2169
Иерей Александр Волков, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, председатель Информационной комиссии Московской городской епархии, ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» — модератор секции «Образ Божий — сознание — интеллект» Международной конференции «Бог — человек — мир», которая недавно прошла в Сретенской семинарии. Отец Александр рассказал, чему была посвящена секция и о вызовах, связанных с искусственным интеллектом.
Отец Александр, чему посвящена Ваша секция?
Секция посвящена проблематике искусственного интеллекта и тому, насколько Церковь сейчас, с одной стороны, готова отвечать на те вызовы, которые ставит перед ней развитие современной науки и техники, и с другой — рецепции Церковью взгляда ученых и философов на то, что сейчас подразумевается под понятием «искусственный интеллект».
Нам, как Церкви, сейчас принципиально важно разобраться на какую-то довольно длительную перспективу вперед, что для нас в отношении искусственного интеллекта является проблемой, а что является надуманными страхами. Мы реально должны понимать те опасения, которые высказывают православные христиане относительно этой темы. Внутри Церкви до последнего времени не было не только мнения, но и общего понимания того, о чем мы говорим.
Несколько лет назад внутри Межсоборного присутствия была сформирована рабочая группа по этой теме. Также в разных других церковных институциях тема развития технологий тоже стала разрабатываться. В том числе и на базе Сретенской семинарии проходит сегодня эта конференция, в которой важной составляющей является тема искусственного интеллекта. И это, конечно, говорит о том, что сейчас Церковь пытается понять эту проблематику и решить, как дальше со всем этим быть. Повторю, тема очень сложная, тема, требующая очень внимательного, неспешного рассмотрения.
Из тех докладов, которые мы услышали, мы понимаем, что, с одной стороны, нам еще требуется время, для того чтобы во всём разобраться. С другой стороны, часто мы в общем и целом боимся совсем не того, что представляет из себя угрозу.
Из тех докладов, которые прозвучали, для себя лично Вы какие-то очертания ответов увидели? Или, может быть, даже получили конкретные ответы на вопросы?
Скорее, какие-то подтверждения о том, что уже раньше было как-то сформулировано и где-то высказано различными исследователями. Сам по себе искусственный интеллект пока что не представляет для человека угрозы. Риски связаны с самим человеком, который в этот искусственный интеллект закладывает те или иные условия. И эти условия уже сейчас часто являются нравственно окрашенными.
Об этом говорят и светские ученые, исследователи, бизнесмены, которые занимаются искусственным интеллектом. Эта тема сейчас — та болевая точка, над которой нужно работать. Потому что именно от того, как будет сформулирована задача для машины, будет зависеть в свою очередь то, как задачу будет машина обрабатывать.
Другая очень важная тема заключается в том, что во многом искусственный интеллект — это плод коммерциализации. В нем заинтересованы в большей степени всякие бизнес-сообщества.С большой долей вероятности можно сказать, что искусственный интеллект не будет до тех пор представлять из себя реальной и самостоятельной опасности, покуда он является частью бизнеса. Пока здесь работают деньги, а именно сейчас они и работают, до тех пор, пока это так, до тех пор, пока этот виртуальный цифровой золотой телец доминирует над всем, — всё это в общем и целом не так страшно, потому что это просто деньги, грубо говоря.
Но как только эта вся тема будет управляться не бизнес-структурами, а теми или иными властями, интерес которых заключается не в увеличении прибыли, а в контроле и управлении человеческими сообществами, то вот тогда это и будет представлять опасность серьезную, существенную.
Что делает Церковь, чтобы находить ответы на эти актуальные вопросы?
Мы сейчас, скажем так, в процессе первоначальном. Мы разбираемся с этой темой, ищем не столько ответы на вопросы, сколько понимание того, на что нужно отвечать, а что является скорее мифами и ложными представлениями по этой теме.
Поэтому нужно еще какое-то время. Тема очень большая и многогранная, чтобы нам начать думать над тем, каков должен быть ответ Церкви и в чем он должен заключаться. На это есть Межсоборное присутствие — чтобы думать, общаться, размышлять, спорить и через все формы диалога приходить к какому-то мнению, которое затем будет предложено церковной полноте для рецепции.