Сергей Витязев 4883
На последней трапезе со Своими учениками Иисус Христос завещал вкушать хлеб и вино, которые в Таинстве претворяются в Тело и Кровь Спасителя. Первые христиане собирались небольшими общинами на «вечери любви».
Вечери, на которых совершалось Таинство Причащения, по большей части происходили вечером и продолжались очень долго, иногда даже до утра следующего дня [2]. На вечере совершалась и общая трапеза. Она служила укреплению братских отношений членов общины.
Христиане приносили с собой хлеб, вино, масло — всë нужное для стола. Так и возникло название первой части литургии: «проскомидия» происходит от греческого προσκομιδη и переводится как «приношение» [1].
Каждый приходящий в собрание Церкви приносил с собою всё то, что по расположению сердца (2 Кор. 9:7) он мог уделить на нужды Церкви — на пропитание вдов, сирот, содержащихся Церковью, на помощь бедным. В этих приношениях проявлялась забота о ближних.
Приношения отдавались диаконам. Из них отделялась часть хлеба и вина для самого Таинства, а прочие дары употреблялись для общей трапезы во время вечери. Вечеря начиналась и оканчивалась молитвою и омовением рук.
Собравшиеся пели псалмы и другие священные песни, читали и толковали верующим Священное Писание и слушали поучения священников [2]. Евхаристические собрания проходили в «первый день после субботы» [3].
Так было с самого зарождения христианства, когда по Вознесении Господнем Его последователи постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах (Деян. 2:42), по слову Спасителя: сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22:19) [4].
Первые христиане осуществляли приношение во исполнение Божьего повеления в Ветхом Завете: никто не должен являться пред лице Господа с пустыми руками (Втор. 16:16); не являйся пред лице Господа с пустыми руками, ибо всё это — по заповеди (Сир. 35:4); и пусть не являются пред лице Мое с пустыми руками (Исх. 23:15). Пока священник совершал моление над дарами, диаконы читали имена тех, кто принес дары, и тех, за кого были принесены дары [5].
Изменение формы
Когда число христиан умножилось и общество их по своей многочисленности не могло иметь семейного характера, вечери любви стали постепенно выходить из употребления. Однако обычай приносить дары остался. Эти дары назывались «просфорами», т.е. приношениями, отсюда и произошло название современных просфор.
Хлеб и вино к Таинству священник приготовлял в особом отделении храма, где находился жертвенник. Там он выбирал и приготовлял один хлеб непосредственно для Таинства [2]. Из каждого хлеба вынимали частицу, которая прилагалась к избранному хлебу в память приносителя [6].
Проскомидия не всегда располагалась в начале. Древний чин был выстроен в следующей последовательности: литургия оглашенных, проскомидия, литургия верных. Оглашенные — люди, которые готовились к принятию Таинства Крещения, — не могли принимать участие в приношении [7].
Постепенно приготовление евхаристических даров, то есть приношение в непосредственном, буквальном смысле этого слова, отделилось от самой литургии и выделилось в отдельное священнодействие, которое получило название проскомидии. В современной практике служба эта совершается до литургии в алтаре одними священнослужителями [9].
Реальность жертвы
Во время проскомидии происходит чтение третьего и шестого часов. Псалмы на часах дополняют и еще более уясняют нам ветхозаветные пророчества и прообразования [2]. Мы вспоминаем ветхозаветные пророчества о том, как Сын Божий должен был сойти на землю, чтобы спасти грешных людей. Слышим предсказания о Крестных страданиях Спасителя и славном Воскресении Его. О спасении людей Сыном Божиим, Которого так долго ожидали в Ветхом Завете.
В это время во алтаре невидимо для нас, так как царские врата во время проскомидии закрыты, при воспоминании этих пророчеств о явлении в мир Искупителя людей, приготовляется вещество для жертвы, ради которой получаем мы спасение [2].
Каждый день на протяжении веков тысячи священников, надрезая крестообразно евхаристический хлеб, произносят священные слова: «Жрется (то есть приносится в жертву) Агнец Божий, вземляй грех мира...». Через эти слова раскрывается реальность приносимой жертвы [9]. Всё, совершающееся в алтаре, не образ — но реальность.
[1] Дудченко А., прот. Божественная литургия с переводом и объяснениями. — М., Дар, 2014. — С. 15.
[2] Соколов М.И., прот. О богослужении Православной Церкви. Всенощное бдение и Божественная литургия. — СПб., Типография А. Катанского и Ко, 1893. — С. 34.
[3] Афанасьев Н., протопресв. Трапеза Господня. — М.: Сибирская благозвонница, 2011. — С. 13.
[4] Кулигин Д., свящ. Проскомидия, ее чинопоследование и идейное содержание. — Почаев: Издательство Свято-Почаевской Успенской Лавры, 2005. — С. 3.
[5] Дмитревский И.И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии. — СПб.: Общество памяти игуменьи Таисии, 2010. — С. 106.
[6] Муравьев А.Н. Письма о богослужении. В двух томах. Т. 1. — М., Русский духовный центр, 1993. — С. 7.
[7] Петровский А.В. Древний акт приношения вещества для Таинства Евхаристии и последование проскомидии // Христианское чтение. 1904. № 3. — С. 414.
[8] Александр (Милеант), еп. Изъяснение Божественной литургии// URL: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mileant/izyjasnenie-bozhestvennoj-liturgii/ (дата обращения: 25.02.2020 года).
[9] Шмеман А., протопресв. Евхаристия. Таинство. Царства. — М., Гранат, 2018 — С. 132.