Серафим Алпатов 19333
Поучение словом чаще всего встречается в повседневной деятельности Церкви: люди слышат проповеди на воскресной литургии или же получают духовный совет от священника во время исповеди. Но стоит задуматься, что наставление пастыря часто получают и в других обстоятельствах. Об этом и пойдет речь в данной статье.
Проповедь в храме во время богослужения
Самый известный вид слова ― это проповедь в храме во время богослужения. Её наличие предполагается на каждом православном богослужении: литургии, всенощном бдении и различных требах. Богослужебный устав включает в себя проповедь как часть богослужения[1], что устанавливает чтение в положенных местах специальных святоотеческих текстов[2].
Святитель Димитрий Ростовский также, как и в канонах Церкви, говорит о поучении священником по воскресеньям и праздникам «из святых книг, присоединяя по возможности и от своего разума полезные советы»[3]. Другие святые отцы поддерживают его мнение, иногда конкретизируя, что именно следует читать за богослужением, чем лучше поучать народ Божий[4].
В настоящее время устав о чтениях на всенощном бдении не исполняется в храмах Русской Православной Церкви. Но в практике некоторых храмов принято произносить проповеди перед полиелеем[5] или после чтения Евангелия, т.е. перед каноном[6] или после вечернего богослужения[7]. Таким образом отчасти восполняется отсутствие поучений в составе вечернего богослужения отчасти восполняется.Согласно святоотеческой мысли, проповедь не должна превратиться в бездушное морализаторство.
На литургии с древних времён принято произносить проповедь (поучение) после Евангелия на тему прочитанного отрывка. На практике в наше время она не всегда произносится непосредственно сразу после Евангелия, а чаще всего после запричастного стиха или после отпуста литургии.
Обычно проповедь готовится заранее, потому что сама подготовка к ней является процессом богословского и словесного творчества[8]. В связи с этим святитель Филарет Московский вообще советует не проповедовать без аналоя, даже, если проповедь без приготовления[9]. Однако священник Александр Ельчанинов даёт определённый совет для того, чтобы говорить без подготовки: «надо иметь в голове точную тему, расчлененную на главные мысли»[10]. Таким образом, согласно святоотеческой мысли, проповедь не должна превратиться в бездушное морализаторство, в поднесение холодного пепла, перегоревшего во время подготовки[11].
О содержании проповеди говорится очень много и в каждом случае всё индивидуально. Святые отцы выделяют следующие общие темы: о благодеяниях Божиих[12], о спасении[13], о примере Христа[14] и Его святых угодников[15], как жить по заповедям Божьим[16], о покаянии, истреблении суеверий, объяснений того, что есть воля Божия[17]. Проповедь не может ограничиваться только нравственными элементами, но и призвана объяснять Священное Писание[18], и подтверждать словом Божьим истинность содержащегося в ней учения[19].
Святоотеческое наследие предполагает наличие следующих гомилетических приёмов в проповеди: показать то, что мы все грешные идём ко спасению[20], что прихожане лучше, чем сам священник[21]. Подобный подход предписывает и Духовный Регламент 1721 года[22]. А также Митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий приводит памятку для проповедника, в которой по пунктам собраны основные постулаты произнесения проповеди.Огласительные беседы перед таинством Крещения являются первой ступенью в пастырском душепопечении
Следственно, проповедь во время богослужения является творческим, индивидуальным процессом, который предполагает концентрацию внимания и большую ответственность проповедника.
Проповедь перед совершением таинств
Это также является хорошим подспорьем в деле наставления при совершении таких богослужений. Перед началом и во время совершения таинства некоторые священники произносят проповедь, рассказывают о происходящих действиях для понимания, усвоения и всецелого принятия человеком таинства. Подобное раскрытие священником совершаемого таинства является немаловажным в душепопечении людей.
