Ярослав Мордовцев 7773
В заключение обзора пророчеств и прообразов, касающихся Евхаристии и найденных в Ветхом Завете, следует отметить, что эта тема в научной литературе разработана недостаточно, так как нет подробной их классификации. Здесь былаосуществлена попытка систематизировать ветхозаветные прообразы и пророчества о Евхаристии, дав им должное православное, церковное, святоотеческое осмысление, которое, в первую очередь, полезно для «единого на потребу» — спасения души и соединения с Господом.
Пророчества в книге Притчей Соломоновых
Первое пророчество в книге Притчей Соломоновых (Притч. 9:1-6)
Один из ключевых ветхозаветных текстов по теме Евхаристии содержится в 9 главе книги Притчей Соломоновых. Это так называемое третье воззвание Премудрости.
Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: «кто неразумен, обратись сюда!» И скудоумному она сказала: «идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума» (Притч. 9:1-6).
Христианскими экзегетами обычно принято отождествлять Премудрость со второй Ипостасью Святой Троицы — Сыном Божиим. Это, в первую очередь, основывается на параллели с 1 Кор. 1:24 — Мы проповедуем Христа, Божию силу и Божию Премудрость.
Христианскими экзегетами обычно принято отождествлять Премудрость со второй Ипостасью Святой Троицы — Сыном Божиим
Свт. Иоанн Златоуст прямо говорит: «Премудрость — Сын Божий, сделавшийся человеком»1. Сщмч. Киприан Карфагенский — первый из отцов, кто усматривает в этом отрывке указание на Евхаристию: «Также через Соломона Дух Святой предначертал образ жертвоприношения Господня, указав не только на закланную жертву, на хлеб и вино, но и на жертвенник и апостолов... Говорится о вине растворенном, то есть пророчески предвозвещается о чаше Господней, растворенной водою и вином»2.
Ему вторит прп. Беда Достопочтенный в беседах «На Притчи Соломона»: «По божественным речениям в хлебе и смешанном вине изображается, как сказано выше, природа Божества и человечества Христа, соединенная в едином Его лице. С другой стороны, в хлебе является таинство Тела Его, а в смешанном вине — Святой Крови — Таинство, во время которого мы насыщаемся, как все знают, от престола жертвенника Его»3.
В этом пророчестве тема Евхаристии раскрывается и связывается с принятием разума. Оставить неразумие — это не просто стать умнее. Насыщающийся Телом и Кровью Спасителя возносится к чистоте и совершенству, освобождается от плена греховного, от скудоумия и погибельных плодов жизни.
Второе пророчество в книге Притчей Соломоновых (Притч. 23:1)
Когда сядешь вкушать пищу с властелином, то тщательно наблюдай, что перед тобою (Притч.23:1).
Этот стих Священного Писания показывает всем верным, как следует приступать к Таинству Жизни. На это понимание особенно указывал в своих проповедях блж. Августин: «Но что такое стол властелина, как не то, откуда мы вкушаем Тело и Кровь Того, Кто положил душу Свою за нас? И что значит сидеть за ним, как не приблизиться к нему в смирении? И что значит разуметь и наблюдать, что перед тобою, как не размышлять с достоинством о такой благодати?» Или «вы подходите к царскому столу; вам, верным, ведомо, к какому столу приближаетесь. К какому же столу Царя вы подходите? Он — Тот, Кто Самого Себя предъявляет вам, а не трапезу, изготовленную поварским искусством; предъявляет вам Свою трапезу, то есть Сам Себя, Христос. Подойдите к этому столу и довольствуйтесь. Будьте неимущими и исполнитесь». Или «велик стол, где яства — Сам Властелин стола. Никто не потчует гостей самим собою; Господь Иисус Христос делает это. Сам — приглашающий, Сам — пища и питие. Стало быть, мученикипознали, что вкусили и пили, коль скоро такой платой воздали»4.
