

Антон Черников 9537
Каждому из нас прекрасно знакомо состояние, когда всё наскучило и есть большое желание отдохнуть. И часто после такого расслабления наступает момент лености, когда не хочется браться за необходимые дела, мы предаёмся забвению и тратим время впустую. Одно из чтений книги притч Соломона обличает нас: Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего? (Притч. 6:9). О том, откуда возникает такое состояние и к чему приводит, а главное, как выйти из этого положения, и хотелось бы с вами поговорить.
Преподобный Иоанн Лествичник, говоря об унынии и лености, указывает, что они — пассивность воли человека, расслабление души и изнеможение ума[1]. Зерно лености характеризуется отсутствием желания. То есть человек не хочет что-либо делать не потому, что он против этого, но потому, что внутри него отсутствует стремление к самому желанию.
Так, в Евангелии от Матфея Господь рассказывает всем нам известную притчу о талантах и рабе, который бездействовал и зарыл свой талант. Господин сурово обличает его, называя лукавым и ленивым и тем самым указывая на то, что эти отрицательные качества человека могут довести до таких крайних состояний, что господину останется только сказать: Возьмите у него талант и отдайте имеющему десять талантов… а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов (Мф. 25:28, 30). В книге премудрости Иисуса сына Сирахова автор проводит и такую аналогию, говоря: Воловьему помету подобен ленивый: всякий, поднявший его, отряхнет руку (Сир. 22:2), — тем самым показывая, что всякий, связывающийся с ленивым, будет разочарован и вынужден отказаться от его «помощи».![]()
Каждому человеку необходимо давать отдых своему телу от трудов и забот, что составляет одно из свойств, удовлетворение которого естественно для нас, однако злоупотребление им рождает леность
![]()
Отметим также, что в ногу с леностью идёт и другой грех — нерадение. Его признаками являются небрежность, безответственность, пренебрежение, праздность, бесчувствие в делах веры, халатное отношение к делу своего спасения.
Откуда всё-таки появляется у нас этот грех? Как мы знаем, у каждой греховной страсти можно обнаружить естественное основание, извращением которого она является. Так, например, потребность в пище стала основанием для чревоугодия, потребность в защите тела послужила возникновению любостяжания и сребролюбия. И в нашем случае каждому человеку необходимо давать отдых своему телу от трудов и забот, что составляет одно из свойств, удовлетворение которого естественно для нас, однако злоупотребление им рождает леность. Также есть несколько других тому причин. Во-первых, чревоугодие, говоря о котором прп. Иоанн Лествичник выделяет много порождений этой страсти. В числе их присутствует леность как первое её следствие. «Дщери мои [чревоугодия] суть: леность, многословие, дерзость, смехотворство...»[2], — говорит преподобный. Во-вторых, причиной лености бывает уныние. Об этом прп. Ефрем Сирин пишет: «Не имеющую предлога и настоятельной какой-либо причины леность к деланию добродетелей называю унынием и беспечностью»[3]. Страсть же, которая рождает уныние, есть тщеславие. Ему же причиной является празднословие, которое расхищает человека полностью и после которого на душе остаётся пустота, поэтому прп. Иоанн и называет уныние одним из первых исчадий многословия[4].
Рассмотрев основные происхождения этого греха, скажем и о его признаках. Каков ленивый человек, как его определить? Премудрый Соломон говорит: Леность погружает в сонливость (Прем. 19:15), поэтому признаки ленивой страсти — сонливость, многоспание, долгое лежание в постели, бесцельное хождение из угла в угол, а также, что покажется, возможно, менее очевидным, усердие к второстепенным делам, стремление к упрощению, отсутствие подвига, постоянства, терпения. Из всего этого четко видны те пагубные последствия, к которым приводит леность: разложение души и ума, поражение воли, бессилие, телесные болезни, в конечном итоге, своеволие и гордость. По этому поводу прп. Никодим Святогорец пишет: «Болезнь лености и нерадения ядом своим невидимо мало-помалу растлевает не только начальные и малые еще корни, из которых могли со временем произрасти навыки добродетельные, но и те, которые давно уже углубились и служат основой всех порядков доброй жизни»[5]. В итоге всё это влияние заканчивается тем, что ленивые и нерадивые, подобно тем девам, которые не позаботились о приобретении масла для своих светильников, лишаются Царствия Небесного.![]()
Лень и нерадение являются по своей сути тяжкими грехами, расслабляющими и парализующими человека, лишающими его образа Божьего.
![]()
Видя столь обманчиво-приятное воздействие этого греха и устрашившись тех последствий, к которым он приводит, спросим себя: какие же методы необходимы нам, чтобы не только преодолеть его воздействие, но и полностью искоренить его?
Обратимся к словам премудрого Соломона, который, обличая нас в этом пороке, говорит: Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою (Притч. 6:6-8). Святитель Иоанн Златоуст, толкуя эти слова, пишет: «Так и ты прими от муравья величайший урок трудолюбия <…> поразмысли же, как оно умно, и подивись, как Бог в таком малом теле мог поместить такую неутомимую охоту к трудолюбию»[6]. Этим примером святые призывают нас возгреть в себе ревность и любовь к Богу, которая будет побуждать нас следовать заповедям Его, стремиться к постоянству в трудах и преодолению себя, не допуская праздности и безделья.
Будем же и мы, проявляя милосердие, переступая через самого себя, выходить из своих греховных пределов, уподобляться Христу Спасителю, Который пришел взыскать и спасти погибшее (Лк. 19:10) и, показав искушающему Его законнику пример истинного милосердия, призвал и нас: Иди, и ты поступай так же (Лк. 10:37).
Таким образом, лень и нерадение являются по своей сути тяжкими грехами, расслабляющими и парализующими человека, лишающими его образа Божьего. К ним нужно относиться с опаской, ни в коем случае не смиряться с ними, не терпеть их, но всегда бороться, всегда преодолевать себя, для того чтобы хоть как-то держаться на плаву и не впасть в полное порабощение этим грехам. И если человек стремится к духовной жизни, то есть к молитве, к исполнению святых Христовых заповедей, то он все-таки преодолеет лень, нерадение, другие греховные склонности и пороки и через то сподобится Небесного Царствия, чтобы в чистоте и правде прославлять Отца и Сына, и Святого Духа во веки веков. Аминь.
студент III курса
Антоний Черников
Ключевые слова: лень, праздность, страсти, грехи, греховные навыки, добродетели, проповедь
[1]Иоанн Лествичник, прп. Лествица. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2015. — С. 187.
[2]Там же. С. 200.
[3]Сокровищница духовной мудрости. — Т. 5. —/ М.: Изд. МДА, 2004. — С. 436.
[4]Иоанн Лествичник, прп. Лествица. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2015. — С. 187.
[5]Никодим Святогорец, прп. Невидимая брань. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2017. — С. 105.
[6]Иоанн Златоуст, свт. Творения. — Т. 2. — СПб.: Изд-во СПДА, 1896. — С. 140.