«Церковь осознает и развивает вертикальное измерение человека, потому что наука видит его только по горизонтали»: интервью с проректором по научно-богословской работе Сретенской духовной семинарии протоиереем Вадимом Леоновым

Московская Сретенская  Духовная Академия

«Церковь осознает и развивает вертикальное измерение человека, потому что наука видит его только по горизонтали»: интервью с проректором по научно-богословской работе Сретенской духовной семинарии протоиереем Вадимом Леоновым

1724



Протоиерей Вадим Леонов, соорганизатор международной конференции «Бог — человек — мир», рассказал о подготовке конференции и антропологических проблемах в эпоху высоких технологий.

Отец Вадим, как возникла идея организовать и провести эту конференцию?

Идея данной конференции сформировалась в ходе обсуждения с ректором Сретенской духовной семинарии отцом Максимом Козловым актуальных богословских направлений. Мне уже многие годы приходится принимать участие в различных мероприятиях, семинарах, конференциях, встречах, посвященных современным гуманитарным проблемам, где светские ученые и специалисты задают богословам вопросы относительно этических аспектов современных социальных и антропологических проблем. Однако для полноценного ответа необходимо не только основательное знание богословия, но и высокая степень компетентности в специальных научных областях. Найти таких людей очень сложно, часто невозможно. Поэтому выход здесь видится один — создание площадок, которые объединят богословов и светских ученых для междисциплинарных исследований.

В 90-е годы и начале 2000-х такой площадкой была Дубна, точнее Объединенный институт ядерных исследований. Туда приезжали философы, богословы и ученые, преимущественно физики, которые вместе обсуждали мировоззренческие проблемы, существенно влияющие на различные области человеческого знания. В то время я был семинаристом и участвовал в нескольких таких встречах, которые произвели на меня яркое впечатление. Однако эта площадка закрылась. В Сретенской семинарии углубленно изучается христианская антропология и есть опыт проведения междисциплинарных мероприятий, поэтому логично и естественно было выбрать данную тему для ежегодных Сретенских конференций.

По каким критериям выбирали специалистов, которых пригласили?

Пришлось идти одновременно по двум путям. Во-первых, мы были максимально открытыми для всех, кто готов был квалифицированно выступить по заявленной теме. Анонс с подробным описанием был размещен задолго до начала конференции на сайте семинарии и продублирован на многих интернет-ресурсах. Каждый желающий мог легко связаться с оргкомитетом и обсудить интересующие его вопросы. Во-вторых, мы активно искали контакты с ведущими учеными и богословами, которые работают в гуманитарных и высокотехнологичных областях. Не скажу, что нам удалось пригласить всех, кого мы хотели, но всё же в результате собралась интересная и высококомпетентная команда докладчиков-специалистов из разных государств и различных регионов России. Всех их объединяла живая, искренняя заинтересованность в решении проблем внедрения высоких технологий в жизнь человека.

С какими трудностями столкнулись при организации конференции?

Как обычно, возникали организационные трудности разного формата. Однако наш ректор, отец Максим, всегда вникал в детали, шел навстречу, поэтому трудности не превращались в нерешаемые проблемы и тупики.

Большая неопределенность была из-за сложной эпидемиологической ситуации. Кроме того, на подготовку было очень мало времени. Мы замыслили эту конференцию в ноябре, а в марте ее уже нужно было ее проводить. Обычно такие конференции планируются и подготавливаются почти год.

Неожиданно возникли трудности из-за предвзятого отношения к церковной среде, которая для некоторых ученых сначала представлялась не вполне комфортной для обсуждения научных тем. Некоторые ученые начинали смущаться и спрашивали: «Мы что, искусственный интеллект будем обсуждать в семинарии? Может быть, вы приедете к нам?». Пришлось переубеждать: «Нет, лучше вы к нам». Надеюсь, что наша конференция помогла преодолеть этот барьер.

Какие впечатления остались у участников? Как они оценили работу конференции?

Этот вопрос лучше задавать не мне, а непосредственным участникам. Конечно, есть замечания и пожелания частного порядка, которые мы учтем в будущем. Однако сейчас, когда докладчики присылают свои статьи для публикации в нашем научно-богословском журнале, часто в своих письмах они резервируют себе место в Сретенской конференции на следующий год. Для нас это показатель того, что конференция в целом прошла хорошо.

