Любовь никогда не перестает

Московская Сретенская  Духовная Академия

Любовь никогда не перестает

1049



Беседа 21 из цикла «Гимн любви в Послании апостола Павла к Коринфянам»

Мы говорили в предыдущие разы, что разбираем на наших встречах «Гимн любви», который написал апостол Павел по благодати и просвещению Духом Святым. Говорили о том, что «любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13: 4–7). И сегодня посмотрим последнее определение, которое апостол Павел дает любви: «Любовь никогда не перестает» (1 Кор. 13: 8). 

На новогреческом языке эти слова толкуются так, что любовь никогда не перестанет существовать. Полагаю, что это не совсем верное толкование. Мы можем сказать, что любовь не перестанет существовать, но добавим еще, что она никогда не угасает, не иссякает, не теряет силы. Любовь всегда остается той же, неизменной. Она не меняется, ей не свойственны возрастания-угасания, падения и взлеты. Ей не свойственно: сегодня тебя люблю, а завтра ненавижу; сегодня люблю тебя, а завтра не знаю тебя; вчера любил, сегодня не люблю. Любовь никогда не перестает. 

Почему же любовь не перестает? Потому что любовь – это дарование Духа Святого, дарование Божие. А поскольку это дарование Божие, то оно никогда не иссякнет. Когда Бог дает такое дарование какому-то человеку, человек не может почувствовать, что любовь его умалилась. Ведь Бог, как мы говорили много раз, любит всех независимо и без исключений, не делает различий. Так же, как Он любит Богородицу, так же любит и диавола. Богородица – это крайнее воплощение святости, а диавол – крайнее воплощение зла. Однако Бог любит каждого одинаковым образом. Разница, конечно, есть. В чем она заключается? Поскольку Богородица любит Бога безраздельно и соединена с Ним абсолютно, поэтому та любовь, Которую Бог имеет по отношению к Ней, исполняет сущность Богородицы. Потому Она и стала Святейшей всей твари. 

А сатана, диавол, полностью отвергает любовь Божию, и внутри него нет ни росинки любви Божией, ни капли. И он не просто не любит Бога, он ненавидит Бога. Он ненавистник добра, ненавистник Бога. Он ненавидит Бога и враждует против дел Божиих, нападает и борет людей, которые любят и служат Господу. 

Но Сам Бог никогда не предпочитает кого-то в Своей любви. Он не любит одного много, а другого – мало. Бог не может сказать: «Знаешь, вчера Я любил тебя, потому что ты был хорошим парнем, а сегодня Я тебя не люблю, потому что ты плохой парень». Или: «Вчера Я тебя любил, потому что ты делал добрые дела, а сегодня Я тебя не люблю, потому что ты грешишь». Нет. Бог любит всегда без каких-либо изменений в Своей любви. Если бы любовь Бога была переменчивой, то это означало бы, что Он имеет страсти, Ему не свойственны изменения и перемены. Бог же неизменен, неизменен в любви. 

Бог любит беспредельно

Он любит человека боголепно, то есть как Бог, Который не имеет предела в Своей любви. Не существует границ в Его любви. Мы говорим, что Бог любит боголепно, так, как свойственно любить Богу. Как же любит Бог? Бог любит беспредельно, Его любви невозможно установить границ и дать определение. 

Мы, люди, иногда говорим: «Я люблю тебя всем своим существом, люблю тебя безгранично». Это значит, что я люблю человека, не ощущая границ в моей любви, ощущаю бесконечную, бескрайнюю любовь к нему. Представьте, если мы, люди, будучи от природы ограниченными существами, любим, как мы полагаем, своего брата безгранично, то как любит Бог? Что значит эта любовь Божия, которая есть безграничная любовь, необъятное промышление Божие о каждом человеке без исключения! Бог заботится о каждом человеке! Абсолютно, без исключения. Не существует человека, который любим Богом меньше, даже на тысячную долю. Никакой разницы абсолютно. Поэтому, когда мы проснемся от этого летаргического сна нашей временной жизни, тогда мы поймем, что Бог сделал ради нас всё. Возлюбил нас до конца, совершенно. Возлюбил безграничной любовью, боголепно нас возлюбил Бог. Поэтому ничто не сможет нас оправдать, если мы отвергнем Бога. Мы не сумеем ничего сказать в оправдание, потому что сами потеряли общение с Богом в своем сердце. Мы не сможем сказать: «Боже мой, мне не повезло, не досталось мне Твоего внимания. Ты не обращал на меня внимания, как должно». Или: «Ты не любил меня, как Ты любил старца Паисия, Ты не любил меня, как любил апостолов и Богородицу, Матерь Твою». Нет, Бог любит всех нас одинаково. 