Отдельное место с древнейших времён занимают огласительные беседы перед таинством Крещения. Они являются первой ступенью в пастырском душепопечении человека. Их необходимость прослеживается в Новом Завете на примере апостолов. Каноны Православной Церкви, возлагают ответственность «за наставление в вере оглашаемых и испытание их перед принятием крещения»[23] и даже запрещают «принимать в списки готовящихся к Крещению имена тех, кто не изъявил решительного желания принять Крещение и не участвовал в огласительных беседах в течение двух первых недель Великого поста»[24]. Т. е. в Древней Церкви была очень хорошо развита практика огласительных бесед перед Крещением. С того времени сохранились показательные примеры проведения таких бесед[25]. И стоит отметить, что сам сложный процесс оглашения мог занимать до трёх лет.
Однако с конца V века, когда в Византийской империи почти повсеместно начали крестить младенцев и население стало в большинстве своём христианским, когда упал уровень образования людей, катехизация вышла из общего употребления и применялась тогда, когда миссионеры шли для проповеди к другим народам[26]. Эти подходы различались в зависимости от мировоззрения конкретной миссионерской школы.
Святитель Иннокентий Московский, выдающийся миссионер XIX века в своём наставлении священникам-миссионерам приводит положения из указа 1777 года, в котором говорится, что долг и звание проповедника не состоит в том, чтобы торопливо покрестить обращаемых, а в том, чтобы «внушить им и силу христианского учения, и руководствовать их ко всякому благонравию»[27]. В противном случае такое крещение в этом указе называется злоупотреблением таинством веры. Также святитель составил инструкцию о приготовлении к веропроповеданию[28].
В советское время в Русской Церкви открытой катехизации не могло быть. Само по себе решение человека креститься уже было подвигом. Однако и в то время существовали подпольные общины, в которых проходили огласительные беседы. В настоящее время практика их необходимого проведения постепенно возрождается. Святейшим Патриархом Кириллом была введена обязательность не менее двух бесед[29] перед Крещением с желающим креститься или стать крёстным, введена должность приходского катехизатора.
Одним из принципов проведения бесед перед Крещением является понимание адресата, уровня его воцерковлённости и знаний о Церкви. Можно выделить следующие группы слушателей:Для духовной терапии необходимо выбирать время, когда можно без поспешности, без суетливости побеседовать с человеком
· первая группа ― впервые пришедшие в храм, почти ничего не знающие о вероучении Православной Церкви. В таком случае священнику предстоит в течение этих двух, а желательно и большего количества бесед, рассказать о православной вере, поддержать в человеке тот огонь веры, стремления ко Христу, который был зажжён в нём;
· вторая группа ― те, кто иногда приходят в храм, но недостаточно хорошо знают основы вероучения, не всегда осмысленно стоят на службе. Такие приходят на огласительные беседы для того, чтобы покрестить своего ребёнка или самим стать крёстными. В таком случае священник может повысить уровень духовного образования человека, открыть для него новые понятия о церковной жизни;
· третья группа ― сознательно верующие люди, живущие церковной жизнью, регулярно приступающие к таинствам Церкви. В основном они крестят своих собственных детей или становятся крёстными детей своих знакомых. На практике такие прихожане не нуждаются в беседах, но часто они выказывают желание общения со священником. Тогда священник может напомнить им о духовной жизни, об обязанностях крёстных и поздравить с радостным событием в их жизни;
· в четвёртую группу можно выделить детей, собирающихся креститься. Для беседы с ними священнику требуется определённый подход и умение, чтобы подготовить их ко крещению соответственно их возрасту и уровню духовного развития;
В настоящее время существуют различные методики[30], примеры проведения огласительных бесед[31]. Одни предпочитают одну беседу посвятить догматической теме, а другую ― нравственной. Некоторые рекомендуют вести беседы по символу веры[32], а также особо рассказать о таинстве Крещения. Сейчас в Русской Церкви есть разные пособия по оглашению в помощь приходским катехизаторам.
Иногда во время самого таинства священники поясняют последовательные моменты: отречение от диавола, помазание елеем, пострижение волос, объясняют таинство Миропомазания, которое в настоящее время совершается вместе с Крещением.
После Крещения предполагается курс тайноводственных бесед, которые более глубоко вводят человека в церковную жизнь, однако такая практика недостаточно развита в Русской Церкви.
