Иеродиакон Питирим (Ануфриев) 23605
Святой праведный Иоанн Кронштадтский своим собственным живым примером, своим рвением, стремлением жить в Боге и с Богом старался указать направление к пути спасения, по которому должно идти все человечество. Он стремился к постоянной неразрывной связи с окружающими его людьми, и весь опыт духовной жизни он передавал своей пастве, для членов которой он был больше, чем просто священник.
Содержание:
1. Служение доброго пастыря Кронштадтского
2. Иоанн Кронштадтский и российская действительность конца 19 — начала 20 веков.
3. Поучения св. прав. Иоанна: цель и смысл жизни православного христианина
Святой праведный Иоанн Кронштадтский является великим духовным пастырем и учителем Церкви. Такого влияния на все слои русского народа, какое имел святой праведный Иоанн, такой славы, какой пользовался любвеобильный пастырь и благотворитель, ни у кого из общественных деятелей не было, и знали о нем даже за пределами нашей страны.
Служение доброго пастыря Кронштадтского
Кронштадтский пастырь родился в 1829 году в Архангельской губернии. Окончил Архангельское приходское училище, затем там же учился в семинарии, после чего был принят в Санкт-петербургскую духовную академию, которую окончил в 1855 году. Тогда же познакомился с дочерью недавно скончавшегося настоятеля Андреевского собора Кронштадта Елизаветой Константиновной Несвицкой. Он сделал ей предложение, и вскоре они поженились. Кронштадт стал городом, в котором отцу Иоанну суждено было промыслом Божиим нести свой пастырский крест до самой смерти. В то время в Кронштадт высылались из Петербурга все бедные и неустроенные жители, среди которых было много порочных людей. Повсюду царила нищета и страдания. Но именно этим людям был близок отец Иоанн.
Уже через пятнадцать лет его служения Кронштадт стал трезв, светел, чист. Преображенный город превратился в место всероссийского паломничества. Бедняки здесь обретали жилища и работу. Безбожники и скептики возвращались глубоко верующими. Из города греха Кронштадт превратился в город святого праведного Иоанна — верного служителя Господня. К нему тянулись со всех мест.
В Андреевском соборе собиралось до пяти-шести тысяч молящихся. Ежегодно Кронштадт посещало более двадцати тысяч паломников. Почти ежедневно святой праведный Иоанн совершал Божественную Литургию, за исключением тех дней, когда болел. Слушая его пастырские наставления, многие исправляли свой образ жизни, приносили истинное покаяние. Желающих исповедаться у святого праведного Иоанна стало так много, что это желание было физически невозможно воплотить. Поэтому он проводил общие исповеди для всех присутствующих. Отец Иоанн получал огромное количество писем. Люди выражали свою любовь к отцу Иоанну в различных подарках, которые очень часто шли на нужды бедняков.Ежегодно Кронштадт посещало более двадцати тысяч паломников
Во всех своих испытаниях он прибегал к Богу и к Пресвятой Богородице. Господь и Божия Матерь никогда не оставляли своего служителя Своею милостью. Когда отец Иоанн молился, всем казалось, что он видит перед собой Бога и дерзновенно говорит с Ним. В последние годы жизни популярность отца Иоанна Кронштадтского достигла совершенно необыкновенных размеров. «Стоило ему появиться в столице, — его едва не рвали на части, перевозили из дома в дом... на улице ему трудно было дойти до своей кареты, за каретой его бегала толпа, хватаясь руками за колеса, готовая подвергнуться всякого рода опасностям, лишь бы увидеть дорогое лицо Батюшки, лишь бы услышать его слово, уловить его взор»[1].
