В Академии прошла Четвертая историко-богословская конференция, посвященная архиепископу Никону (Рождественскому)

Московская Сретенская  Духовная Академия

В Академии прошла Четвертая историко-богословская конференция, посвященная архиепископу Никону (Рождественскому)

1341



1 апреля 2023 года в Сретенской духовной академии в очно-дистанционном формате состоялась Четвертая историко-богословская конференция Научного центра патрологических исследований кафедры богословия СДА им. проф. А. И. Сидорова на тему: «Жизнь, деятельность и духовное наследие архиеп. Никона (Рождественского), а также новомучеников и исповедников Русской Церкви ХХ века».

Конференция открылась с пения «Вечной памяти» архиепископу Никону (1851–1919).

Во вступительном слове ведущий конференции, руководитель Научного центра патрологических исследований кафедры богословия СДА им. проф. А. И. Сидорова доцент СДА П. К. Доброцветов отметил ставшее доброй традицией проведение конференции о наследии архиеп. Никона, органично обогатившейся еще в прошлом году включением тематики о новомучениках и исповедниках Русской Церкви.

Далее состоялась презентация двух номеров (№ 8 и № 10) научного журнала Сретенской Академии «Диакрисис», практически целиком посвященных архиеп. Никону и связанным с ним лицам и событиям.

С докладом на тему «Архиепископ Никон (Рождественский) — духовный сын и верный ученик архимандрита Леонида (Кавелина)» выступил и.о. проректора по научно-богословской работе Калужской духовной семинарии епископ Тарусский Леонид (Толмачев). На основе архивных материалов и опубликованных источников в докладе был реконструирован жизненный путь архиепископа Никона, который по окончании семинарии в лице архимандрита Леонида (Кавелина) нашел для себя духовного руководителя и старца, при этом став для последнего верным учеником.

image004.jpgИзначально знакомство будущего владыки Никона с отцом Леонидом произошло при посещении Ново-Иерусалимского монастыря в конце декабря 1872 года. Общение обрело твердое основание и постоянный характер лишь посредством переписки и встречи после февраля 1874 года. За годы, совместно проведенные в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре и Троице-Сергиевой лавре, отцом Леонидом был замечен у будущего владыки Никона литературный талант, развитие которого он поощрял. После смерти отца Леонида его заветы, сохранившиеся от общения со старцами, считавшимися подвижниками своего времени, стали для владыки Никона примером монашества. Этому примеру он старался следовать в своем жизненном пути, рассказывать о нем в публикациях.

Историк, главный редактор портала Русская народная линия А. Д. Степанов рассказал об участии духовенства в право-монархическом (черносотенном) движении в России в начале ХХ века. Докладчик отметил, что активное участие архиепископа Никона в движении не было чем-то исключительным. В деятельности Союза русского народа и других черносотенных союзов и партий принимали участие многие представители русского духовенства, в том числе св. прав. Иоанн Кронштадтский, будущий Святейший Патриарх Тихон, целый ряд новомучеников и исповедников Российских и других выдающихся архиереев Русской Церкви. По мнению выступающего, это было обусловлено тем, что монархисты ставили цели, которые были близки патриотически настроенному духовенству.

image005.pngИеромонах Ферапонт (Широков), Секретарь Ученого совета, доцент кафедры церковно-исторических дисциплин Вологодской Духовной семинарии выступил с докладом на тему: «Вологодский период служения архиепископа Никона (Рождественского) в воспоминаниях современников». По словам докладчика архиепископ Никон (Рождественский), возглавлявший Вологодскую кафедру с 1906 по 1912 гг., является одним из наиболее ярких церковных и государственных деятелей начала ХХ века. Однако тема епархиальной деятельности владыки Никона на сегодняшний день является малоизученной. В докладе представлена характеристика Преосвященного Никона как епархиального архиерея на основании взглядов современников.

