Иерей Владимир Толстой 27862
Современный дехристианизованный мир не понимает и не принимает смирения. Современная культура навязывает человеку идею превосходства и доминирования, а смирение вытесняется на периферию и рассматривается как удел слабых и угнетенных людей. Подобное размышление рождается от неправильного представления об этой добродетели и духовной неосведомленности. И поэтому нужно обращаться к Священному Писанию, в котором существует указание на важнейшие свойства добродетели смирения,особо одобряемую Богом.
Содержание:
Добродетель смирения в Священном Писании
Епископ Вениамин (Милов) дает глубокое и разностороннее, своего рода итоговое, определение добродетели смирения: «Смирение есть радостно-печальное самоуничижение души перед Богом и людьми по благодати Святой Троицы, выражаемое мысленно молитвою и зрением грехов своих, сердечно-сокрушенными чувствами, действенно всецелой покорностью Божией воле и усердным служением людям ради Бога. Смиренные удивительно смягчаются сердечно, имеют согретость души и теплоту любви ко всем людям без исключения по какому-то дару свыше»[1].
Но нам следует рассмотреть из чего складывается этот итог, так сказать, исторически. Поэтому мы начнем наше рассмотрение с Библии. Священное Писание представляет смирение как одну из фундаментальных и основополагающих добродетелей[2] в деле спасения человека и духовного совершенства. В Ветхом и Новом Завете, смирение представляется существенной особенностью истинного благочестия человека, выражает степень покаянного преклонения перед Богом.
В Ветхом Завете добродетель смирения раскрывала себя не только через внешние формы своего проявления — посыпание главы пеплом, биение в грудь, траурные одеяния, жертва умилостивления и мн.др., но и в тоже время через собственное самоуничижение перед Богом. Можно сказать, что в Ветхом Завете понятие смирения сформировалось доктринально, и было закреплено терминологически.Новозаветное представление о смирении становится не просто абстрактной категорией, а является цельным христианским миросозерцанием, смирение выступает фундаментом Новозаветной этики
В Новом Завете понятие смирения раскрывается в полноте Христова учения. «Христианство углубило понятие «смирение» и возвело добродетель «смирения» на пьедестал благороднейшей и необходимейшей из всех добродетелей, поскольку ею определяется существо и характер самых внутренних отношений человека и к Богу, и к ближним»[3]. Новозаветное представление о смирении становится не просто абстрактной категорией, а является цельным христианским миросозерцанием, смирение выступает фундаментом Новозаветной этики. Прп. Макарий Египетский говорит: «…Признак христианства, это — смирение»[4].
В Новом Завете употребляются термины, которые составители Септуагинты воспроизводили для передачи ветхозаветных понятий ana, ani, anawa: ταπεινόω (умалять, уничижать), ταπείνωσις (унижение, смирение), πραΰτης (кротость), πτωχός (нищий) и др.[5]
В целом Библия описывает смирение как состояние кротости (πρᾳότης)[6]: Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле (Числ. 2:13) (греч.: πραῢς, лат.: Humillimus, слав.: зело кроток), состояние сокрушенности и признание себя недостойным (συντετριμμένοις, μή φρονεινἐπάξιον)[7]: Близок Господь к сокрушенным сердцем (греч.: συντετριμμένοις τὴν καρδίαν) и смиренных (греч.: ταπεινοὺς) духом спасет (Пс. 33:19)),какосознание своей греховности: Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного (греч.: συντετριμμένην καὶ τεταπεινωμένην, лат.: contritum et humiliatum ) Ты не презришь, Боже (Пс. 50:19)[8], внутреннюю угнетенность и униженность человека перед лицом опасности: «Помилуй меня, Господи! Усмотри унижение (слав.: виждь смирение, греч: ταπείνωσίν) мое от врагов моих Ты, Который возносишь меня от врат смерти, чтобы я возвещал все хвалы Твои во вратах дщери Сионовой. Возрадуемся о спасении Твоем» (Пс. 9:14), внутреннею нищету и бедность: Жаждут, чтобы прах земной был на голове бедных (греч.: ταπεινῶν, слав: убóгихъ), и путь кротких извращают. (Ам. 2:7).
Смирение как претерпевание притеснения и угнетения
Славянскому слову смирение и греческому ταπείνωσις, соответствует еврейское слово ענווה (anawα). Следует отметить, что на латыни «смирение» переводится как humilitas от словаhumus—плодородная земля и означает: прижатый к земле, низкий[9].
