Разбор молитвы святому праведному Иоанну Кронштадтскому

Московская Сретенская  Духовная Академия

Версия для слабовидящих

Разбор молитвы святому праведному Иоанну Кронштадтскому

197



qCGxd8XVcQA.jpg

Святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908) еще при жизни был почитаем и любим многими. О нем знали не только в России, но и за рубежом. Его называли просто – «дорогой батюшка». Именно с этих слов начиналось огромное количество писем, присылаемых в адрес о. Иоанна в город Кронштадт. А в посланиях – скорби, нужды, беды и просьбы о молитве: «Батюшка, помолись, родной» и др. Для о. Иоанна сочувствие, милосердие и любовь к ближним были одним из главнейших правил жизни, о которых он говорил так: «Любить ближнего, сочувствовать ему в радости и печали – считайте все это таким же обыкновенным делом, как забота о самих себе».

"Господи, не отвергни меня, заблуждающегося!"

О, вели́кий уго́дниче Христо́в, святы́й пра́ведный о́тче Иоа́нне Кроншта́дтский, па́стырю ди́вный, ско́рый помо́щниче и ми́лостивый предста́телю! Вознося́ славосло́вие Триеди́ному Бо́гу, ты моли́твенно взыва́л еси́: Имя Тебе́ Любо́вь: не отве́ргни мя́, заблужда́ющагося. Имя Тебе́ Си́ла: укрепи́ мя́, изнемога́ющаго и па́дающаго. Имя Тебе́ Свет: просвети́ ду́шу мою́, омраче́нную жите́йскими страстьми́. Имя Тебе́ Мир: умири́ мяту́щуюся ду́шу мою́. 

В первом разделе молитвы святому праведному Иоанну Кронштадтскому встречается богословское понятие Триединый Бог, оно означает, что Бог один, но Он троичен в Лицах, т.е. каждое Лицо Святой Троицы является не частью Бога, но всецелым Богом, личностью. Отец – Бог, Сын – Бог и Святой Дух – тоже Бог, но все трое вместе – единый Бог. 

Далее следует упоминание о свойствах Божиих – Любовь, Сила, Свет и Мир. Бог является Любовью, поскольку настоящая любовь все покрывает, и она никогда не перестает. Человек в течение всей своей жизни множество раз ошибается, падает, но как важно осознать свою греховность и принести искреннее покаяние Богу: Отче, я согрешил против неба и пред Тобою и уже недостоин называться сыном Твоим (Лк. 15:21). Тогда Господь по своей великой милости и любви к Своему созданию простит кающегося и вернет обратно ему сыновнее достоинство. Об этом же учил и святой Иоанн Кронштадтский: «Ты грешник, ты постоянно падаешь, но научись вставать». 

Вторым Божиим свойством является Сила. Она укрепляет человека в борьбе против страстей и греха. И тогда этот тернистый путь, который человек проходит с Богом, становится намного легче: Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной (Пс. 22:4). 

Третьим свойством Божии является Свет. Он освящает человеческую душу, которая сама не может справится в борьбе со страстями и ведет ее на стези правды имени Своего (Пс. 22:3). 

Наконец, четвертым свойством Божиим в данной молитве является Мир. Наша душа часто мечется на жизненном пути и не знает, куда бы ей примкнуть.

И чтобы правильно определить этот путь, нужен некий духовный компас или ориентир. Этим компасом, по мысли святого Иоанна Кронштадтского, и является Господь, который умиротворяет мятущеюся человеческую душу.

Пастырь всего русского народа

Ны́не па́ства росси́йская мо́лится тебе́: Христоимени́тый и пра́ведный уго́дниче Бо́жий, любо́вию твое́ю озари́ нас, гре́шных и немощны́х, сподо́би нас принести́ досто́йныя плоды́ покая́ния и не осужде́нно причаща́тися Христо́вых Та́ин. Си́лою твое́ю ве́ру в нас укрепи́, в моли́тве поддержи́, неду́ги и боле́зни исцели́, от напа́стей, враго́в, ви́димых и неви́димых изба́ви. Све́том ли́ка твоего́ служи́телей и предстоя́телей алтаря́ Христо́ва на святы́я по́двиги па́стырского де́лания подви́гни, младе́нцем воспита́ние да́руй, ю́ное наста́ви, ста́рость поддержи́, святы́ни хра́мов и святы́я оби́тели озари́! 