В последние три года своей многотрудной жизни он часто болел. 9 декабря 1908 года отслужил свою последнюю Литургию в Андреевском соборе. С этого дня он совсем ослабел, перестал выходить из дома. Ежедневно к нему приходил священник и причащал его. Поэтому отец Иоанн находил великое утешение в соединении с Господом. Он уже перестал принимать пищу, только пил понемногу святую воду. За пятнадцать лет до этого, при закладке нового собора в Кронштадте, отец Иоанн как бы предсказал свою кончину, сказав: «Когда стены нового храма подведут под кровлю, то меня уже не станет». Так и случилось. В семь часов сорок минут утра 20 декабря 1908 года святой праведный Иоанн Кронштадтский мирно отошел ко Господу. Священномученик Иоанн Восторгов в своей проповеди 22 декабря 1908 года произнес: «Когда догорела эта лампада, когда погасла эта свеча Божия, — общее чувство несказанной горести охватило все сердца. Точно каждый потерял близкого, родного человека, точно каждый понес личное невознаградимое лишение! Не было уголка и ни одного самого малого поселения на Русской земле, где весть о смерти всероссийского пастыря и молитвенника не встречена была слезами горести и молитвы. Плачь, Россия! Болезнуй, осиротелая! К кому придут за молитвой и словом утешения бесчисленные страдальцы? Кому будут писать и посылать умоляющие письма и телеграммы? У кого будут искать чудодейственной молитвы? Плачь, Россия!»[2]
Иоанн Кронштадтский и российская действительность конца 19 — начала 20 веков
Благотворительная деятельность отца Иоанна
В конце XIX— начале XXстолетия в духовной жизни российского общества наблюдался сильный упадок веры и нравов. Повсюду царило неверие, особенно в образованной части общества. Святой праведный Иоанн Кронштадтский в своих проповедях с конца 60-х годов XX века говорит об отпадении от Бога. В это время происходит разрушение традиционных устоев жизни российского общества. Интеллигенция постепенно перестает признавать и понимать первостепенную роль Христа в их жизни. Трудность в служении отца Иоанна состояла и в том, что Кронштадт был портовым городом и, как уже говорилось, служил местом высылки всех порочных и неправоспособных людей. В городе было много пьяных, немало людей просили милостыню, а некоторые ночью совершали грабежи и разбои. Повсюду царила нищета, люди жили впроголодь.
Иоанн Кронштадтский сам обходил дома бедняков и бродяг, оказывая им как духовную, так и материальную поддержку. Он старался никому не отказывать в посильной помощи. Отец Иоанн, невзирая на состояние этих людей, приходит к ним для совершения треб и наставления на истинный путь спасения. Благодаря такой самоотверженной деятельности пастыря начал возгораться огонек спасения и надежды у этих, казалось бы, совсем пропащих людей. Иоанн Кронштадтский беседовал с ними, сидя за ужином или чаем, благодаря чему между ними все преграды окончательно разрушались. Иоанн Кронштадтский сам вырос в бедной семье и знал, как трудно живется малоимущим. Поэтому он с большой пастырской любовью заботился о всех нуждающихся и обремененных.Иоанн Кронштадтский сам обходил дома бедняков и бродяг, оказывая им как духовную, так и материальную поддержку
Постепенно о благотворительности и сострадании к нищим этого чудного пастыря разнеслась молва. Поэтому постепенно за ним стало ходить множество нищих и обездоленных, которые искали поддержку. А Иоанн Кронштадтский как истинный пастырь Христов никогда не отказывал, да и не мог отказать им ни в чем. Случалось, что при возвращении поздним вечером домой к нему подходил нищий, но у отца Иоанна уже нечего было ему дать. Поэтому он снимал с себя обувь и верхнюю одежду и отдавал нищему, а сам в таком виде отправлялся дальше к себе домой.
Иоанн Кронштадтский раздавал милостыню и призывал, чтобы и все окружающие люди поступали также. Он укорял обеспеченных людей, которые не подавали нищим и обездоленным, а тратили свои огромные средства на увеселения. Он также укорял лавочников, которые не занимаются благотворительностью, хотя у них есть огромное количество товара, которое не продается, и которое они могли бы использовать по назначению.