В настоящее время обязательные беседы установлены и перед таинством Венчания. На них катехизатор должен «объяснить смысл таинства, раскрыть христианское понимание любви между мужчиной и женщиной, объяснить смысл и значение семейной жизни в свете Священного Писания и православного учения о спасении»[33].
Само последование таинства Венчания содержит в себе место для поучения священника[34]. В настоящее время оно не всегда произносится в положенный момент, а переносится на окончание чина.
Во время Исповеди также предполагается слово, но не перед началом, а ближе к концу. Священник, согласно требнику, должен вопрошать исповедника об его согрешениях, вызывать в нём покаянные чувства, давать ему советы и епитимьи для исправления[35].
В настоящее время беседа на исповеди является основным способом общения прихожанина со священником. Именно во время исповеди священник, если обладает определённым духовным опытом, может объяснить человеку, какая страсть преобладает в человеке, на его взгляд, как данная страсть взаимодействует с другими страстями, насколько она опасна, какие бывают способы борьбы, лечения этой духовной болезни. Безусловно это сопровождается определённым тактом в отношении человека и от священника требуется рассуждение относительно того, что сказать или посоветовать.
Выше уже говорилось о том, что в самом чине исповеди приводится образ врачебницы, больницы, поэтому уместно провести сравнение исповеди как приёма у врача, который выслушивает больного, составляет анамнез[36], назначает лечение. Для такой духовной терапии необходимо выбирать время, когда можно без поспешности, без суетливости побеседовать с человеком.Частные требы дают повод священнику напомнить человеку о Боге, привести его в Церковь и приобщить его к таинствам
Исповедь являет собой определённое умение, которому священник призван сам научиться[37] и обучить своих прихожан, чтобы не выслушивать житейские разговоры, хвастовство собой, жалобы на трудность жизни[38].
Перед таинством Евхаристии, Причастия, также принято объяснять смысл этого таинства не только тем, кто впервые приступает к нему, но и постоянно напоминать о его величии тем, кто регулярно приступает к Чаше. Это делают и во время частных бесед, и в проповеди на литургии и во время бесед с прихожанами. Например, праведный Иоанн Кронштадтский в своём дневнике напоминает себе, что надо в слове пред Причащением сказать: «проповедуем милость (Господа в Тайнах); источник благодати»[39].
Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церквипредоставляет приходам возможностьсовершения литургии с объяснением[40]. Во время неё священник или катехизатор «без нарушения цельности богослужения и молитвенного настроя верующих» поясняют священнодействия и молитвы богослужения, либо распространяются брошюры с объяснением смысла богослужения и совершаемых молитв[41].
При совершении таинства Елеосвящения (Соборования) тоже следует рассказать о сути этого таинства, опровергнуть заблуждения и суеверия относительно различных моментов этого чина.
Беседы перед таинствами помогают людям более осмысленно воспринимать их, понимать их суть и цель. Негативные последствия, отторжение от участия в таинствах могут вызвать недостаточная подготовка священника к беседе, неумение священника передать дух совершаемого таинства и отсутствие такта в общении с человеком.
Беседы священника с прихожанами после частных треб
Серьёзное миссионерское значение занимают беседы священника с прихожанами после частных треб: отпевания, освящения квартиры, автомобиля, причастия больного и т.д. Святейший Патриарх Алексий I (Симанский) требовал распространять «короткие поучения на все требы, на которых бывают и люди, обычно не посещающие церкви»[42].
Из опыта общения с современными пастырями можно выделить следующие рекомендации по совершению треб. Эти чинопоследования дают повод священнику напомнить человеку о Боге, привести его в Церковь и приобщить его к таинствам. Тем более, что в них участвуют не только постоянные прихожане, но и те, кто приходят в церковь или обращаются к священнику только ради этих треб.
Во время освящения квартиры священник может сказать о том, что надо освятить не только внешнее, но и внутреннее жилище человека ― его душу. Также, если люди приглашают за стол, это является поводом поговорить с ними, поспрашивать о текущих делах и ответить на вопросы.
