Нести Пасхальную радость

Московская Сретенская  Духовная Академия

Нести Пасхальную радость

2016



Ничего необычного не было в том разговоре, с которого все началось. Он рассказывал о месте своей работы, о том, какие святыни и храмы ему довелось увидеть. Сергей, мой старый знакомый, некоторые грани жизни которого мне известны лучше других, работает в АО НЭПТ на атомной станции «Аккую Нуклеар» в Турции, как там говорят: «на площадке».

В который раз мой рассказчик мысленно вел меня по историческим местам южной Турции, которая находится со стороны Кипра и омывается Средиземным морем, присылая фото с развалин храма преподобной Феклы, куда он только что попал.

– Хотите поехать послужить на Пасху? – зная мой огромный интерес, спросил он.

– А можно? Ведь в Турции есть ответственный, – ответил я. И вдруг пришла мысль: нести пасхальную радость.

Так однажды появившаяся мысль не оставляла меня на протяжении всей этой истории, став ее девизом.

Решив попросить помощи блаженной Матронушки в этом новом для меня и сложном деле, я с братией пробрался к ее святым мощам сквозь толпу, вежливо пропускавшую бородачей в подрясниках. Как потом оказалось, святой молились многие организаторы той поездки, ведь в 2021 году Пасха совпала с днем памяти блаженной старицы Матроны.

В наших первоначальных планах было устройство часовни, обучение хора и помощников, доставка антиминса и Евхаристического набора через границу, многое другое, что требовало сложнейшей логистики и согласования провоза на разных уровнях. Позже это переросло в миссию.

Сергей обратился за благословением к ответственному за окормление верующих Московского Патриархата отцу Георгию Сергееву, тот в свою очередь к митрополиту Антонию (Севрюку), руководителю Управления по зарубежным учреждениям, и к наместнику Сретенского московского монастыря иеромонаху Иоанну (Лудищеву).

31 марта Святейший Патриарх благословил поездку в Турецкую республику, чтобы послужить на Страстной седмице и на Пасху на месте строительства АЭС. Для христианской общины в граде Аккую был подготовлен антиминс со святыми мощами новомученика Владимира Четверина.

Нашу поездку согласовали с Антиохийским патриархом Иоанном X, и… вдруг в Турции объявили локдаун. Пандемия, касавшаяся постепенно многих стран, теперь дошла и до Турции. Много сил пришлось приложить, чтобы турецкие власти разрешили служить пасхальную Литургию, потому что из-за ограничений никаких других служб не разрешали. Груз с церковным имуществом задерживался, его потом пришлось просто распределить среди сотрудников НЭПТ, которые периодически на чартерах передвигались из России в Турцию и обратно.

Во время вылета из аэропорта Пулково уже ночью в какой-то момент образовалась огромная очередь, и негде было присесть. Я решил, что сейчас самое время прочитать 12 страстных Евангелий. Чудо не заставило себя ждать. Турок на границе практически не было. Ночной рейс обеспечил «зеленый коридор на выход» и спокойный провоз богослужебной утвари и святынь.

Вспоминается, как давным-давно мы с архимандритом Филиппом (Стецюренко), нынешним духовником Одесской семинарии, отправились с миссионерской поездкой в Крым, в Топловский монастырь, где игуменией была матушка Алевтина, бывшая насельница Горненской обители в Иерусалиме. Владыка Крымский и Симферопольский Лазарь уговорил ее возглавить обитель во имя святой Параскевы в самый трудный период восстановления. Мудрая мать взялась за это дело. Ныне она похоронена в Киеве во Флоровском монастыре. В пустом, обветшалом, без икон храме, давно не видевшем ремонта, без алтарной перегородки, на столе, как на престоле, мы отслужили первую Литургию. Женский неспетый хор простенько выводил почти все на 6-й глас, и я алтарничал во всех лицах. Сейчас же это самый известный крымский монастырь с тремя святыми источниками.

В Турции, чтобы служить на Пасху, решили построить новое модульное здание, в котором установлена система кондиционирования и проведено водоснабжение, установлен колокол. Многие приложили свои усилия: рабочие из Тернополя (Украина) принесли кулер, женщины развесили бумажные иконы, создавшие храмовый интерьер. Все необходимое для пасхального крестного хода было собрано: хоругви, Крест с иконой и фонарь, а также приготовлены аналои и сейф для хранения антиминса. Богослужебные просфоры, выпеченные отцом Киприаном, привезены из Сретенского монастыря, который всячески поддержал это миссионерское начинание.

Трогательно вспоминается, как Георгий, сотрудник НЭПТ, своими руками мастерил поплавки под фитили для лампад, которые где-то запропастились в огромном количестве облачений, сосудов и прочей утвари. Он брал металлические трубочки от ручек и приспосабливал их.

Из ризницы Сретенского московского монастыря стараниями послушника Григория взяли практически всё для богослужения на случай, если груз с закупленным церковным имуществом по каким-то причинам не доедет до храма.

