Раньше, когда еще не было коммуникативных возможностей XXI века и исторические события не позволяли Церкви быть общедоступной, чаще всего духовное наставление словом люди получали лично от священника или в частной беседе. Но в современном мире существует множество других способов говорить о Боге и проповедовать православную веру. в связи с этим на многих приходах ведется обширная деятельность, направленная на взаимодействие с людьми, не являющимися прихожанами конкретного храма.
Содержание:
Беседы и выступления вне храма
Приходское консультирование
Издание книг, брошюр, ведение приходского вестника, создание информационных стендов, объявления
Проповедь в средствах массовой коммуникации
Проповедь в интернете
Церковное пение
Публичные диспуты
Иные способы использования слова
Беседы и выступления
вне храма
В пастырском служении приносят пользу беседы и выступления вне храма
(например, это могут быть школы, университеты, дворцы культуры, офисы, заводы,
общественные организации и государственные учреждения, военные части, тюрьмы,
спонтанные выступления в какой-либо аудитории).
Христос проповедовал везде: в городах, пустынях, горах, на
равнинах, берегах озер, в рыбачьих лодках, домах, горницах, при дорогах, у Овчей
купели, на вечерях, званых обедах, в синагоге и Храме[1]. Следовали этому и апостолы,
также выступая в синагогах, на улицах, в парламентах (Ареопаг), и в других
местах, где собирались люди. Святитель Тихон Задонский обращает на это
внимание, говоря, что «в этом деле пример всем пастырям — Христос Спаситель
мира», который учил в самых разных местах[2].
Проповедь
не обязательно сразу должна говорить о Христе, а хотя бы о содержании
Евангелия, о сущности наших отношений с Богом
Святой Иоанн Кронштадтский говорит, что каждый священник
является апостолом в своем селе или приходе в городе и «должен ходить по домам,
благовествуя Царствие Божие, невежд наставляя, нерадивых, беспечных, в страстях
и похотях живущих возбуждая к христианскому житию, благочестивых и трезвенных
ободряя и поощряя будущими наградами, немиролюбивых подкрепляя и утешая»[3].
Однако митрополит Антоний Сурожский считает, что не
обязательно идти для проповеди Христа на стадионы, но никогда не нужно
стыдиться своей веры. А с другой стороны и ждать, что люди придут в храм, тоже
недостаточно, поэтому он предполагает, что если священники выйдут с проповедью
на улицы, то они может быть смогут зажечь кого-то своей проповедью. Причём проповедь не обязательно должна сразу
говорить о Христе, а хотя бы о содержании Евангелия, о сущности наших отношений
с Богом[4].
Священников в наше время приглашают в самые различные
аудитории, например, в школу, где им приходится рассказывать о Боге и Церкви
среди детей и подростков, родителей и преподавателей, чтобы и их заинтересовать
в духовном воспитании детей. Такая площадка является удачной для проповеди
потому, что именно в детском возрасте закладывается фундамент в формировании
человека.
Подобным образом священник может проводить беседы и в
университетской среде с учётом специализации учебного заведения. Тематика этих
бесед, естественно, будет разная на литературном и математическом факультетах.
Внешняя проповедь священника может включать в себя и
проповедь в других учреждениях: заводах, предприятиях, офисах, зданиях
администрации и других. Кроме того, по слову апостола, каждый христианин всегда
должен быть готов требующему у вас отчета
в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением (1 Пет. 3:15).
Тем более священник призван защитить свою веру, рассказать человеку,
спрашивающему у него о Христе и вере в любой ситуации.
Приходское
консультирование
Форма пастырской работы священника с людьми, которую могут
выполнять прихожане по благословению священника — приходское консультирование,
цель которого заключается в «оказании людям необходимой помощи на начальном
этапе воцерковления»[5].
В
настоящее время священники пишут специальные книги по аскетике для мирян,
которые соответствуют современному образу жизни человека
Такой вид проповеди был введён в нашей Церкви недавно.