И греческое и еврейское понятие многогранно, и поэтому в тексте Священного Писания определяется по-разному. В одном случае еврейское слово ענווה (anawα) от которого происходит прилагательное (aniиana) — означает угнетение, покорный образ жизни. В греческом языке этому слову соответствует термин τᾰπεινόω (уменьшать, унижать, смирять). Так, например: …но Египтяне худо поступали с нами, и притесняли нас (слав.: и смири́ша ны́, греч.: ἐταπείνωσαν ἡμᾶς ), и налагали на нас тяжкие работы (Вт. 26:6)[10]. Говоря о греческой терминологии, исследователь Зарин С. М. отмечает, что значение слова «смирение» (ταπεινός)находится — по своему употреблению и значению — “в ближайшем синонимическом родстве” с прилагательным Χθαμαλός («низкий», «низменный»), которое родственно с χθών («земля) и χαμηλός, χαμαίζηλος («стремящийся к низу», «приземистый») и употребляется по отношению угенетения, в смысле приниженности, забитости»[11].
Славянское слово «смирение» также многогранно и происходит от древнерусского слова съмѣрити. Что означает «умерить, смягчить, подавить[12]». С другой стороны, существует точка зрения, что слово «смирение» произошло этимологически от слова «мир», которое является корневым словообразованием «смирения»[13]. Аще ли же ни, еще далече ему сущу, моленiе пославъ молится о смирéнiи (Лк. 14:32) (по-гречески говорится ‘просит о мире’: ἐρωτᾷ τὰ πρὸς εἰρήνην); Егдá крѣпкiй вооружився хранитъ свóй двóръ, во смирéнiи сýть имѣнiя егó (Лк. 11:21) (по-гречески — ‘в мире, т. е. в безопасности его владения’: ἐν εἰρήνῃ ἐστὶν τὰ ὑπάρχοντα αὐτοῦ[14]).
Широкий спектр значения слова «смирение» встречается в Толковом словаре Даля[15]. Таким образом, значение слова «смирение» в славянской традиции также свидетельствует о плюрализме его понимания.Существует точка зрения, что слово «смирение» произошло этимологически от слова «мир», которое является корневым словообразованием «смирения»
Словом ענווה (anawα) и греческим словом τᾰπεινόω можно обозначить усмирение и внутреннее угнетение отдельной личности или целого народа. Сильно угнетен (греч.: ἐταπεινώθην ἕως σφόδρα, слав.: смири́хся до зѣлá, евр.: na aneti ad mе od ) я, Господи; оживи меня по слову Твоему (Пс. 118:107). В толковой Библии Лопухина сказано, что слово ענווה (anawα) «одного корня с ana, и подобно этому последнему, выражает внутреннюю физическую угнетенность и приниженность самого человека. По сути это реакция человека на притеснение, гонение, скорбь. «Помилуй меня, Господи! Усмотри унижение (греч: ταπείνωσίν, слав.: виждь смирение) мое от врагов моих Ты, Который возносишь меня от врат смерти, чтобы я возвещал все хвалы Твои во вратах дщери Сионовой. Возрадуемся о спасении Твоем» (Пс. 9:14)[16]. И в другом месте описывается смирение израильского народа от руки Божией: Когда заключится небо и не будет дождя за то, что они согрешили пред Тобою, и будут молиться на месте сем, и исповедают имя Твое, и обратятся от греха своего, потому что Ты смирил их (греч.: ταπεινώσεις, слав.: смири́ши и́хъ) (2 Пар. 6:26).
Можно заключить, что в вышеприведенных случаях еврейское и греческое слово — ana и τᾰπεινόω — cхожи в своем смысловом значении и обозначают как внешнее угнетение и притеснение, так и внутреннее усмирение человека, угнетенность его души перед лицом опасности и скорбей, поэтому эти два слова включают как положительный так и отрицательный оттенок.
Исследователь священник Павел Лизгунов пишет о том, что эти два термина обозначают исключительно негативный смысл. «В различных языках ближнего Востока еврейский глагол anaотображал позицию воздействия с помощью силы и переводился как ″угнетать″, ″покорять″»[17]. «Подобное же определение этот термин находит в древнееврейском языке и буквально осмысляется как «сгибать, наклонять», откуда видна похожая этимологическая взаимосвязь с греческим ταπείνω»[18].Бог научает человека смирению через скорбные обстоятельства и трудности ― смирение есть универсальный путь ко примирению с Богом
Но правильней согласиться с точкой зрения исследователя А. П. Лопухина, который считает, что не всегда глагол anaотражает негативный оттенок. В частности, он говорит, что некоторые исследователи несправедливо приписывают этому глаголу исключительно отрицательную сторону, объясняя это тем, что до Вавилонского плена смирение не считалось религиозною добродетелью[19].