Пророчество о Евхаристии в книге Екклесиаста (Еккл. 9:7-8)
Иди, ешь с весельем хлеб твой, и пей в радости сердца вино твое, когда Бог благоволит к делам твоим. Да будут во всякое время одежды твои светлы, и да не оскудевает елей на голове твоей (Еккл. 9:7-8).
На это место Священного Писания в отношении Евхаристии мы имеем одно святоотеческое толкование блж. Иеронима Стридонского и одну мысль талантливого, но анафематствованного александрийца Оригена в «Гомилиях на книгу Исход», где он, как и Августин на толкование Притч. 23:1, акцентирует внимание на подготовке к принятию Таинства. Ориген пишет: «Потому никто не может приступить к Слову Божьему, если не будет прежде освящен, то есть если не будет святым и телом и духом (1 Кор. 7:34), если не омоет одежды свои. Ибо должно ему вскоре после этого войти в чертог брачный, вкусить от плоти Агнца, испить от чаши спасения. И да не придет никто на пир сей в нечистой одежде»5 . Создатель же Вульгаты в «Толковании на книгу Екклесиаст» в русле святоотеческой традиции идейно отождествляет Екклесиаста, Соломона в Притчах и Господа Иисуса Христа: «То, что говорится «иди, ешь в радости хлеб твой» есть голос того Екклесиаста, Который говорит в Евангелии: «жаждяй да грядет ко мне и да пиет» (Ин. 7:37) и в Притчах: «приидите, ядите мой хлеб и пейте вино мое» (Притч. 9:5)6.
Представляется, что последние два пророчества не раскрывают какого-то особенного аспекта Евхаристии и имеют общий характер.
Пророчества о Евхаристии в книге Песни Песней Соломона
В самой таинственной книге Ветхого Завета, да и в целом всего Священного Писания — книге Песни Песней — имеются два указания на Таинство Приобщения.
Первое пророчество о Евхаристиив книге Песни Песней (Песн. 5:1)
Таинственный Жених, который по традиционной святоотеческой экзегезе, понимается как Иисус Христос, взывает: пришел я в сад мой, сестра моя, невеста; набрал мирры моей с ароматами моими, поел сотов моих с медом моим, напился вина моего с молоком моим. Ешьте, друзья, пейте и насыщайтесь, возлюбленные! (Песн. 5:1)
На это место мы имеем только толкование младшего каппадокийца свт. Григория Нисского: «Сказав это невесте, Слово предлагает ближним евангельские таинства, говоря: "ядите, ближнии" Мои, "и пийте, и упийтеся, братия" Мои; ибо для знающего таинственные изречения Евангелия не окажется никакого различия между сказанным здесь и тайноводством учеников, какое совершено там, потому что Слово и здесь и там одинаково говорит: "ядите"и "пийте"»7.
Таинственный Жених, по традиционной святоотеческой экзегезе, понимается как Иисус Христос
Второе пророчество о Евхаристиив книге Песни Песней (Песн. 5:10)
Таинственная Невеста, которая по традиционной святоотеческой экзегезе, понимается как Церковь Христова или каждая человеческая душа, взывает: Возлюбленный мой бел и румян, лучше десяти тысяч других (Песн. 5:10).
Напрямую толкование прп. Беды Достопочтенного не относится к Таинству, но упоминает Кровь Христову, которую мы принимаем. Исходя из этого, представляется возможным использовать эту мысль: «Бел, потому что во плоти явившись не сделал греха, и не было лести в устах Его (1 Пет. 2:22). Румян, потому что омыл нас от грехов наших Кровию Своею (Откр. 1:5). И хорошо, что сначала бел, а потом румян, поскольку сначала от крови святой пришел вмир, а потом, пролив кровь во время страданий, ушел из мира»8.
Пророчество о Евхаристии в пророческих книгах Ветхого Завета
Первое пророчество о Евхаристии в книге пророка Исайи (Ис. 6:6-7)
Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен (Ис. 6:6-7).