Фактически была произведена унификация помощи пришедшим в храм. Ранее такую
функцию исполняли работники свечного ящика, свещницы-уборщицы, рядовые
прихожане. Святейший Патриарх Алексий II упоминал, что «90-е годы прошлого
века были отмечены живым интересом российского общества к Церкви, и молодые
люди первыми пришли в храм. Но кто их там встретил? Злые старушки и строгие
батюшки, которые потребовали от них выполнения внешних форм благочестия, часто
без объяснения их внутреннего содержания и смысла. По этой причине многие люди
не смогли найти в Церкви ответа на свои вопросы, чаяния и стремления»[6].
Именно для того, чтобы уберечь людей от такой опасности, в Русской Церкви и
была введена служба приходского консультирования.
Издание книг, брошюр,
ведение приходского вестника, созданиеинформационных стендов, объявления
Пастырское душепопечение действует на людей не только через
устное слово, но и в письменном виде. Такой формат душепопечительской работы[7]
удобен для современных людей, среди которых только единицы читают большие книги
и творения святых отцов.
На многих приходах издаётся еженедельная или ежемесячная
газета. В них печатаются проповеди, отрывки из святоотеческих трудов,
исторические статьи, церковные новости, жития святых, церковная публицистика,
ответы на вопросы и т.д. В некоторых храмах перед праздниками, по воскресениям,
раздают специальные брошюры, посвящённые конкретному празднику[8].
Кроме того, распространяются тематические брошюры: о святой воде, о Причастии,
о крещении, об исповеди, о борьбе с грехом, о поминовении усопших и т.д.
Всё больше набирают популярность информационные миссионерские
стенды. Зачастую на них освещаются различные просветительские темы или
рассказывается о праздниках, церковных событиях, истории и деятельности храма (социальной,
молодёжной, патриотической, о работе с детьми), о борьбе с абортами, о помощи
многодетным семьям и инвалидам и о других социально значимых проблемах.
Не каждый священник имеет возможность и способности написать
книги по христианской тематике. Однако те священники, которые имеют от Бога
такой дар, активно пользуются этим талантом в пастырском служении.
В
отдалённых районах России журналы «Фома», «Наследник», «Славянка» и др. становятся
одним из немногих способов миссии для живущих там людей
Церковный писатель святитель Феофан Затворник так рассуждал о
пользе написания книг: «Писать — это служба Церкви или нет?! Если служба —
подручная, а между тем Церкви нужная, то на что же искать или желать другой»[9].
Он также говорил: «Надо бы составить книжку — о пути спасения… просто
написанную, и разбросать по городу даром, или по копейке»[10].
В настоящее время священники пишут специальные книги по аскетике для мирян,
которые соответствуют современному образу жизни человека, о борьбе со страстями
в современных условиях.
Помимо этого, развивается жанр церковной публицистики и
беллетристики[11].
Такой способ пастырского душепопечения о людях, не только о верующих людях, но
и тех, кто ещё вне ограды Церкви Христовой, весьма действенен. Примером этому
книга «Несвятые святые»[12],
которая много раз переиздавалась и привела к Богу множество людей[13].
Священнику также важно информировать людей о том, что
происходит на приходе. Для этого можно делать объявления, развешивать в
магазинах и на улицах афиши с приглашениями на богослужения, различные
мероприятия, беседы, в детскую воскресную школу и другие[14].
Это также является способом помочь людям найти Христа.
Проповедь в средствах
массовой коммуникации
Она занимает особое место в современном душепопечении, ведь телевидение,
радио, газеты и журналы пользуются спросом.
Одним из деятельных пастырей, проповедовавших в СМИ, был
митрополит Антоний Сурожский, который выступал и по телевидению, и по радио.
Благодаря ему многие люди, лишённые живого пастырского слова, могли услышать
Благую весть о Христе. Были и есть другие известные пастыри, проповедовавшие и
ныне проповедующие в СМИ, например, епископ Василий (Родзянко), Святейший Патриарх
Кирилл, протоиерей Димитрий Смирнов, протодиакон Андрей Кураев, А. И. Осипов и
другие.