Смирение как покорность посланным испытаниям
Как и любая добродетель, смирение является особой милостью Божией человеку, это благодатный дар. Для того, чтобы этот дар принять нужно, чтобы человек осознал свою немощь пред Богом. В книге Второзакония говорится, что Бог испытывал богоизбранный народ в течение сорока лет, чтобы они смирились, признали себя неспособными к автономному существованию. «И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить (греч.: ταπείνωσατε) тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его (Втор. 8:2-3).Таким образомподчеркивается, что Бог научает человека смирению через скорбные обстоятельства и трудности. Можно заключить, что смирение есть универсальный путь ко примирению с Богом, как говорится: И смирились (греч.: ἐταπεινώθησαν) тогда сыны Израилевы, и были сильны сыны Иудины, потому что уповали на Господа Бога отцов своих (2 Парал. 13:18).
По мысли свт. Феофана Затворника, в данном случае подсмирением подразумевается «то, когда кто бывает смиряем внешними обстоятельствами — лишениями, утеснениями, болезнями, нуждами, потерями близких и тому подобное»[20]. Такое наказание от Бога призывает человека сказать: «Покорствую, смиряюсь, сознаю, что я – ничто. Воззри же, Господи, на это самоуничижение мое»[21]. Осознание своей ничтожности ценно пред Богом.
В данном понимании смирение рассматривается в тесной связи с покаянием, т.е. с реальной трансформацией человеческой способности объективно оценивать вещи. «Начало покаяния: видение красоты, а не безобразия, осознание Божественной Славы, а не собственного убожества»[22]. Поэтому покаяние открывает путь ко смирению.
Подобно ветхозаветному осмыслению, новозаветное представление о смирении имеет множество оттенков. Также, как и в Ветхом Завете, слово смирение и смирять употребляются в понимании унижения человека, смирения его со стороны Бога:
Чтобы опять, когда приду, не уничижил (греч.: ταπεινώσῃ, слав.: смири́тъ, лат.: humiliet) меня у вас Бог мой и чтобы не оплакивать мне многих, которые согрешили прежде и не покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, какое делали (2 Кор. 12:21).
Умею жить и в скудости (греч.: ταπεινοῦσθαι, слав.: смири́тися, лат.: humiliari), умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке (Флп. 4:12).
Который уничиженное тело наше (греч.: σῶμα τῆς ταπεινώσεως, слав.: тѣ́ло смирéнiя нáшего, лат.: corpus humilitatis) преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе всё (Флп. 3:21).Примечательно, что в синодальном тексте слово «смирение» отсутствует, тогда как и греческий и латинский оригинал использует этот термин.Добровольное принятие бедности является свойственным качеством смирения в ветхозаветном представлении
В вышеприведенных цитатах апостол Павел раскрывает значение слова смирения как добровольное принятие ниспосылаемых скорбей от Бога. В других местах Священного Писания, слова ana и anawaотражают религиозно-этический характер человека, его нравственную основу. В Ветхом Завете это отражается в том, что Бог выступает покровителем для смиренных людей. Так, например, псалмопевец Давид, говорит, что близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных (греч.: ταπεινοὺς) духом спасет (Пс. 33:19). В данном случае еврейское слово соответствует греческому слову ταπεινός (низкий, смиренный). И в другом месте сказано, что в числе богоугодных добродетелей называется и то, чтобы смиренномудренно ходить пред Богом. Так, например: О, человек! сказано тебе, чтó — добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно (греч.:ταπεινά) ходить пред Богом твоим. (Мих. 6:8).