Однако бедняков в Кронштадте было очень много. Поэтому отец Иоанн хотел, чтобы они сами своим собственным трудом зарабатывали себе на хлеб и тем самым полностью уничтожили бы нищету. В 1881 году в Кронштадте для бездомных и нищих был организован Дом Трудолюбия. Со временем здесь появились всевозможные мастерские, аптека, библиотека, была организована школа для бедных и действовал даже православный храм. Помимо Дома Трудолюбия Иоанн Кронштадтский поддерживал и другие благотворительные организации, чтобы помочь и поддержать всех нуждающихся.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский огромную пастырскую заботу и попечение оказывал детям, в которых видел будущее России, потому что благодаря им, порой, постепенно приходили к Богу и их родители, если они были далеки от Него. Это был особый путь наставления на истинный путь спасения, который был так необходим в то время всеобщего неверия и духовного кризиса российского общества.
На протяжении всей своей пастырской практики Иоанн Кронштадтский огромное количество времени проводил в разъездах по всем уголкам России, повсеместно совершая молебны и требы, благодаря которым приблизил огромное количество людей к истинному пути спасения.
Всероссийский пастырь в своих проповедях объяснял Божественное домостроительство спасения всех православных людей, смысл богослужения, молитв, показывал значение личного участия каждого человека в деле своего спасения для достижения вечной жизни в единении с Богом — Создателем нашего мира и всего человечества. Иоанн Кронштадтский говорил только то, чем сам жил, что сам испытал на своем личном опыте. Все его слова были пропитаны пастырской любовью, сердечностью, искренностью, духовным единением со своей паствой. Все его проповеди пронизывали душу каждого слушающего и отличались глубокой верой и преданностью Господу.
Иоанн Кронштадтский считал Церковь настоящей школой спасения всего человечества. Он видел в Церкви единение всех людей, которые неразрывно связаны между собой с Богом и считал Церковь хранительницей истины. На страницах своих дневников и проповедей Иоанн Кронштадтский постоянно предостерегает от католичества и протестантских деноминаций, а так же от всевозможных сект, которые так широко распространились и наплодились и встали на пути ко спасению всего человечества и препятствуют ему. Он постоянно говорит, что только в Православной Церкви догматическое вероучение неискаженно и потому является истинным. Иоанн Кронштадтский постоянно говорит, что именно без Православной Церкви нет и не может быть спасения.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский считал, что в христианском усовершенствовании и воспитании каждого христианина огромную роль играет богослужение и литургическая жизнь. С помощью совершения богослужения всероссийский пастырь зажег спасительный огонек веры в каждом, приходящем в храм. Святой праведный Иоанн Кронштадтский поставил себе в обязанность ежедневно совершать Божественную Литургию, совершение которой привлекало к себе огромное количество верующих. Центральное место в духовной жизни святого праведного Иоанна Кронштадтского занимало общественное богослужение и совершение им Божественной Литургии, к чему он относился с особенным благоговением и трепетом, полностью уходя в себя. Огромное впечатление на окружающих людей производило то, с каким рвением служил Кронштадтский пастырь. Во время чтения молитв он плакал, улыбался, восклицал слова из богослужения. Все это рвение пастыря конечно же передавалось окружающей его пастве, привлекая все большее и большее число прихожан. Благодаря этому вся паства начинала участвовать вместе со своим пастырем в этом чудном богослужении. Как известно, молитвенное состояние во время богослужения передается через пение хора. Поэтому святой праведный Иоанн Кронштадтский огромное внимание и значение уделял этому, благодаря чему приходило на истинный путь спасения очень много людей. Простым людям очень нравилось церковное пение, особенно если оно было пропитано большим воодушевлением и глубокой верой. Даже сам Иоанн Кронштадтский поднимался на клирос и начинал регентовать, что придавало богослужению особый характер.
Центральное место в жизни и в пастырской практике святого праведного Иоанна Кронштадтского занимало Таинство Евхаристии, о котором он так много писал свои переживания и размышления на страницах дневников и о котором говорил в проповедях. В народе считалось, что причащаться нужно не чаще одного раза в год. Поэтому Таинство Евхаристии переставало занимать центральное место в жизни каждого православного христианина.
