624
И вот, подойдя к современному этапу, мы должны обратить внимание на то, что в настоящее время с одеждой и вообще внешним видом людей оказалось темно связано понятие «мода».
Но и появление моды мы можем проследить в истории. Родиной моды принято считать Францию XIV века. Но законодателем моды в современном понимании можно считать французского короля, который правил уже в веке XVII – это король Людовик XIV, получивший прозвище «Король-солнце». Он был действительно человеком незаурядным, именно ему приписывают громкую фразу: «Государство – это я», как бы иллюстрирующую пик расцвета абсолютизма во Франции. Действительно, по различным показателям Франция времен правления Людовика XIV была одним из лидеров Европы. А в связи с разговором о моде мы его вспоминаем потому, что именно с именем этого монарха связано появление моды на ношение париков. Дело в том, что в молодые годы Людовик XIV имел красивые волосы (а тогда длинные волосы вообще, а у королей тем более тоже были показателями их статуса, а также здоровья и богатства), но довольно рано он начал лысеть, и единственным выходом в такой ситуации для него оказался парик. Учитывая, что рост короля был невелик, объемный парик еще и делал фигуру Людовика XIV более значительной и представительной, что также имело определенное значение. Так что со временем, подражая своему королю, парики начали носить и все придворные. То есть мода появилась не «благодаря», не «для чего-то», а «вопреки»: верные, любящие своего короля подданные решили ему подражать (обратим на это внимание, в основе лежит именно подражание, если я ему подражаю, то я его люблю, уважаю, ценю, боготворю и все, что угодно), при этом мода никак не была связана с какой бы то ни было пользой, а значит и функцией (для придворных), но парики настолько прочно вошли в моду, что почти целый век (до конца XVIII – начала XIX века) парик был неотъемлемой частью гардероба любого знатного мужчины во всех странах Европе.
Согласно словарному определению, мода – «совокупность привычек и вкусов, господствующих в определенной среде в определенное (обычно недолгое) время». Попробую при этом объяснить вам и образно, что такое мода.
Представим себе мощное растущее дерево, под которым мы будем подразумевать культуру, с разговора о ней мы и начали сегодняшнюю нашу беседу. У культуры в первую очередь есть корень, то есть культура вырастает, она не появляется случайно, она имеет традиции, она имеет свою историю, условно скажем, от египетских пирамид до Эйфелевой башни и далее, то есть все развивается во времени. Дальше, у этого дерева есть ветки. Вот каждая из этих веток – это будет в данном случае так называемый стиль, допустим, в архитектуре: античный стиль, романский стиль, готический стиль, барокко, классицизм, рококо, ампир, модерн, и так далее – это каждая ветка, растущая на общем корне. Она растет, на ней распускаются цветы, то есть лучшие памятники, она приносит плоды, то есть показывает свою жизнеспособность. Поэтому это дерево со своими ветками и цветами – это вся культура целиком.
А теперь, что такое мода? Это не одна из веток этого дерева, как это может казаться. Мода – это птичка, которая прилетела на это дерево, села на одну веточку, на другую веточку и на третью: здесь поклевала, там посидела. То есть она потребляет, ничего не приносит, но забирает готовый продукт. Так вот современная мода тесно связана с моделью потребления. Потому-то мы сегодня и говорим: «общество потребления», «эпоха потребления», даже «культура потребления».
Вот и в наше время мода зачастую оказывается на первом месте, зачастую перемещая на второй и последующий планы вопросы целесообразности, комфорта и даже эстетики. Мода становится выразителем бессмысленного или несуразного только потому, что важно отказаться от прежде модного и доминировавшего еще в прошлом сезоне. При этом вновь в определенной степени становится актуальной социальная функция моды: происходит дифференциация общества именно на основе внешних различий (одет модно или немодно), без учета таких показателей, как наличие образования, профессиональных успехов.
Итак, мода – та самая птичка, которая прилетела на наше воображаемое дерево культуры и позаимствовала нужное для себя. И вот она диктует все условия: посмотрим, ведь существует мода на спорт, на определенное питание (здоровый образ жизни), на домашних животных, на хобби, на гаджеты. Так постепенно мода фактически стала главной составляющей нашей жизни.
А теперь давайте посмотрим, как эта мода существует на примере одежды. Только что мы сказали, что мода ничего не создает, но лишь берет готовые варианты, поэтому то, что было модно вчера, не будет модно завтра, так как в этом и заключается задача моды. Задача моды сделать следующее: как можно быстрее и как можно больше создать нового продукта, который должен быть затем скорее реализован (продан), что и отличает эпоху потребления.
Но обратите внимание, друзья мои, как бы мода ни старалась идти вперед, но в любом случае у человека две ноги, поэтому брюки все равно будут состоять из двух составляющих. Все остальное – это будут только вариации. Но мода обязана каждый раз предлагать что-то новое, и, это тоже важно, поэтому еще раз напомню, мода может быть со знаком минус. В современную моду могут вноситься элементы из другой эпохи, из другой культурной среды, из другой профессии. Когда в качестве модного предлагается обращение к одежде английских крестьян такого-то века, или мужчине предлагается носить юбки (в действительности это килт), как в Шотландии, однако там это связано не с модой, а именно потому, что этот элемент национальной одежды – часть культурного наследия шотландцев. В случае же, когда это становится частью модной тенденции повсеместно, связь с исконной национальной традицией прерывается, при этом собственные традиции принимающей стороны оказываются забыты.
Продолжение следует...