Беседа
с Андреем Тихоновым, студентом 5-го курса
Сретенской духовной семинарии
Андрей
Тихонов
– Андрей,
скажите, почему вы решили поступить в
семинарию?
– Причина
поступления в семинарию может быть
только одна – искреннее желание служить
Богу, ближнему, желание помочь людям
обрести Господа и Церковь. Это и стало
для меня в определенный момент самым
главным.
–
А как
отнеслись родители и близкие к вашему
решению?
– Мои
родители никогда не ограничивали меня;
напротив, они говорили, что это моя
жизнь, и я сам должен сделать свой выбор.
Они всегда давали мне понять: благодаря
тем знаниям и навыкам, которые я уже
получил к моменту окончания
общеобразовательного учреждения, я
смогу самостоятельно найти свой
дальнейший жизненный путь. При этом им,
как любым верующим людям, было очень
радостно, что, поступая в семинарию, я
избираю служение Богу. В общем, они
всячески старались меня поддерживать.
А вот со стороны бабушки было некое
непонимание. Она только воцерковляется,
поэтому сначала она не до конца понимала,
что такое семинария, и относилась с
большой опаской к тому выбору, что я
сделал. Но прошло некоторое время, и мои
рассказы, а также фотографии дали ей
более полную картину, и она искренне
обрадовалась, что я получаю духовное
образование.
–
Изменились
ли ваши отношения со светскими друзьями
после того, как вы стали студентом
духовной школы?
– Большинство
моих друзей – люди церковные. К тому
же, мое решение учиться в духовной школе,
чтобы в дальнейшем стать священником,
не было спонтанным, а зрело с самого
детства. То есть для друзей мое поступление
в семинарию не было неожиданным, и наши
отношения не изменились. Но, конечно
же, ко мне стали чаще обращаться с
вопросами, касающимися тех знаний,
которые я получаю (это естественно).
Люди задают самые разные вопросы:
богословского, нравственного,
церковно-исторического характера.
Отвечать на них мне очень радостно, хотя
я и чувствую большую ответственность.
–
Какие
трудности пришлось преодолеть в начале
обучения в духовной школе?
– Знаете,
я не замечал трудностей. Немного
привыкнуть пришлось разве что к новому
ритму жизни. Но ведь вся наша жизнь
подчиняется определенной логике. В
семинарии это, прежде всего, учебный
процесс, график послушаний. А главное
– уникальный молитвенный ритм. Безусловно,
все это накладывает отпечаток на
внутреннее устройство души, на те
процессы, которые в ней происходят.
–
В
этой связи хочется спросить: какие
вопросы решает для себя молодой человек,
когда учится в семинарии?
– Я
думаю, речь идет не столько о вопросах,
сколько о выводах. Каждый семинарский
год становился для меня ступенью
взросления. Обращая свой взгляд на
пройденный путь, я не могу не осознавать,
что очень сильно изменился под воздействием
семинарской среды, под влиянием тех
людей, которые здесь преподают, которые
воспитывают нас. Если говорить о 1-м
курсе, он для меня имел огромное значение.
До прихода в семинарию я просто знал:
Промысл Божий есть. А отучившись один
год, я внутренне, на своем опыте
почувствовал живительное действие
Промысла Божия. Так я пришел к выводу –
твердому, прочувствованному: всегда во
всех обстоятельствах нужно просить у
Господа только одного, молиться только
одной молитвой. Молиться о том, чтобы
Бог простил мои грехи и сделал так, как
Он считает правильным и нужным для меня.
А все остальное приложится. Это очень
важно понять: «Не так, как я хочу, но как
Ты хочешь, и да будет во всем воля Твоя».
И вот это осознание укоренялось во мне
год от года. Я всегда старался и стараюсь
приучать себя жить так, чтобы за все
благодарить: за скорби, за радости, часто
незаслуженные, но которые Господь по
Своей милости дает, – и не переставая
постоянно просить: «Господи, да будет
Твоя святая воля». Что может быть важнее
такого осознания?!
–
В
духовной школе существует жесткая
административная иерархия, и ключевыми
фигурами в ней являются дежурные
помощники проректора. Легко ли вы
находили с ними общий язык?