Были сделаны какие-то выводы на конференции? Удалось получить какие-то ответы?

Мы не формулировали в конце конференции какую-то итоговую резолюцию. На данном этапе это невозможно. Все участники были очень разные — философы, богословы, ученые. У нас различные взгляды на заявленные темы. Более того, даже в узкой профессиональной среде до сих пор по данным вопросам нет какого-то общего консенсуса. Наша цель была в другом — выстроить диалог и согласовать векторы движения, чтобы у участников возникло ощущение взаимопонимания на ценностном уровне.

Надо признать, что и в содержательном плане для многих участников произошло обогащение. По крайней мере, я сам для себя сделал выводы по некоторым важным вопросам. Видно было, что и другие участники так же для себя какой-то результат получили и сделали выводы.

Несколько вопросов по Вашему докладу. Отец Вадим, как Вы считаете, возникнут ли опасности в обществе из-за широкого внедрения искусственного интеллекта в жизнь людей?

Давайте уточним, опасности возникают не от машин, не от компьютеров, не от цифровых технологий, но от людей, которые их применяют. Именно мировоззрение человека предопределяет конечный результат применения тех или иных устройств. Научно-технический прогресс остановить невозможно. Если мы переживаем о последствиях этого прогресса, то главным регулятором здесь является нравственное сознание общества.

Конечно, нельзя отрицать необходимость определенных законодательных норм и регулирующих механизмов, но в конечном счете они будут действовать только тогда, когда с этим будет согласно большинство людей. В противном случае их будут игнорировать. Кроме того, как хорошо было сказано в докладе профессора Юрия Викторовича Подураева, юридические и социальные нормы всегда запаздывают. Сначала появляется проблема, наносится вред, а только потом люди начинают исправлять ситуацию, борясь не с сутью проблемы, а с ее последствиями.

В этом случае важное просвещающее и отрезвляющее действие на опережение может оказать Церковь, раскрывая духовную глубину человека. Жизнь человека не сводится только к обеспечению биологической и психоэмоциональной сферы. Человек нуждается в благодатном наполнении и преображении. Без благодати Божией, без Бога человек — это лишь человекообразное существо, человек в потенции. Именно Церковь осознает и развивает вертикальное измерение человека, потому что наука видит его только по горизонтали.

И тем не менее, отец Вадим, возможно ли, что роботам с искусственным интеллектом отдадут важные социальные функции, например воспитание детей в детских садах?

В истории человечества часто невозможное становилось возможным и наоборот, поэтому предсказывать что-нибудь очень сложно. Но если говорить о причинах подобного сценария, то они кроются в редукции человеческого в человеке. Если наши личные отношения, любовь, доверие, сострадание обесценятся или выродятся в социальные функции, то появление подобных роботов не только вероятно, но и вполне логично.

Вы в своем докладе говорили о девочке, которая в течение часа общалась с голосовой программой «Алиса» и чувствовала себя вполне комфортно. А потом Вы добавили: «Если человек имеет опыт общения с Богом, то виртуальные соблазны и искусственные имитации сознания не будут иметь над ним столь сильного влияния». В связи с этим возникает вопрос: как в современном мире человеку получить этот опыт общения с Богом раньше, чем навык общения с виртуальной средой?

В принципе жизнь в Церкви выстроена так, чтобы человек получал опыт богообщения с начального периода своего существования. В православной традиции младенца вскоре после его рождения крестят, причащают, он участвует в церковных и домашних молитвах, растет физически и духовно. В нем формируется духовный опыт, который должен постепенно осознаваться и актуализироваться. Но именно здесь и возникают немалые трудности. Личный духовный опыт для многих православных христиан так и остается неосознанным. Поэтому при столкновении с искушениями верующий человек не всегда способен нащупать твердую почву под своими ногами, и его может унести «на страну далече». Другими словами, многие православные люди имеют в себе духовное богатство, но не знают об этом или не умеют им правильно распорядиться. Я вижу в этом большую проблему и одновременно ресурс для преодоления многих искушений, в том числе и искушений от использования высоких технологий.

Подготовил Никита Ходяков