Священники
участвуют в дискуссиях на различных интернет-форумах, где отстаивают
христианские позиции по самым различным вопросам
В настоящее время Русская Церковь успешно привлекает для
проповеди современные информационные средства. Существуют несколько
православных телеканалов: «Союз»[15],
«Спас»[16],
«Радость моя»[17],
«Радонеж»[18], а
также православно-ориентированный канал «Царьград»[19]. Каждый из них имеет свою
направленность, цели и особенности.
Равным образом существуют и православные
радиостанции: радио «Вера»[20],
«Радонеж», также епархиальные радиостанции такие как «Воскресение»[21]
Екатеринбургской епархии, «Град Петров»[22] Санкт-Петербургской
митрополии и другие.
Уже долгое время в Церкви выпускаются
журналы «Фома», «Наследник», «Славянка» и многие другие. В отдалённых районах
России они становятся одним из немногих способов миссии для живущих там людей и
зачастую заменяют труд пастырей, которых там совсем нет.
Проповедь в интернете
Это особый вид современной церковной проповеди. Она может
быть самая разная: деятельность священника в социальных сетях, ведение сайта
или блога.
Святейший Патриарх Кирилл относит к душепопечительной
деятельности качественное ведение интернет-сайтов и страниц в социальных сетях[23].
Однако председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом
и СМИ В. Р, Легойда верно отмечает ― «полагать, что интернет — спасительный
инструмент — наивно. Так как центр и основание всего — Евхаристия; жизнь Церкви
созидается вокруг Евхаристии. Есть вещи, которые средствами интернета не
передаваемы. Мы должны понимать заведомую ограниченность миссии во Всемирной
сети»[24].
Согласно рекомендациям священноначалия и запросам людей,
проповедь священника в интернете может быть следующей:
·
во-первых,
это создание и регулярное обновление сайта храма, его страницы в социальных
сетях, на которых постоянно публикуются новости приходской жизни, общецерковные
новости и миссионерские материалы. При желании возможна организация аудио- или
видеотрансляции богослужений для тех, кто не может посетить их по разным
причинам;
·
во-вторых,
создание и ведение священником личной страницы в социальных сетях или блогах,
на которой он может выкладывать миссионерские и полезные для души материалы, а
также общаться с людьми, давать нужные советы, вести диспуты с сектантами,
записывать и выкладывать аудио- и видео-лекции, проповеди для общего обзора.
Это основывается на том, что проповеди известных святителей и проповедников
записывались с давних времён. Таким образом до нас дошли слова, поучения,
беседы святителя Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова и
других. Но тогда из-за отсутствия современной техники это делали скорописцы. В
наших условиях существуют гораздо лучшие возможности для сохранения в памяти
потомков слов известных проповедников;
·
в-третьих,
священники участвуют в дискуссиях на различных интернет-форумах, где отстаивают
христианские позиции по самым различным вопросам.
Однако и здесь есть свои опасности: сильное увлечение
интернетом в ущерб другим своим делам и обязанностям, различные искушения для
духовной жизни священника, некомпетентность и безответственность в
высказываниях, приносящие вред пастве.
Церковное пение
Это совсем необычный инструмент, относящийся к действию слова.Поэтому
создание священником хорошего хора в храме является подспорьем в пастырском
служении.
Богослужебное пение хора производит на людей огромный эффект[25].
Даже послы князя Владимира, по преданию, побывав на службе в храме Святой
Софии, увидев красоту и благолепие храма, услышав пение хора[26],
утвердились в выборе Православной веры.
Святые отцы напоминают, что «церковное пение есть молитва и
что пение молитв должно совершаться благоговейно для возбуждения к молитве
стоящих в церкви». И именно священник отвечает за благообразное пение хора[27].
Певчие должны иметь благочестие[28],
понимать, что поют, петь внимательно, воздерживаться от греха и вести
христианскую жизнь[29].
В противном случае Господь обратит к служителям храма такие слова: люди сии
устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но
тщетно чтут Меня (Мф. 15:8-9).
Священник
призван разговаривать с прихожанином не только на церковные темы, но и «о
жизни», о его бытовых делах, т.к. очень часто человеку больше всего требуется
внимание
В настоящее время всё чаще на приходах появляются народные
хоры, расширяется круг песнопений, которые исполняются народом в храме.
