Светильник миру, святейший папа Григорий

Московская Сретенская  Духовная Академия

Светильник миру, святейший папа Григорий

326



25 марта но новому стилю наша Церковь чтит память святителя Григория Великого Двоеслова, папы Римского. Святитель жил около 540–604 гг. на христианском Западе. Титул «папа» в то время относился к римскому архиепископу. Кондак святому Григорию звучит так: «Подобоначальник показался еси Начальника пастырем Христа, / иноков чреды, отче Григорие, / ко ограде Небесней наставляя, / и оттуду научил еси стадо Христово заповедем Его, // ныне же с ними радуешися и ликуеши в Небесных кровех». Рассмотрим подробнее житие святого. 

Родился будущий святитель в благородной и благочестивой семье римского патриция. Род, к которому он принадлежал, дал Риму двух императоров и святых. Его воспитание носило чисто религиозный характер. В семье была устроена домашняя церковь. Его отец, по имени Гордиан, несмотря на высокую светскую должность сенатора, любил вероучительные книги и беседы об аскетике. В конце концов он оставил свою должность и стал диаконом. Две тетки и мать святителя были впоследствии причислены к лику святых. 

Юный Григорий рос впечатлительной, доброй и мягкой натурой. Его мать при жизни была милосердной и нищелюбивой, что передалось и сыну. Получив прекрасное светское образование, он стал претором в Риме. Но душа его стремилась к жизни иноческой и постнической. 

Когда скончался его отец, Григорий богоугодно распорядился своим имением, раздав его на строительство больниц, обителей и странноприимных домов. Как пишет святитель Димитрий Ростовский, «так, в Сицилии он создал шесть монастырей, снабдив их всем необходимым, а в Риме основал монастырь в честь святого апостола Андрея; этому монастырю он положил начало в своем собственном доме, находившемся близ церкви святых мучеников Иоанна и Павла, при горе, именуемой "Сквара". Постригшись здесь, Григорий снял свои златотканые мирские одежды и облекся во власяные ризы иноческого чина, наставляемый опытными старцами Иларионом и Максимианом; а через некоторое время он стал игуменом той обители» (из Четьи-Минеи святого Димитрия Ростовского). Во всех монастырях, основанных святителем Григорием, был введен монашеский устав преподобного Венедикта Нурсийского. 

Благотворил святитель Григорий не только Италийским обителям, но и удаленным – на Святой Земле и на горе Синай. С игуменом горы Синайской, преподобным Иоанном Лествичником, он вел переписку. В одном из своих писем подвижник Рима таким образом испрашивал святых молитв у подвижников египетских: «Вы, ведущие жизнь столь покойную и безмятежную, стоящие как бы на бреге безопасном, прострите нам плавающим, или лучше, бедствующим на море руку вашей молитвы, и стремясь к земли живых, вспомоществуйте, какими можете, молитвами, да получите мзду во веки не только за вашу жизнь, но и за наше избавление»1.

После смерти папы Римского Пелагия римляне избрали на епископскую кафедру смиренного игумена Андреевского монастыря Григория. Но тот не желал принимать столь высокий сан и убежал из города. Как повествует об этом святитель Димитрий Ростовский, «ища своего пастыря Григория и не находя его, народ римский предавался великой печали; и все стали усердно молиться к Богу – да явит Он им раба Своего. 

И вот появился огненный столп, всеми видимый, сходящий на то место, где святой Григорий скрывался, находясь в некоей пустынной горе. Тогда все познали, что тот небесный столп явился ради святого Григория. Тотчас же все отправились на то место, где и нашли Григория и с неизреченною радостью увели его, хотя он этого и не желал». 

Появился огненный столп, всеми видимый, сходящий на то место, где святой Григорий скрывался

Таким образом указал Господь на Своего избранника, и в 590 году началось небеструдное служение святителя Григория на епископской кафедре. 

Будучи строгим аскетом, святитель к этому времени подорвал свое здоровье. Но, как настоящий монах, он смиренно отсек свою волю и нежелание становиться епископом перед волей Божией и приступил к исполнению пастырских обязанностей. 

В тот момент в Риме свирепствовала чума. Для избавления паствы от напасти он призвал народ к сугубому покаянию и организовал крестные ходы по городу. В своем обращении к римлянам святитель, в частности, сказал такие проникновенные слова, научающие покаянию и современных христиан: «Всякий из нас должен прибегнуть к слезам покаяния… Вспомним, что мы учинили по заблуждению и что совершили по нечестию, и накажем все это плачем… и, как увещевает Пророк, "воздвигнем сердца наша с руками к Богу" (Плач 3: 41). Потому что возвышать к Богу сердца с руками – значит усердие нашей молитвы возвышать заслугой доброго делания. Подлинно дает, дает ужасу нашему упование Тот, Кто через Пророка взывает: "Не хощу смерти грешника, но еже обратитися нечестивому от пути своего и живу быти ему" (Иез. 33: 11). Впрочем, никто не должен отчаиваться от необычайности своих нечестий… Судия скорее преклоняется к молитве, если молящийся исправляется в своем нечестии»2.

Во время одной из процессий, возглавляемой святителем Григорием, верующим явился Архангел Михаил в знак того, что Господь принял всенародное покаяние. Смертоносная напасть отступила. 

Являясь высокообразованным ритором, многих еретиков и язычников привел святитель к истинной вере. В частности, он прилагал большие усилия для того, чтобы в православие обратились европейские племена, такие, как лангобарды, вестготы и англосаксы. К последним глава Римской кафедры отправил миссионеров из братии Андреевского монастыря, где он ранее подвизался. Благодаря этой миссии английские земли стали православными. 

