4348
В 1999 году в московском Сретенском монастыре была открыта духовная школа – Сретенское высшее православное училище, преобразованное затем в духовную семинарию. О выборе жизненного пути и о годах, проведенных в стенах семинарии, рассказывают преподаватели и студенты СДС.
Священник Алексий Лымарев |
– Человек приходит к Богу по-разному. Мое обращение произошло в юношеские годы, которые вообще отличает довольно резкая смена ценностей: кажется, что перед тобой открываются новые, неизведанные дороги и нет никаких препятствий, которые ты не можешь преодолеть. И тут мне попалась в руки Библия, но не традиционное синодальное издание, а детская Библия, выпущенная в Брюсселе. Замечательная книга, которая до нынешнего дня пользуется огромной популярностью не только у детей, которым предназначена, но и у взрослых. Мой папа, когда ее открыл, сказал: «Даже неверующий человек, взяв в руки эту книгу, поверит»… Меня очень поразили слова Спасителя, которые он обратил к ученикам в Своей молитве. Именно молитву Господню я долгое время искал, поскольку во времена моего отрочества купить молитвослов было крайне сложно. И я стал утром и вечером читать эту молитву, и ее слова все глубже укоренялись в моем сердце. Немаловажным для моего духовного становления явилось то, что мамины родственники были верующими людьми. Живя в деревне, в одном из домов они, собрав уцелевшие церковные книги и иконы, проводили богослужения беспоповским чином, пели всенощные, служили обедницы. Таков мой первый опыт религиозного воспитания. Пускай это всего лишь детские впечатления, но они запечатлелись в моем сердце и сохранились до сегодняшнего дня. Очень хорошо я помню свое Крещение, которое совершилось в храме святителя Николая, что в Бирюлеве. Обычный деревянный храм на окраине Москвы. То есть место было мало посещаемое, и там детей крестили неофициально, не вписывая сведения в особые книги для дальнейшей передачи в компетентные органы. Здесь нужно сказать, что мой папа в то время состоял в партии, более того занимал высокую должность, а мама работала в системе здравоохранения, и мои крестины могли стоить им карьеры. Разумеется, внешние детали ушли из памяти, а вот состояние нескончаемой радости, желания всех любить, обнимать, быть со всеми вместе в единстве чувств и мыслей я помню до сих пор. Пронзительные чувства ребенка, который впервые встретился с Христом в храме… Вскоре, по совету мамы, я начал посещать воскресную школу, чтобы узнать азы Православия. Очень сложно было целиком менять свое мировоззрение. У меня, как и у каждого человека, было множество вопросов, часто практического содержания. И вскоре я беззаветно полюбил Церковь, богослужение. Однако о священническом сане не помышлял. Но Господь судил иначе…
– Вспоминая годы своей учебы и сравнивая их с нынешними временами, какие сходства и различия вы могли бы отметить?
– Мое обучение проходило в Московских духовных школах, которые, несомненно, являются родоначальницами всех наших богословских учебных заведений. Поскольку практически все ректоры, преподаватели были выпускниками академии у Троицы. Конечно же, есть многое, что связывает нынешнюю семинарию с дореволюционной. Это помнят старейшие педагоги, и мы переняли от них былой дух и мудрость. Но самое главное достоинство семинарии заключается в том, что она находится на территории обители преподобного Сергия. Он, пожалуй, главный педагог – причем не только для студентов, но и для преподавателей. Один семинарист, который не отличался какими-то великими знаниями, весьма скромно преуспевал в богословских науках, часто повторял очень простую, но потрясающе мудрую вещь: «Экзамены мы сдаем у преподобного». И на самом деле это так, поскольку связь студента с аввой Сергием является важнейшим мерилом его внутреннего мира и его устремленности к Богу. Поэтому нахождение духовных школ на территории Лавры создает определенную атмосферу. Неизмеримо много дала мне и знаменитая академическая библиотека. Скажу без преувеличения: она мой учитель и руководитель на пути богословского знания и внутреннего самосовершенства. Один замечательный священник, говорил мне, когда я уходил с прихода на обучение в семинарию: «Знай три дороги: в храм, то есть к преподобному Сергию, в библиотеку и в аудиторию». Наверное, это завет для каждого студента. С большой радостью и теплотой вспоминаю я своих семинаристских друзей. Многие из них я бы назвал даже наставниками. Наши студенческие спальни были похожи на большой плацкартный вагон. В одной келии жили от 20 до 50 человек. Я поступил в семинарию после празднования 1000-летия Крещения Руси. Это были годы, когда в Церковь приходило много молодых людей, – и семинарии были переполнены. На нашем курсе было четыре первых класса, и всех надо было разместить, и поэтому комнаты были такие большие. Но несмотря на стесненные бытовые условия, мы чувствовали братское единение. Вспомнил я сейчас такую историю. У нас был студент, его звали Вениамин, он жил в десятой комнате. Это была конечная комната на выходе, за которой располагались все остальные келлии. В нее вела дверь на мощной пружине. Не знаю, откуда ее взяли, мы думали, от какого-нибудь мощного трактора. Так вот: каждый раз, когда кто-то выходил, раздавался такой хлопок, который мог разбудить всех студентов. А Вениамин просил, умолял, чтобы ему разрешили спать именно у этой двери. И на протяжении трех лет обучения в семинарии он выбирал эту самую неудобную кровать, чтобы таким образом отречься от своей воли, от своих страстей. И приобрести то замечательное качество, которое должен приобрести каждый христианин, то доброе смирение, которым входит в наше сердце сам Христу. Мы всегда помогали друг другу и знали, что можем рассчитывать на своих однокашников. И сейчас, когда мы, спустя более чем 10 лет, встречаемся – к сожалению, не часто, осознаем: чувства братской любви и взаимовыручки никуда не исчезли, а напротив, окрепли. Вот это чаще всего вспоминается, это очень дорого… Мыслями я неизменно обращаюсь к лаврской братии. Они преподавали воспитанникам семинарии уроки духовности, снисходительности, терпимости к другим и требовательности к себе. Разумеется, вспоминаю я наших замечательных профессоров: А.И. Сидорова, К.Е. Скурата и многих других. Их отличало то, что они всегда в своей педагогической деятельности видели студента, а не внешнюю обстановку, которая иногда мешает слушать, даже преподавать. И вот это уникальное качество, нужное и будущего пастырского служения, и для духовного становления, обладает мощным воспитательным эффектом.