Но у человека, когда он достигает совершенной любви по благодати Божией, его любовь тоже никогда не перестает, она не изменяется, не угасает. Она не зависит от внешних обстоятельств. Ей не свойственно такое: «Я тебя люблю, потому что ты меня любишь, а если ты меня не любишь, то и я тебя не люблю». Очень часто такая любовь, мирская, так рассуждает: «Да, я люблю своего мужа, но если он допустит какую-то ошибку, если он предаст меня, то я никогда его не прощу. Я прогоню его, разведусь с ним, плюну в него». Есть даже такие, которые говорят: «Я его убью!» Жена так говорит, не обращая внимания на то, что сама творит. Но такая любовь – вовсе не любовь. Не бывает любви, которая когда-то может измениться: «Сейчас я тебя люблю, потому что ты меня любишь, а если перестанешь меня любить, то и я перестану тебя любить. Если ты предашь меня, то я не стану тебя любить. Если ты не сделаешь мне того, что я хочу, то я не буду тебя любить». Все это нездоровые вещи, свойственные человеку. Человеческие нездоровые вещи, которые, как мы должны понять, не принадлежат настоящей любви. Любовь никогда не перестает. Если ты любишь другого человека, то эта любовь не изменяется, не уменьшается, не угасает никогда. Всегда она пребывает той же. Такая любовь должна была быть в нас изначально. 

Такая любовь обращена сначала к Богу. Апостол говорит о Божественной любви. Поэтому и в Церкви, когда человек исцеляется, его первым движением будет стремление любить не какую-то девушку или молодого человека, а Бога. Иногда ребята приходят на Исповедь, и понимаешь, что они любят кого-то, и вокруг этого чувства у них начинаются сомнения и разные переживания, которые их заботят. Да, хорошо, это понятно, это человеческое, естественное. Мы люди: кто-то из нас женится, кто-то из девушек выйдет замуж. Конечно, необходимо, чтобы люди полюбили друг друга, поженились. Но заметно, что их занимает вовсе не любовь к Богу. Я иногда спрашиваю: «А ты так же любишь Бога, как своего возлюбленного?» Отвечает: «Нет». Жалко. Потому что мы строим свою любовь на человеческих критериях. Поэтому брак дает трещину на своем пути. Если бы он строился на любви к Богу и полагал бы эту любовь целью своей связи (между мужчиной и женщиной), зиждился бы на стремлении к вечному единению с Богом, то сколько сложностей не встретилось бы тогда на пути в жизни этих людей! Они сумели бы преодолеть их иным образом и иной силой. 

Поэтому мы должны знать, что любовь должна устремляться сначала к Богу. А когда человек любит Бога, в продолжение этой любви он начнет одновременно любить и своих братьев, любить каждого человека, любить творения и создания Божии, любить себя самого правильно. Бог существует как центральная ось, вокруг которой – все остальное, а когда убираешь эту ось, то все остальное перепутывается. Человек начинает любить себя самого эгопатично. Как это? Когда ты постоянно говоришь: «Мне нравится так! Я хочу так! Так мне удобнее, так мне приятно. Так я могу себя выразить». И начинаются бесконечные «я» во всех грамматических склонениях. 

Потом человек начинает любить своего брата не бескорыстно, а корыстолюбиво. Люблю своего брата, потому что чего-то хочу от него. Даже если и ничего не хочу, никакой материальной выгоды нет для меня, но я хочу, чтобы он меня любил, я хочу его любить, и чтобы он меня любил. Это тоже корыстолюбие. Я хочу любить своего брата независимо от того, любит ли он меня или нет. Это его собственная тема – любит он меня или нет. Если любит меня – хорошо. А если он меня не любит, важно, чтобы я его любил. Это искомое, это означает, что я исцелился. 

Я люблю то, что меня окружает, не превращая в идола. Беру свою собачку и начинаю ее ублажать, не разлучаюсь с ней, в кровати она со мной спит. Я рассказываю ей сказки на ночь, пока она не заснет. Вы смеетесь, но эта проблема поклонения собакам огромная! Мы перепутали что-то в своем отношении к собакам. Они, бедные, не знают, куда им от нас деться. Мы извратили даже природу животных, их естество. Они становятся идолами, мы делаем их идолами. 

Итак, любовь устремляется к Богу. Как эта любовь может не угаснуть и не прекратиться? Когда человек действительно убирает эгоизм изнутри. Эгоистичный человек не сможет полюбить никогда. Он любит себя, любит свои идеи, любит свои теории, свои идеологии. 

Знаете, что я недавно услышал? Какие-то люди поругались из-за футбола. Это была семейная пара (точнее не семейная, а современная пара, которая вроде бы семейная, но не семейная, которые любят, но не любят, не женятся, другие у них планы). Девушка сказала парню что-то о футбольной команде, которую, разумеется, он обожал, а он ответил ей: «А я люблю свою команду больше, чем тебя! И поскольку ты меня не поддержала, когда я нервничал, переживал, что моя команда проигрывает, то я бросаю тебя». 