Во второй части молитвы христианин уже обращается к самому святому Иоанну Кронштадтскому и просит его предстательства перед Богом, поскольку он является Божиим угодником и стоит намного ближе к Нему. 

Об этом свидетельствует церковнославянское слово Христоименитый, которое означает человека, носящего в себе имя Христово. 

В молитве испрашивается, чтобы праведный Иоанн осветил христиан своей любовью, помог принести плоды покаяния Богу, чтобы достойно и с не осуждением приступать ко Святому Причащению. 

Далее мы просим, чтобы святой праведный Иоанн укрепил нас в вере, поддержал в молитве, поскольку Бог может не всегда слышать наши молитвы из-за греховности. Мы молим также, чтобы Господь исцелил от болезней и недугов и избавил от врагов видимых и невидимых, т.е. бесов. 

Наконец, мы испрашиваем, чтобы праведный Иоанн светом своего лика, укрепил и наставил священнослужителей на их непростое пастырское делание. 

Церковнославянское слово лик здесь подразумевает лицо человека, который уже достиг святости, то есть соединился с Богом по благодати, обожился.

Мы также просим, чтобы святой Иоанн помог младенцам и юным стать достойными христианами, и чтобы он укрепил людей в старости. 

Праведный Иоанн Кронштадтский - ходатай за весь русский народ

Умири́, чудотво́рче и прови́дче преизря́днейший, наро́ды страны́ на́шея, благода́тию и да́ром Свята́го Ду́ха изба́ви от междуусо́бныя бра́ни, расточе́нная собери́, прельще́нныя обрати́ и совокупи́ Святе́й Собо́рней и Апо́стольской Це́ркви. Ми́лостию твое́ю супру́жества в ми́ре и единомы́слии соблюди́, мона́шествующым в дела́х благи́х преуспея́ние и благослове́ние да́руй, малоду́шныя уте́ши, стра́ждущих от духо́в нечи́стых свободи́, в ну́ждах и обстоя́ниих су́щих поми́луй и нас на путь спасе́ния наста́ви. Во Христе́ живы́й, о́тче наш Иоа́нне, приведи́ нас к Невече́рнему Све́ту жи́зни ве́чныя, да сподо́бимся с тобо́ю ве́чнаго блаже́нства, хва́ляще и превознося́ще Бо́га во ве́ки веко́в. Ами́нь. 

В третьей – заключительной – части молитвы мы просим святого угодника Божия, который назван чудотворцем и преизряднейшим провидцем, чтобы он дал мир народу нашей страны и через благодать Святого Духа избавил от междоусобной брани. 

Церковнославянское прилагательное преизряднейший стоит в сравнительной степени, близкой к русской превосходной, поскольку оно отражает насколько велик святой праведный Иоанн в деле чудотворения и провидения. Помимо этого, в молитве испрашивается, чтобы люди, которые отпали от Церкви вернулись в ее лоно обратно. 

Далее мы просим, чтобы праведный Иоанн укрепил институт семьи, а монашествующим дал преуспеяние в их благих делах. Затем для тех, кто нерешительный или слабовольный, испрашивается их укрепление и утешение, тем, кто страдает от нечистых духов, просится их избавление, а те, кто находится в каких-то нуждах, взываем, чтобы, по молитвам святого Иоанна, Господь их помиловал и направил на путь спасения. 

В конце же молитвы идет прошение, которое относится непосредственно к самому молящемуся, в нем мы просим, чтобы пастырь Божий по своим теплым молитвам привел нас к Господу, Который именуется Невечерним Светом, т.е. всегда Светлым, Неугасающий, Вечным, чтобы и нам достичь этого вечного блаженства, чтобы хвалить и превозносить Бога во все века.

Автор: Ростислав Фадейчев
студент бакалавриата СДА