Смирение какбедность
Исследователь А. П. Лопухин раскрывает еще одно значение еврейского слова anaw, которым обозначается «бедный», при этом в греческой Септуагинте этим словом обозначается ταπεινός (низкий, смиренный), что соответствует славянскому переводу: Он будет судить бедных (греч.: ταπεινοὺς, слав: смирéнному сýдъ) по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого. (Ис. 11:4). И в другом месте: Он разбирал дело бедного и нищего (греч.: ταπεινῷ οὐδὲ κρίσιν, слав.: смирéнныхъ, нижé судá ни́ща), и потому ему хорошо было. Не это ли значит знать Меня? говорит Господь (Иер. 22:16).Таким образом, словом anaw,которому соответствует греческое слово ταπεινός (низкий, смиренный),обозначаетсянравственное качество смиренного человека, приобретаемое вследствие своей нищеты и бедности.
Это подчеркивает идею того, что добровольное принятие бедности является свойственным качеством смирения в ветхозаветном представлении. Как пишет исследователь А. В. Малахов: «Из всего строя свойственных христианству представлений о бедности вытекает, безусловно, положительная оценка нравственного идеала бедности, как адекватного существенному состоянию человека в мире, и безусловное отрицание всякого самоутверждения и самопревозношения, соединяющего порок гордости с иллюзией самообмана»[23].
В нагорной проповеди Спасителя особое внимание уделено добродетели смирения, и оно также связано с нищетой, но нищетой духа. Блаженны нищие духом (πτωχοὶ τῷ πνεύματι), ибо их есть Царство Небесное (Мф.5:3).
Классическим осмыслением этой заповеди в святоотеческой традиции является идейное учение о смирении: нищие духом — это смиренные. Так свт. Иоанн Златоуст пишет: «Что значит: нищие духом? Смиренные и сокрушенные сердцем…»[24] При этом святитель выделяет добровольное смирение от принужденного и ставит первое выше второго. «Так как есть много смиренных не по своему расположению, а по необходимости обстоятельств, то Он, умолчав о таких (потому что в том не велика слава), называет, прежде всего, блаженными тех, которые по своей воле смиряют себя и уничижают»[25]. О том, что эти слова относятся ко смиренным говорят и следующие святые отцы: свт. Петр Дамаскин, прп. Макарий Великий, прп. Анастасий Синаит, блж. Иероним Стридонский, блж. Феофилакт Болгарский, Евфимий Зигабен и мн.др[26]. Таким образом, нищие духом — это смиренные.
Исследователь священник Павел Лизгунов, ссылаясь на западные критические работы, пишет о том, что Спаситель использовал арамейское слово anwana, аналогичное древнееврейскому anaw, или возможно anya, соответствующее ani[27]. Таким образом, филологическое осмысление слов Спасителя, также подтверждает святоотеческую мысль.Во многих местах Ветхого Завета описывается, как израильский народ смирялся перед Богом, используя внешнюю форму смирения — через раздирание одежды, облачение во вретище, посыпание головы пеплом
Как было сказано выше, Ветхий Завет осмысливал понятия «бедные» и «нищие» со смиренными людьми. Таким образом, Ветхий и Новый Завет по данному случаю говорит об одном и том же.
Следует отметить, что в апостольской проповеди тема смирения занимает центральное место. «Само слово смирение они часто употребляют в значениях, близких к ветхозаветным понятиям oniи anawa с разными положительными и отрицательными оттенками. В некоторых случаях оно явно обозначает нищету и скорбные обстоятельства»[28]. Умею жить и в скудости (ταπεινοΰσθαι, слав.: смиритися), умею жить и в изобилии... (Флп. 4:12). Чтобы опять, когда приду, не уничижил (μηταπεινώσει, слав.: да не смирит) меня у вас Бог и [чтобы] не оплакивать мне многих, которые согрешили прежде... (2 Кор. 12:21).
Смирение как аскетический подвиг человека
В другом положительном значении еврейский глагол anawрассматривается через личный внутренний подвиг человека. В данном случае это внутреннее утеснение, аскетическое делание, приводящее душу ко смирению. И да будет для вас сие вечным постановлением: в седьмой месяц, в десятый день месяца, смиряйте (евр.: anni, греч.: ταπείνωσατε) души ваши и никакого дела не делайте, ни туземец, не пришлец, поселившийся между вами. (Лев. 16:29). В одном из псалмов пророка Давида читаем, что он: Я во время болезни их одевался во вретище, изнурял постом (греч.: ἐταπείνουν ἐν νηστείᾳ τὴν ψυχήν, слав.: смиря́хъ постóмъ дýшу мою́) душу мою. (Пс. 34:13) Это смирение души понимается в первую очередь, как истощение сил душевных. Другими словами — это смирение сердца и духа человеческого в целях покаяния и умилостивления Бога.
