Анализ письменного наследия новомучеиков и исповедников Церкви Русской: размышление о посланиях святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси

Московская Сретенская  Духовная Академия

Анализ письменного наследия новомучеиков и исповедников Церкви Русской: размышление о посланиях святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси

1197



По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Учебный комитет Русской Православной Церкви совместно с Патриаршим советом по культуре организуют в 2023 году Вторую Общецерковную олимпиаду по богословию среди студентов выпускного курса бакалавриата высших духовных учебных заведений и теологических факультетов вузов, имеющих церковную аккредитацию.

В рамках проведения первого этапа олимпиады обучающимся было предложено написать эссе на тему «Анализ письменного наследия новомучеников и исповедников Церкви Русской».

Студенты бакалавриата Сретенской духовной академии также подготовили свои размышления, посвященные обозначенной теме. Некоторые из них мы представляем вниманию наших читателей.

Трудно переоценить значение подвига святых новомучеников и исповедников Церкви Русской. В стране, где преподавали научный коммунизм, а атеизм был возведен в религию, именно им мы обязаны сохранением Русской Православной Церкви. Подвиг сонма русских святых, имена которых мы даже не можем перечислить, позволил свершиться чуду церковного возрождения в России после семи десятилетий безбожия.

Труды святых новомучеников и исповедников ΧΧ века – кладезь богооткровенных истин православия, беспримерного духовного опыта и личной святости. Письма и послания добровольных страдальцев за Христа века XX содержат ответы на многие вопросы века XXI.

Ценным источником духовной мудрости являются послания ключевой фигуры новейшей русской церковной истории – патриарха Тихона (Беллавина). Ему было суждено Господом возглавить Церковь Русскую в годину страшных угнетений и разрушений, чтобы сохранить в чистоте православную веру. «Отныне на меня возлагается попечение о всех церквах российских и предстоит умирание во вся дни», – так сказал о времени своего служения во время избрания на патриарший престол святитель Тихон.

Посланиями Святейшего Патриарха Тихона в истории не только Русской Православной Церкви, но и Церкви Вселенской была вписана новая страница повествования о мужественном и верном служении Церкви заветам Христовым. С первых же дней своего патриаршего служения святитель Тихон обращается с посланиями и воззваниями, которые отличались необыкновенной глубиной постижения происходящих в стране событий, особым свойством, присущим пророческому боговдохновенному слову.

Сотни тысяч верующих советской России с чувством благоговения принимали послания патриарха Тихона, потому что в глубокой скорби, которой были продиктованы эти послания, нашли свой отклик и их скорбь, их страдания.

Та искренняя скорбь, что наполняла сердце кормчего Православной Церкви, доходила до слуха паствы, потому что преисполняла тем же чувством и сердца всех верных чад Церкви. Слово пастыря нашло могучий отклик, ибо бесстрашно, мужественно вскрыло подлинные гнилые и зловонные язвы действительности.

Как истинный служитель Христов святитель не затрагивает в послании политические вопросы. Патриарх осуждает не партию с ее политической программой, а преступную волю, ввергнувшую страну в кровавое месиво гражданской войны. Архипастырь осуждает не саму власть, а власть, которая «проявляет всюду только самое разнузданное своеволие и сплошное насилие над всеми и в частности над святою Церковью православной»[1]. Осуждается не государственный строй, а «дело сатанинское». Здесь вскрывается подлинная сущность переживаемой трагедии.

С 1917 года огромная часть многомиллионного российского народа, охваченная безумием от прекрасных слов о братстве и равенстве, оказалась ввязанной в ужасы жизни, которые не поддаются никакому описанию. В страданиях и бедствиях Родины переворачивалась страница общей мировой трагедии: борьбы добра и зла. Потому понятно и грозное слово обличения вождя Русской Церкви: «Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это – поистине дело сатанинское…»[2]. Но истина Христова не только раскрывает подлинную природу переживаемых событий. Она также диктует и определенную линию поведения. Она требует от верных жертвенного подвига. «Враги Церкви захватывают власть над нею и ее достоянием силою смертоносного оружия, а вы противостаньте им силою веры вашей…»[3].

