Иеродиакон Кирилл (Попов) 69218
В чем проявляет себя гордость? Это можно сравнить с ростом сорной травы: всё начинается с малого, с семени, но какое именно вредное растение из него появится и как оно навредит доброй земле, станет ясно лишь со временем. И хорошо, если удастся вовремя остановить его рост, отличить сорняк от посевов, не дождавшись наиболее вредных проявлений его сущности.
Гордыня в человеке многоаспектна и имеет множество проявлений. Условно можно выделить скрытые (латентные) и ярко выраженные признаки гордости в человеке.
Определение проявлений страсти гордости может быть построено на основе тех принципов, которые были отмечены святителем Феофаном Затворником. Он указывает, как гордость проявляется в отношении возносящегося к самому себе, к ближним и к Богу[1].
1. Обращенность на себя
Первые проявления гордости начинаются излишней попечительности человека о самом себе. Чрезмерная любовь к себе, исполнение своих прихотей, настаивание на исполнении своей воли свидетельствуют о том, что человека отличает неразумная и всепоглощающая любовь к своей персоне. В нем постоянно преобладает «желание есть и отдыхать больше необходимого»[2], он делает себе поблажки и льготы. Ему свойственно расположение к удобству и комфорту, стремление к тому, что может его развлечь или развеселить: «Хочу пить, хочу встать, хочу читать газету»[3]. Все эти поступки говорят о своеволии в человеке. Он сам определяет для себя, что ему есть, сколько ему спать и др. Нередко, нуждаясь в чем-то, такой человек теряет умеренность в своих желаниях: утоляя голод или жажду, не может ограничить себя в количестве пищи или питья, «проявляет особые вкусы, капризен в еде»[4]. Он любит говорить о себе: как он спал, что ему снилось и что с ним случилось, каковы его нужды и дела[5]; этим же обусловлено его стремление посвятить других в обстоятельства своей духовной жизни[6].
С другой стороны, «воздержность, работность, бережливость, терпеливость, постоянство дают ему вид строгого исполнителя обязанностей в отношении к себе»[7], — говорит святитель Феофан о человеке возносящемся, который, по мысли святителя, только делает благочестивый вид, но на самом деле внутри кроется желание заслужить похвалу для подпитки своей гордыни.Первые проявления гордости начинаются излишней попечительности человека о самом себе.
Кроме того, поведение гордого человека проявляется в болтливости, любопытстве, суетливости — во всем этом он стремится показать себя, стать заметным. Священник Александр Ельчанинов отмечает, что такой человек доволен собой, часто хохочет, посвистывает, напевает, прищелкивает пальцами. Любит казаться оригинальным, поражать парадоксами, острить[8]. Он с наслаждением говорит о своих успехах, делах, своих внутренних переживаниях, трудностях, даже когда в этом нет необходимости.
Посвящая время самому себе, он ждет подобного же интереса и от других. Например, «собирает свои фотографии из газет, хотя знает, что в газетах публикуются и фотографии преступников, и всем читает письма, в которых кто-то хвалит его. Он досаждает всем, и все его избегают. Он утверждает свою славу на самом ненадежном фундаменте — на людской молве»[9].
Епископ Петр (Екатериновский), выделяя признаки гордости в человеке сообразно со свойством одной из способностей его души, отмечает: в уме — кичливое мудрование, высокая мечтательность о себе, самоуверенность; в воле — своенравие, желание независимости, домогательство поставить все по своему, самонадеянность; в сердце — самоуслаждение, желание жить только для себя, для своего удовольствия[10].Такой человек оказывается чрезвычайно зависим от чужого мнения
- Признаки гордости в человеке в отношениях с ближними:
Зависимость от чужого мнения
Гордый человек стремится быть заметным, совершая дела напоказ, тем самым он хочет добиться от других расположения, желает услышать похвалу в свой адрес. Потому такой человек, и это отмечают святые и подвижники благочестия, оказывается чрезвычайно зависим от чужого мнения. Так, священник Александр Ельчанинов о таком человеке говорит, что он от чужого одобрения «то внезапно расцветает, то вянет и “скисает”». О болезненном переживании чужого неодобрения и замечаний и радости от похвалы говорит и схиигумен Савва (Остапенко): «От одного неодобрительного слова настроение его быстро меняется, и он делается вялым, а от похвалы снова расцветает как “майская роза” и начинает порхать как мотылек»[11]. Подобное же рассуждение можно найти у преподобного Паисия Святогорца: «У кого широкое сердце, тот все может понести, а тот, у кого узкое сердце, малодушный, из-за одного замечания, одного неприятного события впадает в уныние, не может его понести»[12]. Узким же сердце становится от того, что там помещается теперь только собственное «я» гордеца: «В сердце гордого человека это собственное “я” занимает все пространство, и там больше нет места ни для Бога, ни для ближнего»[13].