– В
течение пяти лет поменялся не один
дежурный помощник. Но я хорошо запомнил
одну из наших первых бесед с администрацией
семинарии – и это был разговор с монахом
Николаем (Муромцевым). Он человек простой,
не привыкший оперировать высокими
понятиями. Но как искренне, по-отечески
он с нами проводил эти первые беседы! И
мы почти сразу – в шутку, конечно, –
между собой стали называть его «семинарской
мамой». А нашим «отцом», без сомнения,
всегда был ректор семинарии – наместник
Сретенского монастыря архимандрит
Тихон (Шевкунов). Хочется также отметить
диакона Антония (Новикова). Когда я
только начинал учиться, он уже был
старшекурсником, и нам поручили совместное
послушание. Я развешивал по монастырю
расписания богослужений. Он стал тогда
для меня разумным советчиком, добрым
наставником в сложных ситуациях.
Безусловно, со временем отношения
менялись, мы взрослели и, естественно,
становились более самостоятельными,
но те первые ощущения живы до сих пор.
К
сожалению, мы доставляли много беспокойства
нашим дежурным помощникам, за что должны
просить у них прощения. Им часто было с
нами непросто.
–
В
семинарии изучается много предметов.
Наверняка есть такие, к которым вы
испытывали наибольший интерес.
– Конечно,
такие предметы есть – без этого, по-моему,
нельзя, если человек искренне выбрал
свое поприще. Приоритеты существуют
всегда, и они в целом положительно влияют
на наше внутреннее развитие. Самым моим
любимым семинарским предметом стало
церковное искусство. Я с детства стремился
к эстетике, к красоте. И данная дисциплина
очень глубоко меня заинтересовала,
увлекла своей бездонностью. Именно
поэтому я решил изучить ее более детально.
Кроме того, меня всегда привлекали
исторические дисциплины. И за это я
благодарю наших замечательных
преподавателей: Алексея Константиновича
Светозарского, Игоря Петровича Шаповалова,
Ольгу Юрьевну Васильеву. Хочу отметить,
что наши наставники – не только
великолепные специалисты, но и
талантливейшие педагоги. Они так искусно
преподносят материал, что их предмет
невозможно не полюбить. Примером для
меня в этом смысле служит священник
Вадим Леонов. До него догматическое
богословие у нас читал другой преподаватель,
и дисциплина нам казалась очень непростой,
она даже тяготила нас. А вот благодаря
отцу Вадиму мы полюбили догматику, и
она стала настолько ясной, очевидной,
необходимой для нашей духовной жизни
и будущего служения, что данный предмет
вышел на первый план, как это и должно
быть в духовном образовании.
–
Любой
учебный курс заканчивается либо зачетом,
либо экзаменом. Каковы ваши воспоминания
о сессиях?
– Сессия
– это непростое время для студента.
Прежде всего, меняется режим, потому
что появляются дни, когда нет занятий
и все готовятся к тому или иному экзамену.
Несколько меняется и внутренняя духовная
жизнь, не всегда, к сожалению, успеваешь
полностью вычитать правило, которое
получил от духовника. Бывает, что спать
ложишься ближе к утру. Ситуации
складывались разные. Знаете, мне очень
помогало при подготовке к экзаменам и
зачетам понимание главной идеи, которую
закладывал преподаватель в читаемый
курс.
Хочу
вспомнить один интересный случай,
который произошел со мной, когда я учился
на 1-м курсе. Помню, был один из самых
сложных экзаменов – по истории Русской
Православной Церкви. Предмет читался
блестяще Алексеем Константиновичем
Светозарским. Но при этом он весьма
строгий экзаменатор. Я помню, что уже
многие ребята прошли, так сказать, этот
экзаменационный путь – и, к сожалению,
не все удачно. Тогда я решил пойти в
храм, чтобы помолиться преподобному
Сергию и другим святым. Я говорил: «Вот,
Господи, сейчас я недостоин, я плохо
знаю материал, Господи, да будет Твоя
святая воля. Может, мне для смирения
надо будет получить неудовлетворительный
балл, пусть так и будет». Я молился, чтобы
Господь дал мне то, что мне сейчас нужно.
