Встреча-беседа «Что такое современная культура?». Часть 3

Московская Сретенская  Духовная Академия

Встреча-беседа «Что такое современная культура?». Часть 3

643



Встреча с заведующего кафедрой церковной истории Сретенской духовной академии, кандидата богословия, кандидата философских наук Олега Викторовича Стародубцева с учащимися школ Самары, которая прошла 18 марта 2025 г. в Сретенской духовной академии в рамках совместного Просветительского проекта с Финансовым университетом.

В таком случае возникает следующий вопрос в контексте нашего с вами разговора о философии моды. А как же так получается, что мода столь быстро и массово действует на наше сознание? Проблема здесь вот в чем: уверен, если разговор заходит о моде, вы можете слышать: «Это модная и стильная одежда». А теперь запомните, друзья мои, слово «модное» – не равняется слову «стильное», а стильное – не значит модное. Мы говорили, что стиль в любой культуре формируется десятками лет, он оттачивается, он культивирует лучшее и отсекается худшее. Стиль – это красота, это выверенность линий, неважно, в архитектуре это или в одежде. Стиль – это то, что красиво. А теперь запомните: вы должны выглядеть, не модно, а стильно. И это не одно и то же, потому что стиль вас никогда не подведет, а мода будет меняться каждый сезон.

А теперь посмотрим, как эта «птичка»-мода умудряется каждый раз так навязчиво, вносить свои идеи в жизнь и внедрять, указывать, что именно это и есть «хорошо»? Я думаю, здесь большого секрета не будет: за модой стоит реклама. А реклама – «двигатель торговли». То есть здесь опять, посмотрите, не мы с вами определяем, а мы оказываемся в качестве объекта внушения, которому нужно каким-то образом доказать вам, что это хорошо. И в рекламу вкладываются все средства. Рекламные контракты заключаются с известными актерами, музыкантами, музыкантами, которые своим талантом приобрели значимость. Целая спортивная команда может рекламировать ту или иную фирму, тот или иной предмет одежды, потому что эту идею нужно продвигать. И запомните, друзья мои, что колоссальные деньги тратятся на то, чтобы эта вещь стала модной. А теперь еще один момент запомните: люди, красивые, успешные, талантливые, которые рекламируют ту или иную обувь, одежду, тот или иной стиль, далеко не всегда будут носить то, что они рекламируют по двум причинам:

      они ее будут носить исключительно только то, что оплачено по договору, то есть напоказ;

      бесплатно рекламируемые вещи они носить не будут, потому что они не будут создавать рекламу бесплатно. Все только за деньги: какая-то команда сегодня выступает в этих бутсах только потому, что во время трансляции матча осуществляется продвижение этого бренда. И молодые люди, которые смотрят трансляцию, видя эту рекламу, начинают думать: «Ой, какая хорошая фирма», хотя в действительности эти бутсы, могут быть вообще непригодны для игры, например, в тех или иных погодных условиях, они только создают впечатление.

Получается, что вкладывают колоссальные средства для того, чтобы буквально (если говорить прямо) купить наше доверие. Потому что мы ведь доверяем не ботинкам, а этому замечательному игроку, спортсмену.

Люди, которые рекламируют эти вещи, будут носить не модную, а стильную одежду – ту, которая им подходит, которая подчеркивает их как личность, которая действительно удобна, если речь идет о спортсмене.

А может быть нам тоже нужна не модная одежда, а стильнаякоторая подчеркивает наши качества? Посмотрите на себя, вы молоды, красивы, и важно понимать, что каждый из вас личность. И когда вдруг мы начинаем просто, закрыв глаза, то есть не думая, не анализируя, бежать за этой модой, мы фактически превращаемся в неких ее рабов. Ибо, как сказано в Священном Писании, кто кем побежден, тот тому и раб(2 Петр. 2:19), так мы бежим за модой, а не за стилем. А стиль никогда не выходит из моды, при этом если вы хороши и красивы, если вы одеты стильно, это не обязательно предполагает, что вы одеты дорого, то есть стиль не обязательно требует больших финансовых затрат.

Главная цель моды – это как можно быстрее реализовать, продать то, что они сделали, чтобы вы купили это. И тут появляется еще одна надстройка – модные бренды. И порой можно удивиться тому, что эта вещь стоит в три раза дороже другой, которая является брендовой. И в этом случае получается, мы платим деньги только за название. Но ведь, друзья мои, исходные материалы: шерсть, лен, хлопок, кожа – они одинаковы, то есть исходный материал один и тот же, а цены настолько разные. Поэтому фактически современные и модные, и брендовые вещи, точнее стоимость самой торговой марки, они оплачиваются исключительно вами, вашими родителями.