Митрополит Питирим (Нечаев) вспоминает, что у его отца, протоиерея Владимира
Нечаева весь народ пел службу, и «особенно хорошо пели псалмы»[30].
Именно пение, которое занимает в богослужении достаточное место, формирует
среди прихожан благоговейную обстановку для молитвы, способствует лучшему
восприятию священных текстов, что необходимо в душепопечении.
Немаловажный аспект пастырского душепопечения — забота о тех,
кто отпал от Церкви. С древних времён святые отцы обличали ереси, писали
опровержения против них. Святитель Тихон Задонский приводит следующее
сравнение: «Пастухи скотину, от стада отлучившуюся и заблудшую, ищут и загоняют
в стадо. Так и пастыри должны заблудившегося христианина искать и обращать к
стаду Христову»[31].
Публичные диспуты
На данный момент проблемой в нашей Церкви является
активизация различных сект и неоязычества. В противодействие им создаются
центры для помощи людям, попавшим к ним. Одним из способов миссии среди
сектантов с помощью слова и являются публичные диспуты с представителями
сект и религиозных течений.
Святитель Иоанн Златоуст говорит как надо обличать упорного
еретика: «Без ненависти, без отвращения, без преследования, но оказывая
искреннюю и истинную любовь к нему»[32]. Святитель Филарет
Московский подчёркивал, что еретиков, а значит и сектантов, надо в первую
очередь обращать с помощью слова, «силой крепкой веры, любви и
самопожертвования»[33],
а не с помощью административного аппарата. Поэтому известный миссионер
протоиерей Олег Стеняев прибегает к помощи диспутов — спокойному собеседованию
с сектантами[34].
Такие диспуты записываются на видео и производят впечатление на попавшего в
секту, зароняют сомнение в правильности лжеучения.
Иные способы
использования слова
В этой статье рассмотрены различные виды проповеди в
современном мире. Однако есть ещё некоторые способы пастырского душепопечения,
которые также относятся к слову, как инструменту воздействия на душу человека.
Во-первых, согласно опыту современных священников, это участие
священника в жизни прихожанина. Священник призван разговаривать с
прихожанином не только на церковные темы, но и «о жизни», о его бытовых делах,
здоровье жены и детей, ситуации на работе, поговорить о любимых книгах и
фильмах, т.к. очень часто человеку больше всего требуется внимание, иными
словами священник может стать другом для человека. То же самое относится не
только к прихожанину, но и к человеку, который первый раз зашёл в храм или пока
только на пути к воцерковлению. Однако здесь есть своя опасность — перейти
определённую грань общения с такими людьми, смутить их чем-то, что может
привести к разочарованию человека в священнике.
Слово
поддержки или вразумления необходимо и самому пастырю
Во-вторых, священник может привлекать духовно образованных
мирян для общения с менее воцерковлёнными людьми. Этот способ иногда
очень эффективный, т.к. некоторые духовно образованные прихожане, работая в
обычной жизни в больницах, школах, на заводах, разговаривают о Боге со своими
сотрудниками, подопечными. И их простая беседа иногда намного более действенна,
чем общение со священником, который часто не имеет времени, чтобы подробно
поговорить с людьми.
То же самое происходит и в доме Божьем, когда людей,
встречает не священник, а прихожане и работники храма. Зачастую они становятся
первыми катехизаторами человека, а значит и должны быть подготовлены к этому со
стороны священника.
Иногда священник может поручить попечение о человеке
какому-нибудь своему прихожанину. Тот должен быть «старшим братом» для нового
прихожанина, помогать ему воцерковляться, отвечать на вопросы, сопутствовать в
жизненных делах. Однако здесь священнику нужно быть хорошо уверенным в том, что
прихожанин, которому поручена опека, сам имеет неповреждённые знания о Боге и
православии.
Священнику и самому требуется подкреплять свою веру, силы, и
знания для дальнейшего служения. Поэтому словоподдержки или вразумления
необходимо и самому пастырю.