– А какие положительные изменения произошли в духовных школах за последнее время?
– В первую очередь отмечу возможность пользоваться книгами, которые были нам недоступны. Ну, и, конечно, Интернет. Он очень экономит время и существенно расширяет источники информации. Очень отрадно, что в Сретенской духовной семинарии прекрасно оборудованный компьютерный класс и студенты могут пользоваться Интернет-ресурсами. Принципиально важным достижением для духовных школ я считаю повышение их статуса. Теперь наши выпускники получают высшее образование и имеют полное право преподавать в вузах и школах. Это значительно расширяет возможности миссионерской деятельности.
– Что, на ваш взгляд, отличает Сретенскую семинарию от остальных духовных школ?
– По моему убеждению, любая духовная школа обладает теми положительными качествами, которые хотелось бы видеть в каждом учебном заведении. В отношении Сретенской семинарии мне нравится прежде всего тот факт, что наша педагогическая корпорация постепенно становится единой, дружной семьей. В этом, конечно, огромная заслуга нашего ректора – архимандрита Тихона (Шевкунова). Несмотря на большую занятость, он находит время для общения с преподавателями, мы вместе решаем научные, учебные, дисциплинарные проблемы. Да и просто собраться по-дружески, встретить светлый церковный праздник, пообщаться по душам – это очень важно… С отцом Тихоном я познакомился, когда он был насельником Донского монастыря, а я – студентом. Он тогда занимался изданием литературы, и я приезжал к нему, чтобы приобрести по льготной цене книги для своих друзей. Отец Тихон был строгим, сосредоточенным, но при этом очень хорошо понимал проблемы студенчества. Тогда, помню, он пожурил меня, что я норовлю купить книги подешевле, а потом попросил привезти список всех студентов. А в итоге и вовсе подарил нам эти книги. Он проявлял и проявляет по-настоящему христианскую любовь, которая является путеводной звездой в жизни людей.
– Батюшка, не могли вы сказать несколько слов о каких-то занимательных эпизодах из вашего преподавания в Сретенской духовной школе?
– Знаете, к занимательным историям и курьезам надо очень серьезно относиться. Ведь, как отметил один историк: все доброе уходит, ибо оно естественно, а остается как камень преткновения то зло, которое совершает человек. Но, слава Богу, никакого зла в стенах семинарии мне не встречалось. Просто неизменно остается одно общее доброе впечатление. У нас не бывает такого, на что жалуются преподаватели других духовных школ, где студенты приносят вместо тетрадки подушку – и засыпают. Наши студенты по мере сил и способностей стараются воспринимать учебный материал.
– Отец Алексий, в чем вы видите перспективы богословского образования?
– Господь говорит: жатвы много, делателей мало. Поэтому каждый человек, который хочет послужить Церкви, будь то священник, педагог, воспитатель или любой гражданин, может дать ей свои – достойные – плоды. Даст бог, этих плодов с каждым разом будет все больше. Постоянное развитие духовных школ – это наша общая задача. И ее мы должны решать постоянно. Жизнь меняется, а значит, меняется и отношение к ней Церкви. Но духовные основы остаются незыблемыми. Следовательно, мы должны блюсти эту необходимую стабильность. Для того, что церковная жизнь, основываясь на прочном фундаменте, развивалась, будущим священнослужителям нужно овладеть широкими знаниями – знаниями, которые, поверьте мне, всегда востребованы в ежедневном служении на приходе.
Беседовал Андрей Тихонов
студент 4-го курса
30 марта 2009 года