В конце 19 — начале 20 столетия все чиновники, военные и учащиеся в обязательном порядке один раз в год должны были причащаться Святых Тела и Крови Христовых. Поэтому Причащение для некоторой части российского общества носило принудительный, а иногда и чисто юридический характер. Благодаря своей литургической практике святой праведный Иоанн Кронштадтский разорвал сложившийся порядок нечастого причащения. В своих проповедях и поучениях он всех призывает к частому и регулярному Причащению, к евхаристическому общению. Пастырская деятельность святого праведного Иоанна Кронштадтского является литургическим прогрессом, преобразованием в жизни Церкви, возрождением литургической жизни российского общества конца 19 — начала 20 столетия. В этом состоит огромная заслуга Кронштадтского пастыря.
Огромное значение в духовной жизни российского общества святой праведный Иоанн Кронштадтский придавал совершению таинства Покаяния, от которого многое зависит в духовном преуспевании и усовершенствовании каждого христианина, идущего по пути спасения. Когда Иоанн Кронштадтский исповедовал, то он стремился, чтобы исповедь проходила плодотворно. Он старался как можно глубже исповедовать каждого пришедшего и избегал формальной и очень краткой исповеди. Кронштадтский пастырь настаивал, чтобы каждый пришедший на исповедь каялся от всей души, осмысливая всю свою жизнь. Очень часто он принимал исповедь одного кающегося по несколько часов.
Постепенно молва об этом стала распространяться по всей стране. Со временем к этому чудному пастырю стало приходить огромное число кающихся, которых он просто не мог исповедовать из-за нехватки времени. Поэтому по благословению высшей церковной власти он прибегает к практике общей исповеди, которая сопровождалась всевозможными поучениями и наставлениями в духовной жизни. На эту общую исповедь в Андреевский Собор города Кронштадта собиралось несколько тысяч кающихся, которые, не стесняясь окружающих их людей, выкрикивали все свои содеянные грехи. Проведение такой общей исповеди откладывало очень огромное впечатление как на самого Иоанна Кронштадтского, так и на всех исповедующихся, благодаря чему прервалась преграда между пастырем и кающимися.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский основой духовной жизни считал молитву. В своих дневниках он дает наставления, каким образом необходимо молиться, и показывает, какую неоценимую пользу она приносит в духовной жизни каждого христианина, ищущего спасения. Иоанн Кронштадтский не рекомендует в духовной жизни во время прохождения подвига молитвы практику воображения телесного вида Спасителя, Божией Матери и святых. Благодаря подвигу молитвы происходит преображение духовной жизни каждого христианина. Молитва является средством, которое помогает приблизиться к Богу — нашему Создателю. Поэтому молитва к Богу должна составлять неотъемлемую часть жизни каждого христианина, идущего по пути спасения. Сам Иоанн Кронштадтский на своем примере показал, как необходимо проходить подвиг молитвы. По молитвам этого чудного пастыря на глазах у окружающих его людей по милости Божией совершались всевозможные чудеса и исцеления, многие становились на истинный путь, ведущий ко спасению.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский призывал всех любить и быть снисходительными к окружающим людям, переносить всевозможные обиды, оскорбления, которые так часто встречаются в окружающем мире. Он призывал все усилия направлять на приобретение душевного мира, который так необходим каждому, идущему по пути спасения.
Иоанн Кронштадтский и Лев Толстой
Когда на арене общественной жизни появляется граф Лев Николаевич Толстой со своим лжеучением, святой праведный Иоанн Кронштадтский все свои усилия направляет на его обличение, а также на обличение образованной интеллигенции, которая оказывала негативное влияние на духовную жизнь российского общества.