Прп. Иоанн Дамаскин так учит об Евхаристии на основании приведенного места: «Угль (пылающий) видел Исайя; но угль — не простое дерево, а соединенное с огнем, так и хлеб общения не простой хлеб, но соединенный с Божеством; тело же, соединенное с Божеством есть не одно естество; но одно — естество тела, другое — естество соединенного с ним Божества; так что то и другое вместе не одно естество, но два»9.
Понимание данного текста как связанного с Причащением отражено в чинопоследовании Божественной Литургии. Так священник после Причастия говорит: «Се прикоснуся устнам моим, и отымет беззакония моя, и грехи мояочистит»10.
Второе пророчество о Евхаристии в книге пророка Исайи (Ис. 12:3)
И в радости будете почерпать воду из источников спасения (Ис. 12:3).
Свт. Амвросий Медиоланский в «Объяснении двенадцати псалмов» затрагивает тему этого стиха и говорит: «Никто не орошается воловьей кровью, что, говорят, происходит при жертвоприношениях язычников. Не кровью козлов и баранов омывается грешник, ибо он при этом и не очищается; ведь омывается плоть, а вина не заглаживается. Но истечет, говорит, вода вместе с радостью из источников спасения, и приготавливается на виду у тебя Небесная Трапеза; сколь прекрасна преисполненная чаша (Пс. 22:5)! Это и есть богатство радушия, в котором заключается драгоценная бедность Христа»11.
Данные пророчества раскрывают нам Таинство Евхаристии как действие наивысшего освящения и очищения. Ничто в мире не может так способствовать цели нашей христианской жизни — обожению, стяжанию Святого Духа — как Приобщение Телу и Крови Христовых.
Ничто в мире не может так способствовать цели нашей христианской жизни как Приобщение Телу и Крови Христовых
Третье пророчество о Евхаристии в книге пророка Исайи (Ис. 25:6)
И сотворит Господь Саваоф всем языком: на горе сей испиют радость, испиют вино (Ис. 25:6).
Данную цитату Священного Писания разумно приводить по славянской Библии, потому что комментарий свт. Кирилла Александрийского крайне сложно будет понять, если читать его в соответствии с текстом Синодального перевода. Это, в свою очередь, доказывает, что для святоотеческой традиции более близок и традиционен греческий текст Септуагинты, а не еврейский масоретский, с которого переводили на русский.
Итак, «словом радость, конечно, указывает на веселье в надежде, то есть в надежде, утверждающейся во Христе. Ибо вместе с Ним воцаримся и будем наслаждаться всяким душевным удовольствием, превосходящим ум и слово. Словом же вино указывает на таинственное богословие и свойство Бескровной Жертвы, которую мы обыкновенно совершаем в святыхцерквах»12.
Таким образом, свт. Кирилл показывает, что Евхаристия — это источник жизни, радости, силы и счастья. На эту тему можно было бы бесконечно цитировать дневники праведного Иоанна Кронштадского, который переживал эту радость
от соединения с Господом на Литургии всем своим существом, всю свою жизнь. Это та радость, по слову Господа, которую от нас никто не может отнять, если мы сами от нее не удалимся (см. Ин. 6:22).
Четвертое пророчество о Евхаристии в книге пророка Исайи (Ис. 62:8-9)
Господь поклялся десницею Своею и крепкою мышцею Своею: не дам зерна твоего более в пищу врагам твоим, и сыновья чужих не будут пить вина твоего, над которым ты трудился; но собирающие его будут есть его и славить Господа, и обирающие виноград будут пить вино его во дворах святилища Моего. Собирающие его будут есть его и славить Господа, и обирающие виноград будут пить [вино] его во дворах святилища Моего (Ис. 62:8-9).
На это место мы имеем толкование блж. Иеронима: «Это — та пшеница и то вино, которую будут есть только восхваляющие Господа и которое будут пить во святых дворах Его... Пшеница же, из которой образуется небесный хлеб, есть та, о которой Господь говорит: Плоть Моя истинно есть брашно, и еще о вине: и Кровь Моя истинно есть пиво (Ин. 6:55)»13.Приобщаться к Телу и Крови Христовым могут только люди, принадлежащие Церкви
Блж. Иероним подчеркивает очень важный аспект Таинства — приобщаться к Телу и Крови Христовым могут только люди, принадлежащие Церкви. Как сказано об этом в древнейшем христианском памятнике первого века «Дидхе»: «От Евхаристии вашей никто да не вкушает и не пьет, кроме крещенных во имя Господне»14.