При освящении автомобиля священник может напомнить человеку о том, что нужно молиться во время поездки, не нарушать правила дорожного движения, не превышать скорость, так как это опасно не только для жизни самого человека, но и других людей. Стоит обратить внимание на страсти человека, которые могут возникнуть в связи с использованием автомобиля и на способы противодействия им.
Одна из частых треб священника ― причащение больного, умирающего. Господь сказал: «В чем Я найду вас, в том и буду судить»[43]. В эту минуту священнику приходится сконцентрировать всё внимание больного или умирающего человека на осознании и раскаянии в своих грехах. От священника требуются слова поддержки и самому человеку, и его родственникам, молитва вместе с ними. Люди должны быть готовы как к благополучному исходу болезни, так и к кончине близкого. Песнопения чина отпевания предполагает утешение родственников. Ожидается любовь и участие священника в горе людей. В своём слове он может направить их к молитве за своих почивших родственников, участию в таинствах.Монолог даёт священнику возможность глубже рассмотреть ту или иную тему во время беседы
По просьбе прихожан священник совершает различные молебны или панихиды. Хорошо, когда они сопровождаются особым наставлением. Например, если молебен о путешествующих, то священник может напомнить не забывать о Боге во время путешествия, держаться как подобает христианам и т.д. Такие службы должны совершаться с благоговением, чистотой и осторожностью[44]. В противном случае быстрое и неаккуратное совершение таких служб, без особого внимания и участия к людям, согласно опытным духовникам, может принести вред и священнику, и людям.
Беседы священника с прихожанами вне богослужения.
Это очень важный вид слова пастыря. Обычно они проводятся либо в помещении самого храма после службы или в специально установленное время, либо в отдельном помещении при храме.
Такая беседа делятся на два вида: монолог и диалог. Монолог даёт священнику возможность глубже рассмотреть ту или иную тему во время беседы. Здесь от священника требуется владение аудиторией, хотя нужно помнить, что люди засыпали даже во время проповеди апостола Павла (См.: Деян. 20:9). Форма диалога позволяет привлечь людей к живому и активному участию в разговоре.
Воскресная школа, просветительские курсы, евангельские кружки, молодёжные клубы
Это важные формы применения слова священником, потому что данные системы являются средствами духовного образования людей и рассчитаны на определённые возрастные категории.
Воскресные школы имеют своей целью «приобщение воспитанников к православной вере, литургической жизни Церкви»[45]. Занятия в них проводятся и для детей, и для взрослых. Планы занятий подробно разрабатываются в Отделе по катехизации, и педагогами воскресной школы.
Святитель Иннокентий Московский считает, что закон Божий может преподавать любой священник. Он уподобляет такие занятия беседам отца с детьми и отмечает, что обучение детей этому необходимо начинать как можно раньше[46]. Он также предлагает некоторые положения, с которых нужно начинать занятия с детьми[47]. Своё видение преподавания закона Божия предлагает и святитель Феофан Затворник: сначала преподавать Ветхий Завет, потом Новый. Заучивать материал совершенно необязательно, лучше чаще пересказывать, чтобы изучаемое утвердилось в памяти. Но надо и упражнять память, для этого заучивать какие-либо изречения Писания, лучше из Нового Завета или псалмы. Хорошо выучить утренние и вечерние молитвы, а также рассказывать о действии Бога в мире, в природе[48].
Священник Александр Ельчанинов говорит, что нельзя сводить изучение закона Божия только к запоминанию материала. На первом месте должен быть воспитательный момент, молитва, «вовлечение детей в область религиозных переживаний, укоренение в них религиозных привычек»[49]. Он также предлагает активно вовлекать детей в самостоятельную помощь по храму: уборку, помощь при богослужении, помощь больным, нуждающимся. Помимо этого, он предлагает изучать Евангелие детям не по учебнику, а по самому Евангелию, так же, как и то, что дети должны быть вовлечены в богослужебную жизнь Церкви, посещать богослужения[50].Для привлечения молодёжи в храм и пастырской заботе о них при храмах организуются молодёжные клубы
Для привлечения молодёжи в храм и пастырской заботе о них при храмах организуются молодёжные клубы[51], которые занимаются самыми различными мероприятиями. Среди них просветительские курсы и евангельские кружки для повышения духовного образования молодёжи. Остальные виды деятельности могут быть как дополнение к действию слова. Иногда в данных клубах есть опасность ухода от главной темы – проповеди Слова Божия в сторону внешней деятельности: собраний и создания клубов по интересам, но этого обычно стараются не допускать.
