АНТОЛОГИЯ СЕМИНАРСКОЙ ЖИЗНИ ПОСЛЕДНИЙ РОСТОВСКИЙ АРХИЕПИСКОП АРСЕНИЙ (ВЕРЕЩАГИН) И СЕМИНАРИСТЫ

Московская Сретенская  Духовная Академия

АНТОЛОГИЯ СЕМИНАРСКОЙ ЖИЗНИ ПОСЛЕДНИЙ РОСТОВСКИЙ АРХИЕПИСКОП АРСЕНИЙ (ВЕРЕЩАГИН) И СЕМИНАРИСТЫ

А. А. Титов 5066



Литература о духовных семинариях, их учащихся и учащих до сих пор остается мало известной даже в православной читающей аудитории. Между тем художественные произведения, мемуарные записки и публицистически очерки, которые, являясь весьма специфическим историческим свидетельством, посвящены внутреннему и внешнему описанию духовных школ, позволяют узнать много интересного об учебном процессе, досуге, быте, фольклоре семинаристов.

Живые, искренние повествования, авторами которых обычно выступают люди, уже умудренные богатым жизненным опытом – прежде всего религиозным (архиереи, священники, преподаватели, выпускники семинарий и др.), дают уникальную возможность исподволь проследить этапы духовного роста, глубже понять причины, побуждающие к беззаветному, жертвенному служению Христу.

Именно поэтому вниманию читателей нашего сайта впервые предлагается «Антология семинарской жизни», в которой будет представлена – в намерено мозаичном порядке – широкая панорама семинаристского житья-бытья XVIII – начала XXI вв.

Загрузить увеличенное изображение. 646 x 460 px. Размер файла 39286 b.


В Ярославском архиерейском доме, в Спасском монастыре, находится замечательная, больших размеров, картина, изображающая последнего Ростовского и первого Ярославского архиепископа Арсения (Верещагина) и его свиту. На картине этой, отчасти попорченной и покрытой плохим лаком, сверху, как бы в клеймах, находятся следующие надписи:

«Эконом Покр. игумен Порфирий; казначей иером. Игнатий; житен. иеромон. Аврамий; чашник монах Филимон; диакон Николай Сергеев; диакон Петр Игнатьев; хоронат диакон Симеон Егоров, бас 1-й; ип. Яков Зоревский, тен. 2-й; бас 2-й Ив. Козьмодемьяновский; тен. 1-й Михаил Вознесенский; тен. 1-й Василий Никольский; тен. 2-й Григорий Тропинский; бас 3-й Павел Тихановский; бас 3-й Николай Благовещенский; пономарь Илья Дыбинский, тен. 2-й; дишк. 1-й Василий Лазовский; дишк. Ив. Воскресенский; альт 1-й Димитрий Иерусалимский; альт 2-й Григорий Отцовский; дишк. 1-й Яков Благовещенский; дишк. 1-й Мирон Орлеянский; дишк. 2-й Ив. Воронинский; альт 1-й Петр Ильинский; альт 1-й Александр Алексеевский; альт 1-й Николай Затейкин; пл. Димитрий Васильевич Верещагин; к. Василий Федорыч Морошкин; Петр Алекс. Розов; фил. уч. Матвей Козьмич Нитский; жив. Николай Лужников.

И неба и земли
Владыко, нам внемли.
Се председящий с нами,
Отец между сынами,
Закон твой откровен
Лиет нам из устен.
Ты с высоты святыя
Ему лей дни златыя
И всем даждь благодать
Тебя нам познавать
В твоем священном чтении,
Что чтит и чтет Арсений,

Сей братства есть портрет
Единый здесь предмет:
Божественное слово,
Учение Христово,
Здесь славится
Творец Отцев и чад Отец;
Его приемлют пластырь
Пасомые и пастырь.
Владыко всех владык,
Тебе поет сей лик.
Даждь нам тебя узрети,
Молю и аз, и дети».

Любопытны на этой картине костюмы певчих и учителей семинарии: знамение времени с пудреными париками и французскими кафтанами сказалось и в духовной жизни, и свита владыки блистает этими иноземными модами.