Много сил было положено и для того, чтобы на празднике побывал иеромонах из этой обители, ведь трансфер был сложным в связи с прекращением авиасообщения Россия–Турция, летали только чартеры Санкт-Петербург–Адана ночью, но и эти трудности удалось преодолеть. Пожарная безопасность, медицинская помощь и многое, что осталось за кадром…

К сожалению, не удалось организовать онлайн-трансляцию Пасхи и крестного хода, которая задумывалась для тех, кто не смог по разным причинам оказаться в храме на «площадке». Это значит, что, возможно, задумка совершится в следующий раз.

В Великую пятницу облачили престолы и жертвенник – мы решили служить две Литургии, чтобы в условиях пандемии как можно больше верующих смогли прийти в храм. Вирус, увы, не пощадил певчих: двое из них заболели. Мы рассчитывали выйти за территорию атомной станции с заготовленными Святыми Дарами и в офисе НЭПТ причастить младенцев и детей, которых нельзя допускать на строящийся объект. Но и это не получилось: офис оказался на карантине.

Отец Георгий прилетел в Великую субботу. Подготовительная суета закончилась. Пропели канон и положили Плащаницу на престол. Хор старался как мог, пел торжественно, когда же случались нестроения, отец Георгий профессионально подхватывал, вытягивал, ободряя поющих.

Крестный ход впервые за многие столетия освятил это место, затем празднично провозгласили едиными устами: «Христос воскресе!». А колокольный звон от стоящего на возвышенности храма разносился в ночи по всей округе.

Причастники слушали благодарственные молитвы, все вместе благодарили Бога за такую неизреченную милость. Много обстоятельств было против, да и организация сложна, но трудности позволили ощутить еще большую пасхальную радость.

После поздней Литургии разговелись те, кто не смог побывать на службе ночью. Преисполненные радости, все обменивались приветствиями: «Христос воскресе!», получили привезенные из Москвы иконочки с изображением Воскресения Христова и надписью на обратной стороне: «На память о первом Пасхальном богослужении 2 мая 2021 года».

По нашим подсчетам в храм на Пасху должны были прийти около 30 человек, но за двумя пасхальными Литургиями причастилось около 80 человек.

Праздничный обед мог бы остаться без освященных куличей и творожных пасок, если бы наша верная помощница Елена не ухитрилась найти обычный творог – в Турции продается соленый.

Отец Георгий много и интересно рассказывал о приходах в Турции, в частности в Анталии, и о желании создать приход в Ташуджу, куда могли бы приходить молиться родственники сотрудников станции, доступ которым на станцию закрыт. Я же коротко продолжил идею своей проповеди о том, что мы победили, во Христе не страшны смерть, тление и проклятие.

Христианская община, в основном проживающая в районном центре Ташуджу, очень ждет, когда построят храм. Он в планах, вместе со школой и больницей в черте русского поселения. И даст Бог, в Турции вновь и вновь будут звучать слова: «Μesih yükseldu», что в переводе на русский означает: «Христос воскресе!»

Пасхальная проповедь

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Дорогие братья и сестры, Христос воскресе!

В этот прекрасный день мы радуемся вместе с учениками, увидевшими Господа Воскресшего. Ангелы мира поют победную песнь, даже ад радуется, потому что он осиян явлением в нем Солнца правды. Когда врата рая закрылись, адские двери открылись. В мир вошла смерть вместе с проклятием и тлением. По идее, Адам, как первый согрешивший, должен был первым и умереть. Смерть имела право на свою добычу. И все же первым умер сын Адама – невиновный Авель. Да еще и убит братом, то есть пал смертью насильственной от рук завистливого Каина. Но власть, царство, если они несправедливы и живут насилием, кратковременны.

Бог промыслительно попустил первым попасть в «преисподняя земли» Авелю. Почему? Царство смерти для уловления своей добычи привлекает насилие, царству такому близок конец: оно несправедливо.

«Если бы Адам умер первым, – размышляет святитель Афанасий Великий, – то смерть имела бы твердое основание своего существования, забрала бы того, кто первым нарушил заповедь. Но она первым приняла в свое логово убитого зазря Авеля».

Основа смерти слаба, не имеет свободной царской власти над человеческим родом. От нее в рай ускользнул Енох, живым остался Илия, дочь Иаира воскрешена, и Лазарь, который четыре дня был в аду, воскрес! Пришел воплотившийся Сын Божий, страшный Истребитель смерти, и открыл ей всю ее слабость.

Мы, потомки Адама, как птицы, были в сети – смерть повсюду ее держала раскинутой. В эту сеть предал Себя Иисус и Своей Божественной силой разорвал ее, в Воскресении первым воспарил на небо и всех нас спас.

Всем известны слова: «Где, смерть, твое жало; где, ад, твоя победа?». После Воскресения Христова человек как таковой страшен для той, которая ходит с косой. Посмотрите, мученики открыто идут на то, чтобы расстаться с жизнью, даже юные девушки и дети. Мы, конечно, знаем, что есть смерть, мы ее ждем, но она ведет нас к вечной жизни. Христос воскресе!

А если же вдруг во время Твоей радости Ты найдешь нас с закрытыми сердцами, двери которых тяжелые, то пройди все-таки внутрь к нам, вдохни благодать Святаго Духа и Твоего мира, как Ты пришел к ученикам и сказал: «Мир вам».

Христос воскресе!

Источник: monastery.ru