Из вышесказанного можно убедиться, что слово, проповедь, наставление можно услышать не только в воскресенье на литургии, но и в любой повседневной деятельности, в таинствах, в требах и частных беседах священнослужителей. Этим еще раз следует подчеркнуть важность ежедневной духовной терапии проводимой для спасения душ человеческих.
Серафим Алпатов, чтец
Ключевые слова: пастырское душепопечение, инструменты, слово, наставление, катехизация, таинства, требы, беседа, диалог.
[1]Ср.: Феодосий, епископ Полоцкий и Глубокский. Гомилетика: теория церковной проповеди. ― Сергиев Посад: МДА, 1999. ― С. 146.
[2]Ср.: Толкование Евангелия, поучения из «Лествицы», творений святителя Иоанна Златоуста и других. См.: Скабалланович М. Толковый Типикон. ― М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008. ― С.608-609.
[3]Димитрий Ростовский, свт. Приготовление иереев к Божественному Причащению // Репринт. ― М: В Синодальной типографии, 1839. / Сочинения. Т. 1. ― СПб: Аксион эстин, 2009. ― С. 207-208.
[4]Святитель Иннокентий Херсонский: «назидательные и общеполезные статьи из книг, изданных Священным Синодом, и других общеуважаемых духовных творений, между прочим, из Четий Минеи и Пролога» (Иннокентий Херсонский, свт. Предложение Херсонской епархиальной консистории // Трактаты)
Митрополит Платон (Левшин): «что-либо из Прологов и других святых книг, также Богословию и Катихизис, толкуя оный прихожанам по возможности» (Платон (Левшин), митр. Полное собрание сочинений. Т. 2. ― СПб, 1913. ― С. 475).
[5]В московском храме Преображения Господня в Богородском существует практика перед полиелеем говорить проповедь на тему завтрашнего апостольского чтения (автор лично наблюдал такую практику в этом храме).
[6]В Сретенском монастыре епископ Егорьевский Тихон иногда говорит проповедь перед каноном на тему утреннего воскресного Евангелия.
[7]Так делается, например, в московском храме Воскресения Христова в Сокольниках. Такой вид проповеди называется «вечерней беседой».
[8]См.: Ельчанинов Александр, свящ. Записи. ― М.: Русский путь, 2010. ― С. 132.
[9]См.: Филарет Московский, свт. Мысли и изречения // Мудрые советы святителя Филарета Московского. ― М. 1999. ― С. 442.
[10]Ельчанинов Александр, свящ. Записи. ― М.: Русский путь, 2010. ― С. 132.
[11]См. там же.
[12]См.: Антоний Великий, прп. Поучения. / Сост. Е. А. Смирновой. ― М: Изд-во Сретенского монастыря, 2008. ― С. 30.
[13]См.: Феофан Затворник, свт. Творения. Собрание писем. ― Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и изд-ва «Паломник», 1994. Выпуск VII и VIII. ― С. 125.
[14]См.: Амвросий Оптинский, прп. Собрание писем к мирским особам. Ч. 1. ― Сергиев Посад: Типография Троице-Сергиевой Лавры, 1908. ― С. 63.
[15]См.: Климент Римский, свт. Первое Послание к Коринфянам / Писания мужей апостольских. В русском переводе, со введениями и примечаниями к ним, прот. П. Преображенского. ― Киев: Изд-во им. свт. Льва, папы Римского, 2001. ― С. 76-77.
[16]См.: Митрофан Воронежский, свт. Духовная грамота / Смирнов С., проф. Древнерусский духовник. ― М.: Синодальная Типография, 1918. ― С. 33.
[17]См.: Духовный Регламент Всепресветлейшаго, Державнейшаго Государя Петра Перваго, императора и самодержца Всероссийскаго. ― М: Синодальная Типография, 1904. ― С. 66-67.