Лев Николаевич Толстой полностью исказил смысл Евангелия и всего Священного Писания; отрекся от Церкви, которая была основана Самим Спасителем; многих совратил вслед за собой и погубил их. Он полностью попрал благодать Причащения, Покаяния и всех таинств. Толстой своей деятельностью разрушил сложившиеся и существующие вот уже несколько столетий устои духовной жизни российского общества. Он полностью отрицал Церковь, выдумал свое учение о Боге, извратил все христианство. Лев Толстой выступил против Церкви и Бога, отрицал Воскресение Христово. Последователи Толстого настаивали на недопущении хождения в храм детей школьного возраста — будущего поколения российского общества. Лев Толстой имел много своих последователей. Последователи Толстого переставали ходить в православный храм, исповедоваться и причащаться. Они говорили, что необходимо жить по своей плотской жизни и удовлетворять все потребности своей плоти. Они не верили в воскресение мертвых, бессмертие души и в Суд Божий.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский много сил и времени уделял на то, чтобы разоблачить учение Толстого и его лжехристианство; направить на истинный путь всех тех, кто поддался этому соблазну. Иоанн Кронштадтский называет Толстого врагом не только Православия, но и всей России и общества. Кронштадтский пастырь постоянно говорит, что всем нужно молить Бога, чтобы Он открыл глаза всему русскому народу и всем, кто следует за Толстым.
Иоанн Кронштадтский о России и вере
В 1881 году происходит убийство Александра II, которое показывает тяжелый духовный кризис российского общества конца 19 столетия. Повсюду царил террор. Святой праведный Иоанн Кронштадтский всех призывал к покаянию и изменению своей жизни, нравственному преображению. Духовный кризис российского общества он видел в самом правительстве, которое во многом способствовало различным беспорядкам.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский в одной из своих проповедей за 1907 год говорил, что Русское Царство колеблется, шатается и близко к падению, и если в России и дальше так пойдут дела и она не очистится от всего этого, то опустеет как стертые с лица земли Божиим правосудием древние царства и города за свое безбожие и за свою безнравственную жизнь. Но Господь по Своему милосердию и любви ведет Россию на путь возрождения, не оставляет ее в гибельном состоянии.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский всеми силами старался преобразить российское общество и направить его на истинный путь спасения. Он все время обличал, говорил только правду, независимо от жизни общества, никого не боясь. Святой праведный Иоанн Кронштадтский видел возрождение России и современного общества только в жизни с Богом, пребывании в Церкви, а также в любви к царю и, конечно же, своему Отечеству.
Поучения св. прав. Иоанна: цель и смысл жизни православного христианина
Земная жизнь человека как приготовление к вечности
Если мы посмотрим на наш современный мир, то увидим самое разнообразное понимание и осмысление человеческой жизни. Для одних целью является ее материальное устроение, достижение славы и почестей. Другие считают, что счастье заключается в стяжании земных богатств. Из-за пристрастия к земным благам происходит опустошение сердца человеческого.
Иоанн Кронштадтский говорил: «В том вся мудрость и заслуга христианина, чтобы отвергнуть все пристрастия земные, презреть сласти, корысть, красоту земную, славу земную, ибо, презревши все это, мы удобно возлюбим Бога всем сердцем и ближнего, как себя, и не будем иметь случаев возмущаться, утесняться, унывать»[3].
Через наши повседневные дела растет и укрепляется пристрастие к земным благам и происходит охлаждение любви к окружающим нас людям. «Отчего мы часто прельщаемся земными вещами? Оттого, что очень любим плоть и мир и нерадим о душе бессмертной, оттого, что любим сладко есть, пить, изящно одеваться, а богомыслием и созерцанием духовным не занимаемся»[4].
«Земные блага почитай столь маловажными и ничтожными, что из-за них никогда и не думай терять благ духовных — любви, которой нет ничего выше на свете, мира и радости о Дусе Святе; никогда не меняй последних на первые. Имея последние, можно быть счастливым и блаженным без первых, а имея первые без последних, никогда нельзя быть счастливым. Помни это всегда»[5].
«Если оставим пристрастие к себе и к земным благам, то сердца будут наши, и мы спасем души свои; а если не оставим пристрастия к земным благам и к себе, то сердца наши будут в руках диавола, и мы погибнем... Великая утрата для благочестия —пристрастие к земным вещам и погубление энергии душевной и телесной»[6].
