывают мрачны духом, так как над умом их разливается великий мрак.

*

Не вино худо, но неумеренность порочна; вино есть дар Божий, а неумеренность – изобретение диавола.

*

Христос хочет обитать у тебя, а ты попираешь Его объядением и пьянством.

Преподобный Исидор Пелусиот:

Не бесчести благословения плодов, не простирай до пресыщения пития, не нарушай соразмерности несоблюдением меры; пия вино, не пропивай ума, но помни, что Дух Божий соделывает начаток его Кровью Христовою, пользуйся им, как больной, который имеет нужду в его пособии, а не как неприятель, который обращает вино в оружие против всех, а паче против себя самого, падая от него в прах.

Преподобный Феодор Студит:

Для всех полезно не пить вина, особенно для крепких телом.

Святитель Тихон Задонский:

Юным нельзя позволять пить ничего опьяняющего, потому что юные скорее привыкают, и чему научатся в юности, к тому и всю жизнь пристрастны будут. Нельзя позволять им водиться с пьяницами и развращенными. И достигшим зрелости, без нужды не надо пить вино. От плохих компаний и пиршеств надо удаляться. Надо напоминать, что от этой страсти весьма трудно отстать. И многие от этой самой страсти погибают душой и телом.

Преподобный Серафим Саровский:

Вот вам мое завещание: не имейте в дому своем не только вина, но даже и посуды винной.

Святитель Феофан Затворник: 

«Не упивайтеся вином», – говорит апостол. Но как положить меру, с которой начинается упивание? Христианам скорее идет: совсем не пейте, разве только в крайностях. Конечно, не вино укоризненно, а пьянство; но огонь в кровь влагается и малым количеством вина, и прибывшее от того развеселение плотское развевает мысли и расшатывает нравственную крепость. Какая же нужда ввергать себя в такое опасное положение? Этим поступком не минуты, а дни отдаются даром врагам, и добро бы даром, а то еще с приплатою? Так, строго судя, винопитие совсем должно быть изгнано из употребления из среды христиан.

Святитель Игнатий (Брянчанинов):

Все охмеляющие напитки, особенно хлебные, возбраняются подвижнику как лишающие ум трезвости и тем самым победы в мысленной брани. Побежденный ум, особенно сладострастными помыслами, усладившийся ими, лишается духовной благодати; приобретенное многими и долговременными трудами теряется в несколько часов, в несколько минут.

*

«Монах отнюдь не должен употреблять вина», – сказал преподобный Пимен Великий. Этому правилу должен последовать и всякий благочестивый христианин, желающий сохранить свое девство и целомудрие. Святые отцы следовали этому правилу, а если и употребляли вино, то весьма редко и с величайшей умеренностью.

Праведный Иоанн Кронштадтский:

Неумеренно и не вовремя употребляемое вино делает душу бессильной в борьбе с внутренними искушениями.


Подготовила Александра Калиновская