Апостол Павел говорит, что смирение реализуется через внутреннее самоуничижение. Согрешил ли я тем, что унижал себя (εμαΰτονταπεινών), чтобы возвысить вас, потому что безмездно проповедовал вам Евангелие Божие? (2 Кор. 11:7). Апостол, стремясь, по его собственному признанию, во всем подражать Христу (1 Кор. 4:16), является образцом христианского смирения, называя себянаименьшим из апостолов,однако говоря при этом: Но благодатиюБожиею есмъ то, что есмъ; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною (1 Кор. 15:9-10). Таким образом, он реализует в себе истинный характер христианского смирения, сочетающего осознание собственной ничтожности с верой в силу и величие Божией благодати, проявляющейся в немощи каждого, даже самого маленького человека, искренне служащего Богу[29]. Также апостол Павел призывает к смирению, как полной противоположности гордости. Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным (μητάύψηλάφρονοΰντεςάλλάτοϊςταπεινοιςσυνάπαγόμενοι), не мечтайте о себе (Рим. 12:16).Гордость ― это состояние человеческой души, которая замыкается на себе, поэтому, чтобы преодолеть ее, важно себя унизить до самых крайних пределов.
Когда иудеи находились в очень сложных и стесненных обстоятельствах, они прибегали к особой форме покаяния, которое выражало их смирение перед Богом. Во многих местах Ветхого Завета описывается, как израильский народ смирялся перед Богом, используя внешнюю форму смирения — через раздирание одежды, облачение во вретище, посыпание головы пеплом. Так, например, Иисус Навин, разодрал свои одежды, когда иудеям грозила смертельная опасность. Иисус разодрал одежды свои и пал лицем своим на землю пред ковчегом Господним и лежал до самого вечера (Нав. 7:6). Обычай раздирать одежды в знак смирения на Востоке был нередким. Примечательно, что пророки, наблюдающие за этим процессом, обличительно указывали на духовную сторону смиренного чувства.Так, пророк Иоиль обращается со следующими словами: Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши (Иоиль 2:13).Смирение дает человеку возможность быть участником Таин Божиих, делает человека Богосозерцателем
Также, для того, чтобы выразить скорбь, принести покаяние в знак покорности, был обычай смирять свою плоть через одевание грубой одежды, сделанной из козьей шерсти,вретища. Так, Ниневейский царь, узнав о Божием определении в отношении него и его народа… встал со престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле (Ион. 3:6).
Следующим способом, выражающим смирение и покорность, является посыпание главы пеплом. И побежал один Вениамитянин с места сражения и пришел в Силом в тот же день; одежда на нем была разодрана и прах на голове его (1 Цар. 4:12).Таким образом, можно заключить, что в Ветхом Завете смирение заключалось как во внутреннем проявлении, так и во внешнем.
Как и в Ветхом Завете, Новый Завет требует от человека усилия собственной воли в деле стяжания смирения. В данном контексте смирение употребляется в отношении к самой личности, т.е. к самому себе. Смиритесь (греч.: ταπεινώθητε, слав.:смири́теся, лат.:humiliamini ) пред Господом, и вознесет вас (Иак. 4:10).
Указывая на детей, Господь наш Иисус Христос говорит о том, что каждый человек должен умалиться подобно ребенку, чтобы достичь Царствия Небесного. Итак, кто умалится (греч.: ταπεινώσει , слав.: смири́тся, лат.: humiliaverit), как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном (Мф. 18:4).
Кроме того, помимо слов «смирение, смиренный, смирять» в Новом Завете существуют понятия, которые не обозначаются словом смирение, но в толкованиях святых отцов предполагается именно это слово.
Особые свойства смирения, отраженные в Священном Писании
Бог посылает помощь смиренным людям
Священное Писание обилует обетованиями благодати и милости Божией смиренным людям. Бог утешает смиренных. Смиренный духом приобретает честь (греч.: ταπεινόφρονας ἐρείδει δόξῃ κύριος) (Притч. 29:23); Смиритесь (греч.: ταπεινώθητε) пред Господом, и вознесет вас (Иаков. 4:10); Сколько ты велик, столько смиряйся (греч.: ταπείνου), и найдешь благодать у Господа (Сир. 3:17-18).
Смирение дает человеку возможность быть участником Таин Божиих, делает человека Богосозерцателем: «Тайны открываются смиренным, ибо велико могущество Господа, и Он смиренными (греч.: ταπεινῶν) прославляется» (Сир. 3:19-20).
