Дистанционное обучение
В соответствии с приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14.03.2020 г. №397 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации», с учетом рекомендаций Учебного комитета Русской Православной Церкви, в целях противодействия распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), минимизации рисков для здоровья обучающихся и работников Академии с 23 марта 2020 г. Сретенская духовная академия временно переходила на обучение исключительно с использованием дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ всех уровней.
Для организации и реализации учебного процесса онлайн преподавателям было рекомендовано использовать платформу Mirapolis, позволяющую обучающимся слушать лекции, работать на семинарах, получать индивидуальные и групповые консультации; использовать для самостоятельной работы ссылки (сформированные преподавателями) на информационные источники (электронную библиотеку Академии, ЭБС «Университетская библиотека Онлайн», лекции преподавателей и другое), выполнять групповые работы онлайн (с помощью Google сервисов), выполнять задания и отправлять их на проверку преподавателям, проходить тестирование, участвовать в опросах; получать рецензии на выполненные задания, получать информацию о своей успеваемости и т.д.
Доступ к информационно-образовательным сервисам получили все студенты и более 50 преподавателей.
Учебные занятия обучающихся проводились в форме вебинаров (в режиме реального времени осуществлялись онлайн-встречи и совместная работа через Интернет) согласно расписанию.
Руководством Академии был предусмотрен переходный период для актуализации информации и электронных курсов, размещенных в электронной образовательной среде Академии, и возможности ведения образовательного процесса в дистанционном режиме.
Нормативные документы
-
приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14 марта 2020 г. №397 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации»;
-
приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 398 «О деятельности организаций, находящихся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации»;
-
приказ ректора от 16 марта 2020 г. № 18-с «О введении режима повышенной готовности»;
-
методические рекомендации Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 18.03.2020 г. «Экспертные разъяснения по вопросам, возникающим в связи с использованием онлайн-курсов в целях предупреждения распространения коронавирусной инфекции»;
-
приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 19 марта 2020 г. №453 «О деятельности общежитий, гостиниц, санаториев, пансионатов, домов отдыха и иных мест пребывания, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации»;
-
письмо заместителя министра науки и высшего образования Российской Федерации М.А. Боровской от 20.03.2020 г. № МН-3/576-МБ «О направлении информации» с рекомендациями по организации деятельности общежитий в рамках приказа Минобрнауки России от 19 марта 2020 г.№ 453 «О деятельности общежитий, гостиниц, санаториев, пансионатов, домов отдыха и иных мест пребывания, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации»;
-
циркуляр Учебного комитета Русской Православной Церкви от 19 марта 2020 г. №10/220 «Касательно добровольного согласия на проживание в общежитии»;
-
методические рекомендации Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 20.03.2020 г. «Экспертные разъяснения по вопросам, возникающим в связи с использованием онлайн-курсов в целях предупреждения распространения коронавирусной инфекции (часть 2)»;
-
приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 25 марта 2020 г. №484 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. №206»;
-
Учебного комитета Русской Православной Церкви от 25 марта 2020 г. №10/225 «Рекомендации о проведении мероприятий промежуточной аттестации»;
-
приказ ректора от 26 марта 2020 г. № 23-с «Об объявлении нерабочих и неучебных дней»;
-
приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 02 апреля 2020 г. №545 «О мерах по реализации подведомственными Министерству науки и высшего образования Российской Федерации организациями Указа Президента Российской Федерации от 02 апреля 2020 г. №239 “О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)”»;
-
указ Мэра Москвы от 02 апреля 2020 г. №36-УМ «О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. №12-УМ»;
-
приказ ректора от 03 апреля 2020 г. № 24-с «О дополнительных мерах по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции»;
-
Положение об использовании дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ высшего образования в Сретенской духовной академии.
Электронные библиотечные системы
Сретенской духовной академией рекомендовано использование электронной библиотечной системы Академии, а также электронных библиотечных систем, с которыми заключены договоры.
-
Библиотека Сретенской духовной академии и ЦНЦ «Православная Энциклопедия»: http://188.254.92.189/wlib/;
-
ЭБС «Университетская Библиотека Онлайн»: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_blocks&view=main_ub
Сопровождение и информирование обучающихся и преподавателей по вопросам реализации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий
Для использования ресурсов системы дистанционного обучения Mirapolis преподавателям и студентам для ознакомления направлены соответствующие инструкции.
Актуальные инструкции для преподавателей:
-
«Как работать в Mirapolis»: https://youtu.be/TIq7o3QR2yk
-
Основные элементы: https://youtu.be/BcBFp2OYt4Y
-
Видеоконференция: https://youtu.be/SQiF958z14c
-
Ресурсы: https://youtu.be/wGzuLrfglLc
Актуальные инструкции для студентов:
-
Как зайти в Mirapolis: https://www.youtube.com/watch?v=xOhXPie0EjA
-
Как загрузить презентацию: https://www.youtube.com/watch?v=lMRB6IFZniQ
-
Роль спикера: https://www.youtube.com/watch?v=qtLpkQiWBxU
-
Интерфейс Mirapolis: https://www.youtube.com/watch?v=HmqdyMRvXsU
Контактные лица для оперативного решения вопросов:
-
по организации учебного процесса – помощник проректора по учебной работе Дмитрий Владимирович Дементьев, номер телефона: +7 (906) 767-72-38.
-
по функционированию системы дистанционного обучения Mirapolis – послушник Федор (Немец), номер телефона: +7 (925) 270-43-27.