Подозрительность и мнительность в отношении других
Постепенно в человеке возрастает все большая уверенность в собственных силах, способностях, неготовность услышать несогласное с собственным представлением о себе мнение ближних. Поэтому гордый человек боится быть осмеянным, ведь он не видит в себе недостатков, считает себя эталоном во всех отношениях. «Больше всего в нашем поиске Бога нам мешает боязнь быть осмеянными. Наша гордость, упрямство, стремление к самоутверждению выстоят против резкой критики и прямых нападок, выдержат неприязнь и отвержение. Но перенести насмешку чрезвычайно трудно»[14], — пишет митрополит Антоний Сурожский. От ошибочного представления об окружающих людях в горделивом человеке зарождается подозрительность в отношении ближних, порою приобретающая бредовый характер ожидания зла либо вообще, либо по конкретному поводу. Ожидание зла исходит от окружения. Обо мне говорят, они что-то замышляют, против меня готовится заговор[15]. Священнослужитель Александр Ельчанинов пишет, что если человек мнителен… то это — несомненно признак гордости[16]. Человеку кажется, что окружающее общество думает о нем неодобрительно, осуждает, говорит за его спиной.
Вмешательство в дела другихСвященнослужитель Александр Ельчанинов пишет, что если человек мнителен… то это — несомненно признак гордости
Отмеченная святителем Феофаном черта гордого человека — то, что он «гневлив, задорен и не дает себе покоя»[17] — сходна с описанием внутреннего мира гордеца, как о нем говорит священник Александр Ельчанинов: «Охотно дает советы и по-дружески вмешивается в чужие дела, невольно обнаруживает исключительный интерес к себе такими фразами (перебивая чужую речь): “нет, что я вам расскажу”, или “нет, я знаю лучше случай”, или “у меня обыкновение”, или “я придерживаюсь правила”, “я имею привычку предпочитать”; делает разные приемы, чтобы обратить на себя внимание присутствующих; любит много говорить, и в его разговоре слышится бесконечное “Я”»[18]. «Человек посягает на чужую волю (не вынося ни малейшего посягания на свою), распоряжается чужим вниманием, временем, силами, становится нагл и нахален. Свое дело — важно, чужое — пустяки. Он берется за все, во все вмешивается»[19]. За исключением тех случаев, когда требуют обстоятельства, заповеди, совесть и прочее.
Сравнение себя с другими
На следующем этапе такой человек начинает сравнивать себя с другими людьми. Гордость здесь этапе по-прежнему незаметна. Святитель Феофан Затворник отмечает, что «при таком положении дел в голове человека держится… мысль, что он лучше других, скрашивает свои недостатки и кажется себе самому всегда хорошим»[20]. При этом горделивого человека отличает его несправедливое (как правило, невысокое) мнение о других. Во время молитвы в церкви гордец любит смотреть на других, наблюдать за ними и осуждать их. Он охотно сравнивает себя с другими, находя в них одни недостатки и не признавая за ними никаких достоинств, приписывая им неблаговидные стремления и намерения и даже желая им зла.
Пренебрежение ближним
Когда человек начинает выделять свою персону из общества, тогда он начинает проявлять равнодушие к ближним. Любовь к себе уничтожает любовь к ближнему, как говорит преподобный Паисий Святогорец[21]. Он приводит прекрасный пример человеческого равнодушия: «Недавно в больнице я был свидетелем такой ситуации: потребовалось поднять лежачего больного, чтобы перенести в другую палату, медбрат не двинулся с места, хотя это была его работа. “Не могу у меня болит поясница”, — сказал он равнодушно! Да, видишь, человек бесчеловечный! А беременная медсестра вместе с другой взяли и перенесли его. О себе они не думали.