Архиепископ Арсений, в мире Василий Верещагин, родился в 1736 году в городе Кашине Тверской губернии. Обучался в тверской семинарии и в 1756 году поступил в Московскую духовную академию, по выходе из которой в 1761 году определился в учителя риторики в тверскую семинарию. Затем чрез шесть лет принял пострижение в Желтикове монастыре[1]. В 1768 году был префектом тверской семинарии и учителем философии и богословия, потом ректором и архимандритом Отроча монастыря, а в 1771 году перемещен в Троицкий Калязин монастырь[2], с оставлением за ним ученых должностей по тверской семинарии.

В 1773 году Арсений был назначен епископом Архангельским. Обряд рукоположения в сан епископа совершал над ним в придворной церкви 22 декабря Санкт-Петербургский архиепископ Гавриил (Петров) совместно с другими архиереями, бывшими тогда в Петербурге. При хиротонии присутствовала сама императрица, пред которою Арсений говорил речь, «изображая ее щедроты, на него излиянные, свое недостоинство и обещание быть верным долгу своего служения»[3]. При отъезде Арсения в Архангельск Екатерина подарила ему архиерейское облачение и 2000 рублей на путевые издержки.

Не пробыв и года в Архангельске, Арсений был переведен в Тверь, на место знаменитого Платона (Левшина), и на этот переезд из Архангельска в Тверь императрица выслала 1000 рублей. Управляя в течение восьми лет Тверской епархией, находящейся на пути между двумя столицами, Арсений часто встречал императрицу и всегда говорил ей при ее проезде приветственные речи.

В 1783 году Арсений был переведен в Ростов и здесь 25 марта 1785 года возведен в сан архиепископа.

На пятый год служения Арсения в Ростове, в 1786 году, первенствующий член Святейшего Синода архиепископ Гавриил предложил Синоду, что государыня находит нужным, для соглашения предполагаемой пользы с нынешним устройством Ярославской губернии, перенести архиерейскую кафедру из Ростова в губернский город Ярославль, и Святейший Синод, в исполнение монаршей воли, указом поручил Ростовскому архиепископу Арсению «предварительно войти в рассмотрение разных обстоятельств по сему предмету и представить сведения»[4]. После дальнейшей переписки, в 1788 году кафедра была переведена из Ростова, после 793-летнего существования, в Ярославль, и первоклассный Спасо-Преображенский монастырь был обращен в архиерейский дом.

В 1797 году Арсений присутствовал при священном короновании императора Павла; в 1798 году с епископом Вологодским Арсением открывал мощи преподобного Феодосия Тотемского; в 1797 году назначен членом Святейшего Синода и пожалован орденом святого Александра Невского, а в 1799 году – орденом Иоанна Иерусалимского большого креста.

На кафедре Ростовско-Ярославской Арсений был 16 лет. Находясь на чреде служения в Санкт-Петербурге, он скончался 23 декабря 1799 года 63 лет от рождения и погребен, согласно его завещанию, в Троицком Калязинском монастыре Тверской епархии.

В сане префекта, ректора тверской духовной семинарии, а равно и в сане Тверского епископа Арсений всегда отличался особою заботливостью о нуждах семинарии и семинаристов и мягкою и нежною любовью к ученикам. Он своим глубоким интересом ко всем успехам учеников и уменьем поощрить их за успешный труд соответствующею наградою вызывал семинаристов к усиленной деятельности, так что тверская семинария при нем отличалась бодрым, здоровым и трудовым направлением. Семинаристы часто не ограничивались одними школьными занятиями и рвались к труду добровольному, чему примеров в памятниках тверской семинарии сохранилось множество. Из сочинений Арсения напечатаны слова: «На тезоименитство императрицы Екатерины II» (М., 1773); «На выбор судей» (М., 1781); он также исправил перевод Златоустовых слов о покаянии и праздничных (М., 1772, 1773 и Киев, 1777).

Не будучи сам поэтом, Арсений любил поэзию и покровительствовал ученикам, занимавшимся музами. От его времени осталось множество стихотворных произведений не только учеников, но и церковно-служителей, положенных иногда и на ноты. Часть сочинений учителей и учеников ярославской семинарии при Арсении отпечатана небольшою книжкою в Ярославле в 1791 году и носит заглавие: «Оды, разговоры, надписи, канты, сочиненные и говоренные в разные времена в Ярославле». В нашем собрании под таким же названием находится рукопись (№ 694), современная Арсению, наполненная подобного рода сочинениями его учеников.