«Ибо враг не чрез что так не посевает зло в наших сердцах, как чрез пристрастие к земным вещам, и не чрез что так не уловляет в погибель, как чрез пристрастие. Пристрастный к земным благам человек подвержен и гордости, и злобе, и зависти, и роскоши и невоздержанию, и искушениям блудным, и ропоту с нетерпением, и хуле, и жестокосердию, столь гибельному, наипаче в христианине, и неверию, и отчаянию, и другим бесчисленным грехам. А презревший земные блага имеет все противоположные добродетели. Пристрастие к земным вещам служит крайним препятствием христианину к христианскому совершенству»[7].
Очень многие люди неправильно смотрят на свою жизнь и окружающий их мир. Они забывают о тленности, непостоянстве и исчезновении всех вещественных благ и практически не думают о цели своей жизни. «Цель нашей жизни (и нашего сотворения) есть соединение с Богом, от Которого мы отпали и отпадаем чрез грех. Соединение с Богом и вкушение сердечного упокоения в Нем предначинается еще здесь, — к тому направлено все богослужение церковное и таинства, особенно Крещение, Покаяние и Причащение, священнодействия Церкви, — и совершится окончательно в будущем веке. Для того-то ныне посты, говения, хождения к службам и усиленные молитвенные подвиги, Покаяние, Причащение»[8].
Святой праведный Иоанн Кронштадтский на страницах своего дневника удивляется непониманию многими людьми человеческой жизни. «Странное дело. Большинство людей, весьма мало или совершенно не заботясь о достижении Царствия Небесного, об очищении себя от всякой скверны плоти и духа, думают, что Царствие Небесное само собою (достанется им), придет к ним; не радят об Христа — в причащении, и то — по вопиющей необходимости, и то — как бы по принятому другими обычаю»[9].
К сожалению, очень много людей на протяжении всей своей жизни так и не находят Христа и не понимают своего истинного предназначения как этой жизни, так и вечной. «Не нашедшие Христа живут в этой жизни без сердечной веры, думают и заботятся больше о житейском: как бы повеселиться, сладко попить да поесть; как бы одеться поизысканнее, как бы удовлетворить своим похотям, которыми они сгорают день и ночь; как бы время убить, которого не знают куда девать, хотя время их ищет и, не находя их, быстро мчится в их глазах: летят дни за днями, ночи за ночами, месяцы за месяцами, годы за годами, пока, наконец, ударит последний, грозный час и ему скажут: стой, твое течение совершилось, твое время померено и грехи и беззакония твои все пришли пред тебя, и всею своею силою обрушатся на тебя, и своею тяжестию будут вечно подавлять тебя»[10].
«По временам надо огорчать нашу земную жизнь, чтобы из-за постоянного наслаждения ею нам не привязаться к здешней жизни и не забыть о будущей. Господь попускает нам с этою целию огорчаться неправдами людскими, болезнями, напастями, потерями, искушениями»[11].
«Познай, человек, свое величие и ничтожество. Знай, что ты рождаешься на свет с растленной грехом природою и тебе предстоит борьба всю жизнь с грехами. Знай, что тебе предстоит дать отчет Богу, создавшему тебя, во всей своей жизни; помни, что ты умрешь и что по смерти сейчас следует частный суд»[12].
Если мы посмотрим, то можем увидеть, что никакая роскошь, никакие удовольствия не могут сделать человека по-настоящему счастливым. Достигая одного человек не успокаивается и начинает искать другое и так далее. Если человек не находит полного счастья в этом мире, то обязательно должно существовать другое неземное счастье. И это неземное счастье заключается в жизни с Богом, Создателем нашего мира. Поэтому главной целью для человека является жизнь в Боге. К этой жизни с Богом и должен стремиться человек.
Духовная жизнь и ее необходимость в деле спасения человека
Обязательным условием для спасения является духовная жизнь каждого христианина. «Жизнь истинного христианина нельзя и представить иначе, как непрестанным бодрствованием над собой, вниманием себе, борьбой с ветхим человеком, наследованным от прародителей, истлевающим в похотях прелестных. Да, жизнь христианина есть непрестанная борьба со страстями и похотями, с миром, во зле лежащим, с начальствами и властями и миродержителями тьмы века сего, духами злобы поднебесными. Жизнь христианина есть непрестанная война духовная... Затем, жизнь христианина есть постоянное упражнение в самоотвержении, милосердии, очищении себя от всякого житейского пристрастия, упражнения в созерцании Божественной красоты, благости...»[13]
«Кто достоин Небесного Царствия из людей? Тот, кто старается всеми силами уподобиться в святости, благости, милости к ближнему, подобно Богу Отцу, Сыну и Духу Святому, кто старается уподобляться святым в покаянии, молитве, воздержании, терпении, кротости, тихости, послушании, смирении, любви нелицемерной. На небе —место только святости, любви, единомыслию, единой воле святой и непорочной»[14].