А та и вовсе забыла о том, что она в положении, и кинулась на помощь!»[22]. Схиигумен Савва (Остапенко) так же попытался на жизненном примере показать, как проявляет себя гордец вне зависимости от жизненных обстоятельств или естественных потребностей: «Вот мы идем в магазин или на базар и хотим купить продукты или фрукты. При этом стараемся выбрать самые хорошие для себя, а которые похуже оставляем для других. Или стоит очередь, а мы напролом стараемся идти вперед и получить без очереди, опять делаем как лучше для себя, не считаясь с другими; пусть стоят, лишь бы мы получили себе что нужно…»[23].Обольщаясь своей праведностью, гордец возвышается над другими, и их видит менее праведными или даже великими грешниками
Требовательность к другим
Искренняя уверенность гордого в своем превосходстве над другими дает стимул командовать ими. Схиигумен Иоанн Валаамский указывает на эту отличительную особенность: «Сами не исполняем ни одной заповеди, а от других требуем исполнения. Господи, “даждь ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего”»[24]. От гордеца можно услышать: «“Мне так хочется”, — говорит один, “А мне по-другому”, — говорит другой. Каждый стремится к тому, что нравится ему»[25].
Ненависть
На этом этапе гордость начинает проявлять себя открыто в ненависти к ближнему, в гневе, раздражительности, досадливости, злобе, зависти, мстительности, обидчивости, вражде. В своей агрессивности и неуважении к ближнему, человек начинает встречать отпор.Он очень внимательно следит за другими, и дает им не очень хорошую оценку. Это происходит потому, что, обольщаясь своей праведностью, гордец возвышается над другими, и их видит менее праведными или даже великими грешниками. Он ненавидит ближнего, презирает его, не нисходит к немощи. Святитель Василий Великий говорит о том, что гордыня выражается в ненависти и презрении к ближним...[26] Она не терпит противоречия, потому что оно задевает гордого человека и в нем начинает действовать гнев и раздражительность. В своем послании к монаху Николаю преподобный Марк Подвижник говорит о том, что «гнев и раздражительность бывают напояемы злою водою гордости»[27]. Оптинские старцы также указывают на эту особенность: так, преподобный Макарий Оптинский, говорит, что такие проявления, как гнев, есть порождение богоненавистной страсти гордости[28].
Ропот
Горделивый постоянно ропщет. Ропот проявляется в том, что человек перекладывает всю ответственность за свои страдания на других, а в конечном итоге — на Бога. При этом себя он считает безвинно страдающим и все время жалуется, ругает тех, кто, по его мнению, виноват в его страданиях — а «виноватых» становится все больше по мере того, как человек все глубже погрязает в ропоте и озлобляется. Преподобный Амвросий Оптинский пишет: «От самолюбия гневливость, от самолюбия осуждение и порицание других, от него негодование, и ропот, и самооправдание, и нехотение ничего потерпеть»[29].
Самооправдание и самоуверенность
В отношениях с ближним человек хочет отстоять собственную правоту; или хочет, чтобы о нем думали лучше, чем он есть; или, по крайней мере, думали именно то, что он собой представляет на самом деле.[30] Слушаясь… советов, человек сначала обличается совестью, но вместе с тем в нем постепенно развивается самооправдание и попытка найти смягчающие для себя обстоятельства[31], для того чтобы представить себя в лучшем свете. Священник Александр Ельчанинов дает совет пастырям, как распознать признак скрывающегося самолюбия в человеке на исповеди. Если человек на исповеди ищет самооправдания, попыток объяснить духовнику «смягчающие обстоятельства, ссылается на третьих лиц, введших в грех, отсутствие глубокого покаяния (без слез), продолжающееся пребывание в грехе, все это говорит о самолюбии»[32].
