Профессор Сретенской духовной академии выступил на ежегодных Златоустовских чтениях

Московская Сретенская  Духовная Академия

Профессор Сретенской духовной академии выступил на ежегодных Златоустовских чтениях

957



5–7 февраля 2024 года в конференц-зале келейного корпуса Московского Златоустовского монастыря (Малый Златоустинский переулок, д.5/1) состоялись очередные ежегодные Златоустовские чтения. На богословской секции 7 февраля выступил профессор Сретенской духовной академии и Перервинской духовной семинарии, кандидат богословия, кандидат философских наук, главный редактор научно-богословского журнала Сретенской Академии «Диакрисис» и руководитель Научного Центра патрологических исследований им. проф. А. И. Сидорова в СДА Павел Кириллович Доброцветов с докладом на тему «Свт. Иоанн Златоуст об Иерусалимском храме».

В начале докладчик отметил, что многолетнее религиозное противостояние на Святой Земле вокруг Храмовой Горы в Иерусалиме усилившееся в связи с нынешней войной в Газе, вызвало подъем эсхатологической обеспокоенности среди православных христиан. Она в свою очередь связана с в контексте предсказанного в Св. Писании прихода антихриста с вопросом понимания выражения о храме Божием в 2 Фес. 2:4 в как возможном месте его восседания: Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога.

По словам докладчика, одни святые отцы: свт. Ириней Лионский, свт. Ипполит Римский, свт. Кирилл Иерусалимский, преп. Иоанн Дамаскин и др. под храмом понимали в данном случае иудейский — т.н. третий Иерусалимский храм, который может быть восстановлен в конце времен на месте двух прежних, другие — блж. Иероним Стридонский, блж. Феодорит Кирский, блж. Феофилакт Болгарский, свт. Андрей Кесарийский, блж. Августин Гиппонский, преп. Ефрем Сирин, свт. Феофан Затворник, преп. Иустин Попович и др. под храмом Божиим в данном случае понимали отступившие от Бога христианские церкви. Свт. Иоанн Златоуст, как показал докладчик, не только стоит на позиции вторых, но и не однократно и прямо высказывается о том, что храм Иерусалимский, разрушенный в 70 году римлянами, никогда не будет восстановлен. В качестве причины этого сам свт. Иоанн Златоуст указывает как на Крестную Смерть Истинного Мессии — Господа Иисуса Христа, которой предшествовали и Его пророческие слова о грядущем разрушении Иерусалима и Храма, так и отсутствие в Ветхом Завете пророчеств о его восстановлении.

Проанализировав различные упоминания Иерусалимского храма в основных полемических, нравственных и экзегетических сочинениях свт. Иоанна Златоуста за 386–402 гг. — о значении Храма в Божественном Домостроительстве спасения, об истории его создания, о пребывании в нем благодатного действия Божия и затем его оставлении им, о разрушении и тщетных попытках его восстановления в первые века христианской древности, докладчик обратил внимание на неоднократные призывы святителя к христианам созидать из самих себя живые храмы для вселения и обитания в них Бога посредством благодати Святого Духа.