Анализируя труды патриарха Тихона, можно сделать вывод, что первые его послания заключают в себе обличение принципов, по которым пытался существовать новый строй, призывы прекратить насилие и произвол, чинимый властями по отношению не только к Церкви, но и ко всему народу. Однако слова святителя, обращенные к власти Советской в далеком 1918 году, не утратили своей актуальности. Только адресатом благих воззваний теперь должна стать власть Незалежной Украины.

Разве эти слова святого исповедника не применимы к событиям на многострадальной украинской земле: «…Святые храмы подвергаются или разрушению чрез расстрел из орудий смертоносных…, или ограблению и кощунственному оскорблению… Имущества монастырей и церквей православных отбираются под предлогом, что это – народное достояние, но без всякого права и даже без желания считаться с законною волею самого народа»[4]?

Слова из послания 1918 года…, но они словно говорят именно о том, что каждый день совершается в зоне СВО. Попирается величайшая святыня Украины – Киево-Печерская Лавра. Украинские власти, которые не должны вмешиваться в дела Церкви, постепенно отнимают у нее имущество и передают его раскольникам ПЦУ.

«Первее всего – прекратите взаимные распри и междоусобную брань, “измыйте руки ваша крови исполненныя и научитеся добро творити”» (Ис. 1:16–17[5]. Сотни и тысячи пастырей вторят сегодня святому Патриарху, призывая к благоразумию и миру. Тысячи и сотни тысяч верующих с чувством благоговения принимают призывы и слезно молятся о воинах: сыновьях, мужьях и братьях.

«…Обратитесь не к разрушению, а к устроению порядка и законности, дайте народу желанный и заслуженный им отдых от междоусобной брани. А иначе взыщется от вас всякая кровь праведная, вами проливаемая (см.: Лк. 11:50) и от меча погибнете сами вы, взявшие меч (см.: Мф. 26:52[6], – стенает народ российский и украинский, потому что затронуты и подвергаются глумлениям не те или другие политические или социальные устои жизни. В водовороте гражданской смуты и борьбы отвергается и попирается ногами на каждом шагу каждую минуту элементарнейшее право человека – на жизнь.

Послания святителя Тихона живы и проникновенны. Они собирают рассеянные силы Церкви и под ее кровом или около ее ограды объединяют все, что есть здравого и разумного. В них открыто провозглашена сила духа, мужество совести, твердость исповедника, непоколебимая стойкость веры.

Слова святого Патриарха и сегодня не утратили своего значения. «Мы твердо уповаем, что враги Церкви будут посрамлены и расточатся силою креста Христова, ибо непременно обетование Самого Божественного Крестоносца: “Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей” (Мф. 16:18[7].

Роман Кириченко,

студент 4 курса бакалавриата Сретенской духовной академии



[1]Послание святейшего патриарха Тихона от 19 января 1918 (с анафемой безбожникам). URL: https://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/poslanie-patriarha-tihona-s-anafemoj-bezbozhnikam/ (дата обращения: 14.02.2023).

[2] Там же.

[3] Там же.

[4] Там же.

[5] Послание святейшего патриарха Тихона от 2(15) марта 1918 (по поводу происходящей в стране междуусобной брани). URL: https://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/poslanie-patriarha-tihona-po-povodu-proishodjashhej-v-strane-mezhduusobnoj-brani/ (дата обращения: 14.02.2023).

[6] Послание Святейшего Патриарха Тихона Совету Народных Комиссаров по случаю первой годовщины октябрьской революции). URL: https://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/poslanie-patriarha-tihona-po-sluchaju-pervoj-godovshhiny-oktjabrskoj-revoljutsii/ (дата обращения: 14.02.2023).

[7] Послание святейшего патриарха Тихона от 19 января 1918 (с анафемой безбожникам). URL: https://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/poslanie-patriarha-tihona-s-anafemoj-bezbozhnikam/ (дата обращения: 14.02.2023).