За ощущением же свей правоты в сердце гордого человека закрадывается самоуверенность. Безошибочность его действий является гарантом стабильности. Чувство правоты стоит во главе этого гордого проявления. Допущение ошибки возможно, но самоуверенный никогда не будет виновником, вину он ищет в других объектах — люди, станки, компьютеры и т.д.Зависть есть скорбь о благополучии ближнего
Обидчивость и месть
Там, где самооценка личности чрезмерно высока, всегда возникает обида. Такой человек во всем видит несправедливое отношение к своей персоне. Его обидчивость — это желание лучшего отношения к себе, чем то, которое он видит. Разумеется, что человек обижается тогда, когда считает себя заслуживающим лучшего отношения, когда к нему относятся не так хорошо, как он ему видится справедливым и правильным. Преподобный Симеон Новый Богослов пишет: «Кто, будучи бесчестим или досаждаем, сильно болеет от этого сердцем, о том человеке ведомо да будет, что он носит древнего змия (гордость) в недрах своих. Если он станет молча переносить обиды, то сделает змия этого немощным и расслабленным…»[33] Святой праведный Иоанн Кронштадский, задавая вопрос: как узнать что ты горд? — сам отвечает, «что это можно узнать, если кто-нибудь из моих знакомых сухо и небрежно обойдется со мною, и я обижусь этим: это значит, что я горд и самолюбив. Если негладкое слово оскорбит меня, значит тоже, что я горд. Если кто против возразит мне, и я тем обижаюсь и раздражаюсь — тоже я горд»[34]. Задетое самолюбие порождает месть. Самолюбивый человек ищет различные способы для того, чтобы отомстить своему обидчику. Святитель Тихон пишет: «Самолюбивый нанесенных обид не терпит, но мстит или хочет мщения»[35].
Зависть
Видя успех и преуспеяние окружающих людей, гордый начинает завидовать. Зависть есть, по сути, скрытая ненависть к другому человеку, который кажется успешнее. Из-за этого гордецу трудно терпеть рядом с собой равных и тем более тех, кто лучше его. Святитель Василий Великий говорит, что «зависть есть скорбь о благополучии ближнего»[36].
Споры и ссоры, нежелание уступить
Так как самоуверенность связана с ощущением своей правоты, она рождает чрезвычайное недовольство при встрече с несогласием и выражается в спорах, ссорах[37]. Так преподобный Макарий Оптинский пишет: «Ссоры и споры, верно, за пустое бывают и происходят не от чего другого, как от гордости»[38]. Преподобный Амвросий Оптинский так же выделяет спорливость как симптом гордого человека: «Гусь, когда бывает что-либо не по нем, поднимает крылья и кричит: “Кага! каго!” Так и горделивый, если имеет в своем кружке какое-либо значение, часто возвышает голос, кричит, спорит, возражает, настаивает на своем мнении. Если же недугующий гордостью в обстановке своей не имеет никакого веса и значения, то от внутреннего гнева шипит на других, как гусыня, сидящая на яйцах, и, кого может кусать, кусает…»[39].
Гордый человек не хочет каяться в своих поступках, ему трудно подойти и попросить прощения, стыдно встать на колени. Он не видит себя виноватым. Митрополит Антоний Сурожский замечает: «Нам часто мешает принять прощение наша гордость: как я буду принимать прощение, тем самым признав, что я действительно виноват? Порой бывает очень трудно принять прощение именно из-за этой гордыни, именно из-за того, то мы не хотим быть восстановленными в нашем достоинстве по чужой милости; мы хотим это достоинство иметь в себе или заработать на него право»[40].На последней стадии проявления гордец разрывает связь с Богом.
3. Видимое проявление гордыни в отношениях с Богом.
В духовной жизни гордый человек хочет показать свое преуспеяние, превосходство. Свои добрые дела он не выставляет на обозрение. Но не просто так, а для того, чтобы получить одобрение и признательность. Такой человек видит себя великим чудотворцем, прозорливцем, экзорцистом. Во время усердной молитвы желает, чтобы видели, как молится.[41]
Другие принимают духовные подвиги как цель своей жизни. Отсюда происходит неправильное понимание аскетики. В одном из писем святитель Феофан говорит о человеке, который возгордился тем, что он сподобился плача на молитве. «И чем вздумали тщеславиться?! Слезами! Слезы — плач о грехах. Когда придет тщеславие из-за слез, вы перенесите взор на грехи, и скажите душе своей: вишь, что нагородила! Есть тут, чем тщеславиться?!...Это чувство самое опасное».[42]
Наконец, на последней стадии проявления гордец разрывает связь с Богом. Священник Александр Ельчанинов пишет, что на этом этапе человек «разрешает себе все: грех его не мучит, он входит в привычку… Состояние души мрачное, беспросветное, одиночество полное, но вместе с тем искреннее убеждение в правоте своего пути и чувство полной безопасности»[43]. Человек, который надмевается над людьми, будет надмеваться и пред Богом. «Тот, кто презирает себе подобных, тот постепенно дойдет и до презрения Самого Бога»[44]. Такой человек полагается исключительно на свой ум и на свои способности.
