

Иерей Петр Каминский 7408
Содержание:
Особенным показателем для владыки становится разделение в сознании русского общества религиозно-нравственных требований, предъявляемых к монашествующим и мирянам. Суть такого подхода, по мнению владыки Илариона, заключается «в том, что слишком превозносят монашество, но не искренно, а лишь с той лукавой целью, чтобы потом больше, чем следует, всячески бранить»[1].
Реальная опасность такого подхода — это принижение высоты христианского идеала для мирян, обмирщение Православия и проявление враждебного отношения к монашествующим: «Предрассудок против монахов, монашества лукав и еще с одной стороны, а именно: думают, что христианский идеал во всей его высоте обязателен и нужен только монахам, а мирянам... ну а мирянам нужно что-нибудь более сходное, более легкое»[3]. В результате, высокая планка христианского совершенства, достигаемого в ходе подвигов человеческой жизни, для лиц, не облеченных в монашеские одежды, принижается. «У нас стало два христианства, — пишет священномученик Иларион, — два христианских идеала: один для монахов, другой для мирян. Такое разделение Христова идеала я считаю нелепым принципиально и крайне вредным практически»[4].
В связи с этим отмечает владыка распространенное в его время предвзятое отношение к инокам. «Разные поношения монашества теперь так часто начинаются словами: “Монахи, отрекшиеся от мира” и т.д. Осуждая всячески монахов и стараясь обелить себя, миряне теперь так часто говорят: “Но мы от мира не отрекались!” Совершенная бессмыслица с православной точки зрения. Не отрекались от мира — значит, нет различия между добром и злом, пороком и добродетелью, не нужна никакая борьба со страстями»[5]. Подобные случаи совсем не единичны: «Бранить монахов и изображать их какими-то чудовищами в человеческом виде — столь обычное и излюбленное занятие мирян»[6]; «С некоторого времени повелась у нас дурная манера изображать монахов какими-то нравственными чудовищами, которые должны быть виноваты, «без вины виноваты»[7].![]()
Особенное искажение сути монашества наблюдалось среди русской интеллигенции.
![]()
Особенное искажение сути монашества наблюдалось в ту пору среди русской интеллигенции: «Кто больше всего кричит о недостатках монастырей, тот обычно с монастырями меньше всего знаком. Ведь наши интеллигенты весьма склонны все монастыри представлять в том лживом образе, какой создал своим воображением Максим Горький в "Исповеди"»[9]. За этими антимонашескими выступлениями стоит апология греха и вседозволенности: «А если вы будете говорить об обязанностях всякого, принадлежащего к Св. Церкви, вам с негодованием ответят: "Да разве мы монахи? По-вашему, христианство только в монашестве? Нужно только Богу молиться? От жизни с ее радостями нужно отказаться? У вас слишком узкое понятие о христианстве. Христианство — религия свободы"... и прочие безумные глаголы»[10].
Вообще оценка религиозно-нравственного состояния насельников монастырей занимает достаточно важное место в трудах священномученика Илариона (Троицкого). Он сам был поклонником монашества и стремился к пропаганде иноческого образа жизни. Так, например, он писал: «Нас обвиняют иногда за то, что мы стремимся к пропаганде монашества. А хотя бы и так, что же в том дурного-то? Ведь не на грех соблазняем, а к "воистину доброму и блаженному делу" приглашаем. Мы знаем по опыту, что монашество приносит душевный мир и радость»[11].
В его трудах находит отражение высокое религиозно-нравственное состояние современных ему авторов. «С монахами я знаюсь давно и смело, и твердо заявляю, что такой любвеобильности, сострадания, сердечности, какие наблюдал я у монахов, у мирян я не встречал»[12]. Действительно, вторая половина XIX-начало ХХ веков стали периодом расцвета русского иночества. Святители Филарет Московский и Игнатий Брянчанинов, оптинские старцы и подвижники Зосимовой пустыни были славой отечественного монашества. С последними учениками старческой школы, принесенной преподобным Паисием Величковским на русскую почву, владыке Илариону удалось пообщаться лично. Знаменательно, что наследник последней школы старчества — преподобный Алексий Зосимовский — вытягивал имя будущего патриарха Московского на Поместном соборе 1917-1918 гг. А восстановление самого патриаршества — великая заслуга священномученика Илариона, избранный же патриарх Тихон по достоинству оценил владыку, приблизив его к себе в условиях сложных церковных перипетий 1920-х годов.![]()
Самой большой проблемой русского богословия архиепископ Иларион считал гегемонию западной схоластики в умах православных русских богословов.
