Павел Матвеев 8566
Труды святителя Феофана Затворника содержат множество поучений, живой язык которых привлекает читателей и в наши дни. Несколько студентов Сретенской семинарии подготовили доклады к научной конференции «Жизнь и труды святителя Феофана Затворника в истории и современности», проходившей в Издательском совете Русской Православной Церкви 21 июня этого года. Перед вами — один из них, о ступенях духовного восхождения.
Будьте совершенны, как совершен
Отец ваш Небесный (Мф. 5:48)
Если Господь заповедал быть совершенными, значит, это возможно, достижимо. Святитель Феофан (Говоров), Затворник Вышенский, в своих трудах рассматривает этапы пути к этой цели, условно разграничивая ступени, по которым должно восходить каждому христианину.
Святитель внес значительный вклад в православное научное Богословие, систематизировав святоотеческое наследие и адаптировав его для своего времени. «Писания святителя Феофана живут среди нас и будут жить долго и “несостарятся” восстанавливая собою в нашем сознании, в нашей памяти и светлый образ почившего, и его деятельность»[1], — пишет о значении творчества святителя Феофана епископ Александр (Милеант). Кроме того, святитель Феофан считается и основателем христианской психологии[2].
Этапы духовного восхождения рассматривали многие авторы, и среди них такие, как протоиерей Вадим Леонов в «Основах православной антропологии»[3], Жан-Клод Ларше в своей книге о преподобном преподобном Силуане Афонском[4], диакон Павел Сержантов[5], митрополит Иерофей (Влахос) в книге «Православная духовность»[6]и другие. Мы же рассмотрим ступени святителя Феофана Затворника, особенно в применении к пастырской деятельности душепопечения.Действия могут быть богоугодными, но греховные расположения сердца, порой, обесценивают само действие
1) Первая ступень заключается в следующих словах святителя Феофана: «Перемена жизни на лучшее, или обращение от греха к добродетели»[7]. По большей части, внешняя перемена, которая проявляется в выработке навыков, противоположных греховному поведению, и созидание навыков доброделания. «Сначала, когда человек только что обратится от греха к добродетели, ему, можно сказать, еще некогда заняться своим внутренним: вся его забота обращена на то, чтобы отвыкнуть от худых дел и привыкнуть к добрым»[8].
По основным критериям первой ступени человек:
¯ Перестает находиться в тех местах, где могут вырабатываться греховные навыки и пожелания;
¯ Стремится избегать праздного образа жизни;
¯ Посещает общественное храмовое богослужение при любой возможности;
¯ Старается соблюдать все уставы святой Церкви;
¯ Помогает всячески, на
¯ сколько это возможно, нуждающимся собратьям;
¯ Исполняет свои дела добросовестно;
¯ Когда нужно терпеть, то терпит и за себя, и за других;
¯ Сохраняет мир с окружающими и других старается мирить;
¯ Отличается постоянством поведения и нрава;
¯ Борется с многословием и пустословием;
¯ Не употребляет бранных слов и выражений и избегает состояний, этому сопутствующих;
¯ Не излишествует в пище и сне.
На данном этапе тактика врага состоит в том, чтобы отвлекать христианина от добрых дел. Поэтому здесь задача человека, следовательно, не отвлекаться, но понуждать себя творить добрые дела.
В другом труде святитель указывает на некоторые алгоритмы достижения первой ступени:
a) Возбуждение от греховного сна, когда человек:
Ø видит свою греховность
Ø чувствует опасность своего состояния
Ø заботится о том, как бы избавиться от своей беды и спастись[9]
b) Восход до решимости оставить грех, когда человек должен:
Ø Склониться на желание вести христианскую жизнь
Ø Удалить препятствие к образованию решимости
Ø Решиться[10].
c) Посвятить себя богоугождению[11]
2) Вторая ступень — переход от внешнего благочестия к созиданию внутреннего навыка к сохранению добрых расположений. Внимание больше не к действию, а уже к расположению сердца при этом действии.