Не признавая никаких авторитетов, кроме своего собственного, гордец начинает хулить Бога... Святитель Иоанн Златоуст пишет, что от надменности — хуление (нечестиворечие, неправые к Богу чувства, восстание против Бога)[45]. Ибо естественно, что, «когда зло из самолюбия разрастается прогрессивно, то доходит и до восстания против Бога», — говорит блаженный Феофилакт[46].
Последним проявлением гордости является ее способность приводить ум человека в исступление, помрачая его и затмевая рассудительность, когда человек, не замечая своих недостатков, считает себя не требующим Божественной помощи. Евагрий Понтийский пишет, что проявлением гордыни является исступление ума, сумасшествие. Вот как святитель Игнатий описывает человека, находящегося в состоянии умопомрачения: «Не ест, не пьет, не спит, зимою ходит в одной рясе, носит вериги, видит видения, всех учит и обличает с дерзкою наглостию, без всякой правильности, без толку и смысла, с кровяным, вещественным, страстным разгорячением... Святой, да и только!».Последним проявлением гордости является ее способность приводить ум человека в исступление, помрачая его и затмевая рассудительность.
В итоге гордец говорит: в это я верю, а в это нет, или начинает придумывать какие-то свои теории и отклонения. Отсюда вывод: гордыня зарождает в человеке ложные понятия о Боге, Церкви, вероучительных догматах. Так как гордец не признает Учение Церкви, святых отцов, он полагается исключительно на свой разум и впадает в различные заблуждения — уходит в секты, создает расколы. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет о единственном пути, охраняющем от ересей, обозначая и причины уклонения в ересь — гордость, самоугодие, самонадеянность, своечиние, своеволие, непослушание: «…единственный непогрешительный путь ко спасению — неуклонное следование учению святых Отцов при решительном уклонении от всякого учения постороннего, от самых своих разумений, доколе разум не исцелится от недуга своего и не сделается из плотского и душевного — духовным»[47].
Подводя итог, следует отметить, что все вышеназванные возможные проявления страсти гордости в человеке не исчерпываются исключительно обозначенными признаками. Важно заметить, что ориентированная направленность в понимании существенных признаков гордости, скрывающихся в человеке, поможет священнику в его пастырской деятельности. Пастырь должен следить за своими духовными чадами и исповедовать их в таком смысле, чтобы выявить проявления гордости и предложить способ борьбы не с конкретными проявлениями, а с самой страстью.
монах Кирилл (Попов)
Ключевые слова: гордость, взаимодействие со страстями, блуд, сребролюбие, чревоугодие, уныние, печаль, гнев.
[1]Феофан Затворник, свт. Собрание писем. Вып. 3. — М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1898. — С. 346-347.
[2]Паисий Святогорец, прп. Слова. Страсти и добродетели. — М.: Святая Гора, 2005. — С. 114.
[3]Коллиандер Т. Узкий путь. Рига: Балто-славянское общество культурного развития и сотрудничества, 1992. — С. 25.
[4]Ельчанинов Александр свящ. Демонская твердыня // Его же. Записи. — М.: Издание Сретенского монастыря, 1996. — С. 167-173.
[5]Коллиандер Т. Узкий путь. — Рига: Балто-славянское общество культурного развития и сотрудничества, 1992. — С. 12.
[6]Там же. С.32.
[7]Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. 2-е изд. — М.: Типо-Литография И. Ефимова, 1895. — С. 288.
[8]Ельчанинов Александр свящ. Демонская твердыня // Его же. Записи. — М.: Издание Сретенского монастыря, 1996. — С. 167-173.
[9] Николай Сербский, свт. Миссионерские письма. — М.: Троице-Сергиевой Лавры, 2013. — С.68.
[10]Петр (Екатериновский), еп. Указание пути ко спасению. Опыт аскетики. — М.: Сибирская Благозвонница, 2011. — С. 143.
[11]Савва (Остапенко), схиигум. Семена сатаны и любовь Христова. О главных христианских добродетелях и гордости. — М.: Неугасимая лампада, 2014. — С. 80.
[12]Паисий Святогорец, прп. Слова. Том V. Страсти и добродетели. — М.: Святая гора, 2008. — С. 204-205.
[13]Паисий Святогорец, прп. Афонский старец Хаджи-Георгий. 1809-1886. — М.: Святая Гора, 2010. — С. 65.
[14]Антоний Сурожский, митр. Духовное путешествие (Размышления перед Великим постом). — М.: Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского», 2012. — С. 55.