![]()
Изображает владыка Иларион и размеренный порядок жизни большинства известных ему обителей: «Встают от сна в половине третьего, а в три часа уже во храме. Читают утренние молитвы, полунощницу и слушают утреню. Утреннее богослужение продолжается часа три. В восьмом часу снова в храм на литургию, которая окончится часов в десять. После литургии займутся трудом — "послушанием". До окончания литургии пищи не принимают. В полдень трапеза, за которой читается житие дневного святого. Трапеза проходит чинно, в молчании. Перед трапезой и после поются молитвы. Каждое блюдо подается с молитвой же. По окончании трапезы отдых часа на полтора. Ведь встали-то уже давно! А после отдыха кто трудится, кто читает что-нибудь духовное, назидательное. В 5 часов вечерняя служба, которая заканчивается часам к 8 уже в трапезной, где читаются и вечерние молитвы со многими земными поклонами. А в девять уж спать пора, потому что завтра опять в половине третьего разбудят. Да перед сном еще правило свое исполнят, со многими опять земными поклонами. Так изо дня в день. В посты трапеза совсем скудная, а служба церковная в сутки иногда занимает 11-12 часов. Порядок дня не выдуман мной, а списан с натуры. В большинстве монастырей так именно проходит день»[13].
Вместе же с таким промонашеским настроением встречаются порой у владыки Илариона и строгие суждения о современных ему иноках. Да, ему была присуща любовь к идеалам монашества. Вот почему аномалии в среде монашествующих вызывают у него строгие суждения.
Так осуждает владыка Иларион превозношение монахов, оправдывающих свои грехи принадлежность к лику иноков. «Принятие монашества не ставит человека сразу в нравственном значении выше всех мирян. “Последний монах лучше самого хорошего мирянина!” — приходилось мне это от монахов слышать, но я такое изречение считаю неправильным»[14]. Владыка указывает еще одну негативную тенденцию в среде иноков — осуждение брачного состояния: «Церковь неповинна в тех похулениях брака, которые допускают отдельные монахи»[15].
Отдельной позицией стоит оценка состояния богословия в русских духовных школах. Самой большой проблемой русского богословия архиепископ Иларион считал гегемонию западной схоластики в умах православных русских богословов: «Схоластическое богословие утвердилось во всех духовных школах, которые получили начало в 18-м веке. Все будущие пастыри русского народа, все будущие богословы заговорили на латинском языке. Здесь нужно видеть начало отчуждения духовенства от народа. Латинский язык и латинское богословие господствовали в духовной школе и в 19-м веке»[16].
«Латинское влияние затронуло у нас решение самых живых богословских вопросов, затронуло самую душу богословия. Полемика с латинством, касаясь указанных догматических разностей, имела в виду далеко не самое важное и существенное. Православные полемисты издревле в своей полемике с латинством оцеживали комаров и без внимания оставляли верблюдов. Католических ересей насчитывали целые десятки, но не указывали основного пагубного заблуждения латинства»[17], — пишет священномученик Иларион. Суть же принципиального заблуждения, вторит он «православному учению о спасении» патриарха Сергия (Страгородского), состоит в искажении понятий о спасении.
«Спросите вы людей, прошедших среднюю духовную школу, как они богословствуют о спасении! Спросите наших сельских неученых батюшек! Вы прежде всего узнаете, что они вообще очень мало богословствуют, но все же вы заметите без особого труда, что о спасении они мыслят по Макарию, а не по Афанасию Великому или Григорию Богослову. Школа положила на веки свою схоластическую печать...»[19]Здесь неуместно обсуждать отличие или схожесть взглядов митрополита Макария (Булгакова) и святителей Никейской эпохи на спасение, данное замечание имеет лишь конкретную функцию аргументации. Как бы то ни было, факт остается фактом — в массе своей духовенство не имеет точных представлений ни о сути конфессиональных подходов к вопросам спасения, ни о их разнице, ни о существенных взглядах ортодоксии, ни о содержании учения восточных отцов.![]()
Активная борьба против юридической теории искупления, предпринятая архиепископом Иларионом, свидетельствует нам о юридизме как основном взгляде на сотериологию, распространенном в русском обществе.