Гравированных портретов Арсения, как нам известно, нет. Снимок с этой картины, при сем приложенный, нам подарен высокопреосвященнейшим Ионафаном, архиепископом Ярославским и Ростовским, который при вступлении своем на Ярославскую кафедру открыл картину в 1877 году в архиерейском доме среди разного хлама и мусора и намерен дать ей приличное помещение в ростовском музее церковных древностей. Это изображение последнего Ростовского владыки будет одним из прекрасных украшений портретной галереи, которую предполагается устроить в Ионинской палате музея.

А.А. Титов

Публикуется по: Титов А.А. Последний Ростовский архиепископ Арсений IV, Верещагин // Исторический вестник. 1886. Т. 23. № 2. С. 392–396.

12 октября 2009 года

[1] Желтиков Успенский 2-го класса монастырь, в 4 верстах от Твери, основан в 1394 г. святителем Арсением, епископом Тверским, при великом князе Михаиле Александровиче. Из трех церквей монастыря замечательна соборная в честь Успения Богородицы, построенная в 1637 г. царем Михаилом Феодоровичем; к сожалению, храм фундаментально возобновлен и украшен как в 1744 г., так и в последующее более близкое к нам время. Здесь почивают мощи основателя обители святителя Арсения; тут же погребен и тверской архиепископ Амвросий (Протасов), знаменитый духовный писатель, о котором митрополит Платон сказал: «Если бы я писал так, как он, то меня сходилась бы слушать вся Россия».


[2] Троицкий Калязинский монастырь известен в истории подвигами князя Михаила Скопина-Шуйского. В 1610 г. ляхи взяли этот монастырь штурмом, убили воеводу Давида Жеребцова, защищавшего обитель, игумена и иноков разорили и сожгли все здания, а серебряную раку преподобного Макария, дар Бориса Годунова, рассекли на части и святые мощи изринули. При царе Михаиле Феодоровиче все было вскоре возобновлено.


[3] Иерархи Ростовско-Ярославской паствы. Ярославль, 1864. С. 263.


[4] Там же. С. 265.



Новости по теме

15 ЛЕТ ВОЗРОЖДЕНИЯ МОНАШЕСКОЙ ЖИЗНИ В СРЕТЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ. ИЕРОМОНАХ ЛУКА (АУЛЕ): «ЗНАНИЯ – ПРОЧНЫЙ ФУНДАМЕНТ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА СПАСЕНИЯ ДУШИ» Иеромонах Лука (Ауле) Я благодарен Господу, Божией Матери и батюшке Тихону, за то, что они мне дали такую радость и такое счастье – учиться. Знания – прочный фундамент для того, чтобы использовать его для строительства спасения своей души. Конечно же, духовное строительство основывается на твердой вере и исполнении евангельских заповедей. Для нас путь восхождения к Богу – это путь, который мы проходим под руководством святых отцов. Они учат, как правильно исполнять евангельские заповеди.
АНТОЛОГИЯ СЕМИНАРСКОЙ ЖИЗНИ В МОНАХИ Митрополит Вениамин (Федченков) Можно представить себе и радость, и благодарность, и умиление, — какие охватили душу Колечки! Преподобный сотворил явно чудо! Преподобный ответил прямо и даже на совершенно тот же вопрос о «воле Божией». Так преподобный благословил Колечку идти в монахи… Мучения кончились раз и навсегда. И скоро «Колечки» не стало; вместо него клобуком покрылся инок Серафим, — названный так при постриге почитатель преподобного, удостоенный от него чудесного ответа.
МИССИОНЕРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ. ЧАСТЬ 1 Сретенская академия Первые три дня Страстной седмицы воспитанники Сретенской духовной семинарии по благословению Святейшего Патриарха несли особое послушание – на самых многолюдных станциях метро они раздавали москвичам красочно иллюстрированное Евангелие от Марка. После окончания акции студенты написали о своих впечатлениях от всего того, что они увидели и испытали. Думается, многим читателям будет небезынтересно прочесть эти студенческие работы.