Апостол Павел говорит и о том, что Бог покровительствует смиренным. Но Бог, утешающий смиренных (τοΰςταπεινούς), утешил нас прибытием Тита (2 Кор. 7:6).
Подводя итог, следует отметить, что в Библейском понимании смирение рассматривается в нескольких аспектах. Во-первых, это жизнь по правде и в праведности перед Богом. Смирение ценно, когда оно совершается перед Богом, т.е. осознание своего положения перед ним, полное признание своей греховности перед Ним, скромность в отношениях с ближними, почитание ближнего выше себя.
Как и в Ветхом Завете, так и в Новом, термин смирения рассматривается как особая милость и утешение ниспосылаемое Богом смиренным людям. Так об этом свидетельствует Божия Матерь: …низложил сильных со престолов, и вознес смиренных (греч.: ταπεινούς, слав.: смирéнныя, лат.:humiles)(Лк. 1:52).
Апостол Иаков, свидетельствует о том, что смирение дарит внутреннюю возвышенность, особую благодать, которая приводит человека в состояние радости. Да хвалится брат униженный (греч.: ταπεινὸς, слав.: смирéнный, лат.: humilis ) высотою своею (Иак. 1:9).И также: Смиритесь пред Господом, и вознесет вас (ταπανωθητε έκωπιοκ κυρίου καί ύψωσα ύμας) (Иак. 4:10).
Апостол Петр указывает на то, что Господь ниспосылает благодать смиренным. Облекитесь смиренномудрием (ταπεινοφροσύνην), потому что Бог гордым противится, а смиренным (греч.: ταπεινοῖς, слав.: смирéннымъ, лат.:humilibus) дает благодать (1 Пет. 5:5).
Наконец, апостол Павел, говорит, что Бог дарует утешение смиренным людям. Но Бог, утешающий смиренных (греч.: ταπεινοὺς, слав.: смирéнныя, лат.: humiles), утешил нас прибытием Тита (2 Кор. 7:6).
Смирение отлагает суд Божий
И, конечно же, важно отметить, что смирение отлагает суд Божий над живым человеком в конкретном случае. В библейской истории приведены яркие примеры смирения отдельных личностей и даже целой нации перед Богом. Многие израильские цари смирялись пред Богом, раскаивались, плакали о собственных проступках и переставали делать неугодное в глазах Божиих, и тогда Бог менял Свое отношение к ним и порой наказание заменял благословением.
Так, Ахав, по научению жены, убил из-за виноградника Навуфея Израильтянина, но пробудил милость Божию собственным смирением, за что и был помилован. И было слово Господне к Илии Фесвитянину [об Ахаве], и сказал Господь: видишь, как смирился (греч.: κατενύγη, слав.: умилился, лат.: humiliatum ) предо Мною Ахав? За то, что он смирился предо Мною, Я не наведу бед в его дни; во дни сына его наведу беды на дом его. (3 Цар. 21:28-29).
Хвалясь военными достижениями и успехами, царь Езекия возгордился в сердце своем, за что и навлек «гнев» Божий. После этого он смирился (греч.: ἐταπεινώθη, слав.: смири́ся, лат.: humiliatusque) …в гордости сердца своего, – сам и жители Иерусалима, и не пришел на них гнев Господень во дни Езекии (2 Пар. 32:26).
Когда военноначальники Ассирийские взяли в плен Манассию и отвели в Вавилон, тогда Манассия в тесноте своей стал умолять лице Господа Бога своего и глубоко смирился (греч.: ἐταπεινώθη, слав.: смири́ся зѣло́, лат.: humiliatusque) пред Богом отцов своих (2 Пар. 33:12).И тогда Бог приклонился к нему и услышал его моление.
Таким образом, можно заключить, что смирение — это великая добродетель, которая способна, умилостивить Бога и отменить наказание.
А многогранность в понимании смирения говорит о том, что «греческие переводчики нашли для еврейского выражения много разных понятий, ибо они хорошо знали, что поле значения этого слова необыкновенно обширно… таким образом слово tapeinos и обрело новое религиозное значение, которого оно не знало в греческом языке язычников»[30].
иерей Владимир Толстой
Ключевые слова: смирение, Священное Писание, происхождение слова, многозначность, состояние кротости, признание грехов, нищие духом, подвиг, покаяние
[1] Вениамин (Милов), еп. Православное богословие с аскетикой. ― М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2002. ― С. 145.