Горячая линия для оперативной поддержки образовательных организаций:
- Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, номер телефона: +7 (495) 198-00-00, сайт http://keep-learning.globaluni.ru/
Порядок проведения итоговой / государственной итоговой аттестации в дистанционном формате
Настоящий Порядок предусматривает пошаговую инструкцию проведения итоговой / государственной (в аккредитованных образовательных организациях) итоговой аттестации с использованием дистанционных технологий.
Технические рекомендации по организации итоговой аттестации с использованием дистанционных образовательных технологий
-
Платформа для решения задач – ZOOM (www.zoom.us). Конференции ZOOM позволяют одновременно участвовать в проведении экзаменов и защит ВКР студентам, всем членам комиссии и представителю Учебного комитета. Подробная инструкция по установке и настройке со скриншотами
-
Участникам конференций (членам комиссии и студентам) необходимо также установить на личных компьютерах и ноутбуках приложение ZOOM (Клиент Zoom для конференций).
-
Использование студентом приложения ZOOM для участия в итоговой аттестации на планшете или телефоне допускается только в случае отсутствия доступа к компьютеру или ноутбуку.
Примерная схема проведения защиты выпускной квалификационной работы:
-
Учебным заведением накануне защиты (не позднее 12.00 предыдущего дня) создается конференция.
-
Приглашения в нее направляются всем участникам мероприятия, включая Учебный комитет. За неделю до защит в Учебный комитет направляются и остальные материалы (диплом, рецензия, отзывы, полный отчет из системы проверки “Антиплагиат” и пр. в соответствии с Регламентом).
-
Выпускные квалификационные работы студентов могут быть высланы членам комиссии для предварительного ознакомления с работами.
-
За 15 минут до начала защиты организатору с аккаунта академии необходимо начать конференцию. Для легитимного проведения экзамена необходимо присутствие не менее 2\3 членов комиссии (при минимальном количестве членов комиссии 5 человек), включая Председателя, а также секретаря комиссии. Представителю Учебного комитета сообщаются сведения о присутствующих членах комиссии (должность, сан, ФИО).
-
Представители Учебного комитета традиционно участвуют в дистанционном контроле защит ВКР, в соответствии с утвержденным Регламентом.
-
Перед началом защит нажимается кнопка “Запись” на компьютер или в “облачную запись”. Запись ведется полностью, включая обсуждение результатов и их объявление.
-
В утвержденное время в конференцию приглашается все студенты с отключенным звуком.
-
Защита проводится в традиционной форме.
-
Рекомендуемые временные рамки: 10 минут выступление студента, 15 минут выступление научного руководителя, рецензента и дискуссия.
-
После ответа студент отключает свой звук.
-
После ответа всех студентов комиссия проводит онлайн-совещание и выставляет оценки, в этот момент студенты отключаются от конференции.
-
В заранее назначенное время все студенты снова подключаются к конференции для объявления им результатов защит.
-
Ведомости и протоколы подписываются секретарем комиссии после согласия членов комиссии в процессе обсуждения результатов.
-
Заполненные ведомости и протоколы направляются в Учебный комитет.
Учитывая рекомендации Святейшего Патриарха Кирилла по проведению итоговой аттестации в 2019/2020 учебном году в форме собеседования в пределах программы итоговой аттестации, предлагалась следующая примерная схема проведения итогового / государственного экзамена:
-
Учебным заведением накануне экзамена (не позднее 12.00 предыдущего дня) создается конференция.
-
Приглашения в нее направляются всем участникам мероприятия, включая Учебный комитет.
-
За 15 минут до начала экзамена организатору с аккаунта академии необходимо начать конференцию. Представителю Учебного комитета сообщаются сведения о присутствующих членах комиссии (должность, сан, ФИО).
-
Представители Учебного комитета традиционно участвуют в дистанционном контроле экзамена, в соответствии с утвержденным Регламентом.
-
Перед началом экзамена организатором нажимается кнопка “Запись” на компьютер или в “облачную запись”, запись ведется полностью, включая обсуждение результатов и их объявление.
-
Подключение и регистрация студентов осуществляется секретарем комиссии. Секретарь добавляет студента в конференцию, устанавливает посредством видеосвязи личность студента (может потребоваться предъявление документа, удостоверяющего личность). Отсутствие технической возможности, а также любые технические неполадки, возникшие в процессе подготовки студента к ответу (отключилась камера, выключался звук, неустойчивое соединение с Интернетом и др.), рассматриваются комиссией отдельно. По итогам рассмотрения указанных вопросов комиссия может принять решение о продолжении студентом аттестационного испытания или о переносе аттестационного испытания для указанного студента. Дата переноса сообщается студенту дополнительно секретарем комиссии не ранее завершения аттестационного испытания.
-
В утвержденное время в конференцию приглашается студент для ответа. О распределении выпускников по подгруппам для сдачи экзамена одной из двух комиссий и очередности их ответов сообщалось дополнительно.
-
После подключения студента к zoom-конференции секретарь комиссии сообщает ему номера экзаменационных вопросов с использованием генератора случайных чисел на демонстрируемом для всех участников экране (функция «демонстрация экрана» в Zoom).
-
Рекомендуемое общее максимальное время ответа студента 20-30 минут.
-
После ответа студент отключается от конференции и происходит подключение следующего отвечающего (желательно организовать его присутствие в «окне ожидания» за 5 минут до конца ответа предыдущего отвечающего).
-
В случае обнаружения использования сторонних источников информации студент отправляется на переаттестацию.
-
После ответа всех студентов комиссия проводит онлайн-совещание и выставляет оценки.
-
В заранее назначенное время все студенты снова подключаются к конференции для объявления им результатов экзамена.
-
Ведомости и протоколы подписываются секретарем после согласия членов комиссии в процессе обсуждения результатов.
-
Заполненные ведомости и протоколы направляются в Учебный комитет.