Действия могут быть богоугодными, но греховные расположения сердца, порой, обесценивают само действие. Поэтому на второй ступени своего развития христианин способен разглядеть некоторые греховные примеси, которые могут проявиться в виде тщеславия, корыстолюбия, лицемерия, ложной набожности, человекоугодия, скрытой гордости, превозношения и т.д. Это не эффективно с духовной точки зрения и не полезно для самого человека. Поэтому всякий христианин, стремящийся к совершенству, видит эти пороки как препятствие и ограничение своего духовного состояния, поэтому старается совершенствоваться, чтобы сам источник его действий и мыслей стал чистым и богоугодным, а значит, и совершенным.Действие по воле Божией охватывает всё, бывающее от человека. А покорность воле Божией охватывает всё, бывающее с человеком
Святитель пишет так: «Но потом, когда он навыкнет доброделанию и установится в порядке добродетельной и благочестивой жизни, ему непременно нужно войти внутрь сердца своего и строго смотреть за своими чувствами»[12].
На данном этапе меняется тактика атаки врага. Если сначала, как мы сказали, враг стремится отвлечь от добрых дел, то на втором этапе он старается неправыми расположениями уничтожить доброту дел.
Критерии второго этапа таковы:
· Отсечение недобрых помышлений и чувств. Повышение навыка уклонения от зла в самом корне, в сердечном расположении.
· Уклонение к добрым расположениям. Выработка навыка.
· В сердце появляется мир.
· Очищение и чистота сердца.
К внутреннему восхождению к Богу Святитель Феофан приписывает такие методы достижения:
Ø Привыкать умом хождению пред Богом. Пусть человек старается непрестанно видеть Его, как бы рядом. И восходить до чувства, что сам он есть видимый Богом. Навык в этом есть дверь к Богу. Раскрытие неба уму.
Ø Все творить во славу Божию и ни в чем — ни внешне, ни внутренне — не иметь в виду ничего, кроме этой славы. Слава Божия должна быть мерой начинаний и налагать на них печать свою.
Ø Все делать по сознанию на то воли Божией. Ходить в этой воле и ей во всем повиноваться. И всей душой покоряться. Действие по воле Божией охватывает всё, бывающее от человека. А покорность воле Божией охватывает всё, бывающее с человеком[13].
Для нас же лествица восхождения определяется ступеньками нисхождения в самоуничижении и самоукорении
3) Третья ступень — обращение от себя к Богу. Постоянно осознавать, что Господь видит тебя, твои мысли и сердечное расположение. Но это только преддверие высшей ступени. А более высшее дело «состоит в том, чтобы устремляться сердцем к Богу, забыв все и в себе, и вокруг себя, исчезать в Боге, или восхищаться к Нему»[14], — пишет святитель Феофан.
Он указывает на два проявления третьей ступени:
Ø Обычное, которое проявляется в виде горения сердца при молитве, чтении и доброделании, где бы человек ни находился.
Ø Высшее проявление: это некое исступление, которое испытывает на себе христианин, «то есть выступление из обыкновенного периода жизни и погружение в Бога, по-гречески “экстазис”»[15].
Святитель для некоторого описания состояния человека находящемся на этом этапе, приводит здесь пример одного старца: «Об одном старце говорили, что он помнил себя только до первой "славы", на три псалма, а потом погружался в богосозерцание, и таким образом умно, без слов молился Господу, стоя неподвижно»[16]. Но такое состояние невозможно описать никаким человеческим языком по причине ограниченности материального мира и его законов. Это нечто трансцендентное этому миру.
Но здесь нужно быть предельно осторожным. Так как некоторые христиане, поддаваясь на уловки врага, могут принять ложные состоянии за состояния человека, находящегося на третьей ступени. Они как бы думают, что уже оказались на третьей ступени без выполнения первой и второй. Пастырь по отношению к пасомым призван быть очень внимательным, чтобы на этом пути не потерять ни одного человека.
Причинно-следственная связь развития обусловлена духовным законом. Об этом пишет Святитель Феофан: «Первые две ступени суть только приготовление к этому, но такие, что без них ему и быть нельзя, равно как и те две без этого последнего не приводят к цели»[17].