И у меня еще оставалась буквально
минутка, чтобы зайти в келью, где я
повторил один из билетов. И когда я
пришел на экзамен, мне достались именно
эти вопросы. Конечно же, для меня это
было чудом, радостью. Экзамен я сдал
успешно – на «четверку». Я ликовал,
поскольку почувствовал, как Господь
ведет меня за руку по жизненному пути.
Это, наверное, самое яркое воспоминание
о сессиях.
–
Все
студенты-семинаристы произносят учебные
проповеди. Чем запомнился вам первый
опыт?
– Предмет
гомилетика, в рамках которого и
предполагается произнесение проповедей,
интересовал меня еще с 1-го курса. Поэтому
я с искренней, неподдельной радостью
встретил его на третьем году обучения
в семинарии. Я уже давно мысленно
представлял себе, как я составляю
проповедь. Что можно сказать человеку,
как это сделать, как правильно преподнести
ту или иную тему. Мне кажется, особую
роль играет здесь то, с каким чувством,
настроением человек говорит свою
проповедь. Для меня лично очень важно,
чтобы все произносимые слова исходили
из сердца. И первая моя проповедь на
самом деле писалась не как обычная
работа. Сначала я про себя все проговаривал,
представлял, как это произносится, а
уже потом перенес текст на бумагу. Моя
первая проповедь, как и все последующие,
была посвящена теме христианской любви.
Для меня эта тема имеет очень важное,
ключевое значение. Разумеется, во всех
мои проповедях есть выводы, которые –
так уж получилось – дополняют друг
друга. Подводя итоги своих проповедей,
я постепенно понял одну чрезвычайно
важную вещь. Господь есть действительно
бесконечная, бескрайняя и необъятная
любовь – отеческая любовь к человеку.
И вот именно об этой любви и только о
ней как о главном и хотелось всегда
говорить. Темы мы изучали разные: любовь
к ближнему, к Богу, любовь Бога к человеку.
Изучали по-разному, но идея всегда была
одна: все эти отношения в своем центре
должны иметь именно любовь – чувство,
которое управляет внутренним настроем
и жизнью человека. На эту тему хотелось
писать снова и снова, потому что было
живое желание донести огонь этой любви.
Мне хотелось поделиться этим благодатным
теплом с людьми, которые слушали мои
проповеди сначала в трапезной, а затем
и в храме.
–
Среди
своих любимых предметов вы назвали
церковное искусство. По этой дисциплине
вы написали две курсовые работы, а сейчас
готовите дипломное сочинение. Расскажите
об этом.
– Да,
действительно, я буквально стал жить
этой работой. А дело начиналось так.
Наша семинария поддерживает добрые,
дружеские отношения с художественной
академией. Как-то раз нам предложили
вместе поехать на один из «объектов»
(такова техническая терминология
реставраторов) древнего Пафнутиево-Боровского
монастыря. По словам студентов-искусствоведов,
это был совершенно удивительный памятник,
очень интересный. Мы должны были тогда
не просто поехать и посмотреть на процесс
реставрации снизу, с уровня пола, а
подняться на леса и наблюдать восстановление
изнутри. Итак, мы увидели фресковый
ансамбль вблизи. Нашему взору открылось
то, что недоступно молящемуся, который
стоит в храме. В общем, этот памятник
меня просто потряс, потрясла его красота,
внутренняя духовная наполненность и
глубочайший символизм древнерусской
живописи. И я решил написать курсовую
работу о фресках Пафнутиево-Боровского
монастыря, хотя сначала выполнение
задуманного мне казалось нереальным.