[2] Lampe G.W.H. A Patristic Greek Lexicon. ― Oxford, 1961. ― P. 1374.
[3] Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. Т. 1. Кн. 2: опыт систематического раскрытия вопроса. ― СПб.: Типография В. Ф. Киршбаума, 1907. ― С. 470.
[4] Макарий Египетский, прп. Состояние приявших действенность Духа // Духовные слова и послания. М., 2002. ― С. 665.
[5] Лизгунов П., иерей. Понятие смирение в античности, Священном Писании и греческой патристике I-III веков // Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия. ― Сергиев-Посад, 2016. ― С. 149.
[6] Lampe G.W.H. A Patristic Greek Lexicon. ― Oxford, 1961. ― P. 1374.
[7] Там же.
[8] Там же.
[9] Breal M., Bailly A. Dictionnaire еtymologique Latin. ― Paris, Hachette, 1906. ― P. 129.
[10] Лизгунов П., иерей. Понятие смирение в античности, Священном Писании и греческой патристике I-III веков // Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия. ― Сергиев-Посад, 2016. ― С.110.
[11] Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. ― К.: Изд. им. Святителя Льва, папы Римского, 2006. ― С. 469-470.
[12] Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4 т. Т. III. Муза — Сят / М. Фасмер; пер. с нем. и доп. О. Н. Трубачёва; под ред. и с предисл. Б. А. Ларина. — М.: Прогресс, 1987. ― С. 689.
[13] Преображенский А. Г. Этимологический словарь русского языка. Т. 2. ― М.: Тип. Г. Лисснера и Д. Собко, 1910-1916. ― С. 336.
[14] Шмелев А. Д. Символические действия и их отражение в языке // Булыгина Т. В., Шмелев А. Д. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики). ― М., 1997. ― С. 134. Шмелев А. Д. Мир и смирение в языковой картине мира [Электронный ресурс] // URL: http://sdsmp.ru/news/n6728/?sphrase_id=42935 (дата обращения: 12.03.2017).
[15] Приводить в покорность, лишать природной дикости, сделать кротким, успокоить, примирить и т.д. См.: Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. ― СПб.-М.,1882.. ― С. 240.
[16] Лопухин А.П. Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. В 7 томах. Том 4. ― СПб., 1906. ― С. 160.
[17] Лизгунов П., иерей. Понятие смирение в античности, Священном Писании и греческой патристике I-III веков // Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия. ― Сергиев-Посад, 2016. ― С. 111.
[18] Там же.
[19] Лопухин А. П. Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. В 7 томах. Том 4. ― СПб., 1906. ― С. 160.
[20] Феофан Затворник, свт. Толкование на 118 псалом. ― М.: Правило веры, 2008. ― С. 577.
[21] См. там же.
[22] Каллист Уэр, еп. Православный опыт покаяния // Внутреннее Царство. ― Киев, 2004. ― С. 219.
[23] Малахов А. В. Бедность // Православная энциклопедия. Т. 4. ― М.: Православная энциклопедия, 2004. ― С. 434.
[24] Иоанн Златоуст, свт. Беседа 15 // Беседы на Евангелие от Матфея. ― М.: Правило веры, 2014. ― С. 211.
[25] См. Там же.
[26] Петр Дамаскин, прп. Творения. ― М.: Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001. ― С.40-41; Макарий Египетский, прп. Творения. ― М., 2002. ― С. 57; Анастасий Синаит, прп. Избранные творения. ― М., 2006. ― С. 45; Феофилакт Болгарский, блж. Толкование Евангелия от Матфея. ― М.: Сибирская благозвонница, 2015. ― С. 234; Евфимий Зигабен. Толкование Евангелия от Матфея. ― М.: Правило веры, 2002. ― С. 75.
[27] Лизгунов П., иерей. Понятие смирение в античности, Священном Писании и греческой патристике I-III веков // Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия. ― Сергиев-Посад, 2016. ― С. 149.
[28] Там же. С. 146.
[29] Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению.Т.1. Кн. 2: опыт систематического раскрытия вопроса. ― СПб.: Типография В. Ф. Киршбаума, 1907. ― С. 473.
[30] Шлоссер М. Смирение (катол.) // Богословская антропология. Русско-православный/римско-католический словарь / под науч. ред. прот. Андрея Лоргуса, Б. Штубенрауха. ― М.: Паломник, 2013. ― С. 513.