[15]Владислав Свешников, прот. Очерки Христианской этики. — М.: Лепта книга, 2010. — С. 102.
[16]Ельчанинов Александр свящ. Демонская твердыня // Его же. Записи. — М.: Издание Сретенского монастыря, 1996. — С. 167-173.
[17]Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. 2-е изд. — М.: Типо-Литография И. Ефимова, 1895. — С. 288.
[18]Ельчанинов Александр свящ. Демонская твердыня // Его же. Записи. — М.: Издание Сретенского монастыря, 1996. — С. 169-173.
[19]См. там же.
[20]Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. 2-е изд. — М.: Типо-Литография И. Ефимова, 1895. — С. 293.
[21]Паисий Святогорец, прп. Слова. Страсти и добродетели. — М.: Святая Гора, 2008. — С. 38.
[22] Там же.
[23]Савва (Остапенко), схиигум. Семена сатаны и любовь Христова. О главных христианских добродетелях и гордости. — М.: Неугасимая лампада, 2014. — С. 236.
[24]Письма Валаамского старца схиигумена Иоанна. — М.: Сестричество во имя преподномученицы великой княгини Елизаветы, 1996. — С. 80.
[25]Паисий Святогорец, прп. Слова. Том V. Страсти и добродетели. — М.: Святая гора, 2008. — С. 41.
[26]Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, Архиепископа Кесарии Каппадокийския. 4-е изд. Сергиев Посад. 1900. — Ч. 2. — С. 94.
[27]Марк Подвижник, прп. Послание к иноку Николаю // Добротолюбие. Т. 1. 3-е изд. — М., 1895. — С. 478.
[28]Собрание писем блаженной памяти Оптинского старца иеросхимонаха Макария. Т. 4. — М.: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1862. — С. 139. (См. так же: прп. Анатолий Оптинский пишет: «Если у тебя так сильно проявляются гнев, ропот, то это верный признак души гордой»).
[29] Собрание писем Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирянам. Ч. 2. — М.: Сергиев Посад, 1908. — С.97.
[30]Филимонов С., прот. Серия из 8-ми брошюр «Борьба со страстями». Борьба со страстями на основе учения Св. Отцов. Проповеди протоиерея Сергия Филимонова. — Санкт-Петербург, 2010. — С.13.
[31]Паисий Святогорец, прп. Слова. Страсти и добродетели. — М.: Святая гора, 2008. — С.49.
[32]Александр Ельчанинов, свящ. Православие для многих. Отрывки из дневника и другие записи. — М.: Дар, 2013. — С. 248.
[33]Ельчанинов Александр свящ. Демонская твердыня // Его же. Записи. — М.: Издание Сретенского монастыря, 1996. — С. 169-173.
[34]Иоанн Кронштадский, прав. Моя жизнь во Христе. — М.: Сибирская Благозвонница, 2010. — С. 53.
[35]Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. Приложение к магистерской диссертации: «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении» доцента архимандрита Иоанна Маслова. — Загорск, 1981. Т. 1-5. — С. 1618.
[36]Святитель Василий Великий. Беседы. — М.: Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001. — С.73.
[37]Ельчанинов Александр свящ. Демонская твердыня // Его же. Записи. — М.: Издание Сретенского монастыря, 1996. — С. 169-173.
[38]Собрание писем блаженной памяти Оптинского старца иеросхимонаха Макария. Т. 3. — М.: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1862. — С. 148.
[39] Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. Приложение к магистерской диссертации: «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении» доцента архимандрита Иоанна Маслова. — Загорск, 1981. Т. 1-5. — С. 137–138.
[40]Антоний Сурожский, митр. Радость покаяния. — М., 2003. — С. 10.
[41]Житие иеросхимонаха Иосифа. — М.: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1993. — С. 76.
[42]Собрание писем святителя Феофана. Выпуск третий. Издание Афонского Русскаго Пантелеимонова монастыря. — Москва. Типо-Литография И. Ефимова, 1898. — C. 170-171.
[43]Ельчанинов Александр свящ. Демонская твердыня // Его же. Записи. — М.: Издание Сретенского монастыря, 1996. — С. 167-173.
[44]Творения святаго отца нашего Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Т. 11. — СПб.: Санкт-Петербургской духовной академии, 1905. — С. 804.
[45]Феофан Затворник, свт. Толкование на пастырские послания. — М.: Правило Веры, 2005. — С.756-757.
[46]Там же.