Пророчество о Евхаристии в книге пророка Малахии (Мал. 1:11)
Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф (Мал. 1:11).
Данный отрывок является одним из основных и самых известных пророчеств о Евхаристии. По нему мы видим целый consensuspatrum, начиная с самой древности — с апостольского века. Так, «Дидахе», устанавливая воскресный день как день собрания верных на Евхаристию, указывает именно на это пророчество15.
В «Апостольских постановлениях» в полемическом антииудейском ключе подчеркивается, что Бог «вместо жертвы кровавой установил жертву разумную, бескровную и таинственную, совершаемую в смерть Его ради образов, жертву тела и крови Своей, а вместо богослужения местного повелел и признал справедливым прославлять Его от востока до запада на всяком месте владычества Его» 16 . Вероятно, эта идея была взята из «Разговора с Трифоном иудеем» мч. Иустина Философа17.
Эта же самая мысль встречается в проповедях блж. Августина: «Больше не взыскуется от стад скота жертва кровавая, не влекутся к алтарям Господа овца или козел, но жертва времени нашего — Плоть и Кровь Самого Иерея»18. И наконец, прп. Иоанн Дамаскин называет Евхаристию «чистой и бескровной жертвой, которую, как сказал Господь через пророка, приносят Ему от востока солнца до запада»19.
В заключение разговора о прообразах Евхаристии и пророчествах о ней следует отметить, что святые отцы из шестнадцати пророческих книг выделили связь с Евхаристией только в двух — в книге пророков Исайи и Малахии.Из приведенных в этой, последней, статье пророчеств самым распространенным является пророчество Малахии (1:11). В евхаристическом смысле это место толкуется очень большим числом учителей Церкви, начиная с первого века. Они подчеркивают важнейший богословский аспект Таинства Евхаристии — ее универсальность для людей всех времен и народов.Пророчество из книги Исайи (6:6-7) также является достаточно известным и широко признанным, потому что опять же используется в литургической практике.
Итак, в данном исследовании в целом представлено описание и анализ ветхозаветных прообразов и пророчеств о Таинстве Евхаристии на основе материала библейских ветхозаветных книг.
Анализ того или иного прообраза или пророчества проводился методом поиска, собственно, самого указания на Евхаристию и поиска толкования на него с точки зрения Священного Предания, изложенного в творениях святых отцов Православной Церкви, а также нахождения комментария на данный отрывок современных исследователей и богословов. Помимо этого, был проведен поиск осмысления подобных евхаристических образов в литургическом наследии Православной Церкви.
На основе проделанной работы можно сделать вывод о том, какие именно прообразы или пророчества рассматривались святыми отцами как таковые. В первую очередь, безусловно, следует отметить все возможные упоминания о хлебе и вине (Быт.14:18-20, Пс.103:15, Притч.9:1-6, Еккл.9:7- 8). В связи с этим, часто святыми отцами выявляется тема Евхаристии как истинной пищи, дающей истинное насыщение и бессмертие. Затем следуют все упоминания жертвоприношений (Быт. 4:4, 8:20, Исх.12:1-28, Суд.6:19-24, Пс.50:21, 115:8, Мал.1:11). Они соответственно раскрывают такой базовый догматический аспект учения о Евхаристии, как жертва. Также важным является вообще всякое упоминание пищи и ее вкушения в тексте Священного Писания (Быт.31:34, 1 Цар.21:1-6, Пс.21:27, 22:5, 33:9, Притч. 23:1, Песн.5:1, Ис.25:6), это тоже часто рассматривается в свете Таинства Евхаристии. В экзегезе текста Притч. 9:1-6 имеется идея того, что вкушение Тела и Крови Христовых дает человеку мудрость, потому что через Евхаристию человек причащается Премудрости. И наконец, одной из главных тем в святоотеческой экзегезе является тема очищения или освящения (Исх.24:4-8, Еккл.9:7-8, Ис.6:6-7). Эти упоминания зачастую рассматриваются в качестве иллюстрации к такому аспекту Евхаристии, как освящение, обожение, собственно, само Причастие Богу.