![]()
Да, несомненно, «в богослужении мы слышим чистый и неиспорченный отголосок богословия святоотеческого, древне-церковного»[20], но не всегда этот голос достигает пастырей и богословов русского общества: «Классная кафедра духовной школы и церковный амвон и клирос в одно и то же время говорят на разных богословских языках!»[21]
Причиной такого невежества служит леность и индифферентность воспитанников духовных учебных заведений, которым по долгу предстоящей службы надлежало бы погрузиться умом в Слово Божие и в атмосферу патристической традиции. Однако, как пишет владыка Иларион, «десятый год наблюдая академическую жизнь, я невольно с грустью и печалью, иногда и с негодованием, замечал, что студенты Академий слишком мало занимаются богословием и еще меньше богословием интересуются. Получается крайне ненормальное явление: студент духовной Академии, оканчивая курс, имеет некоторые взгляды философские, исторические, даже политические, но не имеет определенных взглядов богословских. Чисто богословские вопросы его не волнуют; он будто даже и не понимает, как это богословский вопрос может задевать за самую сердцевину души, ломать и переворачивать всю жизнь человека, заставлять его ввергаться в огонь и в воду»[22]. Полную аналогию со светской системой можно провести, опираясь на слова журналиста А. С. Суворина: «Русские люди высшего образования обыкновенно ничего не читают, поступив на службу, и по прошествии некоторого времени, ибо сами считают себя образованными, и другие считают его таким, а у него остались смутные понятия»[23].
Активная борьба против юридической теории искупления, предпринятая архиепископом Иларионом, свидетельствует нам о юридизме как основном взгляде на сотериологию, распространенном в русском обществе. И хотя апостол Павел оперирует в своих посланиях юридическими терминами, и пусть Церковь знает и другие неюридические образы спасения, выдвигаемая для воспитания и образования христиан, теория юридизма преподавалась в жуткой форме, не только исказившей образы искупления, но и низводящей спасения на примитивный уровень: «Недавно мне попался в руки учебная книжка — пособие по Закону Божию для гимназии. Когда прочитал я рассуждение о четвертом члене Символа веры... мне стало жутко и даже страшно. Юридическая теория спасения, разработанная нашими догматистами XIX века, там представлена в особенно грубой форме. А ведь уроки детства могут повлиять на религиозные представления и на окончательное устроение духовной жизни. Светская высшая школа не даст ничего. А юридическая схема может быть очень вредной для духовной жизни»[27].![]()
Наука не может претендовать на абсолютное господство в мире, так как ей не подвластна сфера отношений Бога и человека.
![]()
Находится в трудах владыки Илариона и оценка современного ему богословского состояния Католической Церкви и, ввиду ее юридических взглядов, оценка достаточно резкая.
Конечно, существует определенная трудность в изложении комплексного взгляда на спасение. Владыка Иларион сам это признает: «В таких вопросах, как вопрос о спасении, каждый имеет свои взгляды и всегда обнаруживает свою индивидуальность. Написать богословский трактат, удовлетворяющий других, несравненно труднее, нежели составить научно-богословское исследование»[29]. Вот почему в среде богословов и ученых всегда будут иметь место прения, в частности о сотериологии, что, в свою очередь, и будет определять некоторую конфликтность в среде духовного образования и научного богословствования.
Также, пожалуй, для полноты картины уместно будет привести оценку богословских воззрений владыки Илариона протоиереем Петром Гнедичем: «Метод и даже содержание богословия архиепископа Илариона можно обозначить одним словом — церковность... Соответствующее различие легко указать и в отношении к Священному Писанию, к «сердцу церковной жизни» — богослужению, к творениям святых отцов, и в понимании искупления. Здесь психологии настроений противостоит онтологизм церковного понимания догмата. Несомненным достоинством изложения архиепископа Илариона остается ясное понимание единства искупительного подвига Спасителя и онтологических следствий воплощения, соединившего «расстоящаяся естества» и явившегося источником спасения человеческого рода»[30].
