Встреча-беседа «Духовные основы русской литературы». Часть 3

Московская Сретенская  Духовная Академия

Встреча-беседа «Духовные основы русской литературы». Часть 3

351



Встреча о духовных основах русской литературы доктора филологических наук, кандидата культурологии, профессора Александра Николаевича Ужанкова с учащимися школ Самары, которая прошла 18 февраля 2025 г. в Сретенской духовной академии в рамках совместного Просветительского проекта с Финансовым университетом.

Теперь хотелось бы сказать несколько слов о повести Н.В. Гоголя «Шинель», главный герой которой – Акакий Акакиевич Башмачкин. Для меня важно показать, как отыскать ключ к пониманию образа Акакия Акакиевича, чтобы можно было видеть, что на духовных основах зиждутся произведения не только А.С. Пушкина. Пушкин родоначальник этого, хотя в некотором смысле его предшественниками можно считать В.А. Жуковского и Н.М. Карамзина. Однако именно из произведений А.С. Пушкина вырастает творчество и Н.В. Гоголя, и М.Ю. Лермонтова, и Ф.М. Достоевского. Именно он отыскивает и закладывает все это в русскую литературу, он – первопроходец, поскольку до него больше зачитывались литературой европейской.

«Акакия Акакиевича духовно согревала вечная идея будущей шинели. Не вечная идея будущей жизни души, а вечная идея будущей шинели, то есть чего-то материального»

Так у Н.В. Гоголя: в некоем ведомстве (департаменте) служил Акакий Акакиевич Башмачкин. Имя «Акакий» значит «незлобивый», но Акакий Акакиевич, то есть незлобивый вдвойне. И вот, как пишет Н.В. Гоголь, его герой «с некоторого времени начал чувствовать, что его как-то особенно сильно стало пропекать в спину и плечо, несмотря на то что он старался перебежать как можно скорее законное пространство. Он подумал наконец, не заключается ли каких грехов в его шинели. Рассмотрев ее хорошенько у себя дома, он открыл, что в двух-трех местах, именно на спине и на плечах, она сделалась точная серпянка; сукно до того истерлось, что сквозило, и подкладка расползлась». Теперь нужно выправить новую шинель. И потому неслучайно писатель и называет свое повествование – «Шинель». Он показывает, что в принципе у каждого человека есть какая-то мечта в жизни, своя шинель.

Портной Петрович, к которому Акакий Акакиевич приносит шинель для починки, говорит о невозможности это сделать и уверенно сообщает, что нужна новая шинель, которая обойдется для Акакия Акакиевича в 150 рублей. И поняв, что «без новой шинели нельзя обойтись, [он] поник совершенно духом». Акакий Акакиевич решает экономить на всем, с тем чтобы накопить деньги и купить себе новую шинель, и Н.В. Гоголь замечает: «сначала ему было несколько трудно привыкнуть к таким ограничениям, но потом как-то привыклось и пошло на лад; даже он совершенно приучился голодать по вечерам; но зато он питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели». Это неслучайная фраза писателя: его Акакия Акакиевича духовно согревала вечная идея будущей шинелиНе идея вечной будущей жизни души, а идея будущей шинели, то есть чего-то материального.

При этом Н.В. Гоголь дважды замечает, что у Акакия Акакиевича оклад был четыреста рублей в год («Так протекала мирная жизнь человека, который с четырьмястами жалованья умел быть довольным своим жребием…», «Есть в Петербурге сильный враг всех, получающих четыреста рублей в год жалованья или около того»), значит в месяц это тридцать четыре рубля. И Акакий Акакиевич решил в течение года копить, ограничивая себя практически во всем. 