image007.jpgИеромонах Александр (Серпенинов), соискатель ОЦАД выступил с докладом на тему «Вологодский период жизни архиепископа Никона (Рождественского) в переписке с Б. В. Никольским», в котором привел и проанализировал эпистолярное наследие преосвященного архиепископа Никона (Рождественского) в переписке с видным публицистом, ученым, педагогом, одним из лидеров черносотенного движения в России Борисом Владимировичем Никольским. По словам докладчика многолетние дружественные отношения способствовали доверительному отношению между ними.

image009.jpgС докладом на тему «Влияние идей архиепископа Никона (Рождественского) на обсуждение реформы русского монашества в 1917–1918 годах» выступил ассистент кафедры церковной истории Московской Духовной академии иерей Вячеслав Масин. Докладчик поведал о том, как взгляды архиепископа Никона повлияли на повестку и ход обсуждений всероссийских монашеских съездов и легли в основу некоторых итоговых положений Поместного Собора 1917–1918 гг.

image010.pngА. Н.  Гусев (МОУ Икшинская СОШ) выступил с докладом «Происхождение и родственные связи архиепископа Никона (Рождественского)». В нем были исследованы родственные связи архиепископа Никона (Рождественского) и рассмотрена биография наиболее значимых представителей семей Рождественских и Грузовых.

image011.pngНа материале таких масштабных генеалогических источников, как метрические книги, исповедальные росписи и ревизские сказки, была сделана попытка реконструировать генеалогическое древо семьи Рождественских и Грузовых.

Р.М. Конь, доцент СДА представил доклад на тему «Роль сектантства в войне с Россией в 1914–1918 гг. по материалам публикаций (1910–1916 гг.) архиеп. Никона (Рождественского)», в котором, основываясь на утверждениях Владыки в отношении деятельности сект, выдвинул гипотезу о том, что война с Германией выделялась им из ряда других войн с участием Россия, поэтому ее следует рассматривать в двух плоскостях — духовной и политической. По мысли архиепископа Никона противники России, сознавая, что ее духовной силой является Православие, за полвека до 1914 года начали духовную войну с нею, используя сектантство. Так как Россия не вполне справилась со своими задачами в духовной войне, то Господь попустил войну физическую, в ходе которой сектантство в ряде случаев открыто выступило с политической поддержкой Германии как внутри России, так и на фронте и среди попавших в плен российских солдат. После критического рассмотрения деятельности сект во время войны, докладчик привел мнение архиепископа Никона о способах борьбы с сектантством. Основную работу с ним следовало вести духовными средствами через проповедь Истины, но, с другой стороны, и государство должно было принимать участие в ней имеющимися у него средствами.

image012.pngСвященник Даниил Горячев, старший преподаватель Белгородской Духовной семинарии представил доклад на тему «Биография иеромонаха Диомида (Егорова) (1875–1930): опыт составления», в котором познакомил слушателей с малоизвестной личностью о. Диомида, исполнявшего послушание  ризничего Троице-Сергиевой Лавры, а в первые 10 лет после революции — хранителя ризницы музея Лавры. 

image014.pngСвященство о. Диомид получил от рук архиеп. Никона (Рождественского) в 1918 г. Отец Диомид в 1930 г. погиб в ссылке в г. Онеге Архангельской области. Основные факты его биографии известны благодаря архиву свящ. П. Флоренского.