Важна и оценка владыки Илариона места науки для богослова в современном мире: «в наше время очень много наук, которые наполняют людей множеством знаний, но о всех этих знаниях всегда можно спросить: нужны ли они для спасения души и для жизни вечной? А если не нужны, то какая в них польза? Правда, эти знания дают много житейских удобств: без них мы и прожить теперь не можем. Нам нужны железные дороги, пароходы, телеграфы и телефоны, электрический свет и многое другое. Все это так. Говорить против всего этого — значит быть смешным». Но наука не может претендовать на абсолютное господство в мире, так как ей не подвластна сфера отношений Бога и человека. Более того, наука — это инструментарий, применение которого нуждается в обязательном нравственном законе: «Между знанием и добродетелью лежит великая бездна греха. Мудрость в объединении знания и добродетели, а путь к этому один — преодоление бездны, преодоление греха. Путь мудрости — путь подвига, и этот подвиг двоякий: борьба с невежеством и борьба с грехом»[31].
Без нравственной этики наука не обладает полнотой знания. Владыка Иларион пишет: «Вся беда нашего времени в том, что гордая полунаука, — настоящая наука всегда смиренна, — берется не за свое дело, хочет учить людей жить. Ведь из истин естественнонаучных, математических и технических ровно ничего нельзя получить для решения вопросов спасения и погибели. Есть Бог или Его нет, будет ли жизнь вечная или нет — ответа на эти вопросы не найдешь, если будешь изучать звезды, деревья и травы, камни и металлы. Не найдешь их, если будешь изучать и судьбы народов, их войны, торговлю, общественную жизнь. Когда же наука начинает все же обсуждать подобные вопросы, то, взирая только долу, она легко и скоро начинает служить антихристу. Она, как древний человекоубийца, коварно внушает людям: отверзутся очи ваши, и будете, как боги, знающие доброе и лукавое (Быт. 3:5)»[32].
Вот почему в противовес секулярному миру христианское общество должно, по мнению владыки Илариона, развивать богословскую научную деятельность: «Но кто может о нашей науке сказать, что она по существу своему не нужна для спасения души и жизни вечной? Изучать Св. Писание, духоносные творения св. отцов, узнавать жизнь и подвиги угодников Божиих, исследовать дивные судьбы Христовой Церкви — неужели можно сравнивать все это с постройкой фабричных труб, с изучением писаний греховных, со всем вообще строительством современной башни Вавилонской? Конечно, нет! И в наше время, когда так умножается земная мудрость, особенно велика нужда в мудрости небесной, божественной»[33]. Хотя само это начинание не является популярным в среде молодежи: «Спросите вы талантливого юношу-семинариста, почему он какой-нибудь политехнический институт предпочел Духовной академии. Он скажет, что в Академии все скучно, схоластично, безжизненно, потому что здесь нет настоящей науки. Неужели высчитывать коэффициент трения при смазке усиленной и обыкновенной, изучать головоломный курс о сопротивлении материалов, вести практические занятия по выгнутии балок, неужели все это более жизненно, более интересно и более научно, чем изучать Слово Божие, где на каждой странице затрагиваются и решаются самые больные вопросы души человеческой? Да неужели студент Духовной академии с большим количеством проклятий зубрит к экзамену свои предметы, нежели юрист римское право, техник это свое сопротивление материалов и прочие будто бы столь интересные предметы?»[34]
Само богословие является вещью весьма ответственной, требующей от человека подвига самоотречения. Богословие — это реальная жизнь христианина в Боге. Владыка Иларион о богословии говорит: «Богословие же без благочестия, это — одно из чахлых и бледных порождений нашего идолопоклоннического века, не желающего покланяться единому Богу. Такого богословия не знали и не знают духоносные богословы. Св. Исаак Сирианин уподобляет такое богословие речам блудницы о целомудрии и считает его столь же мало полезным, как если бы кто вздумал поджигать сырые дрова»[35].