Тут возникает вопрос (я люблю считать!): «Сколько нужно не есть и не пить, ограничивать себя», если даже шинель будет стоить сто пятьдесят рублей? Примерно полгода, чтобы накопить на нее. Но дело все в том, замечает Н.В. Гоголь, что у Акакия Акакиевича была привычка с каждого рубля по грошику (это две копейки) класть в кубышку, и так за какое-то время в этой кубышке накопилось сорок рублей: «Акакий Акакиевич имел обыкновение со всякого истрачиваемого рубля откладывать по грошу в небольшой ящичек, запертый на ключ, с прорезанною в крышке дырочкой для бросания туда денег. По истечении всякого полугода он ревизовал накопившуюся медную сумму и заменял ее мелким серебром. Так продолжал он с давних пор, и, таким образом, в продолжение нескольких лет оказалось накопившейся суммы более чем на сорок рублей».

Кроме того, важно заметить, что Петрович сначала заломил такую большую цену в сто пятьдесят рублей, а потом оказалось, что он возьмется пошить шинель и за восемьдесят рублей. Значит, не есть и не пить нужно уже по времени не полгода, а примерно три месяца. А если в кубышке сорок рублей, то и вовсе полтора месяца. Почему же Акакий Акакиевич решил копить год, ограничивая себя во всем, даже в чае? Фунт чая стоил полтора рубля. Замена подошвы у обуви, в которой он ходил, в случае если бы она пришла в негодность, стоила два рубля. Свечи, на которых тоже решил экономить гоголевский герой, стоили двадцать копеек: «Акакий Акакиевич думал, думал и решил, что нужно будет уменьшить обыкновенные издержки, хотя, по крайней мере, в продолжение одного года: изгнать употребление чаю по вечерам, не зажигать по вечерам свечи, а если что понадобится делать, идти в комнату к хозяйке и работать при ее свечке; ходя по улицам, ступать как можно легче и осторожнее, по камням и плитам, почти на цыпочках, чтобы таким образом не истереть скоровременно подметок». Можно ли на этом накопить? Нельзя.

«“Шинель” Н.В. Гоголя – это иллюстрацию к евангельским словам “Не собирайте себе сокровищ на земле” (Мф. 6:19)»

Но дело еще и в том, замечает «хитрый» Н.В. Гоголь, что к празднику Акакию Акакиевичу должны были дать премию в размере жалования, то есть сорок рублей, а дали шестьдесят рублей («директор назначил Акакию Акакиевичу не сорок или сорок пять, а целых шестьдесят рублей»). А сорок рублей и шестьдесят рублей, сколько всего будет? Сто. А шинель сколько стоит? Восемьдесят. Зачем же он целый год копил? Кто-нибудь арифметикой занимался, когда читал это произведение? Понимаете, наши писатели XIX века все время задают нам умственные загадки. Умственные – значит духовные загадки, чтобы мы их отгадывали. Дело в том, что, к сожалению, представители светского общества XIX века не читали Евангелие. Поэтому Евангельские истины можно было донести только посредством художественного произведения, и вот Н.В. Гоголь это и делает. Это иллюстрация евангельских слов, в которых сказано: Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут (Мф. 6:19-20).

Что происходит с Акакием Акакиевичем в первую же ночь, когда он надел новую шинель? Те самые воры, о которых предупреждает Евангелие, похитили его богатство. И что происходит с Акакием Акакиевичем? Он умирает. Он не смог пережить этого. Он умирает, но по Петербургу поползли слухи, что появилось приведение, которое срывает шинели с чиновников, и в этом приведении узнали образ бедного чиновника Акакия Акакиевича. А это продолжение евангельских слов: ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6:21). Где осталось богатство Акакия Акакиевича? На земле, это – шинель. Значит куда его душа возвращается? На землю. Оказывается, Н.В. Гоголь написал такую иллюстрацию к евангельским словам.

И важно понимать, что любое классическое произведение русской литературы можно и нужно разбирать именно с таких позиций. Почему русская литература XIX века считается «золотым» веком мировой литературы? Потому что та глубина, которая заложена в русской литературе ее первыми писателями - святыми, больше не присутствует ни в одной литературе мира, потому что она основана на Евангелии и направлена на спасение души человека. И еще раз важно повториться, что в русской литературе путь героя лежит или к Богу, или от Бога. Но самое главное, что писатели наши всегда помнили и говорили о вечной человеческой душе. Вот на этом мы и закончим сегодняшнюю нашу встречу. Спасибо!

Продолжение следует...