Занимая высокий и важный пост, святитель Григорий вел скромную аскетическую жизнь. Как писал о нем профессор Сретенской академии А. И. Сидоров, святитель «и на высоком посту правителя Церкви не оставил своих аскетических стремлений. Что возможно было для него из аскетического подвига в его положении, то он старался выполнять со всем усердием: он вел жизнь самую скромную, простую и воздержанную, несмотря на огромные богатства своей кафедры, и гнал из своей близости все светское и всякий вид роскоши. Он не хотел даже, чтобы светские служители были свидетелями его домашней жизни, и старался ввести в практику жизни то, чтобы у епископа служителями были только люди духовные, которые бы своим видом уже напоминали ему о его призвании и сходились с ним в своих чувствах. Домашними приближенными людьми у него были благочестивые клирики и диаконы вроде диакона Петра, с которыми он делил часы молитвы и входил в беседы о предметах, занимавших религиозные души»3. 

Занимая высокий и важный пост, святитель Григорий вел скромную аскетическую жизнь

В последние годы жизни святитель Григорий тяжко болел. Отошел ко Господу он в 604 году. Святитель Димитрий Ростовский так пишет в его житии: «Сей великий светильник миру, святейший папа Григорий, украсил Церковь Христову не только своим равноангельным житием и дивными чудесами, но и своими многочисленными творениями, которые принесли вере православной великую услугу. А когда он писал их, то Дух Святой, в виде голубя, парил над ним; это часто сподоблялся видеть и архидиакон Григория Петр – муж весьма добродетельный. Беседы святого Григория с сим архидиаконом помещены в особых четырех книгах, преисполненных великой духовной пользы; они содержат в себе краткие сказания житий святых, богоугодно поживших в Италийской земле, и душеспасительные поучения. Святой Григорий пас Церковь Христову тринадцать лет, шесть месяцев и десять дней и преставился ко Господу в царствование греческого императора Фоки»4.

Погребен был святитель Григорий в базилике апостола Петра в Риме. На раке с его мощами была выгравирована эпитафия, где он назывался «консулом Божиим». По его смерти народ стал называть его Великим. Дополнение к имени Двоеслов святитель получил благодаря вышеупомянутым беседам под названием «Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души» (или «Диалоги»). Благодаря этой книге он известен в греческом и славянском мире как Dialogos – Двоеслов, или Собеседователь. После него остались многочисленные сочинения экзегезического, эпистолярного и гомилетического характера. 

Обратимся сейчас к некоторым из них. В частности, о любви мы читаем у святителя: «Как многие ветви происходят от одного корня, так многие добродетели рождаются от одной любви. И ветвь доброго дела не имеет никаких плодов, если не пребывает на корне любви. Поэтому и много заповедей Господних, и одна; много – по разнообразию дел, одна – по корню любви… Истинно мы любим Бога тогда, когда от своих удовольствий стремимся к исполнению Его заповедей. Ибо кто еще развлекается непозволенными пожеланиями, тот не любит Бога подлинно, потому что противоречит Ему своей волей»5. 

О терпении он писал: «Терпение – корень всех добродетелей и их страж. Терпением мы приобретаем наши души, потому что учимся господствовать над самими собой. Терпение состоит в том, чтобы несчастья, наносимые извне, терпеть равнодушно и не иметь никакой досады на того, кто делает нам зло. Пороком же нетерпеливости расстраивается сама питательница добродетелей – разумность, ибо написано: "У терпеливого человека много разума" (Притч. 14: 29). Терпите врагов ваших, но любите, как братьев, тех, которых вы терпите»6. 

О доброделании, подавая в этом прижизненный пример, он назидал: «Как тело ваше вы ежедневно питаете пищей, чтобы оно не ослабевало, так добрые дела да будут ежедневной пищей для вашей души»7.

Остался после святителя Григория и такой светлый гимн, посвященный Великому посту, переведенный С. С. Аверенцевым с латыни на русский:

Поста уставы славные

Открыты волей горнею;

Христос, уставщик Истины,

В том дал пример и правило.

Тем Моисей сподобился

Законы дать блуждающим;

Тем Илия до звезд достичь

Возмог в квадриге огненной.

Тем Даниил, смиритель львов,

Проникнул в тайны Божии;

Тем Иоанн прославился,

Друг Жениха возлюбленный.

В них явлен путь для праведных:

Открой нам путь сей, Господи,

Умножь в нас силу твердую,

Дай свет духовной радости.

Таковым достославным мужем был святитель Григорий, папа Римский, чью память сегодня чтит Святая Церковь. Обратимся и мы к доброму святителю словами тропаря в его честь: «Иже от Бога свыше Божественную благодать восприем, / славне Григорие, / и Того силою укрепляемь, / евангельски шествовати изволил еси. / Отонудуже у Христа возмездие трудов приял еси, всеблаженне, / Егоже моли, // да спасет души наша».

Александра Калиновская


1 Григорий Великий (Двоеслов), святитель. Письма в обитель Синайскую // Воскресное чтение. 1850. № 40.

2 Речь к народу о смертности. Избранные творения / Святитель Григорий Великий Двоеслов; [Общ. Ред.: проф. А. И. Сидоров]. – М. : Паломник, 1999

3 Святоотеческое наследие и церковные древности / А.И. Сидоров. – Москва: Сибирская Благозвонница, 2011

4 Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского / 12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010.

5 Пред очами Божиими : составлено по творениям святителя Григория Двоеслова – Москва : Православное братство святого апостола Иоанна Богослова, 2013

6 Там же

7 Там же