Поэтому занятия богословием, получение богословского образования требуют от человека особого усердия, и желательно их проводить в особой атмосфере. Духовные школы эпохи священномученика Илариона, по его мнению, вполне удовлетворяют этим требованиям: «К счастью нашему, мы имеем здесь все лучшие пособия для занятий именно таким богословием. Здесь у нас русская православная святыня, где, как чистый пламень свечи, целые столетия горят верующие души огнем священного вдохновения и согреваются теплотой сердечного умиления. Посмотрите со вне и на нашу дорогую Академию! Много можно поучительного найти здесь для души, преданной любомудрию. Обращали ли вы внимание на то, что в средине всех зданий Божий храм стоит? И не напоминают ли все эти здания тех строений близ Иерусалимского храма, где воспитывалась небесная Покровительница нашего храма, простирающая свой честный омофор и на всю Академию? А все сие не проповедует ли той непреложной истины, что подлинное христианское православное богословие должно стоять в самой тесной и неразрывной связи с церковной жизнью?»[36]![]()
Богословие — это реальная жизнь христианина в Боге.
![]()
Хотя эта оценка и является весьма похвальной, владыка Иларион не закрывает глаза на явные недостатки в системе духовного образования, которой, по его мнению, не хватает подлинной живой церковности. Уместно будет привести пространную цитату из статьи архиепископа Илариона «Духовная школа должна быть церковной!»: «Это в наших-то "духовных" семинариях не нужно усиливать церковность! Получил я недавно письмо от преподавателя гомилетики и литургики в одной из семинарий, и больно мне стало, когда увидел я, что мы имеем под вывеской "духовная семинария". Вот это письмо: "Трудно в семинарии преподавать богословские предметы, да еще такие, как мои. Учить проповедничеству лиц, одетых в синие брюки со штрипками по меньшей мере странная вещь. Просто смешным кажется посылать их на кафедру произносить поучение православному народу!.. А как у нас служат? Меня, при всей моей хладности, всего переворачивает... Читают — ничего не слышно, что попало. Поют безобразно. Устава никакого нет. Как же их учить при таком положении дела уставу? Я одно говорю, а в церкви совершенно другое — валяй как попало. Инспектор только о том и думает, как бы поскорее служба кончилась, и недоволен бывает, если кто зачитает раздельно. Думал я сам взяться за это дело, но смелости не хватает. Это значит восстановлять против себя ректора, инспектора и всю бурсу. Последняя уже и так начинает быть недовольной моим направлением. Единственная надежда на реформу»[37].
И действительно, бедой современных владыке духовных семинарий является негативное отношение к делу пастырского служения. Большинство школ мыслится как способ получения общего образования, а не место духовного роста и приготовления к церковному служению. Архиепископ Иларион замечает: «Школа у нас — духовная, то есть для детей духовенства. Все элементы церковности в духовной школе беспощадно осуждены в ходячих либеральных шаблонах. Выкиньте из семинарского или академического курса любой богословский предмет — [это] будет встречено одобрительно, но избави вас Бог покуситься на что-нибудь светское! Открыт семинаристам доступ в университеты... Ах, Боже мой, какая радость, какое счастье! Не то печально, что этот доступ открыт, а печально и горько, что в этом открытии назрела острая нужда»[38].
Владыка Иларион весьма высоко оценивает место богословия в современном ему обществе, что, в общем-то, и неудивительно: «Со всех сторон и в наши дни идут бесчисленные запросы на ту именно мудрость, которой посвящена наша Академия. На поприще земной мудрости избыток работников, но их мало, их очень мало на благодатной ниве богословской науки. А потому служение богословской науке и обогащение себя ее вечными и нетленными сокровищами — вот наше призвание в настоящем! Вот чему единому должны мы служить, чему покланяться; не преклоняя в то же время колен пред Ваалом знания чуждого и малоспасительного!»[39].
В заключение следует отметить, что русское общество того времени, несмотря на общую традиционность и принадлежность к Православию, утратило главный критерий принадлежности к Христовой вере, который владыка Иларион определяет как церковность. Особенно, по замечанию владыки, этим страшным процессам подвержена высшая часть русского общества — интеллигенция. И возрождение его возможно только в явлении истинной, подлинной церковности, при этом владыка Иларион уверен, что выполнить это может и обязана только церковная молодежь через освобождение от западного плена.
иерей Петр Каминский
Ключевые слова: богословие, русское общество, духовные школы, монашество, семинаристы, образование, церковность, реформа
[1] Иларион (Троицкий), священномученик. Единство идеала Христова / Творения: в 3 т. — Т. 3. — М., 2004. — С. 357.
[2] Иларион (Троицкий), священномученик. Да не будут тебе бози иные! / Творения: в 3 т. — Т. 3. — М., 2004. — С. 150.