Но меня очень поддержала Наталья
Зараменская – тогда еще студентка, а
сейчас младший научный сотрудник
Третьяковской галереи. Она пообещала,
что будет мне помогать и направлять
меня в этой работе. Все это вселило в
меня смелость, и я взялся за тему,
посвященную фрескам Пафнутиево-Боровского
монастыря. Со временем у меня завязалась
дружба с реставраторами, и я даже стал
их сотрудником. Так, будучи библиотекарем,
я помогал им в выборе того или иного
материала для восстановления утраченных
фрагментов. Это была настолько
увлекательная работа, что я сразу же
после окончания последней лекции
буквально бежал на Киевский вокзал,
садился в электричку, ехал полтора часа,
затем еще полчаса на маршрутке от города
Балабанова до поселка Роща, а там десять
минут надо идти через лес – через
величественный сосновый бор. И вот я
спускаюсь по крутому спуску – и передо
мной монастырь. Я буквально взлетал на
леса и работал с упоением до 7–8 часов
вечера, до тех пор, пока нужно было
собираться обратно, чтобы успеть в
семинарию к отбою – к 11 часам. Дорога
назад почти никогда не обходилась без
приключений, но все восполняла радость
от работы, от прикосновения к святыням.
Конечно, это чудо, что мне удалось
написать свою работу на 3-м курсе. Пришлось
с нуля изучать всю искусствоведческую
терминологию. Я чертил много схем,
составлял программы росписи, намечал
ее композицию и содержание. Моя первая
курсовая работа была сырой, тем не менее,
она превышала установленный объем,
составив 65 страниц текста. Текста
выстраданного и очень быстро написанного,
так как я весь первый год регулярно
ездил в святую обитель, поднимался на
леса, смотрел, записывал, чертил схемы.
Писать для меня не составило особого
труда, поскольку фрески стали для меня
очень дорогими: я просто писал о том, о
чем постоянно думал. Я тогда кратко
представил фрески, рассказал об их
истории, этапах реставрации и т.д.
Понятно, что многие мои наблюдения могли
показаться людям с искусствоведческим
образованием хрестоматийными, но я
тогда постоянно открывал для себя что-то
новое. На 4-м курсе я решил сравнить
памятники Боровского монастыря с
аналогичными фресками, которые созданы
в XVII веке. И я пришел к очень важному для
меня выводу: оказалось, что они по своему
художественному уровню, по степени
мастерства в известной мере превосходили
знаменитые фрески Успенского собора и
храма Ризоположения в Московском Кремле.
В дипломной работе полученные мною
выводы будут обобщены и дополнены. Моя
тема сформулирована так: «Фрески собора
Рождества Пресвятой Богородицы
Пафнутиево-Боровского монастыря и
живописные традиции школы Дионисия.
Идейное содержание и художественные
приемы». То есть угол зрения перемещен
в сторону стилистики, композиции и
художественных приемов. Дело в том, что
фрески в предыдущем, более раннем храме
обители расписывал Дионисий – известный
иконописец, который блестяще владел
всеми художественными приемами того
времени. И мне интересно посмотреть,
какие из них были унаследованы в росписи
Рождественского собора Пафнутиево-Боровского
монастыря 1644 года. Таким образом, я
подвожу определенные итоги, суммирую
все свои знания о данном памятнике,
заканчивая тем самым свое студенческое
исследование.
–
Очевидно,
что в семинарии очень много времени
отводится на духовное воспитание.
Расскажите, пожалуйста, о ваших духовниках,
о том, какую роль они сыграли в вашем
становлении.
– Вновь
я скажу о промыслительности всего, что
происходит в нашей жизни, о водительстве
Божием, которое постоянно ощущается.
Именно оно и привело меня к таким опытным
духовникам, как иеромонах Иов (Гумеров)
– насельник Сретенского монастыря,
протоиерей Иоанн Вавилов – настоятель
храма преподобного Сергия Радонежского
в Крапивниках и архимандрит Тихон
(Шевкунов) – наместник Сретенского
монастыря. Они всегда советовали мне
полагаться на волю Божию. От них я получил
богатейшие знания святоотеческого
наследия; они делились со мной поучительными
деталями своей жизни. И к ним я могу
обратиться только со словами самой
теплой благодарности.
–
Многое
для духовного становления человека
дают паломнические поездки, которыми
славится Сретенская семинария. Какие
святые места вы посетили за прошедшие
пять лет?
Чтение
Апостола во время литургии под открытым
небом в лагере «Патриот»
– Если соблюдать
хронологию, то в самую первую неделю
нашего обучения в семинарии для нас
была организована экскурсия по святым
местам столицы. Тогда мы приложились к
мощам великих святителей Московских,
испросили их молитв и благословения на
многотрудное обучение в духовной школе.