Таким образом, проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что значительность и величие Таинства Евхаристии были уже являемы народу Божиему с самой зари существования человечества. Следует дивиться неизреченному Промыслу Создателя, Который зачастую в земных вещах и образах, как любящий Отец, открывал человеку будущую тайну, Таинство соединения Творца и творения, как изначальный смысл создания человека, как цель его личного бытия и жизни всего существующего.
чтец Ярослав Мордовцев
Ключевые слова: Евхаристия, прообразы, пророчества, книга Притчей, Песнь Песней, пророческие книги
_______________________________________________________________________________________________
1Иоанн Златоуст, свт. Толкования на Притчи Соломона. Полное собрание творений. —Т.12. Кн. 3.— М.: Радонеж, 2004. —С. 1101.
2Киприан Карфагенский, сщмч. Творения священномученика Киприана епископа Карфагенского. Письмо к Цецилию о таинстве Чаши Господней. —М.: Паломник, 1999. —С. 667-668. 3 Цит. по: Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I- VIII веков. Ветхий Завет. —Т. IX: Притчи Соломона, Книга Екклесиаста, Песнь Песней / Пер. с англ., греч., лат., копт, и сир. // Под редакцией Дж. Роберта Райта / Русское издание под редакцией Д.С. Бирюкова. —Тверь: Герменевтика, 2012. —С. 74.4 Там же. С. 146-147.
5Там же. С. 282. 6Иероним Стридонский, блж. Толкование на книгу Екклесиаст // URL: http://azbvka.ru/otechnik/Ieronim Stridonskii/tolkovanie-na-knigu-ekkleziast/9(дата обращения: 15.04.2016 года). 7Григорий Нисский, свт. Изъяснение Песни Песней Соломона. Беседа 10. —М.: Издательство им. святителя Игнатия Ставропольского, 1999. —С. 313. 8 Цит. по: Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. Ветхий Завет. —Т. IX: Притчи Соломона, Книга Екклесиаста, Песнь Песней. —Тверь: Герменевтика, 2012. —С. 383. 9Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. —Книга 4. Глава 13. —М.: Лодья,
— С. 295-296.
10
Служебник. —М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013.— С. 177.
11
Цит. по: Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIIIвеков. Ветхий Завет. Т. X: Книга пророка Исайи 1-39 / Пер. с англ., греч., лат., копт, и сир. Под редакцией Стивэна А. Маккиниэна / Русское издание под редакцией Г.И. Беневича. —Тверь: Герменевтика, 2011. —С.119.
12Кирилл Александрийский, свт.
Толкование на пророка Исайю. —Книга 3. Глава 1. // URL: http://azbvka.m/otechnik/assets/uploads/books/13867/Кирилл%20Александрийский%20-%20Творения.%20т.7%20-%201889.р^ (дата обращения: 16.03.2016 года) 13Иероним Стридонский, блж. Толкование на книгу Исайи. —Киев: Типография Г.Т. Корчак- Новицкого, 1883. —С. 152.
14 Учение Господа, (переданное) народам через 12 апостолов (Дидахе). —Глава 9.5. Писания мужей апостольских. —Рига: Латвийское библейское общество, 1994. —С. 30.
15Там же. С. 35.
16
Апостольские постановления. —Книга 6. Глава 23. —Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006.—С. 155.
18 Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов LVIIIвеков. Ветхий Завет. —Том XIV: Двенадцать пророков. —Тверь: Герменевтика, 2010. —С. 276.
19Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. —Книга 4. Глава 13. —М.: Лодья, 2002. —С. 296.