[3] Иларион (Троицкий), священномученик. Единство идеала Христова / Творения: в 3 т. — Т. 3. — М., 2004. — С. 357.
[4] Там же. С. 358.
[5] Там же. С. 366.
[6] Там же. С. 374.
[7]Иларион (Троицкий), священномученик. У Троицы в Академии // URL: http://www.pravoslavie.ru/sm/33328.htm(дата обращения: 01.03.2012).
[8] Иларион (Троицкий), священномученик. Единство идеала Христова / Творения: в 3 т. — Т. 3. — М., 2004. — С. 374.
[9] Там же. С. 379.
[10] Иларион (Троицкий), священномученик. Да не будут тебе бози иные! / Творения: в 3 т. — Т. 3. — М., 2004. — С. 151.
[11] Иларион (Троицкий), священномученик. Единство идеала Христова / Творения: в 3 т. — Т. 3. — М., 2004. — С. 387.
[12] Там же. С. 374.
[13] Иларион (Троицкий), священномученик. Единство идеала Христова / Творения: в 3 т. — Т. 3. — М., 2004. — С. 379-380.
[14] Там же. С. 372.
[15] Там же.
[16] Иларион (Троицкий), священномученик. Богословие и свобода Церкви / Творения: в 3 т. — Т. 2. — М., 2004. — С.256.
[17] Там же. С. 257.
[18] Асмус В., прот. Архиепископ Иларион (Троицкий) и православное богословие. Богословский сборник. Вып.7. — М., 2001. — С. 81.
[19] Иларион (Троицкий), священномученик. Богословие и свобода Церкви / Творения: в 3 т. — Т. 2. — М., 2004. —С. 260.
[20] Там же. С. 261.
[21] Там же. С. 262.
[22] Иларион (Троицкий), священномученик. Богословие и свобода Церкви / Творения: в 3 т. — Т. 2. — М., 2004. — С. 262.
[23] Суворин А. С. Дневник. — М., 2000. — С. 485.
[24] Победоносцев К. П. Московский сборник // Победоносцев. Pro et contra. Сост. С.Л.Фирсов. — СПб, 1996. — С. 168.
[25] Цит. по: Фирсов С. Время в судьбе. — СПб, 1998. — С. 17.
[26] Феодор (Поздеевский), архиеп. Смысл христианского подвига. — Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1995. — С. 60.
27 Иларион (Троицкий), священномученик. Вифлеем и Голгофа / Творения: в 3 т. — Т. 2. — М., 2004. — С.279.
[28] Иларион (Троицкий), священномученик. Единство идеала Христова / Творения: в 3 т. — Т. 3. — М., 2004. — С. 363.
[29] Иларион (Троицкий), священномученик. О сочинении студента М. Введенского на тему: «Сотериология святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова» / Творения: в 3 т. — Т. 2. — М., 2004. — С. 340.
[30] Гнедич П., прот. Догмат искупления в русской богословской науке (1893-1944). — М., 2007. — С. 222.
[31] Иларион (Троицкий), священномученик. О мудрости. Размышление над двумя тропарями Великого канона Андрея Критского / Творения: в 3 т. — Т. 3. — М., 2004. — С. 303.
[32] Иларион (Троицкий), священномученик. Да не будут тебе бози иные! / Творения: в 3 т. — Т. 3. — М., 2004. — С. 154.
[33]. Там же. С. 155.
[34] Иларион (Троицкий), священномученик. Наука и жизнь / Творения: в 3 т. — Т. 3. — М., 2004. — С. 286.
[35] Иларион (Троицкий), священномученик. Да не будут тебе бози иные! / Творения: в 3 т. — Т. 3. — М., 2004. — С.155-
[36] Там же. С. 156.
[37] Иларион (Троицкий), священномученик. Духовная школа должна быть церковной! / Творения: в 3 т. — Т. 3. — М., 2004. — С. 223.
[38] Иларион (Троицкий), священномученик. О жизни в Церкви и о жизни церковной / Творения: в 3 т. — Т. 3. — М., 2004. — С. 469.
[39] Иларион (Троицкий), священномученик. Да не будут тебе бози иные! / Творения: в 3 т. — Т. 3. — М., 2004. — С. 155.