А чем еще интересна мода? Мода никогда не будет стоять на месте, даже если она прежде предложила что-то хорошее, например, в моде была красивая и удобная одежда, но на следующий год уже будет предложена коллекция совершенно противоположная, для того чтобы больше уже новых вещей мы купили. На что здесь расчет? Мы с вами пересматриваем свой гардероб и, зная уже, что в этом сезоне модно то-то и то-то, с этой точки зрения оцениваем содержимое нашего платяного шкафа: «Неужели я это носил? Это же так немодно!» А ведь эта вещь и красивая, и удобна, может быть, даже дорогая, но она становится немодной. Но так не должно быть: получается, что вещь стала «плохой» только потому, что кто-то предложил на рынке моды изделие другого фасона, модные тренды стали другими. Эти идеи кто-то продвигает, создает уже что-то совершенно новое, не с точки зрения заботы о нас как покупателях, а только с одной целью: продать как можно больше.

Перед нами одна фотография, одежда людей на которой вам может напомнить… современную моду. Так вот прообразом этой моды является одежда сталеваров. Вам ничего не напоминают такие широкие брюки, эти совершенно бесформенные робы? Ребята, посмотрите, мода идет от противного. Эта одежда очень функциональная, потому что она предназначена для людей, которые варят сталь. Она изготавливалась из толстой парусины, это ботинки на толстой подошве (все это для защиты от контакта с нагретыми поверхностями). Эта одежда именно очень удобная. И вот это перешло в нашу современную жизнь, но теперь не как спецодежда, а как одежда модная. И мы можем видеть, в такую одежду одеваются молодые люди, девушки. Где красота, где стиль, где вы в этой одежде? Если сталевар выглядит как сталевар – это хорошо, он работает на таком особом производстве. Но когда в сталевара превращаются молодые девушки и молодые люди, то они теряют, вернее, не пользуются тем, что им дано: красотой и молодостью.

Так вот запомните, друзья мои, дело в том, что предметы одежды не должны быть модными, они должны быть красивыми, подчеркивать ваши достоинства, индивидуальность вашей личности.

И самое главное, друзья мои, когда человек осознает, что действительно странно гнаться за новым смартфоном, только потому что у него новый номер, который выше. Но если подходить философски, главное для телефона – обеспечивать связь, при этом совершенно очевидно, что ухо не видит, по какому телефону вы разговариваете, какая у него модель, какова диагональ дисплея. Поэтому вещь должна быть удобна вам, и совсем не значит, что она должна быть дорогая. Поэтому носите вещи, чтобы они были удобными, не старайтесь гнаться за этими пресловутыми брендами, тем более они стоят немалых денег, а они большим трудом достаются вашим родителям. Но эти же самые деньги, если они не будут потрачены на какую-то безделицу, останутся в семье, пойдут на ваше же образование, культурный отдых, досуг, то есть они вам же вернутся, но вернутся с пользой.

И последнее, что хотелось бы сказать, может быть, это будет неожиданным, но в контексте нашего разговора по поводу моды, красоты, одежды, нельзя не вспомнить некоторых слов Священного Писания. Речь пойдет не о запрете носить одежду другого пола, делать наколки (татуировки) на теле, которые по-прежнему остаются модными, но мода «изменчива», как говорил один из наших классиков (Н.А. Некрасов), а тело у нас одно, и «запчастей» к нему нет.

Поэтому вас призываю, прежде чем решить что-то делать, вы подумайте, действительно ли это вас украсит? Давайте вспомним хорошую русскую поговорку (помните, русский язык – язык богатейший, язык А.С. Пушкина, а это более 23 тысяч оригинальных слов!): «По одежке встречают, по уму провожают». Оказывается главное – это человек, его ум. Можно «упаковать» человека как угодно, но от этого у него не прибавится ума. Можно покупать коллекцию за коллекцией, но насколько это принесет пользу, обогатит нас духовно

А теперь процитирую вам те самые слова из Священного Писания, которые можно считать ответом и советом о том, как поступать нам в том или ином случае. Апостол Павел в послании к Коринфянам говорит: «Все мне позволительно, но не все полезновсе мне позволительно, но ничто не должно обладать мною»(1 Кор. 6:12).

Услышьте эти слова, запомните, что каждый из вас – образ БожийВы хороши сами по себе, вы красивы в силу своего возраста и благодаря вашим родителям, которые вас родили и воспитали – это дар Божий, и то, что вами было получено, вы должны стремиться преумножать, а не пытаться поклоняться брендам, лишь бы соответствовать этой моде. Ведь с этого мы и начали с вами нашу встречу, что культура исторически связана с религией, то есть поклонением кому-то или чему-то, поклонение в данном случае – моде.

А в качестве домашнего задания хотел бы попросить вас попробовать поговорить на эту тему с вашими родителями, может быть, старшими братьями или сестрами: спросите их, какой была мода в 1990-е годы, как они относились к ней будучи юными, молодыми, как изменилось отношение к моде того времени у них с годами (взрослый человек может сказать: «Нет, вы знаете, я буду носить то, что мне идет, для меня мода не является чем-то определяющим, каждому возрасту должна соответствовать своя одежда, при этом человек в каждом возрасте должен быть красив»).

Благодарю вас! Всего доброго! Спасибо!

И последнее, вот, кстати, часы – не то, что модно, а то, что удобно. Этими часами я пользуюсь с 1985 года, отец мне их привез в подарок…