Святые отцы дают следующие советы в этом деле. Святитель
Феофан Затворник предлагает подкреплять самого себя Священным Писанием[35].
Святитель Филарет Московский советует взять для себя в качестве врачевания
слова Христа, а также избрать себе в качестве врача святого, например,
святителя Московского Алексия, «дабы его рукою, то есть, посредством его
предстательства и его примера, почерпнуть из слова Христова дух и силу Пастыря»[36].
Это также важный аспект в деле самосовершенствования священника: обращение к
святому для поддержки и духовного лечения себя.
Кроме того, для священника может стать необходимым общение со
своими собратьями, духовником, архиереем, их совет и поддержка[37].
Архиерей, духовник может по-отечески вразумить, наставить на правильный путь,
дать полезный совет; священники — по-братски поддержать. С пастырями-друзьями
можно отдохнуть душой и поделиться сокровенным.
Итак, в данной статье рассмотрен важнейший инструмент
пастырского душепопечения — слово. Священное Писание предполагает для
священника его использование в деле заботы о человеке. Слово было краеугольным
камнем для апостолов. Святые отцы при упоминании об инструментах священника, о
способах воздействия на душу человека говорят о необходимости проповеди словом.
В истории Церкви слово постоянно звучит и в богослужении, и вне его. При опросе
современных священников многие говорили о том, что это наиболее используемый
ими инструмент пастырского душепопечения.
На основе этих опросов, рассмотрении практик различных
священников и приходов были выделены современные разновидности использования
слова в душепопечении. Во-первых, это различные виды проповеди, беседы.
Во-вторых, это проповедь в письменном виде с помощью книг, приходских
вестников, стендов и объявлений. В-третьих, это использование современных
возможностей для проповеди: телевидения, радио, интернета. В-четвёртых, это
применение менее очевидных форм пастырского душепопечения в рамках наставления
словом, таких как организация хорошего церковного хора, проведение диспутов с
сектантами и других.
Таким образом, слово является основным применяемым в
настоящее время инструментом пастырского душепопечения, однако расхождение слов
с делами приводит к негативным последствиям в служении священника. Поэтому
взаимосвязь этих двух пастырских инструментов увеличивает возможности
священников вести паству к главной цели христианской жизни.
[1]Вениамин (Милов), еп. Пастырское
богословие с аскетикой. ― М: Изд-во московского подворья Свято-Троицкой
Сергиевой Лавры, 2002. ― С. 174.
[2]Тихон Задонский, свт. Собрание
сочинений. Т. 5. ― М., 2014. ― С. 105.
[3]Иоанн Кронштадтский, прав. Моя жизнь во
Христе. В 2-х томах. Т. 2. ― СПб: Типография В. Ерофеева, 1893. ― С. 47.
[4]Антоний Сурожский, митр. О миссионерстве //Записала В.И. Матвеева. ― Лондон, 2000. ― С.
4.
[5]Практическое
руководство по приходскому консультированию. Учебно-методическое пособие. ― СПб:
Logos, 2009. ― С. 5.
[6]Зелененко Александр прот. Приходское
консультирование как первоначальная форма катехизации воцерковляющихся мирян. ―
СПб: Отдел религиозного образования и катехизации, 2006. ― С. 3.
[7]Священники
города Москвы призвали «сохранять и традиционные формы просветительской работы,
включая выпуск праздничных и тематических листовок, брошюр, а также, где это
возможно, приходских газет» (Постановления Епархиального собрания города Москвы
от 21 декабря 2015 года. //URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4302252.html/ (дата обращения: 15.03.2016)).
[8]В
них приводятся евангельские чтения на этот день, тропарь и кондак праздника,
краткая история празднуемого события.
[9]Феофан Затворник, свт. Письма // Георгий
(Тертышников), архим. Симфония по творениям святителя Феофана Затворника. ― М:
«Даръ», 2008. ― С. 133.
[14]См.:
Серафим (Димитриу), архим., Ангелики
Влахаки, Исидор Стамателос «Церковь позаботится о тебе»: храм Святой Марины
в Афинах // Тишкун Сергий, прот. Кабанов И. В. Люди Греческой Церкви: Истории.