Затем последовала поездка во Владимир,
молитва перед святынями – мощами,
которые почивают в Успенском соборе.
Все эти поездки, несомненно, очень
поддерживали меня. Они очень удачно
синтезировали в себе культуру и
духовность. Наши паломничества наглядно
показывали, насколько русское искусство
проникнуто православным содержанием.
И еще мне бы хотелось особо подчеркнуть,
что все наши поездки были прекрасно
организованы, расписаны буквально по
минутам: мы успевали посетить колоссальное
количество мест и получить огромный
объем полезной и интересной информации.
За это нужно благодарить семинарскую
администрацию, которая понимает, что
плодотворность любого дела целиком
зависит от его организации. Вот сейчас
я вспомнил поездку на Куликово поле.
Тогда там служилась Божественная
литургия, которую возглавлял сам
Святейший Патриарх. Мы рано утром выехали
из монастыря и вскоре приехали на это
историческое, святое место, которое
окроплено кровью тысяч и тысяч русских
православных людей. С тем паломничеством
связаны незабываемые впечатления. И,
опять-таки, произошло оно на 1-м курсе.
Наше общение только складывалось, и то
паломничество сплотило наш коллектив,
мы стали более близки друг другу.
Но,
пожалуй, самое незабываемое впечатление
я получил от поездки на Святую Землю.
Это одно из ярчайших событий в моей
жизни. Я до сих пор не верю, что побывал
в этом месте. Я узнал для себя немало
нового, но важнее всего то состояние
души, которое я бережно храню в своем
сердце. Радость приобщения к святыням
земли, по которой ходил Спаситель, нельзя
сравнить ни с чем. Неслучайно, когда мы
вошли в Иерусалим, мы потеряли чувство
времени – и это обычное ощущение всех
паломников. Те же камни, древние здания,
которые были 2000 лет назад! История как
бы останавливается в этом городе. Мне
не забыть Божественную литургию, на
которой мы присутствовали в храме Гроба
Господня и приобщались святых Христовых
таин. Величественная картина ночной
службы, греческие слова, чередующиеся
с церковнославянскими, замечательное
пение нашего семинарского хора… Я до
сих пор не могу выразить словами все
радостные, светлые чувства, охватившие
меня на Святой Земле, – многое осталось
только в глубинах души.
–
Какие
послушания вы несли, обучаясь в духовной
школе?
– На
начальных курсах я нес послушание у
игумена Киприана (Партса) в просфорне.
Это была серьезная школа смирения. И
отец Киприан был одним из тех, кто больше
всего повлиял на осознание промыслительности
жизненных событий. Я берегу в своей
памяти время общения с этим прекрасным
священником. Мы говорили только о самом
главном – о спасении души. Конечно же,
такие беседы настраивали на определенный
молитвенный лад. Послушание исполнялось
только с молитвой: ее читал вслух
кто-нибудь из просфорников либо мы
слушали магнитофонную запись. Выпекать
просфоры очень непросто. Я помню
неописуемую радость, когда на Страстной
седмице мне впервые удалось испечь
большую богослужебную просфору. Это
целое искусство. Необходимо правильно
скатать тесто, оно должно определенное
время находиться в расстоечном шкафу,
потом надо правильно «склеить» две
части просфоры. Я радовался тогда тому,
что у меня есть возможность поучиться.
Я убежден: навык работы в просфорне
обязательно пригодится в будущем
священническом служении.
С
3-го курса я несу послушание в библиотеке.
Я достаточно долго входил в курс дела,
но мне очень понравилось, и эта работа
стала мне в радость. Я подолгу задерживался
в читальном зале. Мне за эти три года
пришлось обрабатывать много книг – и
это послушание стало частичкой моей
жизни. Знаете, у меня всегда получается
так, что я сердцем прикипаю к выполняемому
делу, послушанию, и оно становится для
меня по-настоящему родным и необходимым.
Вот и работа в монастырской библиотеке
занимала все мое свободное время, но я
нисколько не жалею об этом.
–
Сретенская
духовная семинария не раз организовывала
различные миссионерские акции, в том
числе и раздачу Евангелий накануне
Пасхи на станциях московского метро.