[18]См.: Лука (Войно-Ясенецкий), свт. Нет ничего тайного, что не стало бы явным // Проповеди. Т. 2. ― С. 235.
[19]См.: Духовный регламент также предписывает использовать доводы Священного Писания. (См.: Духовный Регламент Всепресветлейшаго, Державнейшаго Государя Петра Перваго, императора и самодержца Всероссийскаго. ― М: Синодальная Типография, 1904. ― С. 66-67). К этому прибегает и свт. Илия Минятий.
[20]См.: Климент Римский, свт. Первое Послание к Коринфянам / Писания мужей апостольских. В русском переводе, со введениями и примечаниями к ним, прот. П. Преображенского. ― Киев: Изд-во им. свт. Льва, папы Римского, 2001. ― С. 78.
[21]«Я уверен, что вы хорошо изучили священное Писание и нет в нем ничего для вас неизвестного: а я не достиг этого» (Поликарп Смирнский, свт. Послание к филиппийцам / Писания мужей апостольских. В русском переводе, со введениями и примечаниями к ним, прот. П. Преображенского. ― Киев: Изд-во им. свт. Льва, папы Римского, 2001. ― С. 326).
[22]Не говорить, что «не имеете страха Божия, нет у вас любви ко ближнему; немилосердны вы, друг друга обижаете», а обращаться в первом лице, во множественном числе: «не имеем страха Божия, нет у нас любви ко ближнему; немилосердны мы, друг друга обижаем» (Духовный Регламент Всепресветлейшаго, Державнейшаго Государя Петра Перваго, императора и самодержца Всероссийскаго. ― М: Синодальная Типография, 1904. ― С. 67-68.).
[23]См.: Правило 46-е Лаодикийского Собора, 78-е VI Вселенского Собора // Георгий (Капсанис), архим. Пастырское служение по священным канонам. М: Издательский Дом «Святая Гора», 2006. С. 146.
[24]«45-е правило Лаодикийского Собора // Оглашение на современном этапе. Методическое пособие. ― М., 2015. ― С. 10.
[25]См.: Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные и тайноводственные. ― М.: Благовест, 2010. Августин Иппонский, блж. Об обучении оглашаемых.
[26] Гаврилюк Павел, диак. История катехизации в древней Церкви. ― М., 2001. ― С. 173.
[27]Иннокентий Московский, свт. Наставление священнику, назначаемому для обращения иноверных и руководствования обращенных в христианскую веру, составленное в Бозе почившим высокопреосвященнейшим московским митрополитом Иннокентием пред вступлением его на Камчатскую кафедру. ― М., 1881. ― С. 6.
[28]См. там же. С. 8-11.
[29]Святейший Патриарх Кирилл. Распоряжение № P-01/12 от 03.04.2013.
[30]Протоиерей Дионисий Крюков предлагает: «Наш цикл бесед состоит из четырёх встреч, каждая посвящена одной из следующих тем: о Боге, о спасении, о Церкви и о самом таинстве Крещения» (Крюков Дионисий, прот. Для чего нужны огласительные беседы // URL: http://armih.ru/oglas/statja/ (дата обращения: 27.10.2016)).
[31]Митрополит Ахелойский Евфимий (Элладская Церковь) составил вспомогательное пособие для катехизаторов: «Эти девять книг соответствуют трем уровням катехизации: детской, подростковой и студенческой. По три книги для каждого возрастного периода» (Тишкун Сергий, прот. Кабанов И. В. Люди Греческой Церкви: Истории. Судьбы. Традиции. ― М.: Никея, 2015. ― С.97.).
[32]См.: Лосский В.Н. Петр (Л'юилье), еп. Толкование на Символ веры. ― М.: Русская неделя, 2012.
[33]Документ о религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1909451.html/ (дата обращения: 27.10.2016).
[34]После окончания чина обручения и исполнения 127 псалма с припевом: «Слава Тебе Боже наш, слава Тебе»: «Посем глаголет иерей поучительное слово, сказуя им, что есть супружества тайна: и како в супружестве богоугодно и честно жительствовати имут» (Требник. ― М. Издательский Совет РПЦ, 2002. ― С. 100).