Партии, идеологии… Раньше на Кипре были разные партии, не знаю, будут ли снова. И семья выбирала, за какую они партию, – левую, правую. Но это все не предпосылки для любви. Все это эгоизм. А когда есть эгоизм, то любовь находится словно поверх бомбы, которая обязательно взорвется в какой-то момент, и все взлетит на воздух. Не существует любви там, где есть эгоизм. А эгоизм проявляется, когда мы настаиваем на том, чего мы хотим, на том, во что мы верим, на том, что мы считаем само собой разумеющимся. Отстаиваем вещи, которые мы не обсуждаем, а считаем их «красными линиями».

Эгоистичный человек не сможет полюбить никогда

Любовь не может никогда иссякнуть тогда, когда человек, стремящийся любить, смиренный человек, устремляет свою любовь к Богу, а в Боге любит своих ближних, себя самого, свое окружение и не ищет своего, не требует ничего для себя. Ему довольно любить брата своего, он готов отдать свою любовь ближнему, а если люди состоят в браке, то он отдает и душу, и тело свои всецело Богу, во-первых, а в Боге – и другому человеку. Не так, чтобы стать рабом, а наоборот, чтобы стать по-настоящему свободным и обрести истинный смысл своего существования.

На этом остановимся, я не стану говорить ничего больше, потому что мы должны завершать уже беседовать о «Гимне любви». Однако кое-что еще я скажу об окончании 13-й главы, которая повествует о любви. 

Апостол Павел говорит о том, что в конце останутся три добродетели: вера, надежда и любовь. «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор. 13: 13). Большая из них – это любовь. Величайший дар Духа Святого – это любовь. Почему? Потому что она делает нас подобными Богу. Как Бог есть любовь (см.: 1 Ин. 4: 16), так и человек призван стать подобным своему Богу Отцу. В первом стихе 14-й главы он говорит: «Достигайте любви» (1 Кор. 14: 1). Не довольствуйтесь просто попыткой: получится-не получится, но достигайте дел любви. Как человек достигает любви? Ему достаточно постепенно следовать по пути любви. То есть никто не научится любить, если не начнет с самых простых вещей. От самого-самого малого, принося в жертву свое время, свое расположение, свои благополучие и комфорт, и достигая совершенства, когда он отдает всего себя, как сделал Христос.

Задавайте вопросы.

Я спрошу не по теме. Когда мы услышим по радио и телевидению, что настали мир и безопасность, это будет означать, что пришел конец мира? Это слова из Первого послания к Фессалоникийцам, 5 глава, 3 стих. И апостол Иоанн в Откровении об этом говорит.

– Сейчас прочитаю. «Ибо когда будут говорить: мир и безопасность, тогда внезапно постигнет их пагуба» (1 Фес. 5: 3). Когда вам будут обещать, что все хорошо, все безопасно и надежно, тогда придет день Господень. По радио не объявят, что наступает Второе Пришествие. «День Господень так придет, как тать ночью» (1 Фес. 5: 2). Никто этого не будет ожидать. Когда мы будем полагать, что все в полном порядке, все замечательно, мир и безопасность царят, тогда наступит этот день.

– То есть не будет войн?

– Нет, не будет.

– Апостол Иоанн любил Христа больше других учеников. На Кресте Христос позвал ученика, которого любил. То есть Он любил Иоанна Богослова больше других? Или апостол любил Христа больше всех?

– Нет, Христос всех любил одинаково. Не было у Христа особого отношения к апостолу Иоанну. 

Ученики любили Христа по-разному. Потому что они были людьми. Иоанн любил Христа больше других, поэтому его стали называть возлюбленным учеником, потому что он был больше всего открыт любви Христовой. 

– Какие добродетели помогают достигать любви? Смирение? Бесстрастие, послушание? Отсечение своей воли?

– Все! Все добродетели, которые передал нам Христос в Евангелии и о которых писали святые отцы. Когда все добродетели поместятся в сосуд, тогда получится экстракт (пемптусия), который называется любовь. Смирение, аскеза, молитва, бдение, поучение – все важно, все, что человек делает ради Господа. Любой духовный труд, который исполняется правильно, приведет к любви. Потому что любовь – это совершенное здоровье. Здоровый человек – этот тот, кто любит. А тот, кто не любит, – больной человек. 

– Совершенной любви не бывает без бесстрастия? Когда остается самый малый след страсти, любить не получается?

– Когда человек страстный, то это означает, что, пока в нем жив ветхий человек, существует эгоизм. А когда человек связан страстями, то он не может жить любовью, не может иметь чистой любви внутри себя. Есть еще изъяны, которые надо очистить. Как раковые клетки. Когда они существуют, то они будут вредить.

Митрополит Афанасий Лимасольский

Перевела с греческого Мария Орехова

Источник: www.omilies.net