«Сердечная энергия человека должна быть направлена к Богу, к любви Его, к исполнению святых заповедей, к борьбе со злом или грехами всякого рода, к сохранению душевного мира, кротости, смирения, свободы духа, сочувствия человечеству в его немощах. Между тем, враг усиливается всю энергию сердца и воли нашей устремить к суете, к страстям плоти и духа, к люблению мира и всего, что в мире: похоти плоти, похоти очей и гордости житейской и, таким образом, постоянно крадет самое дорогое благо человека — спасение души»[15].
«Но не думайте вы, что, если вы называетесь христианами, если вы ходите в церковь и причащаетесь — так вы уже и спасетесь: не тут-то было! Если вы не исправляетесь, не каетесь, то вы ложно называетесь христианами и — погибнете. Хотите спастись? Так исправляйтесь, делайтесь из гордых смиренными, из злых добрыми, из прелюбодейных целомудренными, из сребролюбивых щедрыми; будьте милостивы, желайте — хорошо, если бы и творили! — творить милостыню и, сколько можно, творите ее»[16].
Каждый христианин должен быть уверен, что Бог постоянно печется о его спасении, что он ни на минуту не оставляется Богом без попечения о спасении его бессмертной души. «Христианин должен соблюдать спокойствие духа при всех искушениях и неправдах человеческих. Что я говорю? Хотя бы мир стал рушиться, и тогда он должен быть величественно покоен духом своим, будучи утвержден сердцем во Христе. Признак истинно христианской души — всегдашний внутренний мир и спокойствие. А мы каковы? От всего беспокоимся, да еще сами даем простор в сердце беспокойным мыслям: растите и множитесь себе на беду душе»[17].
Главная цель жизни человека на земле состоит в достижении душевного мира и спокойствия. «Бывают в жизни христианина минуты, когда не блестит в голове ни одна мысль светлая и не приходит на призыв души, и чувствуешь лишь один страшный мрак и смятение в душе. В это время темная сила покрывает душу. Тут-то мы опытно узнаем, что мы сами — не свои, а Божии и от Него получаем силу»[18].
«Какой знак того, что человек-христианин близок ко Христу? Близкий ко Христу человек обращается часто с верою и любовию ко Христу, часто произносит сладчайшее Его имя, часто призывает Его в помощь, часто обращает к Нему взоры, потому что не может не произносить, не обращать взоры и не призывать: наполняя его мысли и сердце, Христос Бог естественно показывается у него и на языке, и во взоре, потому что без Христа он слаб, бессилен, нерадостен. Далекий от Христа человек редко-редко обращается мыслями ко Христу, и то не с сердечною верою и любовию, а так — только по какой-нибудь необходимости, и то как к Лицу, Которое мало знакомо его сердцу, Которое не радует или не услаждает его сердце, не имеет для него привлекательности»[19].
Завершая разговор о жизни и некоторых поучениях святого праведного Иоанна Кронштадтского, нельзя не отметить одно: удивляет, что на протяжении всей жизни у Иоанна не было духовного отца. На протяжении всей своей жизни он полностью руководствовался Священным Писанием и святоотеческим наследием и ими жил, постоянно ища в них путь ко спасению. Удивляет также и то, что свой пастырский подвиг кронштадтский пастырь проходил в миру с его всевозможными соблазнами и искушениями. Многие удивлялись этому высокому пастырскому самоотвержению в повседневной жизни. Вся жизнь Иоанна Кронштадтского была во Христе и только в Нем, была исполнением Его заповедей. В этом и кроется главная причина его всероссийской популярности и преданности людей этому чудному пастырю. Святой праведный Иоанн Кронштадтский своим собственным примером показал те пути спасения, которые необходимы для каждого христианина, желающего унаследовать жизнь вечную с Богом —Создателем мира и всего человечества.