Участвовали ли вы в этих проектах?
– Конечно,
я принимал участие в раздаче Евангелий
и никогда не забуду те дни. Это был
колоссальный опыт общения с людьми. Мы
в течение трех дней на Страстной седмице
выходили на станции метро и сталкивались
лицом к лицу с простыми людьми. Были
тогда и проблемы, и сложности, и казусы.
И, конечно же, сначала было нелегко. В
первый день многие из нас сорвали голос,
потом мы поняли, что надо обращаться к
людям с большим тактом, а говорить –
тише. К тому же я осознал, что необходимо
общаться с конкретным человеком, чтобы
он отчетливо понял ценность такого
подарка – Евангелия. Было интересно
посмотреть, как люди реагируют на такую
акцию. Поначалу отношение москвичей
было неоднозначным: многие думали, что
мы сектанты. И это очень огорчало, но
такова реальность: масштабные акции, к
сожалению, у нас проводят как раз
псевдорелигиозные организации. Чтобы
сориентировать людей, наши студенты и
наставники выступили по телевидению,
на каждой точке раздачи был вывешен
специальный плакат, извещающий, что
Евангелия – это пасхальный дар Святейшего
Патриарха Алексия. И это дало позитивный
результат, люди с радостью подходили к
нам, брали по несколько экземпляров,
чтобы передать своим знакомым, друзьям.
Это буквально окрыляло.
Если
говорить о миссионерских поездках, то
главными для меня останутся наши
посещения школы-интерната в рязанском
городе Михайлове. Непосредственное
общение с детьми, души которых опалены
бедой, дает неизмеримо много. Начал я
работать с первым классом, сейчас они
уже третьеклашки. Маленькие дети с
чистыми душами, но страдающие и страждущие.
Не скрою, поначалу было очень больно
смотреть на их лица. Но как только на
них появлялись улыбки, наша радость
была многократной. Радостно было оттого,
что мы действительно смогли хоть чем-то
облегчить их горе, хоть отчасти
компенсировать им недостаток родительского
внимания, любви. И пусть все это мизер,
но в души этих замечательных ребят
вложено благое семя, которое, может
быть, через несколько лет даст свои
хорошие плоды. Очень бы хотелось, чтобы
наши беседы, наше общение помогли детям
правильно сориентироваться в жизни,
которая полна трудностей.
Также
нельзя не вспомнить миссионерскую
поездку в Костромскую область – в лагерь
«Патриот-2009». Это был совершенно
необычный, новый вид миссионерской
деятельности нашей семинарии. Нам
пришлось работать с молодежью, ведь
этот лагерь организовали специально
для студентов. В данном проекте ведущей
стала образовательная составляющая.
То есть фактически это был лекторий под
открытым небом. Нам, семинаристам, было
очень интересно и полезно увидеть
современную молодежь, понять, чем она
живет, каковы ее интересы, а главное –
осознать, что многие из них тянутся к
вере, ищут Бога, а значит, им надо помочь.
Показателен такой эпизод: я и еще один
семинарист, мой друг, решили вечером
прогуляться по берегу Волги, на котором
и располагался лагерь. И когда мы
проходили мимо костров, то нас не раз
подзывали ребята и задавали самые разные
вопросы о церковной жизни. Я тогда очень
хорошо понял, какой жуткий духовный
голод у нашей современной молодежи, как
им не хватает адекватной информации.
Куда только ни несет ребят, какие только
веяния и направления их ни притягивают…
Такие вот разные акции, каждая из которых
дала богатый опыт взаимодействия с
людьми!
–
Андрей,
позвольте вам задать такой вопрос: как
семинаристы знакомятся со своими
будущими невестами?
– В
моем случае все было – как это всегда
и бывает – промыслительно. Ехал я однажды
по «фиолетовой» ветке нашего метро.
Диктор объявил станцию «Таганская».