[35]Ср.: Требник. ― М. Издательский Совет РПЦ, 2002. ― С. 79.
[36]Анамнез ― «совокупность сведений, получаемых при расспросе больного и используемых для установления диагноза, выбора лечения и определения прогноза заболевания» (Медицинская энциклопедия // URL: http://www.medical-enc.ru/1/anamnez.shtml/ (дата обращения: 28.10.2016)).
[37]«Молодой человек идёт на исповедь, где батюшка начинает придирчиво расспрашивать об интимной сфере его жизни, требуя от него отчёта в таких грехах, о которых он и представления не имел. На этом воцерковление молодого человека заканчивается; батюшка же спрашивал его не из-за какого-то особого интереса к этой теме, а по глубокому своему убеждению в необходимости полного и тщательного покаяния» (Пётр (Мещеринов), игум. Миссия и этика: доклад на конференции Московской епархии«Миссионер в свете Евангелия: вызовы современности и евангельский идеал любви», ноябрь 2009 // URL: http://igpetr.org/missiya-i-etika/ (дата обращения: 28.10.2016)).
[38]См.: Ельчанинов Александр, свящ. Записи. ― М.: Русский путь, 2010. ― С. 127.
[39]Иоанн Кронштадтский, прав. Дневники. Ч. 2. (1857-1858). ― С. 98.
[40]Другие названия: «обучающая» литургия, миссионерская литургия, с пояснениями, учебная литургия.
[41]См.: Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви // URL: https://azbyka.ru/katehizacija/kontseptsija-missionerskoj-dejatelnosti-russkoj-pravoslavnoj-tserkvi.shtml/ (дата обращения: 24.09.2016).
[42]Осипов А.А. Из Воспоминаний бывшего священника о патриархе Алексии I (Симанском) 1945-1970. // URL: http://ohranka.com/2012/11/великий-государь-советской-церкви/ (дата обращения: 18.02.2016).
[43]Иустин Философ. Разговор с Трифоном иудеем //Полное собрание творений. ― М.: Благовест, 1995. Кн. 1. ― С. 211.
[44]См.: Практическое руководство при совершении приходских треб / сост. свящ. Н. Сильченков. ― М., 1888. ― С. 2-3.
[45]Положение о деятельности воскресных школ (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации. ― М: Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, 2012. ― С. 6.
[46]См.: Иннокентий (Вениаминов), митр. Московский, свт. Записка о детском воспитании // Творения. Кн. 1. / Собраны Иваном Барсуковым. ― М.: В Синодальной Типографии, 1886. ― С. 297.
[47]См.: «Начинать учение надлежит именно с того, чем начинает добрая мать: например, как сказано выше, с того, как изображать на себе крестное знамение, как стоять на молитве, как входить в церковь, как в ней стоять, как класть поклоны и проч., — наблюдая постепенность и не упуская никаких предметов, относящихся к христианским обязанностям, не смотря на то, как бы они ни казались незначительны. Ибо и самые огромные здания состоят из песчинок. Можно почаще занимать детей чтением или рассказами о житии святых, или из священной истории, с объяснениями и нравоучениями. Конечно, как ни просто это дело, печатные руководства были бы не лишни для простых священников; и можно надеяться, что они будут составлены, если только детские беседы войдут в число непременных пастырских обязанностей. Но кажется, ни в каком случае не следует ни требовать, ни давать каких-либо программ учения. Пусть наставники говорят, что́ Господь положит им на сердце» (Там же. С. 298).
[48]См.: Феофан Затворник, свт. Письма // Георгий (Тертышников), архим. Симфония по творениям святителя Феофана Затворника. ― М: «Даръ», 2008. ― С. 438.
[49]Ельчанинов Александр, свящ. Записи. ― М.: Русский путь, 2010. ― С. 136.
[50]См. там же.
[51]См.: Документ об организации молодежной работы в Русской Православной Церкви / утвержден на основании определения Священного Синода Русской Православной Церкви от 5-6 октября 2011 года (журнал № 116). //URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1639899.html/ (дата обращения: 12.03.2017).