image016.pngРуководитель Научного центра патрологических исследований кафедры богословия СДА им. проф. А. И. Сидорова доцент СДА П.К. Доброцветов выступил с сообщением «Русские святые отцы в наследии архиеп. Никона (Рождественского)». По его словам святые отцы стали важной составляющей в формировании традиционного православного мировоззрения архиеп. Никона. Что касается современных ему русских святых, то в разные периоды своей жизни и служения архиеп. Никон находился в переписке, либо очном знакомстве, со свт. Феофаном Затворником, свт. Николаем Японским, св. прав. Иоанном Кронштадтским, преп. Аристоклием Афонским, что наложило сильный положительный отпечаток на его жизнь и творчество. Особое уважение о. Никон питал к свт. Феофану Затворнику, который благословил о. Никона на составление и издание «Толкового Евангелия от Матфея» (1897 года) и консультировал его при написании. За эту книгу он получил Макарьевскую премию, как и за Житие преп. Сергия Радонежского. Последующая деятельность Владыки Никона также нередко соприкасалась со святоотеческим наследием. Так, архиеп. Никон защищал память и авторитет свт. Филарета Московского от нападок либерального духовенства. И конечно же архиеп. Никон прибегал к русской святоотеческой цитации в своих полемических сочинениях против имяславия. 

Доклад магистра богословия, аспиранта СДА иеромонаха Силуана (Ярославцева) «Святой праведный Алексий Южинский (Медведков), русский святой в Галльской земле — исповедник XX века» касался до сих пор практически неизвестного в России русского святого, исповедника XX века и чудотворца, современника и близкого по духу к архиеп. Никону (Рождественскому) — св. прав. Алексия Южинского, пережившего страшные пытки в большевистских застенках и ставшего в одночасье широко известным западному христианскому миру в 1952-м, после нашумевшего обретения его нетленных мощей. 

image019.pngДокладчик также отметил, что, к сожалению, Русская Церковь, в которой этот исповедник XX века духовно сформировался и подтвердил своею кровью верность Господу, до сих пор не включила его имени в святцы. Бывшая русская женская обитель в Бюсси-ан-От, Франция, в которой лежат его святые мощи, в 2019 году была насильно вырвана из русской традиции в «чистую» юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Схожая проблема обстоит и с храмом святого в г. Южин во Франции. 

image020.pngАнастасия Николаевна Кошечко, доктор филологических наук, доцент, доцент кафедры истории и социальной работы гуманитарного факультета ТУСУР, член Всероссийского методического объединения по ОРКСЭ и ОДКНР, лектор Всероссийского общества «Знание» (г. Томск) выступила с докладом «Осмысление подвига новомучеников и исповедников Российских в современном образовательном пространстве: к вопросу об образцах и воспитательном идеале». В докладе выход из кризиса в воспитании рассматривается через актуализацию запроса на осознание и восстановление исторической памяти как опыта преодоления раскола и ценностной деформации целостного бытия человека, восстановление в «генетической и нравственной памяти образа Божия». В решении этой задачи большие возможности открывает осмысление подвига новомучеников как особой нравственной задачи. При этом выделяются два ключевых направления: рассматривается воспитательный образец и воспитательный идеал на примере духовного пути священноисповедника митрополита Агафангела (Преображенского), Томского соборного совещания в декабре 1918 г.; знакомства с православной культурой как хранительницей духовно-нравственных ценностей,  православной антропологией и «педагогикой во Христе». Педагогическая деятельность в этом направлении определяется личностной позицией педагога, его размышлениями об обретении ценностных основ жизни и значимости традиционных национальных ценностей в современном мире, собственным поиском методов духовно-нравственного образования и воспитания.

В заключение ведущий конференции доцент П. К. Доброцветов выразил благодарность и.о. Ректора Сретенской духовной академии игумену Иоанну (Лудищеву) за представленную возможность в проведении конференции, и поблагодарил докладчиков за проделанную работу, которая внесла вклад в исследование наследия архиепископ Никона, а также студента 3 курса бакалавриата СДА Олега Чорнату за фоторепортаж и студента 4 курса бакалавриата СДА Даниила Аббакумова за обеспечение работы системы Зум.

Конференция продлилась с перерывом на обед около 7 часов и вызвала большой интерес у участников, которые задавали вопросы докладчикам, вели доброжелательную дискуссию и обсуждали планы на следующую конференцию, запланированную на 2024 год.

ФОТОГАЛЕРЕЯ