Судьбы. Традиции. ― М.: Никея, 2015. ― С. 113.
[15]ТК
имеет религиозные передачи: трансляции богослужений, блоки вечерних и утренних
молитв. Но остальные передачи не являются чисто религиозными. См.: Сайт
телеканала «Союз» // URL:
http://tv-soyuz.ru/aboutchannel (дата обращения: 16.10.2016).
[16]Совмещает
как православные, так и культурные программы. Таким образом, считают своей
миссией развитие нравственных и патриотических задач (См.: Православные
телеканалы URL:// http://sb-v.ru/tv.html/
(дата обращения: 16.10.2016)). См.: Сайт телеканала «Спас» // URL:
http://www.spastv.ru/ (дата обращения: 16.10.2016).
[17]Позиционирует
себя как «Детский семейный образовательный телеканал». В их программе можно
найти и мультфильмы, и познавательные детские передачи, а также передачи для
семьи. См.: Сайт телеканала «Радость моя» // URL: http://www.radostmoya.ru/ (дата обращения: 16.10.2016).
[18]Подобно
телеканалу «Спас» не считает себя чисто религиозным по содержанию СМИ, но
говорит о том, что является православным по духу. См.: Сайт телеканала
«Радонеж» // URL: http://radonezh.ru/tv/
(дата обращения: 16.10.2016).
[19]Этот
канал не является сам по себе православным. Они освещают и новости политики, и
Церкви, и культуры (Сайт телеканала «Царьград» // URL: http://tsargrad.tv/pervyi-russkij/ (дата обращения:
16.10.2016)).
[20]Многие
священники и православные люди слушают радио «Вера» по дороге на работу и
обратно. В их программе: чтение дня, православный календарь, т.е. рассказ о
святом, программы, посвящённые культуре, музыка, про паломничества, азы
Православия, изучение Библии и прочее. См.: Сайт радиостанции // URL: http://radiovera.ru/(дата
обращения: 16.10.2016).
[25]Хороший
миссионерский эффект производит как богослужебное пение хора Сретенского
монастыря, так и его концертные выступления.
[26]См.:
Повесть временных лет // Перевод
Д. С. Лихачева, О. В. Творогова. ― СПб.: ВИТА НОВА, 2012. ― С. 73.
[27]См.:
Иоанн (Максимович), архиеп. Указ
клиру и церковным певчим // Владыка Иоанн – святитель Русского Зарубежья /
Сост. прот. Петра Перекрестова. ― М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. ― С.
540.
[28]См.:
Паисий Святогорец, прп. Слова. Т. VI. О молитве. ― М.: Издательский дом
«Святая гора», 2010. ― С. 86.
[29]См.:
Амвросий Оптинский, прп. Письмо о
разумном пении Богу // Собрание писем к монашествующим. ― М.: Директ-Медиа,
2014. ― С. 47.
[30]Питирим (Нечаев), митр. Свет памяти:
Слова, беседы, статьи. ― М: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. ― С. 287.
[31]Симфония по творениям святителя Тихона
Задонского. ― М., «ДАРЪ», 2007. ― С. 765.
[32]Иоанн Златоуст, свт. Творения. ― СПб.,
1898. Т. 1. Кн. 2. ― С. 762.
[33]Филарет Московский, свт. Мысли и
изречения // Мудрые советы святителя Филарета Московского. — М. 1999. ― С.
440.
[34]См.:
Стеняев Олег, прот. Школа диспута. ― М.:
ООО «Три сестры», 2010. ― С. 74.
[35]Феофан Затворник, свт. Понедельник.
Седмица 19-я по Пятидесятнице // Мысли на каждый день года по церковному чтению
из Слова Божия. ― М.: Правило веры, 2009. ― С. 280.
[36]Филарет Московский, свт. Слово в день Алексия Митрополита, и в неделю
сыропустную// Сочинения в пяти томах. Т. 3. ― М: Новоспасский
монастырь, 2006. ― С. 395.
[37]Филарет Московский, свт. Мысли и
изречения // Мудрые советы святителя Филарета Московского. ― М., 1999. ― С.
416.