[47]Существуют и отдельные классификации некоторых святые отцов, подвижников благочестия, церковных писателей, которые выделяют собственные критерии, по которым можно рассмотреть в себе гордость. Достаточно полную диагностику на выявление гордости предлагает подвижник благочестия Нижегородский архиепископ Иаков: «Чтобы понять, ощутить ее, замечай, как ты будешь себя чувствовать, когда окружающие тебя люди сделают что-либо не по-твоему, вопреки твоей воле. Если в тебе рождается прежде всего не мысль кротко исправить ошибку, другими допущенную, а неудовольствие и гневливость, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если и малейшие неуспехи в твоих делах тебя опечаливают и наводят скуку и тягость, так что и мысль о Промысле Божием, участвующем в делах наших, тебя не веселит, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если ты горяч к собственным нуждам и холоден к нуждам других, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если при виде неблагополучия других, хотя бы то врагов твоих, тебе весело, а при виде неожиданного счастья ближних твоих грустно, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если для тебя оскорбительны и скромные замечания о твоих недостатках, а похвалы о небывалых в тебе достоинствах для тебя приятны, восхитительны, то знай, что ты горд и горд глубоко» (Цит. приводится по книге: Преодоление страсти аскетическими и психологическими методами / Шеховцева Л.Ф. и колл. авторов. — М.: Подворье Троице-Сергиевой Лавры, 2014. — С. 314.)
Существует также классификация проявления гордости, составленная аввой Серапионом, где страсть делится на следующие признаки: презрение, зависть, неповиновение, хула, ропот, поношении. (См.: Писания преподобного отца нашего Иоанна Кассиана Римлянина. 2-е изд. — М., 1892. — С. 54.)
Подробную классификацию проявления гордости в человеке выделяет свт. Тихон Задонский. Признаки гордости таковы: высшим не покоряется; равным и низшим не уступает; гордость велеречива, высокоречива и многоречива; славы, чести и похвалы всяким образом ищет; высоко превозносит себя и дела свои; других презирает и уничижает; ищет, как бы себя показать; бесстыдно себя хвалит; какое добро ни имеет, себе приписывает, а не Богу; хвалится и тем добром, которого не имеет; весьма старается скрывать недостатки и пороки свои; не терпит быть в презрении и унижении; не принимает увещания, обличения, совета; самовольно вмешивается в чужие дела; лишившись сана или чести, и в прочем несчастье ропщет, негодует, а часто и ругается; следовательно, гордость гневлива, гордость завистлива: не хочет, чтобы кто равен ей и выше ее был, равную или большую честь имел, а чтобы она всех во всем превышала. Гордость не склонна к любви, ненавистлива. (См.: Творения иже во Святых отца нашего Тихона Задонского. Плоть и Дух. Том 1. — М., 2003. — С.217-218.)
Церковный исследователь протоиерей Сергий Филимонов выделяет следующие существенные признаки гордости: мерить другой своей меркой, самоублажение, саможаление, самолюбие, самоволие, своеволие, своечиние, потребительское отношение к Богу, Церкви и людям, обидчивость, правдоискательство, самооправдание, ропот, гордый упорно отстаивает свое мнение, не терпит превосходства над собой, непослушен, завистлив. (См.: Сергий Филимонов, прот. Серия из 8-ми брошюр «Борьба со страстями». Борьба со страстями на основе учения Св. Отцов. Проповеди протоиерея Сергия Филимонова. — Санкт-Петербург, 2010.)
Епископ Варнава (Беляев) в своей книге «Основы искусства святости», основываясь на учении преподобного Иоанна Кассиана, выделяет признаки гордости в человеке: в разговоре проскальзывает крикливость, в молчании — досада, в веселии — громкий разливающийся смех, в печальных обстоятельствах — неразумная скорбь, при ответах — строптивость, в речах — легкомысленность, слова вырываются без всякого участия сердца, безрассудно. (См.: Варнава (Беляев), еп. Основы искусства святости. Опыт изложения православной аскетики. Т. 1. — Н. Новг.: Изд-во братства во имя св. кн. Александра Невского, 1995.)
Священник Сергий Дергалев считает, что два ярких проявления можно выделить: первый — презрение ближних; второй — приписывание себе добрых дел. (См.: Сергий Дергалев, свящ. Введение в православную аскетику. — Белгород.: Издание Православного молодежного миссионерского центра Православной гимназии, 2005.)