Меня пронзила мысль: «Здесь находится
монастырь, в котором покоятся мощи
блаженной Матроны Московской». И,
наверное, ангел-хранитель подсказал,
что мне сейчас надо выйти и помолиться
этой святой. К тому времени меня мучили
раздумья о семейной жизни. Я достаточно
остро ощущал потребность в близком
человеке, с которым бы смог связать свое
будущее. Я долго присматривался к одной
девушке, работающей в нашем магазине
«Сретение» и одновременно учившейся
на педагогическом факультете в ПСТГУ.
Но как-то не решался подойти и познакомиться…
И вот я зашел в собор Покровского
монастыря. Подошел к мощам блаженной
Матроны, и о чудо: перед ракой я увидел ее.
Как я позже узнал, у Лены была сессия, и
она тоже заехала помолиться блаженной
Матроне. Мы познакомились, стали общаться.
Эта встреча явилась для меня ответом
на мучивший меня вопрос. А 20 января
состоялось наше венчание. Нас венчал
наш общий преподаватель отец Вадим
Леонов. Наверное, невозможно передать
словами то, что происходит в душе человека
в такие минуты. Скажу только одно: слава
Богу!
–
Недавно
состоялась ваша хиротесия – пострижение
во чтеца, возведение в первую степень
служения Церкви. Каково для вас значение
этого события?
– Несомненно,
это серьезное событие, после совершения
которого человек действительно становится
служителем Церкви на всю жизнь. И даже
не на всю жизнь, а на всю вечность.
Церковное служение – это дар, так же
как и священнослужение. Ни одна профессия
не переходит в вечность, а служение Богу
имеет вечное сотериологическое значение.
Хиротесия стала для меня еще одним
знаком, еще одним проявлением воли
Божией. Я еще более, полно осознал, что
сделал свой выбор правильно. После
хиротесии я еще увереннее иду по пути
служения Богу и Церкви. Теперь я твердо
знаю: обратной дороги здесь нет и быть
не может.
–
Вы в
этом году заканчиваете семинарию. Чем
стала для вас духовная школа?
– Не
побоюсь повториться: семинария дала
почувствовать, что такое Промысл Божий,
и желание ему следовать. Это самый важный
итог моего духовного образования. Если
говорить о качествах, которые сформировались
во мне за пять лет, прежде всего это
собранность, умение распределять свое
время и ответственное отношение к
послушаниям. Все это, разумеется,
развивается не сразу, очень постепенно.
Немаловажно для нас, для будущих
священников, и то, что семинария показывает
все стороны церковной жизни. Недаром
один из наших преподавателей сказал,
что наша жизнь в стенах духовной школы
– это жизнь Церкви в миниатюре. Иными
словами, пять лет учебы стали определенным
опытом жизни в Церкви, этапом в преодолении
искушений, сложностей. Но самым важным
уроком, который, на мой взгляд, преподносит
духовная школа людям, решившим связать
свою жизнь с пастырским служением, стало
приобретенное умение жить и общаться
с любым человеком, в котором нужно
непременно разглядеть образ Божий. Так
устроена семинарская жизнь, что почти
каждый год студент меняет келью и,
соответственно, меняет сокелейников.
И вот этот опыт дорогого стоит: все мы
очень разные – порой очень доброжелательные,
а иногда чрезвычайно сложные. Умение
налаживать взаимоотношения, уступать
друг другу, отстаивать свое мнение дает
большой опыт, который положительно
влияет на человека.
Я
не могу не вспомнить старосту нашего
курса Степана Бажкова. Он стал для меня
примером того, как человек всецело
полагается на волю Божию. Вера пронизала
все стороны его жизни, и он спокойно и
молитвенно относится к любым искушениям,
с которыми сталкивается. К подобному
мировидению надо стремиться!
–
Андрей,
каковы ваши пожелания будущим студентам
Сретенской духовной семинарии?
– Хочется
пожелать, чтобы каждый человек, который
выбрал для себя духовное образование,
ежедневно делал для себя какие-то выводы.
И при этом помнил: Господь знает все,
что полезно и нужно каждому из нас. Я от
всего сердца желаю, чтобы все семинаристы
– настоящие и будущие – действительно
почувствовали то, что почувствовал
здесь я. Почувствовали водительство
Божие, почувствовали Его великую любовь
к нам, грешным. Почувствовали, как
укрепляется упование на Господа и как
вера становится все более живой и важной
для человека.