Иеродиакон Питирим (Ануфриев)
Ключевые слова: Иоанн Кронштадтский, пастырство, таинства, Церковь, покаяние, история России, воцерковление
[1]Альбицкий Петр, прот. О. Иоанн Кронштадтский как пастырь и общественный деятель / В мире молитвы. — Нью-Йорк, 1987. — С. 125.
[2] Слово, сказанное 22 декабря 1908 года в Москве в церкви Епархиальнаго дома на панихиде, совершенной митрополитом Владимиром в сослужении пяти епископов // Источник:Восторгов И., прот. Полное собрание сочинений. — Т. III (в двух вып.): Проповеди и поучительныя статьи на религиозно-нравстренныя темы. 1906-1908 гг. — М.: Типография «Русская Печатня» Б.В. Назаревскаго, 1915. — С. 773-781. // URL: http://pravoslavie.ru/50690.html (дата обращения: 18.06.2018 года).
[3] Иоанн Кронштадтский, прав. Дневники. — Т. 15. 1870-1871. // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshtadtskij/dnevnik-tom-15-1870-1871-gg/9 (дата обращения: 18.06.2018).
[4] Иоанн Кронштадтский, прав. Путь к Богу // URL: https://www.litres.ru/svyatoy-pravednyy-ioann-kronshtadtskiy/put-k-bogu-11828170/chitat-onlayn/page-2/ (дата обращения: 18.06.2018).
[5] Иоанн Кронштадтский, прав. Дневники. — Т. 3. 1859-1860 // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshtadtskij/dnevnik-tom-3-1859-1860/2 (дата обращения: 18.06.2018).
[6] Иоанн Кронштадтский, прав. Дневники. — Т. 15. 1870-1871 // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshtadtskij/dnevnik-tom-15-1870-1871-gg/10 (дата обращения: 18.06.2018).
[7] Там же.
[8] Иоанн Кронштадтский, прав. Дневники. — Т. 4. 1860-1861 // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshtadtskij/dnevnik-tom-4-1860-1861/3 (дата обращения: 18.06.2018).
[9] Иоанн Кронштадтский, прав. Дневники. — Т. 3. 1859-1860 // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshtadtskij/dnevnik-tom-3-1859-1860/2 (дата обращения: 18.06.2018).
[10] Там же.
[11]Иоанн Кронштадтский, прав. Дневники. — Т. 15. 1870-1871 // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshtadtskij/dnevnik-tom-15-1870-1871-gg/10 (дата обращения: 18.06.2018).
[12]Там же.
[13]Иоанн Кронштадтский, прав. Дневники. — Т. 2. 1867-1868 // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshtadtskij/dnevnik-tom-2-1857-1858/2 (дата обращения: 18.06.2018).
[14] Иоанн Кронштадтский, прав. Предсмертный дневник // URL: https://predanie.ru/ioann-kronshtadtskiy-pravednyy/book/72161-predsmertnyy-dnevnik/ (дата обращения: 18.06.2018).
[15]Спасение души // Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshtadtskij/simfonija-po-tvorenijam-svjatogo-pravednogo-ioanna-kronshtadtskogo/256 (дата обращения: 18.06.2018).
[16] Иоанн Кронштадтский, прав.Дневники. — Т. 5. 1862 // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshtadtskij/dnevnik-tom-5-1862/3(дата обращения: 18.06.2018).
[17] Иоанн Кронштадтский, прав. Дневники. — Т. 4. 1860-1861 // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshtadtskij/dnevnik-tom-4-1860-1861/3 (дата обращения: 18.06.2018).
[18] Иоанн Кронштадтский, прав. Дневники. — Т. 3. 1859-1860 // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshtadtskij/dnevnik-tom-3-1859-1860/2 (дата обращения: 18.06.2018).
[19] Там же.