370
В современное время прослеживается культ самодостаточности, надменности и тщеславия, который тесно связан с человеческой гордыней. Гордыня выдвигается в качестве добродетели, потому что она ассоциируется в современном мире с уверенностью, стойкостью и независимостью. Это безвозвратно меняет человеческие взаимоотношения, подменяются стандарты и нормы общения в социуме. Отсюда рождается круг проблемных ситуаций: люди ссорятся, обижаются, и так как каждый видит правду за собой, то конфликты не решаются.
У Клайва Льюиса в «Расторжении брака» есть интересные слова: «Вспомни: испорченный ребенок скорее останется без обеда, чем попросит прощения. У детей это зовется капризами. У взрослых этому есть сотни имен – гнев Ахилла, горечь Кориолана, достоинство, уважение к себе». И такое уважение к себе, или же чувство собственного достоинства, мешает человеку попросить прощения.
Даже если человек и просит прощения или прощает, то здесь появляется следующая проблема: какой смысл вкладывается в понятие «прощение»? В современном мире прощение часто воспринимается поверхностно, как формальность или способ избежать конфликта, при этом не затрагиваются глубинные причины разногласий. Иногда прощение становится инструментом манипуляции, когда один человек требует прощения, не признавая своей вины, или когда прощение используется для того, чтобы сохранить видимость мира, не решая сути проблемы. И чтобы лучше понять, что есть прощение в действительности, обратимся к Священному Писанию.
В Библии прощение связано с несколькими аспектами. Во-первых, прощение – это освобождение от греха. Своего рода очищение или омовение от духовного загрязнения. Например, как говорит псалмопевец Давид, «наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя» (Пс. 50: 4). Или: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» (Пс. 50: 12).
В Библии свойство прощать, то есть очищать от грехов, приписывается Самому Богу, поэтому, прощая, мы переламываем свою грешную природу и подражаем Богу. Кульминацией этого прощения могут быть слова Христа на Кресте, когда Он, испытывая тяжелейшие страдания, взывает к Богу Отцу о прощении Его гонителей: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23: 34). И каждый раз, когда мы совершаем грехи, из-за которых Господь Иисус Христос воплотился и пострадал, чтобы избавить нас от порабощения греху, мы распинаем Бога. А Он все также просит о нас прощения перед Отцом как единственный Ходатай между Богом и нами (см.:1 Тим. 2: 5). И мы получаем прощение в таинстве Исповеди. Таким образом, прощение как избавление от греха и зависимости от него возможно только при условии веры в искупительный подвиг Иисуса Христа.
Интересное наблюдение по поводу ветхозаветных жертвоприношений. Все эти жертвы не могли избавить человека от виновности. Иудеи закалывали животных и приносили их в жертву в знак того, что любой грех ведет к смерти, и они, согрешивши, достойны смерти. Однако в знак искупления приносили в жертву животных. И с приходом Христа такие жертвы потеряли свою силу, так как Сам Христос принес Себя в Жертву в искупление наших грехов, поэтому покаяние и истинное прощение, освобождение от греха возможно только в условии христианства.![]()
Каждый раз, когда мы совершаем грехи, мы распинаем Бога
![]()
Настоящее прощение грехов, согласно Священному Писанию, заключается в том, что Христос «грехи наши Сам вознес телом Своим на древо» (1 Пет. 2: 24), или, как сказано у апостола Павла, Бог их «пригвоздил ко кресту» (Кол. 2: 14). Это означает, что через Жертву Христа человек освобождается не только от вины за грехи, но и от их власти над собой. Прощение – это не просто снятие вины, но и освобождение от рабства греху, от зависимости, которая порабощает человека.
Также в Библии греховность часто ассоциируется с физическими недугами и болезнями, поэтому в Писании мы находим отрывки, где прощение грехов рассматривается не только как духовное освобождение, но и как исцеление тела. Например, история об исцелении расслабленного в Капернауме, когда больного спустили через кровлю дома из-за большого количества людей, находившихся в доме. Христос ему сказал: «Чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2: 5). И после: «Встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (Мк. 2: 11).
Таким образом, Иисус Христос, прощая грехи, одновременно исцелял людей от болезней, показывая тем самым, что грех и физическое состояние человека тесно связаны, и Божие прощение освобождает человека от последствий греха, включая болезни и страдания.
Однако прощение как восстановление отношений не ограничивается только связью человека с Богом. Оно также затрагивает отношения между людьми. Грех не только разделяет человека с Богом, но и разрушает единство в человеческом обществе, порождая вражду, недоверие и отчуждение. Через прощение, дарованное во Христе, люди получают возможность восстанавливать разрушенные связи, учиться прощать друг друга и жить в мире и единстве. Как говорит апостол Павел, «Христос есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду» (Еф. 2: 14).
Получается, что прощение – это не только личное освобождение от вины и последствий греха, но и восстановление целостности в отношениях, причем как вертикальных, между человеком и Богом, так и горизонтальных, между людьми.
Третий аспект. Прощение – это акт милосердия и любви со стороны прощающего. В парадигме взаимоотношений Бога и человека прощение не заслужено и не может быть достигнуто человеческими усилиями. Это дар, который Бог дает по Своей благодати. В Новом Завете эта идея раскрывается через Жертву Иисуса Христа, Который Своей смертью и Воскресением даровал прощение всему человечеству. Как пишет апостол Павел, «в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его» (Еф. 1: 7).
В парадигме взаимоотношений между людьми оно требует такой же любви и жертвы. Например, история про Иосифа и его братьев, которые из зависти продали его в рабство купцам, направлявшимся в Египет. Много лет спустя, когда Иосиф, став правителем Египта, встретил своих братьев, он мог бы отомстить им за причиненные страдания. Однако Иосиф выбирает путь прощения, говоря: «Вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро» (Быт. 50: 20). Его прощение было актом милосердия, основанным на понимании того, что Бог действует даже через человеческие ошибки и зло, чтобы привести к добру.
Эта история показывает, что истинное прощение требует не только отказа от мести, но и способности увидеть в сложных обстоятельствах Божию волю, ведущую к исцелению и восстановлению. Иосиф не просто прощает братьев, но и заботится о них, обеспечивая их всем необходимым. И его прощение становится актом любви, который восстанавливает разрушенные отношения и создает основу для новых отношений.
Таким образом, прощение в библейском понимании – это не просто акт примирения, а глубокий духовный процесс, который затрагивает как прощающего, так и просящего прощение. Правильное понимание прощения связано с искупительным подвигом Иисуса Христа, который позволяет человеку в акте прощения искоренить грех и освободиться от его последствий.
В современном мире, где гордыня и самодостаточность часто затмевают истинные ценности, обращение к библейскому пониманию прощения может стать ключом к преодолению конфликтов и восстановлению подлинных человеческих отношений. Прощение – это не проявление слабости, но, наоборот, – мужества и силы. Оно напоминает нам о том, что только через любовь, милосердие и смирение мы можем искоренить обиды, обрести истинный мир и гармонию как с Богом, так и друг с другом.
1 марта 2025