Путь же восхождения, по слову святителя, с каждым шагом становится легче и легче: «В степенях совершенства духовного: чем выше кто в нем всходит, тем меньше тяготит его земное»[18]. Это указывает одновременно и на достижимость результата, и на относительную легкость процесса восхождения.
В другом месте святитель Феофан Затворник говорит о парадоксальном принципе восхождения: «Для нас же лествица восхождения определяется ступеньками нисхождения в самоуничижении и самоукорении»[19]. Это очень важный принцип безопасности, чтобы избежать падения. А также это критерий совершенствования.
Итак, как видно из описания схемы духовного восхождения по святителю Феофану, пастырь в служении душепопечения может использовать приведённую схему, для того чтобы показать путь совершенства тому, кто хочет последовать за Христом. Так же и каждый христианин в своей жизни, зная последовательность восхождения, может воплотить заповедь о совершенстве. Очень важно соблюдать последовательность и неспешность, чтобы путь этот был безопасным и легким, по слову Господа нашего Иисуса Христа: Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11:30).
Чтец Павел Матвеев,
студент I курса магистратуры
(профиль «Пастырское богословие»)
Сретенской духовной семинарии
[1]Святитель Феофан Затворник: великий учитель христианской жизни. Жизнеописание и советы. // URL: https://www.pravmir.ru/svyatitel-feofan-zatvornik-velikij-uchitel-xristianskoj-zhizni-zhizneopisanie-i-sovety/ (дата обращения: 14.06.2018).
[2]См.: Святитель Феофан Затворник — основатель христианской психологии: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 200-летию свт. Феофана Вышенского Затворника, 5 –7 февраля 2015 г. — СПб., 2015. — 108 с.
[3]См.: Вадим Леонов, прот. Основы православной антропологии: Учебное пособие. — М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. — 456 c.
[4]См.: Ларше Жан-Клод, проф. Преподобный Силуан Афонский. — М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2015. — 312 с.; Архимандрит Софроний (Сахаров). — М.: Издательство Сретенского монастыря, 2015. — 144 с.
[5]Сержантов Павел, диак. Православие и харизматизм // Ступени духовного восхождения. // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Serzhantov/pravoslavie-i-harizmatizm/ (дата обращения: 14.06.2018).
[6]Иерофей (Влахос), митр. Православная духовность / Пер. с новогреч. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999. — 134 с.
[7]Феофан Затворник, свт. Созерцание и размышление. Краткие поучения: с приложением Жития святителя Феофана и Службы ему / Святитель Феофан Затворник. — М.: Правило веры, 2007. — С. 360.
[8]Там же. С. 362.
[9]Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению: краткий очерк аскетики: начертание христианского нравоучения / Святитель Феофан Затворник. — М.: Правило веры, 2008. — С. 29. — (Духовное наследие святителя Феофана Затворника).
[10]Там же. С. 50.
[11]Там же. С. 29.
[12]Феофан Затворник, свт. Созерцание и размышление. Краткие поучения: с приложением Жития святителя Феофана и Службы ему / Святитель Феофан Затворник. — М.: Правило веры, 2007. — С. 363.
[13]Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению: краткий очерк аскетики: начертание христианского нравоучения. — М.: Правило веры, 2008. — С. 114. — (Духовное наследие святителя Феофана Затворника).
[14]Феофан Затворник, свт. Созерцание и размышление. Краткие поучения: с приложением Жития святителя Феофана и Службы ему / Святитель Феофан Затворник. — М.: Правило веры, 2007. — С. 366.
[15]Там же.
[16]Там же.
[17]Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению: краткий очерк аскетики: начертание христианского нравоучения. — М.: Правило веры, 2008. — С. 365. — (Духовное наследие святителя Феофана Затворника).
[18]Феофан Затворник, свт. Слова во Святую Четыредесятницу и приготовительные к ней недели. Письмо 808 / Слова о покаянии, причащении Святых Христовых Тайн и исправлении жизни: сборник проповедей. // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/slova-o-pokajanii-prichashhenii-svjatykh-khristovykh-tain/11#sel=31:53,31:67 (дата обращения: 14.06.2018).
[19]См.: Феофан Затворник, свт. Наставления в духовной жизни. — М.: Отчий дом, 2014. —187 с.